Pahla
Пахла ( персидский : پهله, арабизированный как Fahla فهله) или Пахлав (پهلو) относится к позднеантичному и постисламскому региону парфян в центральном и западном Иране , который соответствует ранним древним областям Атропатены (Медиа Атропатена) и Мидии. Магна .
Имя и использование
[ редактировать ]Имя Пахла происходит от термина Пахлав/Пахлав и, следовательно, от Партава. [ 1 ] ( Древнеперсидский : 𐎱𐎼𐎰𐎺 Parθava ; парфянский : 𐭐𐭓𐭕𐭅 Parθaw ; среднеперсидский : 𐭯𐭫𐭮𐭥𐭡𐭥 Pahlaw ). Это тождественно понятию парфян и Парфии.
На протяжении веков этот термин превратился из названия провинции Партава и ее населения не только в название народа и культуры, но и в приложение к территории, населенной этим народом. Таким образом, с момента заселения парфян и включения Адурпадегана и Мидии мигрировавшее или смешанное население, а также саму территорию, обычно называли Пахла/Пахлав. [ 2 ]
Имя «Пахла» как неоиранская форма оставалось относительно неизвестным западным народам. Ольсхаузен пишет по этому поводу: [ 3 ]
Таким образом, название парфян распространилось на запад в своей неоэранской форме как название страны. Однако изменение формы названия и использование его для обозначения Мидии, насколько нам известно, осталось неизвестным народам Запада [...].
- Ольсхаузен 1876: 22
Распространение парфянской идентичности шло рука об руку с сильной лояльностью к порядку, установленному парфянским правлением:
[...] все источники, которым подчинялись наместники и полководцы парфянской национальности, по причине их политического или военного значения, все их укрепленные замки, все кварталы их воинов, обозначались именем нации. Каждая такая точка была, так сказать, Партикумом, Парфией в миниатюре. Число таких мест обязательно должно было быть большим, учитывая размеры и политическое положение империи [...]. Это те пехлавы, чье имя даже после времени парфянского владычества оставалось неизменным в употреблении для обозначения важных в политическом и военном отношении мест.
- Ольсхаузен 1876: 23
Использование Pahla/Pahlaw как свидетельство принадлежности к национальному образованию [ 4 ] или административная единица подтверждается тем фактом, что имя Пахла можно встретить в различных формах во всех районах расселения парфян, таких как Партав в Армении, [ 5 ] партугим [ 6 ] Пахлу в районе Зазы, Пахле в Иламе, Барда в Азербайджане или Бахле в Урмии. Однако наименование округов в Чузистане, Спахане, Рее, Хамадане или Хорасане как Пахла или Пахлу также является свидетельством парфянской традиции, которая сообщает об использовании этих названий как свидетельства принадлежности к парфянской административной единице. [ 7 ]
Пахла также вошел в употребление во многих иранских или даже индоарийских и турецких языках как военный или даже легендарный титул, как Пахлаван. Через иранские эпосы и мифы, а также народные легенды бывший политический и культурный титул, который использовался для почтенных исторических воинов и правителей-Пахлавов - вероятно, основанный на деяниях этих Пахлавов - получил доступ в литературу как Пахлаван. Хотя в доисламские времена имя «Пахлаван», возможно, имело оттенок члена парфянского союза династов, правителей и воинов, оно превратилось как эпическое повествование об этих милитаристских правителях в синоним слова «герой». [ 8 ] и идеальный образ одинокого, могущественного странствующего воина. Эпические повествования в «Шахнаме» о пахлаванах, а также использование названия для конкретных боевых искусств, таких как Зурчане и Пехлвани, и странствующих бардов-белуджей по имени Пахлаван, которые поразительно напоминают парфянскую культуру госанов. [ 9 ] - являются остатками прочно укоренившейся парфянской культуры.
