Илька Гедо
Илька Гедо | |
---|---|
![]() Двойной автопортрет, 1985, фотобумага, масло, холст, 58 х 42 см. | |
Рожденный | Гедо Илька 26 июня 1921 г. Будапешт , Венгрия |
Умер | 19 июня 1985 г. Будапешт , Венгрия | (63 года)
Национальность | венгерский |
Образование | Частные школы самообучения Будапешт |
Известный | Живопись, рисунок |
Заметная работа | около 3500 рисунков и 152 картины |
Движение | Экспрессионизм , Современное искусство |
Супруг | Судья Эндре |
Илька Геде (26 мая 1921 — 19 июня 1985) — венгерский живописец и график. Ее творчество пережило десятилетия преследований и репрессий, сначала со стороны полуфашистского режима 1930-х и 1940-х годов, а затем, после короткого периода относительной свободы между 1945 и 1949 годами, со стороны коммунистического режима 1950-х и 1989 годов. На первом этапе за свою карьеру, завершившуюся в 1949 году, она создала огромное количество рисунков [ 1 ] которые можно разделить на различные серии. С 1964 года она возобновила свою творческую деятельность, создавая картины маслом. «Илька Геде — один из одиноких мастеров венгерского искусства. Она не привязана ни к авангарду, ни к традиционным направлениям. Ее бесподобный творческий метод делает невозможным сравнение ее с другими художниками». [ 2 ]
Ранняя жизнь и обучение
[ редактировать ]Илька Геде (1921–1985) родилась от брака Симона Геде и Эльзы Вайскопф 26 мая 1921 года. Ее отец был учителем в еврейской гимназии, мать работала клерком. В круг друзей семьи входили некоторые из ведущих венгерских писателей и художников того времени. Илька Геде выросла в семье, где у нее были все возможности стать образованной и чуткой художницей. Она ходила в среднюю школу под названием Уй Искола (Новая школа). Эта школа предлагала инновационную учебную программу и методы обучения. [ 3 ]
С раннего детства Илька Гедо постоянно рисовала, записывая свои переживания. Серию ювенилий, полностью сохранившуюся в усадьбе художника, можно расположить в хронологическом порядке, и перед вами предстает визуальный дневник.
-
Автопортрет 1938 года , Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг, Германия.
-
Автопортрет 1938 года , Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг, Германия.
Ей было семнадцать лет, когда она провела каникулы на холмах Баконь, к западу от Будапешта. Во время каникул она все время рисовала пейзажи. В полях она следовала за косниками с альбомом в руке, чтобы снова и снова видеть повторяющееся движение под одним и тем же углом, улавливая ритм с значительной беглостью и утонченностью. Сохранившиеся рисунки, акварели и папки 1937–1938 годов показывают, что она уже обладала полным техническим мастерством рисования, и это несмотря на то, что до этого она никогда не получала регулярного обучения.
С конца 1930-х до начала 1940-х годов Ильку Геде преподавали три художника еврейского происхождения, убитые нацистами в конце войны. [ 4 ]
В 1939 году, на последнем экзамене, Гедо посещала открытую школу Тибора Галле (1896–1944). Вторым мастером Геде был Виктор Эрдей (1879–1944), живописец и график натуралиста-импрессиониста и стиля модерн. Третьим учителем Геде был скульптор Иштван Оркеньи Штрассер (1911–1944). У Штрассера Геде научился твердости скульптурного моделирования и изображению массы.
После сдачи выпускных экзаменов Илька Геде всерьез подумывала начать художественное обучение в Париже, но помешала война, и из-за еврейских законов она не смогла поступить и в Венгерскую академию художеств. Даже если бы Гедо захотела поступить в Академию, вполне вероятно, что ее путь был бы прегражден. С ростом влияния венгерских фашистов, партии «Скрещенные стрелы», открытое лишение евреев избирательных прав началось в 1938 году с принятия Первого еврейского закона, за которым последовали Второй и Третий в 1939 и 1941 годах.
Во время войны она зарабатывала на жизнь керамикой, но никогда не прекращала создавать свои серии графики. Илька Геде часто посещал город Сентендре. Маленький провинциальный городок на Дунае, примерно в двадцати милях от Будапешта, в период между войнами служил приютом многочисленным художникам. С 1938 по 1947 год Илька Геде рисовала пастелью город, взяв формы и цвета непосредственно из натуры. Цвета красный, ярко-желтый, темно-коричневый, синий и зеленый достигают высокой интенсивности красочности.
Вплоть до начала 1940-х годов Илька Геде вместе с другими молодыми художниками посещал мастерскую Дьюлы Папа (1899–1982), бывшего ученика Йоханнеса Иттена и преподавателя Баухауза. [ 5 ]
В эти годы, вплоть до 1944 года, Геде проводил интимные исследования, в основном посвященные семейной жизни. Она начала серию автопортретов, которая продолжалась до конца первого этапа ее творческой карьеры в 1949 году.
В 1942 году Илька Геде участвовал в выставке, организованной Группой художников-социалистов под названием «Свобода и народ», проходившей в Центре Союза металлистов. [ 6 ]
Рисунки, сделанные в Будапештском гетто.
[ редактировать ]19 марта 1944 года восемь немецких дивизий вторглись в Венгрию. Преследование венгерских евреев началось всерьез. С беспрецедентной скоростью почти все провинциальные евреи Венгрии были депортированы в концентрационные лагеря в Польше, где большинство из них было убито. (Венгерская еврейская община потеряла 564 500 жизней во время войны, в том числе 63 000 до немецкой оккупации. [ 7 ] )

Несмотря на протесты церковных лидеров и нерешительные попытки Миклоша Хорти остановить депортации, к лету 1944 года около 200 000 евреев были собраны в гетто Будапешта и в специально отведенных для этого домах. После неудачной попытки Хорти вступить в войну с Венгрией, партия «Скрещенные стрелы» осуществила военный переворот 15 октября 1944 года. В гетто начались худшие дни кошмара. Благодаря чистой удаче Ильке Геде удалось избежать депортации и выжить.
