СС Стэнбрук
Стэнбрук Лансер ранее известный как , , [ 1 ] пароход британского торгового флота, известный героическими поступками его капитана Арчибальда Диксона . [ 2 ] который решил спасти семьи испанских республиканцев, оказавшиеся в ловушке в порту Аликанте 28 марта 1939 года, в конце гражданской войны в Испании . [ 3 ]
Через шесть месяцев после этого эпизода корабль был торпедирован в Северном море нацистами с капитаном Арчибальдом Диксоном на борту. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Судно с регистрационным номером 124287 было построено в 1909 году компанией Tyne Iron Shipbuilding Co Ltd. [ 5 ] на верфи Willington Quay для компании Fisher Renwick Manchester-London Steamers, которая назвала ее Lancer. В 1937 году его купила компания Stanhope Steamship Co и переименовала в Стэнбрук. В том же году корабль снова был продан, оставив его в руках греческой судоходной компании GM Mavroleon, которая сменила название на Polyfloisvios. В конечном итоге он был возвращен предыдущим владельцам, которые вернули ему название Стэнбрук . [ 5 ]
«Стэнбрук » трагически закончился всего через шесть месяцев после перевозки испанских беженцев-республиканцев в Оран: он был потоплен в Северном море торпедой, выпущенной немецкой подводной лодкой под командованием Клауса Корта, который ранее потопил республиканские лодки под управлением других подводных лодок. [ 4 ] Капитан Диксон погиб при затоплении. В алжирских концентрационных лагерях, куда было отправлено большинство беженцев из Стэнбрука , его память почтили минутой молчания. [ 6 ]
Участие в гражданской войне в Испании
[ редактировать ]В марте 1939 года порт Аликанте был заблокирован военно-морским флотом генерала Франко и военно-воздушными силами нацистской Германии , что сделало практически невозможным для лодок, нанятых республиканским правительством, добраться до тысяч беженцев, скопившихся в порту, для их эвакуации. Угроза затопления заставила большинство судовладельцев расторгнуть ранее оплаченные соглашения и отказаться приближаться к испанским водам.
28 марта 1939 года SS Stanbrook оказался на якоре в порту Аликанте в ожидании погрузки на борт груза апельсинов и шафрана. Увидев тысячи беженцев в порту, капитан валлийского корабля Арчибальд Диксон нарушил приказ судовладельца Джека Биллмейра не эвакуировать мирных жителей, взяв на борт как можно больше людей. Один из пассажиров, Антонио Виланова, таможенник, который, находясь в Мексике, напишет свою книгу «Лос Ольвидадос» о республиканских беженцах, описал в письме другу, что произошло во время посадки: [ 4 ]
«У всех было ощущение, что мы бежим, что мы побеждены, что мы морально развалились. Когда мы добрались до лодки, нас встретили среди протестующих пассажиров, которые уже были там. Когда мы садились на борт, некоторые сидели на палубе. , другие в трюме или в трюме. Места не было, но люди продолжали подниматься на борт».
Хелия Гонсалес, в то время четырехлетняя девочка, чья республиканская семья приехала в Аликанте из Эльче , рассказала о своем опыте: [ 4 ]
«Мы прибыли в порт на поезде из Эльче. Как только мы прибыли, очень длинная очередь отделяла нас от лодки, которая мне показалась огромной. У нее было странное название, и она была полна людей. Как и все остальные, мы боялись не попасть в порт. мы сможем добраться до трапа, который приведет нас на корабль». «Наконец, мы подошли к лодке. Пара сильных рук подняла меня. Я увидела улыбающееся лицо, матросскую фуражку, и он поцеловал меня в щеку. Он не сказал ни слова, но это объятие, это смотри, они обещали что-то хорошее... Это был он, Диксон, и нам больше ничего не угрожало».
