Гарри Хейторн
Генри Невилл Хейторн MBE (7 октября 1926 — 24 ноября 2014) — австралийский танцор, балетмейстер, художественный руководитель и педагог, выступавший в водевилях , мюзиклах и балетных труппах в Великобритании, континентальной Европе и Австралии. Он был помощником художественного руководителя Шотландского балета (1969–1974), художественным руководителем Квинслендского балета (1975–1978) и Королевского балета Новой Зеландии (1981–1992). [ 1 ]
Ранние годы
[ редактировать ]Хейторн родился в Аделаиде, Южная Австралия , в семье англичанина и австралийской матери ирландского происхождения. Оба его родителя, которые познакомились в местном танцевальном зале, любили бальные танцы, но им запретили посещать многие заведения в Аделаиде, потому что они осмелились представить то, что Хейторн в шутку назвал в интервью «грязными иностранными танцами», такими как фокстрот и шаг быстрый . Его отец привез с собой эти танцевальные стили, когда мигрировал из Англии в Австралию. В то время в Аделаиде они были неизвестны. [ 2 ]
Хейторн начал свое танцевальное обучение у Джин Бедфорд, которая преподавала «оперный танец», а вскоре после этого записался на уроки чечетки у Герберта Ноя. [ 3 ] Его первоначальными амбициями было заняться водевилем. Даже несмотря на волнующие для него визиты трупп Ballets Russes в Австралию в 1930-е годы, у него все еще не было амбиций серьезно заняться балетом.
Когда Хейторну было четырнадцать, он начал свою профессиональную исполнительскую карьеру в водевильной труппе Гарольда Рэймонда «Варьете», первоначально созданной как концертная группа для развлечения войск в начале Второй мировой войны. Вместе с Гарольдом Рэймондом он участвовал в комедийных сценках, играл на аккордеоне, пел песни и танцевал. Его звездным выступлением, которое повторилось гораздо позже в его жизни, была чечетка на роликовых коньках. [ 4 ]
В последние месяцы Второй мировой войны Хейторн присоединился к Королевским ВВС Австралии и оставался в силах обороны в течение двух лет. После демобилизации он возобновил танцевальную карьеру. В конце 1940-х он брал уроки балета у учительницы из Аделаиды Джоанны Прист и выступал в ее Южно-Австралийском балете. [ 5 ] Однако выступления Ballet Rambert во время его турне по Австралии (1947–1949) вдохновили его изменить направление и заняться балетом как карьерой. [ 6 ]
Театральная карьера
[ редактировать ]Хейторн покинул Австралию в 1949 году и направился в Соединенное Королевство. В Лондоне он брал уроки балета у Анны Норткот и Станисласа Идзиковски, прежде чем успешно пройти прослушивание в Метрополитен-балет, а затем присоединиться к Моны Инглесби Международному балету . Но его карьера в Англии и континентальной Европе оказалась эклектичной и не ограничивалась миром балета. Он работал в шоу Макса Бигрейвса , танцевал в ранних британских телешоу, выступал в мюзиклах, в том числе в «Can Can» Коула Портера , и гастролировал по Южной Африке с постановкой «Пижамной игры» . В интервью 2000 года Хейторн перечислил трех людей, оказавших наибольшее влияние на его карьеру в Англии и Европе, в роли Леонида Мясина , у которого он был личным помощником и балетмейстером в труппе Мясина Les Ballets Européens; Уолтер Гор , у которого он был балетмейстером Лондонского балета; и Питер Даррелл , который нанял его менеджером Западного театра балета, а затем помощником художественного руководителя Шотландского балета в Глазго. [ 7 ]
Всегда австралиец в глубине души, Хейторн начал скучать по своей родине и предпринимал различные шаги, чтобы вернуться. В конце концов он вернулся и в 1975 году занял должность художественного руководителя Квинслендского балета. С этой труппой он поставил произведения ряда австралийских хореографов, в том числе Грэма Мерфи , Гарта Уэлча , Дона Аскера, Рекса Рида, Лесли Уайта и Рэя Кука, а также представил балеты хореографов, с которыми он работал в Соединенном Королевстве. включая Уолтера Гора, Джека Картера и Питера Даррелла. Он также привлек датского танцовщика и педагога Ганса Бренаа для постановки «Сильфиды» и других произведений Огюста Бурнонвиля . [ 8 ] Несмотря на эти достижения всего за три года работы, директорство Хэйторна было недолгим, поскольку его контракт был расторгнут в 1978 году. Он был недоволен тем, как это было сделано, и с тех пор всегда утверждал, что никакого рационального объяснения так и не было дано.