В Будапештском гетто Илька Геде большую часть времени проводила за чтением и рисованием, записывая свое окружение, своих товарищей, стариков и детей. Эти рисунки являются бесценными документами, но они также являются аллегориями человеческого унижения и беззащитности. На одном из рисунков-автопортретов она представляет себя анфас, изображая человека, потерявшего контроль над собственной судьбой. Соответственно, у нее уже нет возраста и почти нет пола.
-
Девушка с бантиком , 1944, Художественный музей Яд Вашем.
-
Автопортрет в Будапештском гетто , 1944, Папка 10, Фото 31, Венгерская национальная галерея.
-
Илька Геде Автопортрет из Будапештского гетто , 1944, Художественный музей Яд Вашем. [ 8 ]
-
Автопортрет в Будапештском гетто , 1944 год, Венгерский еврейский музей.
На последнем рисунке мы видим автопортрет художника с кульманом. Глаза, кажется, смотрят в никуда. Эго ищет поддержки в самом себе.
Период с 1945 по 1948 год.
[ редактировать ]Рисунки автопортретов (1945–1949).
[ редактировать ]В канун Нового 1945 года Илька Геде познакомился с Эндре Биро , который изучал химию в Сегедском университете, а после войны начал работать в научно-исследовательском институте, возглавляемом венгерским учёным, лауреатом Нобелевской премии Альбертом Сент-Дьёрдьи .
Работая строго образным языком, художнице требовались модели, и, помимо семьи и друзей, Гедё нашла в себе самую удобную модель.
Илька Геде создал автопортреты , которые своей абсолютной честностью и самоанализом привлекают внимание зрителя. Эти работы нарисованы таким образом, чтобы одновременно вызывать простую физическую реальность и эмоциональную чувствительность. Однако в ее попытки дать верное и точное изображение действительности закрадывались сомнения: столь типичная для нее традиционная и сдержанная лепка постепенно заменялась экспрессивным, взрывным и напряженным стилем. [ 9 ]
-
Автопортрет , 1948, Венгерская национальная галерея.
-
Автопортрет , 1948, Венгерская национальная галерея.
-
Автопортрет , 1948, Музей Герцога Антона Ульриха, Брауншвейг.
-
Задумчивый автопортрет , 1946–1947, Нью-Йорк, Музей современного искусства.
Рисунки серии автопортретов Fillér utca впечатляют зрителя своей жестокой честностью и подлинной художественной силой.
Чертежи фабрики Ганца (1947–1948 гг.)
[ редактировать ]
Постоянно в поисках новых предметов, Геде нашла на Машиностроительном заводе Ганца, недалеко от своего дома на улице Филлер, богатую и визуально анимированную среду для рисования. Илька Геде получил разрешение посетить фабрику Ганца по рекомендации Свободного профсоюза художников. [ 10 ]
Как и в ее автопортретах того же периода, ее рисунки и пастели Фабрики Ганца, показывающие ряд повторяющихся тем, представляют собой быстрые зарисовки сиюминутного опыта, раскрывающие глубокую духовную концентрацию и выразительную силу. Нервные колеблющиеся линии отражают впечатления художника от индустриальной работы. Решение Ики Геде нарисовать фабрику не было политически мотивированным, и в этих рисунках нет и следа идеализации. Драматические панорамы обширных внутренних пространств чередуются с сострадательными исследованиями измученных рабочих. Рисунки Ильки Геде, изображающие фабрику Ганц, реалистичны, но, что более важно, выразительны и трогательны. В этих работах пространство и крупные формы представлены как новизна. Среди плоскостей и блоков человек сводится к схематической фигуре. Предметы, появляющиеся в пространстве, словно пожирают фигуры.
-
Рисунок фабрики Ганца , 1948 год, Британский музей.
-
Рисунок фабрики Ганца , 1949, Венгерская национальная галерея.
-
Рисунок фабрики Ганца , 1948 год, Альбертина
-
Фабрика Ганца , 1949, Нью-Йорк, Музей современного искусства.
Серия столов (1949 г.)
[ редактировать ]Сюжет этих рисунков – небольшой и всегда видимый столик – прозаичен, он всегда под рукой. Линии на этих рисунках никогда не являются контуром замыкания области: они всегда движутся, высвобождая тем самым таинственные энергии.

Период творческого молчания (1949–1965).
[ редактировать ]Кроме ее семьи и нескольких друзей, никто не видел рисунков Геде в то время, когда они были созданы. В этот период с 1945 по 1949 год помимо пастели она начала использовать масло, но Гедё в приступе депрессии и не видя выхода из стоящих перед ней дилемм, уничтожила большую часть картин маслом, созданных в эти годы.
После замечательного периода свободы между 1945 и 1948 годами наступление коммунистической диктатуры отрицательно повлияло на жизнь Ильки Геде, став одной из причин, по которой она на шестнадцать лет отказалась от творческой деятельности.
В 1949 году Илька Геде перестал рисовать и рисовать. Ее добровольное оставление продолжалось до 1965 года. В эти годы, за исключением нескольких цветных зарисовок, она не брала в руки ни карандаша, ни кисти, отказываясь делать это даже в играх с детьми. Ее решение необходимо объяснить, поскольку очень редко случается, чтобы художник, считавший искусство смыслом и целью жизни, прекратил творить без принуждения.
Причин прекращения творческой деятельности было три. Первым из них было наступление коммунистической диктатуры, вторым – отсутствие признания искусства Ильки Геде (друзья Геде враждебно относились ко всему, что было репрезентативным или фигуративным, а нефигуративность была принята как средство политического выражения) и в-третьих, Илька Геде осознала, что сможет остаться верной своему таланту, только перестав создавать искусство. [ 11 ]
Когда Илька Геде прекратила заниматься искусством, она не совсем отказалась от возможности возобновления. Она продолжила обширные исследования в области истории искусства. Она много читала о теории цвета. Она читала и тщательно конспектировала «Теорию цвета» Гете , переводя длинные отрывки из этого произведения. Без этих исследований цветовой мир второго художественного периода был бы невозможен.