О причинах, по которым он принял решение прийти на помощь беженцам, и о том, что он увидел в порту, капитан Диксон рассказал в письме в газету Sunday Dispatch , опубликованном 4 апреля 1939 года: [ 7 ]
«Среди беженцев были все классы людей, некоторые из них действительно выглядели очень бедными, выглядели полуголодными, плохо одетыми и одетыми в самую разнообразную одежду, начиная от комбинезонов и заканчивая старыми и рваными кусками униформы и даже одеялами и другими странными предметами одежды. Были также некоторые люди, как женщины, так и мужчины, которые выглядели очень обеспеченными и которые, как я предполагал, были женами и родственниками чиновников. Некоторые из беженцев, по-видимому, везли с собой в чемоданах все свое мирское имущество. сумки всех мастей, некоторые завязаны в большие носовые платки, а некоторые с чемоданами».

SS Stanbrook отправился в плавание на закате 28 марта с 2638 людьми на борту (никого не оставив на причале, как и обещал капитан). [ 8 ] и уклонение от снарядов, выпущенных франкистским крейсером «Канариас» , блокировавшим порт Аликанте. Чтобы избежать этого, Диксон сначала взял курс на Балеарские острова , но флот Франко продолжал запугивать корабль, заставляя его продолжать двигаться в этом направлении с конечной целью привести его к испанскому порту и взять на борт беженцев в плен. Валлийский капитан всю ночь пытался прорваться из блокады, продолжая при этом просить о помощи. В конце концов, британский крейсер вызвался добровольцем, и его смелое вмешательство спасло « Стэнбрук» , позволив изменить курс на юг, в сторону Орана на побережье Алжира. [ 4 ] [ 9 ]
Поскольку количество пассажиров на борту значительно превышало вместимость корабля, во время плавания он кренился под поплавковый трос.
Хелия Гонсалес, которой на момент посадки было четыре года, родом из Эльче , вспоминает путешествие: [ 10 ]
«Я помню переполненную палубу и темное небо над нашими головами. Той ночью шел дождь, небольшой, но было холодно. Папа велел мне присмотреть за моей младшей сестрой. Мама поделилась испанским омлетом, приготовленным из одного яйца, две картофелины и немного сала, семья из Малаги: супружеская пара с сыном того же возраста, что и я».

После 22-часового пути, во время которого капитан Диксон, по его собственным воспоминаниям, давал «немного кофе и еды самым слабым из беженцев», [ 4 ] SS , недалеко Stanbrook прибыл в порт Мерс-эль-Кебир от Орана.
Когда стало известно о прибытии корабля, испанские жители Орана привезли им еду и лекарства на небольших лодках. Через два дня, благодаря усилиям капитана Диксона, французские колониальные власти разрешили высадиться женщинам, детям, раненым и немощным, которые были доставлены в старый, использовавшийся ранее кардиналом Сиснеросом :
«Они отвезли нас в место, где мы могли принять душ и продезинфицировать себя; это были неприятные воспоминания: было темно, сыро и холодно, и за нами наблюдали несколько мужчин, даже обнаженные женщины», — вспоминала Хелия Гонсалес. [ 10 ] Мужчины, около 1500 человек, [ 10 ] не высадятся еще на месяц по решению французской администрации, так как Франко потребовал их возвращения. После нескольких раундов переговоров, поворота общественного мнения во Франции и вмешательства международного сообщества, которое начало осознавать ужасные репрессии и истребления , которым подвергались республиканские заключенные от рук победившей стороны, было достигнуто соглашение о возвращении перевозка пассажиров в фашистскую Испанию в конечном итоге была остановлена. Это позволило кораблю приблизиться к доку Орана и его пассажирам попросить убежища. [ 11 ] Антонио Виланова вспоминал: «Мы высадились, покрытые паразитами. Именно там я увидел тримоторов впервые – вшей чудовищных размеров». Их направили в центр размещения, где их приняли душ, сделали прививки и накормили квакерами . [ 4 ] Когда они высадились из лодки, их зарегистрировали из-за опасений, что у них было огнестрельное оружие.
Большинство беженцев из Стэнбрука были отправлены в концентрационный лагерь Кэмп-Моран в Ксар-Бухари во внутренней Сахаре под стражу сенегальских стрелков , где с ними плохо обращались. Один из беженцев, которому удалось бежать вместе с братом во Францию, а затем в Мексику, записал в своем дневнике:
«Охранник издевается над испанцем, находящимся в туалете, и без всякой причины бьет его винтовкой. Другие приходят и пинают его. Бедный человек просит о помощи. Приходят разные испанцы, которых встречают штыками и заставляют бежать. Там он и остался».