После ухода из Квинслендского балета Хейторн стал координатором-основателем высшего танцевального курса в колледже высшего образования Кельвин Гроув (ныне Технологический университет Квинсленда). [ 9 ] Он оставался на этой должности еще три года, но, решив, что хочет руководить труппой, а не руководить танцевальной школой, в 1981 году принял должность художественного руководителя Королевского балета Новой Зеландии. Его руководителем этой труппы был плодотворный, длившийся более десяти лет, до 1992 года. Он считал это самым счастливым временем в своей жизни. [ 10 ] За время его пребывания в должности труппа поставила произведения крупнейших мировых артистов. Хейторн курировал празднование тридцатого юбилея компании в 1983 году; поставил собственный полнометражный спектакль «Лебединое озеро» ; и совершил поездку по компании в Китае, США и Европе, а также в Австралии. [ 11 ] К шестидесятилетию компании в 2013 году, выражая свое отношение к своему назначению в 1981 году, а также свой подход к директорству в целом, он написал: «Я знал, что мне нужно узнать гораздо больше о Новой Зеландии и ее истории, ознакомиться не только с не только своим танцевальным миром, но и своей литературой, музыкой и изобразительным искусством, при этом держа руку на международном пульсе». [ 12 ]
Во время своего пребывания в Новой Зеландии Хейторн тесно сотрудничал с Новозеландской школой танца и ее преподавателями. Он посетил школьные прослушивания и стал членом совета директоров. [ 13 ] Он считал, что сила любой труппы - это школа, в которой готовят танцоров, знакомых со стилем и репертуаром труппы и накопивших опыт, исполняя небольшие роли в ее постановках, еще будучи студентами. [ 14 ]
На церемонии вручения новогодних наград Новой Зеландии 1993 года Хейторн был назначен кавалером Ордена Британской империи за заслуги перед балетом. [ 15 ]
Спустя годы
[ редактировать ]По возвращении в Австралию из Новой Зеландии в 1993 году Хейторн всегда был востребован. Он преподавал историю танца в Викторианском колледже искусств в Саутбэнке и репертуар в Балетной школе Национального театра в Мельбурне, и его часто приглашали преподавать и ставить балеты для школ по всей Австралии. Он сам несколько раз возвращался на сцену в постановках Австралийского балета, играя эпизодические роли в Стэнтона Уэлча ( «Золушке» » Грэма Мерфи 1997), «Лебедином озере (2002) и «Щелкунчик: История Клары» (1992, возрожденный в 2003 году). Рональда Хайнда » « Веселая вдова (1975, позже возрождена) и совместный Австралийский балет – Сидней. Постановка танцевальной труппы « Тиволи » Мерфи (2001). Его особенно запомнили по роли в «Тиволи» , где он сыграл старого труппе водевиля. В возрасте семидесяти пяти лет Хейторн повторил свою программу чечётки, катания на роликовых коньках и прыжков из 1940-х годов. За свои выступления в этой роли он получил в 2001 году Австралийскую танцевальную премию за выдающееся выступление танцора. [ 16 ]
Публикации
[ редактировать ]В 1970 году Хейторн опубликовал «Как быть танцором балета » с иллюстрациями Питера Казале (Англия: Wolfe Publishing for the Dairy Industry). Он был автором статей, опубликованных в журналах Dance Australia , Brolga: An Australian Journal about Dance и Choreography and Dance: An International Journal, а также внес вклад в публикацию The Royal New Zealand Ballet, посвященную шестидесятилетию Королевского балета Новой Зеландии. в Шестьдесят. Он также часто писал письма редактору различных танцевальных журналов.