Географическое положение
[ редактировать ]В качестве исторических свидетельств для определения местонахождения Пахлы используются различные историки и современные свидетели. Становится очевидным, что Пахла появлялась как название Мидии во времена ислама до 12 века:
- Ибн аль-Мукаффа : [ 10 ] [ 11 ] Азербайджан, Нихаванд , Хамадан, Рей, Исфахан
- аль-Хорезми : [ 11 ] Азербайджан, Нихаванд, Хамадан, Рей, Исфахан
- ад-Динавари : [ 11 ] Масабадхан, Михраджангадхак, Керманшах, Динавар , Нихаванд, Хамадан, Ханакин, Мандали, Бадра
- Ибн аль-Факих : [ 11 ] Масабадхан, Михраджангадхак, Керманшах, Динавар, Нихаванд, Хамадан, Кум
- Ибн Хордадбе : [ 11 ] Масабадхан, Михраджангадхак, Динавар, Нихаванд, Хамадан, Казвин, Рей, Исфахан
- аль-Масуди : [ 11 ] Азербайджан, Масабадхан, Динавар, Нихаванд, Хамадан
- Хамза аль-Исфахани : [ 11 ] Азербайджан, Нихаванд, Хамадан, Рей, Исфахан
- аль-Мукаддаси : [ 11 ] Масабадхан, Михраджангадхак, Динавар, Нихаванд, Хамадан
- Якут аль-Хамави : [ 11 ] Масабадхан, Михраджангадхак, Керманшах, Динавар, Нихаванд, Хамадан, Кум
- В Бурхан-и Кати (персидский словарь 17 века): [ 12 ] Рей, Исфахан и Динавар
- Бируни : [ 12 ] Исфахан, Рей и «другие страны Фахлы» [ 13 ]
- Ширази бин Шахрдар (согласно Джакуту): [ 12 ] Хамадан, Масабадхан, Кум, Мах аль-Бакра (Нихаванд) и Кармисин
Фахлави / Пехлеви
[ редактировать ]Среди вышеупомянутых историков засвидетельствовано, что в районе Пахла (Фахла) преобладал общий язык, называемый фахлави или фахлеви : [ 11 ]
Большинство мусульманских историков, упоминавших фахлу, также утверждали, что в этом регионе фахлеви был обычным языком. Даже сегодня некоторые старые стихи, известные как фахлавият, все еще можно найти в исламских источниках. Доступные примеры в основном происходят из территорий, которые считались частью Фахлава , таких как Нихаванд, Авроман, Рэй, Исфахан и Казвин. Согласно новым исследованиям, имеющиеся стихотворения на фахлеви раскрывают особенности устной литературы. Таким образом, можно сказать, что поэмы фахлеви продолжали устные традиции парфянских госанов и сасанидских менестрелей, следуя принципам среднеиранской просодии.
- Годрат-Дизаджи 2012: 110-111.
Под термином Фахлавият сегодня понимается собрание лирических текстов, происходящих из региона Пахла . Они демонстрируют явное парфянское влияние, а также древнеазербайджанский и курдский языки или написаны на персидских диалектах упомянутых регионов, которые имеют сильный северо-западный иранский характер.
Таким образом, под Фахлавиятом следует понимать сборник стихов на языке Фахлави или Пахлави, а также единственный оставшийся образец парфянского языка или парфянских диалектов с непосредственно передаваемым именем собственным. Вот почему Пахлавият относится к парфянским литературным произведениям 9-18 веков из региона Пахла. Об этом свидетельствуют и следующие сообщения, предполагающие, наряду с вышеупомянутыми историками, отдельный язык под названием Фахлави или Пахлави как постисламский представитель парфянского языка или парфянского языкового варианта: [ 14 ]
Для города Зенджан , расположенного на севере Пахлы:
Они говорят чисто на языке пехлеви.
- Энциклопедия ислама, Том. 11:447
Для города Мараги на северо-западе Пахлы:
Они [...] говорили на арабизированном языке пехлеви.