В середине 1960-х годов художница почти все рисунки предшествующего периода разместила в паспарту, а также разложила их по папкам по темам. Эта деятельность продолжалась многие годы. Первой персональной выставкой художника стала студийная выставка, открывшаяся 15 мая 1965 года, на которой была представлена подборка рисунков, выполненных в период с 1945 по 1948 год.
С начала 1960-х годов контроль Коммунистической партии над обществом несколько ослабился, но изоляция Ильки Геде продолжалась. Положение Ильки Геде усугублялось тем, что многие ее друзья, в отличие от нее, пошли на компромисс с режимом, а талантливые художники молодого поколения просто вышли из официальной системы художественной политики и нашли признание. на Западе. За последние два года войны и за четырехлетний период свободы после 1945 года Илька Геде создала огромное количество рисунков, о существовании которых забыли к тому времени, когда она, наконец, провела свою первую публичную выставку в 1980 году в возрасте пятьдесят девять.
Картины
[ редактировать ]В 1960-х годах Илька Геде начал писать маслом. Она делала «двухшаговые» картины. Сначала она нарисовала эскиз своей композиции, подготовила макет и вписала в различные поля названия соответствующих цветов. Она подготовила коллекцию образцов цвета и написала, куда будут идти цвета в тех местах, где они в конечном итоге были применены. Она никогда не импровизировала в своих картинах; вместо этого она расширила первоначальный план. На ее картинах сила холодных и теплых цветов кажется равной. Свои картины она создавала медленно, среди размышлений, записывая этапы творческого процесса в дневники, чтобы можно было проследить создание всех картин. [ 12 ]

В дневниковых записях зафиксированы все размышления художника по поводу создания картины. Отложив фотографию, она убрала соответствующий дневник и продолжила работу над другой картинкой. Прежде чем приступить к работе над картиной, она всегда перечитывала свои предыдущие дневниковые записи. [ 13 ]
Ее творческий метод следует зову инстинктов, но не забывает о дисциплине интеллекта. «Арт-критики сразу же указали на свидетельства ее ностальгии по модерну и модерну. Однако настоящая ностальгия Геде связана с утерянной мифологией, и в этом она похожа на своих предшественников конца века. Эту мифологию, пусть и личную, она нашла в искусстве, способном вызывать и беречь воспоминания об исчезающем мире». [ 14 ]
Известный венгерский историк искусства Ласло Беке в 1980-е годы оценивает ее творчество: «Я считаю совершенно бессмысленным проводить какие-либо параллели между вашим искусством и «современными» тенденциями, потому что ваше искусство могло зародиться в любое время между 1860 и 2000 годами. Оно черпает вдохновение не «снаружи», а «изнутри», а его целостность и аутентичность проистекают из взаимоотношений этого искусства с самим собой. творец — и это не может ускользнуть от внимания ни одного из зрителей этих произведений». [ 15 ]
Геде умерла 19 июня 1985 года в возрасте 64 лет, за несколько месяцев до того, как ее обнаружили за границей. Сценой прорыва стал Глазго, где галерея Компас представила ее картины и рисунки в 1985 году.
Хронология
[ редактировать ]- 1921: Илька Геде родился 26 мая 1921 года в Будапеште.
- 1939: Илька Геде посещает бесплатную школу Тибора Галле.
- 1940: Она участвует во второй выставке OMIKE (Венгерской еврейской образовательной ассоциации).
- 1939-42: Проходит обучение у Эрдея Виктора.
- 1942: Принимает участие в выставке Группы художников-социалистов.
- 1942-43: Она посещает бесплатную школу Иштвана Оркеньи-Штрассера.
- 1943: Гедо участвует в пятой выставке OMIKE.
- 1944: Рождение сериала о Будапештском гетто.
- 1945: Осенью 1945 года Илька Геде поступает на дневное отделение в Академию изящных искусств. Однако через шесть месяцев она покидает академию. Рисует в школе Дьюлы Пап.
- 1946: Она выходит замуж за биохимика Эндре Биро.
- 1947: Рождение первого сына Даниэля.
- 1949: Она прекращает творческую деятельность.
- 1950: С 1950 года она не принимает участия в художественной жизни. Ее интересы связаны с философией искусства, историей искусства и теорией цвета. Она переводит обширные отрывки из теории цвета Гете.
- 1953: Рождение второго сына Давида.
- 1962: Венгерская национальная галерея покупает три рисунка художника.

- 1965: Студийная выставка рисунков 1945–1949 годов. Она возобновляет свою творческую деятельность.
- 1969–1970: Проводит год в Париже. Принимает участие в групповой выставке Galerie Lambert.
- 1974: Ее принимают в Ассоциацию художников-визуалистов.
- 1980: Ретроспективная выставка в Санкт-Петербурге. Музей Стефана в Секешфехерваре, Венгрия.
- 1982: Выставка в галерее Дороттья в Будапеште. Национальная галерея Венгрии покупает две картины художника.
- 1985: Геде умирает 19 июня в Будапеште. В Галерее Художественной колонии Сентендре открывается персональная выставка художника. Еще одна персональная выставка Ильки Геде организована в рамках Венгерского сезона в Глазго. Это событие широко освещается в британской прессе. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Выставки
[ редактировать ]Персональные выставки в Венгрии:
- Студийная выставка (1965)
- Кинг Ст. Музей Стефана, Секешфехервар, Венгрия (1980) [ 21 ]
- Галерея Доротья-стрит, Будапешт (1982) [ 22 ]
- Галерея Колония художников, Сентендре, Венгрия (1985) [ 23 ]
- Дворец выставок, Будапешт (1987 г.) [ 24 ]
- Галерея Сомбатхей (1989) [ 25 ]
- Венгерский еврейский музей, Будапешт, [совместно с Дьёрдь Романом] (1995) [ 26 ]
- Муниципальная картинная галерея Будапешта, Музей Кишелл (2001)
- Галерея Райффайзен (2003–2004) (камерная выставка).
- Венгерская национальная галерея (2004–2005) [ 27 ]
- Венгерский национальный театр (2013) (камерная выставка)
- Музей изящных искусств - Венгерская национальная галерея (2021 г.) [ 28 ]
Персональные выставки за рубежом:
- Галерея Компас, Глазго (1985) [ 29 ]
- Центр третьего глаза , Глазго (1989) [ 30 ]
- Галерея Яноса Гата, Нью-Йорк (1994 и 1997) [ 31 ]
- Галерея Шеперд, Нью-Йорк (1995) [ 32 ]
- Венгерский колледж, Берлин (2006 г.)
