Мэтью Липман
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2011 г. ) |

Мэтью Липман (24 августа 1923 года в Вайнленде, штат Нью-Джерси — 26 декабря 2010 года в Вест-Ориндже, штат Нью-Джерси ) признан основателем современного движения «Философия для детей» . Его вера в то, что дети обладают способностью абстрактно мыслить с раннего возраста, привела его к убеждению, что образование детей должно быть сосредоточено на том, чтобы помочь им улучшить свои навыки рассуждения, исследования и суждения.
Жизнь
[ редактировать ]Липман служил в армии США во время Второй мировой войны, участвуя в кампаниях во Франции, Германии и Австрии. Он был стипендиатом Фулбрайта в Сорбонне в Париже с 1950 по 1951 год, где он познакомился и женился на другой стипендиате Фулбрайта, Виноне Мур , которая стала первой афроамериканкой, избранной в Сенат штата Нью-Джерси. Липман защитил докторскую диссертацию. получил степень доктора философии в Колумбийском университете в 1953 году, где он встретился и начал переписку с американским философом Джоном Дьюи. Его диссертация, вдохновленная Дьюи, была опубликована в 1967 году под названием « Что происходит в искусстве» .
В 1954–972 годах Липман был профессором философии в Колледже фармацевтических наук при Колумбийском университете, а в 1962–1972 годах он занимал там должность кафедры общего образования. В эти годы его наставником, подружился с ним и посвятил большую часть своих исследований метафизической системе американского философа Джастуса Бухлера.
В 1972 году Липман покинул Колумбию и поступил в Государственный колледж Монклера , где в 1974 году стал соучредителем Института развития философии для детей (IAPC). [1] с Энн Маргарет Шарп. Липман изобрел жанр учебного философского романа для детей, начиная с «Открытия» Гарри Стоттлмейера , которое он пилотно опробовал в школах Монтклера и Ньюарка при поддержке грантов Фармацевтического колледжа и Национального фонда гуманитарных наук. Липман написал серию из девяти философских романов для классов от начальной до средней школы, каждый из которых сопровождается учебными пособиями, которые он написал в соавторстве с Шарпом и другими коллегами. Липман и Шарп выдвинули теорию «сообщества философских исследований» как протокола детской философской практики и провели курсы и семинары по профессиональному развитию по этому протоколу для философов и учителей во всем мире. В 1979 году Липман запустил «Мышление: философский журнал для детей» в качестве редактора журнала .
Липман был плодовитым ученым. Помимо своих учебных программ, он опубликовал 14 книг, 53 главы книг, 83 статьи в научных журналах и множество статей в профессиональных журналах. Его стипендия была сосредоточена на теории человеческого мышления и суждения, в которой он объединил прагматическую теорию исследования с социальной психологией, а также на реформе образования. Его самой важной работой были два издания книги «Мышление в образовании» (Cambridge University Press, 1991, 2003).
Липман был удостоен звания заслуженного стипендиата университета Монклера в 1995 году. Он получил степени почетного доктора Колледжа Куинси (Иллинойс, 1988 год) и Университета Монс-Эно (Бельгия, 1994 год). Липман вышел на пенсию в 2001 году. В том же году он получил премию Американской философской ассоциации и Центра философской документации за выдающиеся достижения и инновации в философских программах. В 2008 году IAPC опубликовал его автобиографию « Жизнь, обучающая мышлению» . Липман умер в 2010 году.
Липман умер в возрасте 87 лет в Вест-Ориндж, штат Нью-Джерси , 26 декабря 2010 года от осложнений болезни Паркинсона . [2]
Академический график
[ редактировать ]- Бакалавриат в Стэнфордском университете, Калифорния; Американский университет Шривенхема, Англия; Школа общих исследований Колумбийского университета, Нью-Йорк.
- 1948 г. – бакалавр наук, Колумбийский университет, общие исследования.
- 1953 г. – преподаватель философии Бруклинского колледжа , весна.
- Аспирантура Колумбийского университета; Сорбонна , Париж; Венский университет , Австрия.
- 1953 г. – доктор философии, Колумбийский университет.
- С 1953 по 1975 год – адъюнкт-ассистент и доцент Школы общих исследований Колумбийского университета .
- С 1954 по 1972 год - ассистент, доцент и профессор философии Колледжа фармацевтических наук Колумбийского университета (также в этот период был председателем кафедры общего образования).
- 1954–1962 гг. – преподаватель философии и современной цивилизации Колумбийского колледжа Колумбийского университета.
- 1955–1963 гг. – преподаватель современной цивилизации в музыкальном колледже Маннеса , Нью-Йорк.
- 1960–1972 гг. – заведующий философским факультетом вечернего отделения школы Баруха Городского колледжа Нью-Йорка.
