Shtrafbat
Shtrafbats ( Russian : штрафбат , штрафной батальон ) were Soviet penal battalions that fought on the Eastern Front in World War II .
Иосифом приказом Численность штрафбатов была значительно увеличена Сталиным в июле 1942 года № 227 (Директива Ставки ВГК № 227). Приказ № 227 был отчаянной попыткой восстановить дисциплину после панических разгромов первого года войны с Германией . Приказ, получивший популярность как «Ни шагу назад!» (Ни шагу назад!, Ни шагу назад!) Приказ — вводились суровые наказания, вплоть до суммарной казни , за самовольное отступление. [ 1 ]
В своем приказе Сталин также упомянул об успешном использовании Гитлером штрафных батальонов (известных как Strafbataillon ) как средства обеспечения повиновения среди регулярных частей Вермахта .
Организация
[ редактировать ]В соответствии с Приказом № 227 первоначальная численность первых штрафных батальонов составляла 800 человек; Также были разрешены пенитенциарные роты численностью от 150 до 200 человек в каждой роте. [ 2 ] Помимо батальонов, уже служивших в составе армий, были введены другие батальоны, подчиненные фронтам (эквивалент групп армий). Первый штрафной батальон, развернутый в соответствии с новой политикой, был отправлен на Сталинградский фронт 22 августа 1942 года, незадолго до выхода немецких войск к Волге . В его состав вошли 929 опальных офицеров, осужденных по Приказу № 227, разжалованных в низший рядовой чин и зачисленных в штрафбат. После трёх дней штурмов немцев в живых осталось всего 300 человек.
The order entitled 'Status of Penal Units of the Army' ( Положение о штрафных батальонах действующей армии ) of November 26, 1942, by Georgy Zhukov (then a Deputy Commander-in-Chief), formally standardized Soviet penal units. Penal battalions or shtrafbats were set at 360 men per battalion, [ 2 ] ими командовали офицеры Красной Армии среднего и старшего звена и политруки . Штрафные роты (штрафная рота, от 100 до 150 человек в отряде) командовали сержанты ( унтер-офицеры ) и рядовые .
Штрафные части состояли из двух видов личного состава: постоянного и временного. Постоянный состав составляли штабные офицеры, командиры рот, командиры взводов, политруки и другие младшие командиры. Временным персоналом назывались штрафники (наказатели), которых направляли в часть за совершенные преступления или проступки, чтобы искупить свою вину своей службой.
В некоторых штрафных частях, например в 8-м отдельном штрафном (офицерском) батальоне, взводы иногда насчитывали до 50 человек, роты - до 300 человек, а численность батальона могла достигать 850 человек; из чего следует, что штрафной батальон иногда был больше обычного стрелкового батальона Красной Армии. Отметим, что формально батальоном должен был командовать полковник с двумя заместителями, начальником штаба и политруком. Ротами должны были командовать майоры, а их взводами - капитаны. [ 3 ] Вероятно, это связано с тем, что в данном случае штрафники состояли из бывших офицеров Красной Армии.
Общее количество осужденных к штрафным частям с сентября 1942 по май 1945 года составило 422,7 тыс. человек. Известно, что очень немногие из них пережили войну. [ 4 ]
Категории
[ редактировать ]К мужчинам, обычно подлежащим службе в исправительных воинских частях, относились:
- Осужденные за дезертирство или трусость согласно Приказу № 227. Хотя трусость под огнем иногда наказывалась немедленной казнью, солдаты или офицеры в тыловых районах, подозреваемые в «нежелании воевать», могли (и часто были) лишены звания в дисциплинарном порядке и переведены в другое назначение. на штрафбат по приказу 227. [ 5 ]
- Заключенные советских трудовых лагерей ГУЛАГа . [ 6 ]
Пехотные батальоны
[ редактировать ]Служба в штрафном батальоне в роли пехоты была наиболее распространенным видом использования штрафников и рассматривалась многими советскими заключенными как равносильная смертному приговору. Срок службы в пехотных штрафных батальонах и ротах составлял от одного до трех месяцев (максимальный срок обычно применялся к смертной казни - стандартному наказанию по Приказу № 227). Существовали нормативы перевода сроков лишения свободы в штрафбатные сроки. Осужденные в пехотные части имели право на смягчение наказания и направление в линейную часть Красной Армии, если они либо получили боевое ранение (преступление считалось «очищенным кровью»), либо совершили в бою чрезвычайно героические подвиги. [ 7 ] Теоретически они также могли получить военные награды за выдающиеся заслуги и в случае освобождения считались полностью реабилитированными, хотя подозреваемые в политической нелояльности оставались заметными людьми и часто продолжали подвергаться преследованиям после окончания войны.