-
Илька Геде , Будапешт, 1965 г.
-
Илька Геде в своей студии , Будапешт, 1982 год.
-
Афиша выставки Центра «Третий глаз» , Глазго, 1989–1990 гг.
-
Обложка каталога выставки , Нью-Йорк, 1995 г.
Групповые выставки (подборка)
- 1940: Вторая выставка OMIKE, Венгерской еврейской образовательной ассоциации, Еврейский музей, Будапешт. [ 33 ]
- 1943 Пятая выставка OMIKE , Венгерской еврейской образовательной ассоциации, Еврейский музей, Будапешт.
- 1942: Свобода и народ , штаб-квартира профсоюза металлистов, Будапешт.
- 1945: Выставка Общества художников Социал-демократической партии и приглашенных художников , Музей Эрнста, Будапешт.
- 1947: Свободная организация венгерских художников II. Вторая бесплатная национальная выставка Свободной организации венгерских художников, Муниципальная галерея Будапешта.
- 1964: Свобода и народ, 1934–1944 (Группа художников-социалистов, 1934–1944), Национальная галерея, Будапешт, Венгрия, Мемориальная выставка) [ 34 ]
- 1995: Культура и преемственность: еврейское путешествие , Еврейский музей, Нью-Йорк.
- 1996: От Меднянского до Геде - обзор венгерского искусства , Галерея Яноша Гата. [ 31 ]
- 1995: Жертвы и убийцы / рисунки гетто Ильки Геде и рисунки Дьердя Романа на процессах Народного суда над военными преступниками , Венгерский еврейский музей. [ 35 ]
- 1996: Жертвы и преступники / Рисунки гетто Ильки Геде и рисунки Дьёрдя Романа на процессах над военными преступниками, Художественный музей Яд Вашем, Иерусалим [ 36 ]
- 1997–1998: Диаспора и искусство , Венгерский еврейский музей, Будапешт.
- 1998: Коллекция Левенделя , Муниципальный музей Сентендре.
- -1999: Голоса отсюда и оттуда (Новые поступления в отделах гравюр и рисунков ), Музей Израиля, Иерусалим.
- 2000: Направления, осенний сезон 2000 , Янош Гат Галлей, Нью-Йорк [ 37 ]
- 2002: Альтернативные венгерские школы-мастерские ХХ века , совместная выставка музеев Лайоша Кассака и Виктора Вазарели. [ 38 ]
- 2003: Европейские картины девятнадцатого века, рисунки и скульптуры , Галерея Шеперд, Нью-Йорк [ 39 ]
- 2003: Право изображения: еврейские перспективы в современном искусстве , Музей Бохума. [ 40 ]
- 2004: Забытый Холокост , Дворец искусств, Будапешт
- 2005: Холокост в изобразительном искусстве Венгрии , Collegium Hungaricum, Берлин. [ 41 ]
- 2014: Дадаизм и сюрреализм. Магритт, Дюшан, Ман Рэй, Миро, Дали. Избранное из коллекций Музея Израиля в Иерусалиме (Дадаизм и сюрреализм. Магритт, Дюшан, Ман Рэй, Миро, Дали. Избранное из коллекций Музея Израиля), совместная выставка Музея Израиля и Национальной галереи, Будапешт , Венгрия, Будапешт (Дадаизм и сюрреализм. Магритт, Дюшан, Ман Рэй, Миро, Дали. [ 42 ]
- 2016: Искусство Холокоста , Немецкий исторический музей, Берлин. [ 43 ]
- 2019: В лучшей компании - Избранные новые приобретения берлинской Kupferstichkabinett , 2009-2019: (В лучшей компании - Избранные новые приобретения берлинской Kupferstichkabinett, 2009-2019), Kupferstichkabinett (Музей гравюр и рисунков), Берлин [ 44 ] [ 45 ]
- 2023: О мистических мирах: произведения из далекого прошлого в настоящее , Центр рисования, Нью-Йорк, 8 марта – 14 мая 2023 г., фото 7 и стр. 38–39. [ 46 ]
- 2024: Оставляя следы, шестнадцать работ на бумаге Ильки Геде (1921-1985) , Музей изящных искусств, Хьюстон, (MFAH), Здание Нэнси и Рич Киндер, Галерея 207 - 9 марта - 1 сентября 2024 г.) [ 47 ] [ 48 ]
- 2024: Моя история. Ранняя память о Холокосте в произведениях художников-очевидцев , Венгерская национальная галерея, корпус C, 2-й этаж – 17 апреля – 21 июля 2024 г. [ 49 ]
Работает в публичных коллекциях.
[ редактировать ]- Венгерская национальная галерея, Будапешт.
- Венгерский еврейский музей, Будапешт.
- Король Св. Музей Стефана, Секешфехервар, Венгрия.
- Художественный музей Яд Вашем, Иерусалим.
- Музей Израиля, Иерусалим
- Британский музей, Отдел гравюр и рисунков
- Музей Кунст Паласт, Дюссельдорф, Отдел гравюры и графики
- Еврейский музей, Нью-Йорк
- Kupferstichkabinett (Музей гравюр и рисунков), Берлин.
- Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк, США
- Музей изящных искусств, Хьюстон, Техас, США
- Альбертина, Вена
- Метрополитен-музей, Отдел современного искусства, Нью-Йорк
- Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг, Германия.
- Кливлендский музей изящных искусств
- МоМА, Департамент рисунков и гравюр, Нью-Йорк.
- Музей Штеделя, Франкфурт-на-Майне, Германия.