- Энциклопедия ислама, Том. 6:498
История
[ редактировать ]Основным районом расселения парфян в ранней античности была провинция Партава , но с политическими и территориальными изменениями в течение Аршакидского , а затем и Сасанидского периода, демографическая ситуация древнего Ирана резко изменилась. Со времени Аршакидов и последовательного завоевания западных территорий при Митридате I и Митридате II , а также смещения главной администрации на запад, засвидетельствовано заселение парфян в западном Иране.
Экспансия парфянского народа и династии Аршакидов в Месопотамию и на Кавказ потребовала предварительного заселения прилегающих территорий, особенно Медии Атропатены и Медиа Магны. Эта миграция парфян на запад была настолько сильной, что история и названия провинций говорят о настоящем смещении на запад провинции Пахлав/Партава. [ 15 ] Поэтому примечательно, что в истории упоминаются две разные провинции под названием Пахлав/Партава.
- Классически засвидетельствованная восточная провинция Партава : эта провинция существовала со времен Ахеменидов и граничила с Горганом на северо-западе, Хорезмом на севере, Согдианой на северо-востоке, Балчем на востоке, Гератом на юго-востоке и Керманом на юге. [ 16 ] Более поздние сасанидские источники больше не упоминают провинцию под названием Партава на востоке, а вместо этого говорят о провинции Абаршахр, что означает город Апарни . [ 14 ] [ 17 ] Возможно, первоначальная провинция парфян стала местом расселения апарнов из-за политических событий и близости к дахо-скифским областям. Однако сами Аршакиды никогда не теряли связи со своей первоначальной провинцией, о чем свидетельствуют царские гробницы в Партаунисе/Митрадаткерте .
- Пахла/Пахлав в поздней античности и постисламском периоде: В эпоху Сасанидов провинция Парфия была недавно расположена в центральном Иране как соседняя провинция Парс и Хузистан. Как известно, этот регион считался последним оплотом Аршакидов. В надписях Шапура Парфия даже делит второе место в списке провинций, что указывает на ее важность для империи. [ 18 ] Надписи Абнуна также свидетельствуют о дальнейшем смещении Парфии на запад, рассказывая о нападениях римлян на Парс и Парфию, хотя они не были направлены против восточного Ирана. [ 18 ] Наконец, именно постисламские источники дают нам ясную картину огромного распространения парфян в эпоху Сасанидов в северо-западных регионах империи Сасанидов. В наибольшей степени Пахла включала Тебриз и Ардебиль на севере, Масабадхан (Илам) и Михраджангадхак на юго-западе, Спахан (Исфахан) на юго-востоке и Рэй на северо-востоке. [ 14 ] [ 19 ] [ 20 ] или исключая Рея и Спахана, он включал Кумис, Табаристан, Хорасан, Систан, Керман, Макран, Казвин, Дайлам и Талакан. [ 21 ]
Годрат-Дизаджи резюмирует исторический сдвиг в провинции следующим образом:
Подводя итог, можно сказать, что провинция Парфия в период Ахеменидов включала северо-восточные части Ирана. Тем не менее, есть свидетельства того, что в поздний период Аршакидов этот термин применялся к центральным и северо-центральным регионам Ирана. Источники раннего сасанидского периода категорически свидетельствуют о том, что Парфия располагалась в этой части Иранского нагорья. Однако исламские источники показывают, что в поздний сасанидский период Парфия теперь включала, кроме того, западную часть Ирана. Иными словами, от Ахеменидов к Сасанидам произошло изменение местоположения Парфии с северо-восточного Ирана на западный. Рассмотрев изложенные выше доказательства и причины, можно сделать вывод, что если среднепарфянский язык и имеет черты северо-западных иранских языков, то это связано с тем, что парфянский регион располагался в северной и западной частях Иранского нагорья во времена те времена.
- Годрат-Дизаджи 2012: 111.