Одним из наказаний, которым подвергались охранники, было el tombeau , когда заключенный выкапывал себе могилу и ложился в нее. Им разрешили выходить только два раза в день, чтобы справить нужду. «Стреляешь мало, но убиваешь медленно!», — написал другой беженец, летчик-истребитель-республиканец. [ 4 ]
Как вспоминала четырехлетняя Хелия Гонсалес, «испанцы не были освобождены из трудовых лагерей, где с ними обращались как с бесплатной рабочей силой для строительства Транссахарской железной дороги почти до конца войны; никто, ни французы, ни союзники, не был заинтересован в освобождении нежелательных испанцев». [ 10 ]
Наследие
[ редактировать ]Героический подвиг СС « Стэнбрук » увековечен в Аликанте присвоением улицы, посвященной английскому кораблю.
В марте 2014 года профессор и композитор Мигель Бротонс сочинил музыкальное произведение в форме симфонической поэмы под названием «Стэнбрук» , как способ отдать дань уважения британской лодке. Это было одно из мероприятий, организованных во время 2-й Международной конференции, представленной факультетом языковых исследований, перевода и коммуникации Университета Валенсии, по случаю 75-й годовщины окончания гражданской войны в Испании в порту Аликанте и потери демократии в Испании. Композиция «Элегия» , принадлежащая к симфонической поэме «Стэнбрук» , впервые была исполнена участниками секстета Филармонического оркестра Университета Аликанте. [ 12 ] [ 13 ]
Женералитат Валенсии на основании закона 14/2017 от 10 ноября о демократическом наследии объявил 28 марта днем памяти и почтения жертв гражданской войны и диктатуры, отмечая выход SS Stanbrook из порта Аликанте. в 1939 году. [ 14 ]

Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тайн строил корабли «Лансер» . Проверено 10 мая 2023 г.
- ^ «Мастер Арчибальд Диксон | Подробности о военных потерях 2782442» . КВГК .
- ^ «Стэнбрук | энциклопедия.cat» . www.enciclopedia.cat .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Суленг, Кристина (23 марта 2014 г.). «Последний корабль в изгнание» . Страна (на испанском языке) . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ЛАНСЕР» . Тайн строил корабли . Проверено 15 сентября 2019 г.
- ^ Мартинес Леаль, Хуан (2005). «СТЭНБРУК. МИФИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ ПАМЯТИ ИСПАНСКИХ ИЗГНАНЦЕВ» (PDF) . Прошлое и память. Журнал современной истории (на испанском языке) (4): 65–81.
- ^ «История Стэнбрука: британские герои самого темного часа Аликанте» . Вид со стороны Ла Вила . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ Хименес Маргалехо, Карлос (2008). Мемуары испанского беженца в Северной Африке, 1939–1956 гг. (на испанском языке). Мадрид: Синка. стр. 32–34. ISBN 978-8496889286 .
- ^ Хименес Маргалехо, Карлос (2008). Мемуары испанского беженца в Северной Африке, 1939–1956 гг. (на испанском языке). Мадрид: Синка. п. 37. ИСБН 978-8496889286 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Штукатурка, Сальвадор (21 марта 2014 г.). «Последний побег» . Ла Вангардия (на испанском языке) . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ Хименес Маргалехо, Карлос (2008). Мемуары испанского беженца в Северной Африке, 1939–1956 гг. (на испанском языке). Мадрид: Синка. стр. 40, 57. ISBN 978-8496889286 .
- ^ «II Jornadas Internacional 2014» (PDF) (на испанском языке). 2014 . Проверено 17 сентября 2023 г.
- ^ Карраско Эмбуэна, Висенте; Морено Саес, Франциско (2021). «Исторические и демократические практики памяти в Валенсийском сообществе. Гражданская комиссия Аликанте» . Валенсийский журнал автономных исследований (на испанском языке). 66 : 313–314.
- ^ Вилато, Айноха (28 марта 2022 г.). «83 года со дня последнего корабля, предназначенного для ссылки: «Если кто падал, его не останавливались, чтобы подобрать» » . Прыжок (на испанском языке) . Проверено 17 сентября 2023 г.