Литература
[ редактировать ]Каталоги
[ редактировать ]- «Рисунки и картины Ильки Геде» Каталог выставки , Секешфехервар, King St. Музей Стивена, Секешфехервар, Венгрия, 1980, изд. автор: Юлия Сабо Доступен каталог на венгерском и французском языках. [ 50 ]
- Илька Геде, (Ilka Gedő) , Будапешт, Выставочная галерея на улице Дороттья Дворца искусств, 1982, изд. автор: Иболя Юрий
- Выставка художника Ильки Геде (1921–1985) , (Выставка художника Илкса Геде /1921-1985/) Сентендре, Галерея Колонии искусств Сентендре, 1985, изд. Автор: Андраш Мучи
- Илька Геде (1921–1985) , Будапешт, Выставочный дворец, Будапешт, 1987, изд. автор: Каталин Нерай
- Ильки Геде Рисунки в музее Сомбатхей, Сомбатхей, Галерея Сомбатхей, 1989, изд. автор: Золтан Галиг
- Каррель, Кристофер (редактор): Современное визуальное искусство в Венгрии: восемнадцать художников [под редакцией и дизайном Кристофера Каррела; выбор выставки Пол Овери , Кристофер Каррелл, совместно с Мартой Коваловски], Центр «Третий глаз» совместно с Музеем короля Стефана, Глазго, 1985 г.
- Жертвы и преступники – рисунки гетто Ильки Геде и рисунки Дьердя Романа на суде над военными преступниками) , Будапешт, Венгерский еврейский музей, 1995 г. и Иерусалим, Художественный музей Яд Вашем, 1996 г., изд. автор: Анита Семьен [ 51 ]
- Илька Геде (1921–1985) Рисунки и пастели , каталог выставки, Нью-Йорк, Галерея Shepherd, 21 East 84th Street, 1995, изд. автор: Элизабет Кэши
- Направления (работы Джулиана Бека, Герберта Брауна, Иштвана Фаркаша, Илки Геде, Лайоша Гулачи, Нокса Мартина, Дьёрдя Романа) , Осенняя выставка 2000, Галерея Яноша Гата, 1100 Мэдисон-авеню, Нью-Йорк, Нью-Йорк 10028,
- Выставка Ильки Геде, Будапешт, Венгерская национальная галерея, 2004, изд. автор: Марианна Коложвари
- «...Полукартина, полувуаль...» Работы на бумаге Ильки Геде (1921-1985) , Музей изящных искусств - Венгерская национальная галерея, Будапешт, 26 мая – 26 сентября 2021 г., авторы Марианна Коложвари, Андраш Реньи
- «...полукартина, половина вуали...» Графика Ильки Геде (1921-1985) , Музей изящных искусств - Венгерская национальная галерея, Будапешт, 26 мая - 26 сентября 2021 г., авторы Марианна Коложвари, Андраш Реньи
Каталоги групповых выставок
[ редактировать ]- Реформистские, альтернативные и прогрессивные школы рисования (1896-1944) , (Реформистские, альтернативные и прогрессивные школы рисования), Будапешт, Университет искусств и дизайна Мохой-Надя, 2003 г.
- Иштван Хайду: «Работа Ильки Геде», стр. 85–106. В: Еврейка – выставка в Еврейском музее Венгрии , Будапешт, Еврейский музей и архивы Венгрии, 1992 г.
- Ханс Гюнтер Голински и Зепп-Хиекиш Пикард (ред.): Das Recht des Bildes , Бохум, 2003 г., рисунок на странице 21 и биографические данные.
- Элиад Море-Розенберг, Вальтер Шмерлинг (ред.): Искусство Холокоста , Кельн, Wienand Verlag, 2016; в томе три рисунка Ильки Геде.
- Томас Дёринг и Йохен Лукхардт: Мастер-рисунки из Брауншвейгской Kupferstichkabinett, Дрезден, Sandstein Verlag, 2017; на странице 18 есть рисунок Ильки Геде.
- В лучшей компании. Избранные приобретения Berliner Kupferstichkabinett 2009–2019. Издатель: Андреас Шальхорн, Staatliche Museums zu Berlin — прусское культурное наследие, Берлин, 2019. (Рисунок Ильки Геде на странице 52.)
Книги
[ редактировать ]- Искусство Ильки Геде (1921-1985) Исследования Петера Дьёрдь-Габора Патаки, Юлии Сабо и Ф. Иштвана Месароша / Будапешт, Издательство New Art, 1997
- Иштван Хайду - Давид Биро: Искусство Ильки Геде (1921–1985), каталог произведений и документы 1921–1985 годов, [1]
- Иштван Хайду – Давид Биро: Искусство Ильки Геде (1921–1985), Каталог произведений и документы , Гондолат Киадо, Будапешт, 2003, [2]
- Давид Биро: Жизнь и искусство Ильки Геде , Будапешт, МЕК, 2009, [3]
- Давид Биро: Илька Геде - Художница и ее работы. Справочный отчет , Будапешт, МЕК, 2009; [4]
- Биро Давид: Илька Геде: ее жизнь и искусство , Будапешт, МЕК, 2009 г. [5]
Журнальные статьи
[ редактировать ]- Генри Клэр: Международная студия «Венгерское искусство в Глазго» , 1986, Vol. 199, № 10123, стр. 56–59.
- Юлия Сабо: «Картины Ильки Геде», The Венгерский ежеквартальный журнал , 1987, зима
- Дьёрдь Петер – Габор Патаки: «Открытые заново два художника – Илька Геде и Бела Фекете Надь», The Венгерский ежеквартальный журнал , 1986, Vol. 27. Ну. 101
- Марта Коваловски: «Рисунки художника Ильки Геде» (Работы Ильки Геде на бумаге) Vigilia , октябрь 1989 г., 795–796. он.
- Ф. Иштван Масарош: «Лунные маски и блестящие треугольники - Илька Гедо (1921-1985)» (Лунные маски и блестящие треугольники) Наппали Хаз , 1993, Том. А. Нет. 3
- Иштван Хайду: «Ее слезы падают на тесто на бумаге Ильки Геде, 1946–1948» Балкон , 2002, март
- Тюнде Топор: «Искусство Ильки Геде», Журнал Art , 2003, декабрь.
- Геза Пернечки: «Красочный альбом Ильки Геде» Холми , Vol. XV. декабрь 2003 г.
