Предполагать
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
В мифологии маори Понатури . — это группа враждебных существ ( гоблинов ), которые днем живут на суше под водой, каждый вечер возвращаясь на берег, чтобы поспать Они боятся дневного света, который для них губителен. Они появляются во многих историях, в том числе:
- история Таваки . Понатури убивают отца Таваки Хему и уносят его тело. Они также захватывают Урутонгу , мать Таваки, которую отправляют работать привратницей в свой дом Манава-Тане. В отместку Таваки и Урутонга закрывают все дыры в доме, чтобы понатури думали, что еще ночь. Затем они внезапно впустили лучи солнца, и все ужасные существа были уничтожены (Tregear 1891:206, 350).
- история героя Раты . Понатури уносят кости его отца и используют их, чтобы отбивать время, практикуясь в своем магическом искусстве. Рата прячется, изучает их заклинания и произносит более мощное заклинание под названием Титикура. Затем он нападает на них, убивает их священников и возвращает кости своего отца. Понатури перегруппировываются и преследуют Рату, но с помощью своих воинов и могущественных заклинаний он побеждает и убивает тысячу из них (Tregear 1891:350).
Канье
[ редактировать ]Канаэ (или кефаль) представлена как спутник понатури в другой версии Таваки (Grey 1956:51). Когда понатури выходят из воды к своему дому Манава-Тане, с ними идет Канаэ. Таваки и Карихи убивают всех понатури в отместку за смерть Хемы, но кефаль убегает, прыгая снова и снова, пока не возвращается в море (Крейг 1989:99, Грей 1855:40, Трегир 1891:122). [1]
В истории Руапупуке (или Руа-те-пупуке) канаэ ассоциируется с подобными существами, ордой Тангароа , которых открыто не называют Понатури:
- Руапупуке — вождь, живущий у моря. Маленький сын Руапупуке утонул. Тангароа уносит ребенка на дно моря и превращает его в текотеко (резную фигуру) на коньке своего дома, над дверью. Отец ныряет на дно моря и находит дом, но он пуст. Он встречает Хинематикотай, женщину, которая говорит ему, что жители вернутся спать на закате, и что, если он впустит дневной свет, он убьет их. Итак, жители убиты, а Руапупуке сжигает дом, забрав с собой часть резных фигурок, чтобы использовать их в качестве модели для резьбы в человеческом мире (Tregear 1891:350).
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Основным источником этой конкретной ссылки на канаэ, по-видимому, является случайный комментарий в «Полинезийской мифологии» Грея , английском переводе его книги 1854 года «Нга Махинга а Нга Тупуна» . Оно появляется в виде сноски на странице 51 книги Gray 1956:51 с текстом: «Маори говорят, что канаэ [ или кефаль] вышла на берег вместе с понатури и убежала из дома благодаря своей способности прыгать. снова набирая воду последовательными источниками». В тексте маори нет упоминания о канаэ (Grey 1971).
Ссылки
[ редактировать ]- Элсдон Бест , Религия и мифология маори, Часть 2 (Бюллетень Музея Доминиона № 11. Музей Новой Зеландии : Веллингтон), 1982.
- Р.Д. Крейг, Словарь полинезийской мифологии ( Greenwood Press : Нью-Йорк), 1989.
- Джордж Грей , «Труды предков» , четвертое издание. Впервые опубликовано в 1854 г. ( Reed Publishing : Веллингтон), 1971 г.
- Г. Грей, Полинезийская мифология (Taplinger Press: Нью-Йорк), 1855.
- Г. Грей, Полинезийская мифология , иллюстрированное издание, переиздано в 1976 г. ( Уиткомб и Гробницы : Крайстчерч), 1956 г.
- Э. Р. Трегир , Сравнительный словарь маори-полинезийского языка ( Лион и Блэр : Lambton Quay), 1891.