Праздник
[ редактировать ]Хейторн умер в хосписе Мельбурна в ноябре 2014 года в возрасте восьмидесяти восьми лет. Для его близких друзей были организованы небольшие частные похороны. Когда его завещание было зачитано, выяснилось, что он попросил устроить вечеринку, посвященную его жизни, а не мрачную поминальную службу с панегириком. Соответственно, 31 января 2015 года одновременные торжества, связанные видео, прошли в студиях Австралийского балета в Мельбурне и Королевского балета Новой Зеландии в Веллингтоне. Многие представители танцевального и театрального сообщества обеих стран присутствовали на них и делились нежными анекдотами. и истории. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мишель Поттер, «Гарри Хейторн, 1926–2014», некролог, http://michellepotter.org/news/harry-haythorne-1927-2014 [ постоянная мертвая ссылка ] . Основной источник биографической информации, приведенной здесь, используется с разрешения автора.
- ↑ Гарри Хейторн, интервью Мишель Поттер, май и октябрь 2000 г. Национальная библиотека Австралии, Проект устной истории «Продолжай танцевать», TRC 4560.
- ^ Гарри Хейторн, м «Как я стал танцором в австралийском стиле в 1930-е годы». Хореография и танец: Международный журнал 6.2–3 (2001), 21–35.
- ^ "Водевиль-шоу Гарольда Рэймонда". Barrier Miner (Брокен-Хилл), 11 августа 1944 г., с. 3. Онлайн на веб-сайте Национальной библиотеки Австралии, http://nla.gov.au/nla.news-article49563935 .
- ^ Маргарет Эбби Дентон, Джоанна Прист: Ее место в истории танцев Аделаиды (Аделаида: Джоанна Прист, 1993), стр. 162.
- ↑ Гарри Хейторн, интервью Мишель Поттер, май и октябрь 2000 г.
- ↑ Гарри Хейторн, интервью Мишель Поттер, май и октябрь 2000 г.
- ^ Эдвард Х. Паск, Балет в Австралии: Второй акт, 1940–1980 (Мельбурн: Oxford University Press, 1982), стр. 232–234.
- ↑ Гарри Хейторн, интервью Мишель Поттер, май и октябрь 2000 г.
- ^ Интервью с Гарри Хейторном, Радио Новой Зеландии, 2013. Интернет по адресу http://www.radionz.co.nz/collections/rnzb/audio/2563342/harry-haythorne .
- ^ Дженнифер Шеннан, Время танцевать: Королевский балет Новой Зеландии в 50 лет (Веллингтон: Королевский балет Новой Зеландии, 2003), стр. 38–47.
- ^ Гарри Хейторн, «Королевский балет Новой Зеландии: шестьдесят лет молодости», в книге «Королевский балет Новой Зеландии в шестьдесят» под редакцией Дженнифер Шеннан и Энн Роуз (Веллингтон: Victoria University Press, 2013), стр. 88.
- ↑ Диана Деккер, «Художественный руководитель оказал огромное влияние на балетную сцену», некролог, The Dominion Post (Веллингтон), 8 декабря 2013 г., стр. С3.
- ^ Хейторн, «Королевский балет Новой Зеландии: шестьдесят лет молодости» (2013), с. 102.
- ^ «№53154» . Лондонская газета (2-е приложение). 31 декабря 1992 г. с. 30.
- ^ Веб-сайт Australian Dance Awards: http://www.australiandanceaards.net.au/award-winners/outstanding- Performance-by-a-male-damcer/harry-haythorne. [ постоянная мертвая ссылка ] .
- ↑ Андрис Топпе, австралийский хореограф и танцор, личное общение, 26 февраля 2015 г. См. http://www.andristoppe.com .