- Геза Пернечки: «Искусство Ильки Геде (1921–1985)», The Венгерский ежеквартальный журнал , Vol. 45 Осень 2004 г., 23–33. их
- Геза Пернецкий: «Райзмаппа» (Папка с рисунками) Холми , Том XIX. Хорошо. 8 августа 2007 г., стр. 1042–1043 гг.
- Дьердь Габор: «Самый обманчивый из всех миров - выставка Ильки Геде в Художественной галерее Райффайзенбанка», Балкон , ноябрь 2003 г.
- Николь Вальднер: «Она рисовала одержимо» – наследие Ильки Геде восстановлено» Лилит, 17 августа 2021 г. [6]
Избранные картины маслом
[ редактировать ]Картины маслом в Венгерской национальной галерее
[ редактировать ]-
Розарий с башенкой, 1969–1970, картон, масло, 58 х 42 см.
-
Куполообразный розарий , 1970–72, холст, масло, 54 х 47 см.
-
Искусственный цветок с кинжалом , 1974, деревянная доска, масло, 61 х 61 см.
-
Розарий с треугольным окном , 1979–1980, холст, масло, 50 х 55 см.
-
Магазин масок , 1980, Бумага, масло на холсте, 71 х 50 см.
-
Монстр и мальчик , 1981, холст, масло, 55 х 66 см.
-
Марш треугольников , 1981, холст, масло, 84 х 75 см.
-
Ведьмы в подготовке , 1980–81, холст, масло, 59 х 58 см.
Картины маслом периода 1945-1948 годов.
[ редактировать ]-
Дома в Сентебдре , 1947. Бумага, масло, 53,5 х 38 см.
-
Кресты на могилах , 1947, Бумага, масло, 32 х 25 см.
-
Сад , 1947, Бумага, масло, 47 х 39 см.
Картины на основе пастели.
[ редактировать ]-
Художник Бала Весельски , 1968, Бумага, масло, 46 х 35 см.
-
Портрет Клари Хорвата I , 1971–72, бумага, масло на холсте, 60 х 48 см.
-
Портрет Клари Хорвата II , 1971–72, бумага, масло на холсте, 61,5 х 47 см.
Серия "Розовый сад"
[ редактировать ]-
Розарий утром , 1974, Бумага, масло, 46 х 52 см.
-
Роза в саду II , 1978, холст, масло, 54 х 51 см.
-
Ребристый розарий , Голубоватый, 1973–74, холст, масло, 40 х 65 см.
-
Розовый сад на желтом фоне , 1975–76, холст, масло, 56,5 х 60 см.
-
Розарий с окном I , 1975, холст, масло, 71 х 66 см.
-
Розарий на зеленом фоне, 1981, холст, масло, 72 х 50 см.
Серия искусственных цветов
[ редактировать ]-
Розарий на желтом фоне , 1975–76, холст, масло, 56,5 х 60 см.
-
Искусственный цветок с «Липкой» II , 1978, Доска, масло, 61 х 61 см.
-
Искусственный цветок на желтом фоне Неаполя , 1978–1980, бумага, масло на деревянной доске, 45 х 46 см.
-
Искусственный цветок с надписью , 1974–75, холст, масло, 51,5 х 88 см.
-
Искусственный цветок на розовом фоне , 1974, Бумага, масло на холсте, 28 х 54 см.
Цирк и другие автомифологические сцены
[ редактировать ]-
Унылый ангел , 1979, Картон, масло, 46 х 49,5 см.
-
Картина с надписью , 1981, Фотобумага, масло, холст, 51 х 66 см.
-
Ева берет с Древа Познания , 1971, Холст, масло, 32 х 29 см.
-
Эквилибрист, Цирк , 1977, Холст, масло, 64 х 42 см.
-
«Бабочка» , 1984–85, холст, масло, 40 х 69 см.
-
Мужчина и женщина (Kindnap) , 1982, Холст, масло, 80 х 66 см.
Автопортреты
[ редактировать ]-
Автопортрет с соломинкой , 1984, Фотобумага, масло, холст, 60 х 48,5 см.
-
Автопортрет в шляпе , 1983, Фотобумага, масло, холст, 60 х 48 см.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Судя по оцифрованному каталогу творчества, количество рисунков Ильки Геде в папках превышает три тысячи, а количество детских рисунков составляет около 1700. Число рисунков, созданных в период с 1944 по 1949 год, составляет 740, а в публичных коллекциях имеется 355 рисунков (Венгерская национальная галерея: 77; Британский музей: 15; Музей Израиля: 6; Венгерский еврейский музей в Нью-Йорке: 3; Художественный музей Яд Вашем: 144; Музей Кунстпаласт в Берлине, Дюссельдорф: 8; Музей изящных искусств, Хьюстон (MFAH). : 10 Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало: Метрополитен-музей, Нью-Йорк: 3; Музей Герцога Антона Ульриха, Брауншвейг (Хаум), Брауншвейг, Германия 21; Музей искусств Кливленда, Нью-Йорк: 7; Музей Штеделя, Франкфурт, Германия: 20 рисунков;
- ^ Иштван Хайду: Половина изображения, Половина вуали - Искусство Ильки Гедо В: Иштван Хайду - Давид Биро Искусство Ильки Гедо (1921-1985) Каталог произведений и документы , Gondolat Kiadó, Будапешт, 2003, стр. 6
- ^ Уй Искола, Новая школа, была одной из самых известных реформаторских школ в Венгрии, которая воплотила в жизнь реформаторские устремления реформаторской педагогики, возникшие в Венгрии на рубеже веков.
- ^ Юлия Сабо: Художественная деятельность Ильки Геде В: Дьёрдь Петер - Габор Патаки, Юлия Сабо, Иштван Ф. Месарош: Искусство Ильки Геде (1921-1985) , New Art Foundation, Будапешт, 1997, стр. 48-49 ISBN 963-7792-21-X ISSN 1219-4913
- ^ Нора Аради (редактор): Венгерское искусство /1919-1985 /, Том I, Будапешт, Akadémiai Kiadó, стр. 398
- ^ Нора Аради (редактор): Свобода и люди – Документы группы художников-социалистов , Будапешт, Корвина Киадо, 1981, стр. 318, стр. 287.
