Товит (игра)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2020 г. ) |
Тобит — это игра в шашки , напоминающая турецкие и армянские шашки, в которой фигуры движутся ортогонально (вперед, вбок, т. е. влево и вправо). Он особенно напоминает турецкие шашки тем, что фигуры движутся только ортогонально.
История
[ редактировать ]Игра проводится в Республике Хакасия в России и связана с хакасским народом. История и этимология игры неясны. Существует несколько вариантов с разным размером досок и количеством штук, но описанный здесь стал стандартом. Раньше сетку рисовали на земле с помощью костей животных (например, овец), которые использовались в качестве игровых фигур. Первые соревнования стандартного варианта начались только в 2002 году, и с тех пор их число значительно возросло. [1] Поскольку в игре всего 38 ячеек, игра более тактическая и менее стратегическая по сравнению с турецкими шашками. [2]
Правила
[ редактировать ]Тобит имеет несколько отличительных особенностей. Игра ведется на сетчатой доске, а фигуры размещаются на пересечениях и в конечных точках, тогда как в две другие игры играют на квадратной доске 8x8, а фигуры размещаются внутри квадратов. Сетчатая доска не является квадратом или прямоугольником. Сетчатая доска может быть создана путем пересечения четырех сегментов горизонтальных линий перпендикулярно пяти сегментов вертикальных линий, и эти сегменты линий продолжаются за пределами этого пересечения. Отрезки линий называются «chols». Сетка имеет 20 точек пересечения и 18 конечных точек, таким образом, создается сетка из 38 точек (пробелов), что меньше, чем 64 клетки (пробела) в турецких шашках и армянских шашках. Точки на доске пронумерованы от 1 до 38. Пересечение горизонтальных и вертикальных линий образует квадратные промежутки между ними; квадратное пространство называется «кёль» или озеро. Эти квадратные пространства не являются структурным или функциональным компонентом игры, но позволяют предположить, как хакасы просмотреть эту игру.
У каждого игрока есть 12 человек, или шашек, или «хуллар» («хуллар» - форма множественного числа от «хул», а хул означает «слуга»), отличных от другого игрока (тогда как в турецких шашках и армянских шашках у каждого игрока есть 16 человек), и их обычно различают как белые и черные части хулы. 12 фигур каждого игрока изначально размещаются в соответствующих первых двух рядах, оставляя свободными только два центральных ряда в начале игры. Белые фигуры хала размещаются на точках с 1 по 12, а черные фигуры размещаются на точках с 27 по 38. Белые ходят первыми, чтобы начать игру. Как и в турецких шашках, хул может сделать только один шаг ортогонально вперед или в сторону (влево или вправо) за один поворот. Хул превращается в «тобит» (эквивалент короля в шашках). При достижении первого ранга другого игрока; в частности, конечная точка вертикального хола (сегмента вертикальной линии) на стороне доски другого игрока. Поскольку существует пять вертикальных холов, то всего существует пять конечных точек, где хул может превратиться в тобит. Тобит может перемещаться на любое количество незанятых шагов вперед, назад или в сторону (все четыре ортогональных направления) за один оборот.
Хул может захватить хал или тобит ортогонально соседнего противника (в любом из четырех ортогональных направлений - вперед, влево, вправо и назад), используя короткий прыжок, как в шашках. Это не похоже на турецкие или армянские шашки, где их непродвинутые люди ограничиваются захватами вперед или вбок. Тобит может захватить хул или тобит противника в любом из четырех ортогональных направлений, как летающий король в турецких или армянских шашках. Фигуры противника, возможно, не обязательно должны быть смежными с тобитом, но если фигура противника не является соседней, путь к ней должен быть незанят; тобит может приземлиться в любой незанятой точке позади фишки противника, если между фишкой захвата и пространством, на котором приземлился тобит, нет препятствий. Захваты обязательны, поэтому хул или тобит должен, если это возможно, захватить хул или тобит своего противника. Хул или тобит должен продолжать захват, если это возможно, за один ход, следовательно, за один ход можно захватить более одной части. Если доступно более одной доступной последовательности захватов, можно выбрать любую из них при условии, что игрок выполнит выбранную последовательность захватов.
Игрок побеждает, если он уничтожит все фигуры своего противника или заблокирует их так, что они не смогут выполнить правильный ход, или если противник сдастся. Победивший игрок получает 2 очка, а проигравший — 0 очков. Позиция, повторенная 3 раза, является причиной ничьей. [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Черпаков, Матос (2019). Буяр, Ченгиз; Туркмен, Мехмет; Усеев, Нурдин (ред.). "ИГРА В ШАШКИ ХАКАС "ТОБИТ", СРАВНЕНИЕ С ТУРЕЦКОЙ ИГОЙ В ШАШКИ" (PDF) . ТУРЕЦКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ VIII 16–18 октября 2019 г. (на турецком языке). Кахраманмараш: 61–70. ISBN 978-605-4996-79-7 . Проверено 20 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Potopakhin, Vitaly. "Авторская школа игры" . Retrieved 20 October 2020 .