- 1961–1963 гг. – преподаватель современной цивилизации Инженерного колледжа Колумбийского университета.
- 1962–1972 гг. – председатель факультета общего образования Колледжа фармацевтических наук Колумбийского университета.
- 1963–1964 — приглашенный профессор философии Колледжа Сары Лоуренс .
- С 1972 по 2001 год – профессор философии Государственного колледжа/университета Монклера.
- С 1974 по 2001 год – директор Института развития философии для детей Государственного колледжа/университета Монтклера.
Библиография
[ редактировать ]- Что происходит в искусстве (Нью-Йорк: Appleton Century Crofts, 1967).
- Открывая философию (1-е издание, Нью-Йорк: Appleton Century Crofts, 1969; 2-е издание, Englewood Cliffs, Prentice Hall, 1977).
- Современная эстетика (Бостон: Аллин и Бэкон, 1973).
- Открытие Гарри Стоттлмайера (Нью-Джерси: IAPC, 1974).
- Философское исследование (Инструкция по сопровождению открытия Гарри Стоттлмайера) с Энн Маргарет Шарп (Нью-Джерси: IAPC, 1975). Второе издание: Философское исследование, с Энн Маргарет Шарп и Фредериком С. Осканяном (Нью-Джерси: IAPC, 1979), опубликовано совместно с University Press, 1984.
- Философия для детей (под редакцией Террелла Уорда Байнама) (Оксфорд: Бэзил Блэквелл, 1976).
- Лиза (Нью-Джерси: IAPC, 1976), 2-е издание, IAPC, 1983.
- Этическое исследование с Энн Маргарет Шарп и Фредериком С. Осканяном (Нью-Джерси: IAPC, 1977), 2-е изд., IAPC и UPA, 1985.
- Философия в классе с Энн Маргарет Шарп и Фредериком С. Осканяном (1-е издание, Нью-Джерси: IAPC, 1977. 2-е издание, Филадельфия: Temple University Press, 1980).
- Взрослея с философией, изд. с Энн Маргарет Шарп (Филадельфия: издательство Temple University Press, 1978).
- Суки (Нью-Джерси: IAPC, 1978).
- Марк (Нью-Джерси: IAPC, 1980).
- Написание: Как и Почему (инструкция для сопровождения Суки; Нью-Джерси: IAPC, 1980).
- Социальное исследование (инструкция для сопровождения Марка; Нью-Джерси: IAPC, 1980).
- Пикси (Нью-Джерси: IAPC, 1981).
- Кио и Гас (Нью-Джерси: IAPC, 1982).
- В поисках смысла (с Энн Маргарет Шарп) (Нью-Джерси: IAPC, 1982) UPA, 1984.
- Удивляясь миру (с Энн Маргарет Шарп) (Нью-Джерси: IAPC, 1984).
- Эльф (Нью-Джерси: IAPC, 1987).
- Гарри Прайм (Нью-Джерси: IAPC, 1987).
- Философия идет в школу (Филадельфия: Temple U. Press, 1988).
- Собираем наши мысли вместе с Энн Газзард (Аппер-Монклер, Нью-Джерси: IAPC, 1988).
- Мышление в образовании (Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 1991; 2-е издание, 2003 г.).
- Мышление детей и образование (Дубьюк, Айова: Кендалл/Хант, 1993).
- Наташа: Диалоги Выготского (Нью-Йорк: Издательство Teachers College Press, 1996).
- Ноус (Нью-Джерси, IAPC, 1996 г.)
- Решение о том, что делать (Инструкция по эксплуатации для Ноуса, Нью-Джерси; IAPC, 1996 г.)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Институт развития философии детей» . Архивировано из оригинала 10 апреля 2011 г. Проверено 9 мая 2006 г.
- ^ Мартин, Дуглас. «Мэттью Липман, философ и педагог, умер в возрасте 87 лет» , The New York Times , 14 января 2011 г. По состоянию на 16 января 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Домашняя страница МПК
- График работы IAPC
- Резюме и анализ мышления Липмана в образовании
- Международный совет по философским исследованиям детей
- Запись «Философия для детей» в Стэнфордской энциклопедии философии
- Центр исследований в области философии для детей - Аргентина, CIFi.N - Аргентина
- Международная философская олимпиада
- Американские философы XXI века
- Философское образование
- Выпускники Школы общих исследований Колумбийского университета
- Факультет Городского колледжа Нью-Йорка
- Преподаватели Бруклинского колледжа
- Выпускники Стэнфордского университета
- Писатели из Нью-Джерси
- Люди из Вайнленда, Нью-Джерси
- 1923 рождения
- 2010 смертей
- Колледж Маннес, факультет Новой музыкальной школы