- ^ Источник этих цифр: Энциклопедия Холокоста , Издательство McMillan, 1990, Vol. II, с. 702
- ↑ Для этого автопортрета характерна размытость фигуры, что сводит на нет ее личность. Художница, которой всего двадцать три года, изобразила себя старухой. Ее затененное лицо и глаза, а также сутулые плечи выражают усталость и депрессию. В своих послевоенных автопортретах Илька Геде продолжила этот выразительный подход к своему болезненному самоанализу. Элиад Море-Розенберг, Вальтер Смерлинг (Hrsg.): Kunst aus dem Holocaust. Wienand Verlag, Köln 2016, ISBN 978-3-86832-315-3 , стр. 188–189.
- ^ Портрет Ильки Геде Wikimedia
- ^ Элизабет Кеши (ред.): Илька Гедо (1921–1985) Рисунки и пастели, каталог выставки, Галерея Шеперд, Нью-Йорк, 1995, стр. 19 ОКЛК 313759285
- ↑ Признание того, что путь, который до сих пор считался договорным (иными словами, дальнейшее стремление к классическому модернизму), может привести только к судорогам или просто увеличить бесплодную свалку эпигонизма. Илька Гедо тоже был одним из тех, для кого взгляд на этот тупик означал приказ остановиться. Разумеется, это не было бы столь драматичным и радикальным, как это предполагает. Точно так же вполне могли быть и другие причины – например, личные или семейные соображения – для молчания. Однако, оглядываясь назад на полвека, нельзя избавиться от ощущения, что именно какой-то важный этический импульс заставил ее отложить карандаш. (…) Я считаю, что уход Ильки Геде был актом, совершенным на художественной арене. Достигнув точки, за которой единственный путь, открытый ей, лежал в направлении бесплодного планирования или распространения подражателей, она отвернулась и замолчала, потому что это был единственный способ сохранить верность себе и миру своего прежнего мира. рисунки». Геза Пернецкий: «В розовом саду / Искусство Ильки Геде», Холми, Том. 45, осень 2004 г., стр. 32-33.
- ^ Иштван Хайду - Давид Биро Искусство Ильки Геде (1921-1985) Каталог произведений и документы , Гондолат Киадо, Будапешт, 2003, с. 254
- ↑ Рукописи (294 оцифрованных тетради) поместья Илька Геде разделены на две части. В первую часть вошли тетради, в которых в дневниковом порядке фиксируется создание почти каждой картины. Дневниковые записи об одной картине маслом можно найти в нескольких таких тетрадях. Вторая часть включает заметки и/или переводы художника, главным образом, по теории искусства. Большое значение для картин Ильки Геде имеют заметки художника по теории цвета.
- ^ Современное визуальное искусство в Венгрии: восемнадцать художников [под редакцией и дизайном Кристофера Карреля; выбор выставки Пол Овери, Кристофер Каррелл, совместно с Мартой Коваловски], Центр «Третий глаз» совместно с Музеем короля Стефана, Глазго, 1985, с. 42 ISBN 0906474507
- ↑ Письмо сохранилось в рукописном имении художника.
- ^ Генри, Клэр «Венгерское искусство — это Глазго». Studio International, Том 199, № 1012, 1986: 56-59, Печать
- ^ Пакер, Уильям «Венгерское искусство в Глазго». The Financial Times, 8 октября 1985 г.: 16, печать.
- ^ Тейлор, Джон Рассел «Блестящий представитель устаревшего стиля». «Таймс», 29 октября 1985 г.: 15, печать.
- ^ Шеперд, Майкл «Венгерский темперамент». Sunday Telegraph, 27 октября 1985 г.: 14, печать.
- ^ Клэр Генри «Шанс обрести уникальную точку зрения». Глазго Геральд. 1 октября 1985 г.: 12, Печать
- ^ Сабо, Юлия (редактор): Рисунки и картины Ильки Геде, каталог выставки, Секешфехервар, Музей Сент-Иштвана Кирая, 1980, HU ISBN 963-7131-20-5 ISSN 0586-3759
- ^ Ури, Иболя (ред.): Илька Геде, каталог выставки (Илька Геде, Каталог выставки), Будапешт, Выставочный зал на улице Мучарнок Дороття, 1982, ISBN 963-01-4173-6
- ^ Мучи, Андраш (ред.): Выставка Ильки Геде (1921–1985), каталог выставки, Сентендре, Művésztelepi Galéria, 1985, 963-01-6605-4 ISSN 0209-4940
- ^ Нерай, Каталин (редактор): Геде Илька (1921–1985), каталог выставки, Будапешт, Выставочный дворец, 1987, ISBN 963-7162-86-0
- ^ Галиг, Золтан (редактор): Рисунки художника Ильки Гедо в галерее Сомбатхей (Работы на бумаге Ильки Гедо в Муниципальном художественном музее Сомбатхей), Сомбатхей, Городская галерея, 1989, ISBN 963-01-9554-2 ISSN 0239-1910
- ^ Семьен, Анита (редактор): Жертвы и убийцы / Рисунки гетто Ильки Геде и рисунки Дьердя Романа, посвященные процессам над военными преступниками в Народном суде (Жертвы и преступники / Рисунки гетто Ильки Геде и рисунки Дьёрдя Романа, посвященные процессам над военными преступниками в Народном суде), выставка каталог, Будапешт, 1995, Венгерский еврейский музей и Иерусалим, 1996, Художественный музей Яд Вашем
- ^ Коложвари, Марианна (редактор): Выставка художника Ильки Геде (Выставка Ильки Геде), каталог выставки, Будапешт, Венгерская национальная галерея, 2004, ISSN 0231-2387
- ^ «... Половина изображения, половина вуали ...» Работы на бумаге Ильки Геде (1921-1985) , Музей изящных искусств - Венгерская национальная галерея, Будапешт, 26 мая - 26 сентября 2021 г., Марианна Коложвари, Андраш Реньи
- ^ Каррель, Кристофер (редактор): Современное визуальное искусство в Венгрии: восемнадцать художников [под редакцией и дизайном Кристофера Каррела; выбор выставки Пола Овери, Кристофера Каррелла совместно с Мартой Коваловски], Центр «Третий глаз» совместно с Музеем короля Стефана, Глазго, 1985 г.