Переписку Пахлы с мидийскими провинциями можно проследить, с одной стороны, до отождествления наместников этих областей с парфянами. Таким образом, области и наместники, которые подчинялись или входили в состав парфянских Аршакидов, называли себя подчиненными царскому дому Аршакидов и парфянам, [ 22 ] которая, помимо политической составляющей, включает в себя и идентично-культурную составляющую и тем самым также объясняет парфянизацию западных территорий. С другой стороны, миграция в регион ранних парфян сыграла решающую роль в этногенезе средних и поздних парфян, поэтому, помимо политической составляющей, историками выделяется мощная этнокультурная составляющая. [ 4 ]
В Пахле правление не ограничивалось только парфянской династией Аршакидов. Моисей из Хорены также включает дома Карен , Суран и Аспахбат (Испахбад) в качестве субправителей Пахлы. [ 4 ] Согласно Табари, Карениды имели свою резиденцию в Мах-Нихаванде , Аспахбад (Испахбад) — в Рее, а Сурениды — в Сигистане , а последний Аршакид, Ардаван IV, правил всем Джибалом (имеется в виду Мидия). [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ольсхаузен 1876: 16
- ^ Ольсхаузен 1876: 29
- ^ Jump up to: а б Ольсхаузен 1876: 22
- ^ Jump up to: а б с Ольсхаузен 1876: 21
- ^ Ольсхаузен 1876: 13
- ^ Ольсхаузен 1876: 14
- ^ Ольсхаузен 1876: 23-28.
- ^ Olshausen 1876: 19: «Так что вполне естественно, что имя храброго парфянина все еще сохраняло значение героя [...]»
- ^ Бойс 2012
- ^ Ольсхаузен 1876: 19-20.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Годрат-Дизаджи 2012: 110
- ^ Jump up to: а б с Ольсхаузен 1876: 20
- ^ Olshausen 1876: 20: что можно сравнить с тем, что Катремер (Journ. des Sav. 1840. стр. 344) цитирует из Масуди: персы были в Фарсе, двух Махах (т. е. в западной Мидии) и другие страны [...] Фахлюса, [...]. Исходя из этого, не может быть никаких сомнений в обширности земли Пахлав, и если в Лексиконе Вуллерса Пахлав упоминается и как название региона вокруг Исфахана без указания источника, то это использование термина как местное имя, о котором речь пойдет позже.
- ^ Jump up to: а б с С наступающим 2021 годом
- ^ Годрат-Дизаджи 2012: 108.
- ^ Годрат-Дизаджи 2012: 105.
- ^ Годрат-Дизаджи 2012: 107-108.
- ^ Jump up to: а б Годрат-Дизаджи 2012: 109
- ^ Ольсхаузен 1876: 19-21.
- ^ Годрат-Дизаджи 2012: 109-110.
- ^ Ольсхаузен 1876: 20-21.
- ^ Olshausen 1876: 21 «Поскольку все цари в этой области одинаково назывались Аршакидами [...], принадлежали парфянскому царскому дому и назывались Пахлавами [...]»
Источники
[ редактировать ]- Алиреза Шапур Шахбази: Сасанидская династия. В: Иранская энциклопедия . интернет-издание, июль 2005 г.
- Юстус Ольсхаузен: Партава и Пахлав, Мада и Маха , королевская типография. Akademi der Wissenschaften (Г. Фогт), Берлин, 1876 г., Забытые книги, ISBN 978-1-332-49193-3 .
- Мэри Бойс: ГОСАН , в Энциклопедии Ираника , Том. Си, Фаск. 2, стр. 167–170; доступно онлайн по адресу https://iranicaonline.org/articles/gosan (по состоянию на 1 мая 2023 г.), 2012 г.
- Мехрдад Годрат-Дизаджи: Заметки о местонахождении провинции Парфия , в Весте Сархош Кертис, Элизбет Дж. Пендлтон, Майкл Алрам, Турадж Дарьяи: Парфянская и ранняя Сасанидская империи: адаптация и расширение , Британский институт персидских исследований (BIPS) , Книги Oxbow, Оксфорд и Филадельфия, 2012.