- ^ «1989 – 1980» .
- ^ Перейти обратно: а б «Галерея Янош Гат» . janosgatgallery.com . Проверено 15 июня 2023 г.
- ^ Илька Гедо (1921–1985) Рисунки и пастели, каталог выставки, Нью-Йорк, Shepherd Gallery, 21 East 84th Street, 1995, изд. Автор: Элизабет Кэши
- ^ «Омике.ху» . Архивировано из оригинала 13 мая 2021 г. Проверено 13 марта 2021 г.
- ^ https://mi.btk.mta.hu/hu/kiadvanytar/szabadsag-es-a-nep-a-sozialista-kepzomuveszek-csoportjanak-dokumentumai/viewdocument [ постоянная мертвая ссылка ] стр. 205, 287 и 318.
- ^ Жертвы и убийцы / Рисунки гетто Ильки Геде и рисунки Дьердя Романа на процессах Народного суда над военными преступниками, Венгерский еврейский музей, Будапешт, Венгерский еврейский музей, 1995 г. и Иерусалим, Художественный музей Яд Вашем, 1996 г., изд. автор: Анита Семьен
- ^ Художественный музей Яд Вашем: Жертвы и убийцы Илька Гадо Записи из Будапештского гетто, 1944 г. - Георгий Роман (записи венгерских военных преступников), Яд Вашем - Мемориальное управление Холокоста и героизма, Художественный музей Холокоста, Иерусалим, 1996 г.
- ^ Янош Гат (ред.): Направления - Осенняя выставка 2000 г.», Галерея Яноса Гата, 1100 Мэдисон-авеню (82-я улица), Нью-Йорк, 2020 г.
- ^ Сильвия Кёвеш: Реформистские, альтернативные и прогрессивные школы рисования, 1896–1944 , (Реформистские школы, альтернативные и прогрессивные школы рисования /1896–1944/), Будапешт, Венгерский университет прикладных искусств, 2003, стр. 61-63 (Школа живописи Тибора Галле)
- ^ Пункт 38 каталога — рисунок Геде https://mek.oszk.hu/kiallitas/gedo_ilka/galleries/worksonpaper/privatecoll/images/NewYork_SelfPortrait_1947-49_Robert_Kashey.jpg
- ^ Зепп Хиекиш Пикард - Ханс Гюнтер Голински (ред.): Право изображения: еврейские перспективы в современном искусстве , Музей Бохума, издание Braus, 2004. В каталоге есть один рисунок Геде на странице 21.
- ^ Каталин С. Надь: Холокост в изобразительном искусстве Венгрии , Collegium Hungaricum, Берлин, 2005 (Каталог содержит пять работ Геде (стр. 26-30).)
- ^ Выборка из коллекций Музея Израиля.), совместная выставка Музея Израиля и Национальной галереи в Будапеште, Венгрия. О работах Геде, представленных на этой выставке: ( https://magyarnarancs.hu/kepzomuveszet/dada-es-szurrealizmus-atrendezett-valosag-90952/?pageId=7 )
- ^ Элиад Море-Розенберг Вальтер Шмерлинг (ред.): Искусство Холокоста , Кельн, Wienand Verlag, 2016. В томе есть три рисунка Гедо.
- ^ Андреас Шальхорн (редактор): В лучшей компании - Избранные приобретения Berliner Kupferstichkabinett 2009-2019 , Государственные музеи Берлина - Прусское культурное наследие, Берлин, 2019. На странице 52 есть рисунок Геде.
- ^ «Kupferstichkabinett | в лучшей компании. Избранные приобретения берлинской Kupferstichkabinett 2009 – 2019 | 13 апреля – 4 августа 2019 г.» .
- ^ «Центр рисования: мифических миров: произведения от далекого прошлого до настоящего» . 24 мая 2023 г.
- ^ https://emuseum.mfah.org/people/35066/ilka-gedo/objects
- ^ https://glasstire.com/events/2024/05/28/prints-drawings-selections-from-the-mfah-collection/
- ^ https://en.mng.hu/exhibitions/my-story-early-memory-of-the-holocaust-in-the-works-of-eyewitness-artists/
- ^ https://szikm-konyvek.dromax.net/D139.pdf
- ^ «Выставка в Венгерском еврейском музее» (PDF) . milev.hu . Проверено 15 июня 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Илька Гедо — бесплатная энциклопедия.
- Сайт художника
- Полное собрание сочинений Ильки Геде (1921–1985): оцифрованный каталог Raisonne
- Работы Ильки Геде в Британском музее [7]
- Работы Ильки Геде в Метрополитен-музее [8]
- Работы Ильки Геде на бумаге в Альбертине можно просмотреть, написав в поле имя художника [9].
- Работы Ильки Геде на бумаге из Музея Герцога Антона Ульриха (HAUM) можно просмотреть, написав в поле имя художника [10]
- Работы на бумаге Ильки Геддо во Франкфуртском музее Штеделя [11]
- Работы Ильки Геде на бумаге в Музее изящных искусств Хьюстона [12]
- Работы Ильки Геде на бумаге в Художественной галерее Олбрайт-Нокс, Буффало [13]
- Работает на бумаге в МоМА, Нью-Йорк [14]
- Картины маслом Ильки Геде в Венгерской национальной галерее [15]. Архивировано 10 июня 2016 г. в Wayback Machine.
- Подборка работ Ильки Геде из Художественного музея Яд Вашем [16]
- Давид Биро: Илька Геде - Художница и ее работы / Справочный отчет , Венгерская электронная библиотека, Будапешт, 2014 г. [17]
- Давид Биро: Искусство Ильки Геде, отраженное в ее произведениях, заметках и других документах , Венгерская электронная библиотека, Будапешт, 2020 г. [18]
- Давид Биро: Искусство Ильки Геде, отраженное в ее произведениях, заметках и других документах , Венгерская электронная библиотека, Будапешт, 2020 г. [19]
- Работы на бумаге Ильки Гедё в Штеделевском музее, Франкфурт-на-Майне, Германия [20] и [21]