Разные командиры по-разному относились к освобождению штрафников из части и возвращению их в штатные части. 65-й армией Командующий генерал Павел Батов реабилитировал только погибших и раненых в бою штрафников, а оставшихся штрафников использовал до конца. Генерал Александр Горбатов освободил всех храбро сражавшихся в бою штрафников, независимо от того, были они ранены или нет. [ 3 ]
ВВС
[ редактировать ]Pilots or gunners serving in air force penal squadrons (at one point known as корректировочная авиационная эскадрилья (Corrective Aviation Squadrons) [ 8 ] ) находились в явно невыгодном положении при получении освобождения от наказания из-за боевого ранения, поскольку характер воздушного боя обычно означал, что любое ранение было смертельным. Пилоты не получали зачетов за выполненные задания и обычно оставались в строю до тех пор, пока не погибли в бою. Бывший летчик советских ВВС Артём Афиногенов вспоминал применение штрафных эскадрилий ВВС под Сталинградом :
Летчиков штрафных эскадрилий направляли в наиболее опасные места, в первую очередь на мостовые переправы через Волгу, где решалась судьба Сталинграда, на аэродромы и скопления танков противника. Так что для атаки на эти цели были отправлены только штрафные эскадрильи, но эти оперативные полеты не были приняты во внимание. Вы продолжаете летать на миссии и убивать немцев, но считается, что ничего не происходит, поэтому в ваш список ничего не заносится. Чтобы выйти из-под стражи, нужно получить ранение в бою. Но когда военный летчик выполняет боевое задание, первое ранение, которое он получает, очень часто может оказаться последним. [ 9 ]
Смертность среди артиллеристов, служивших в штрафных отрядах, была исключительно высокой. Хотя заключенные, назначенные артиллеристами, теоретически могли отбыть свои приговоры после того, как выжили в десяти миссиях, их, как и пехоту, часто переводили в штрафные подразделения по разминированию, прежде чем они достигли этого общего количества. [ 2 ]
Боевая служба
[ редактировать ]Согласно Приказу № 227, любая попытка отступления без приказа или даже отказ от наступления наказывались заградительными отрядами («заградительные отряды») или «противоотступающими» отрядами советской контрразведывательной организации СМЕРШ ( «Смерт») . шпионам ), по-русски «Смерть шпионам». [ 1 ] [ 2 ] Блокирование отрядов, расположенных в тылу, могло бы привести к жесткому сдерживанию отступления, но наиболее вероятный способ взаимодействия солдата или офицера с заградительным отрядом заключался не в том, чтобы быть зарезанным «Максимом», а в виде ареста и военного трибунала. [ 1 ] [ 10 ] В результате, не имея другого выхода, штрафные батальоны обычно яростно продвигались вперед, пока не были уничтожены вражескими минными полями, артиллерийским огнем или огнем крупнокалиберных пулеметов. Если люди выживали и занимали свою цель, их окружали и снова использовали в следующем штурме. [ 2 ] В ряде случаев штрафники прекрасно выполняли свои обязанности, даже несмотря на отсутствие заградительных войск, блокирующих тыл части. [ 3 ]
Батальоны возглавляли штабы или рядовые солдаты и офицеры. Находясь за пределами строя, дисциплину поддерживала рота вооруженной охраны при поддержке отрядов НКВД или СМЕРШ. Персонал и охрана получали высокую зарплату и получали специальные пенсионные выплаты за свою неприятную, а иногда и опасную работу. В годы войны широко применялись советские штрафные части. Некоторые подразделения добились значительной известности.
Одновременное формирование штрафных частей и вспомогательных арьергардных блокирующих войск в Приказе № 227 иногда приводило к современному заблуждению, будто штрафные части находились в арьергарде регулярных частей Красной Армии. Хотя практика использования войск регулярной армии в качестве арьергарда или блокирующей силы была внедрена на короткое время, вскоре выяснилось, что арьергард не всегда выполнял приказы в отношении личного состава штрафных частей, отступившего или бежавшего от немцев. Следовательно, до конца войны задачу предотвращения самовольного вывода личного состава штрафных частей с поля боя решали противоотступающие отряды СМЕРШ Советской Красной Армии. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]- Заградительные войска , используемые Красной Армией для предотвращения паники или несанкционированного отхода солдат на передовой.
- Strafbattalion — батальоны пленных в немецком Вермахте во время Второй мировой войны.
- Российские штрафные воинские части , аналогичные батальоны пленных, созданные в современной России во время вторжения на Украину.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Толстой 1981 г. [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с д и Suvorov 1982 [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с Пыльцин 2006 г.
- ^ Кривошеев, ГФ (1997). Советские потери и боевые потери в ХХ веке. Книги Гринхилла. ISBN 978-1853672804 . п. 92
- ^ Suvorov 1982 [ нужна страница ] Дезертиры были не единственной категорией согласно Приказу № 227. Любой офицер или рядовой, продемонстрировавший нежелание воевать, обычно лишался звания и отправлялся в штрафную часть.
- ^ Алексей Статьев (2010). «Штрафные части в Красной Армии». Европа-Азиатские исследования . 62 (5): 731. JSTOR 20750232 .
- ^ Lebed 1997 [ нужна страница ] : «Мой отец [служивший тогда в штрафбате] никогда не уклонялся от своего долга... Но была загвоздка – чтобы перевестись из штрафбата в регулярную часть, нужно было пролить свою кровь, искупить свою вину. Но после финской войны мудрость победила, и его направили в линейную часть».
- ^ BSSA и русский WikiSource
- ^ Голос России, Интервью Артема Афиногенова (2003), статья заархивирована 4 марта 2010 г. в Wayback Machine (2003).
- ^ Дэвид М. Гланц, Возрождение колосса: Красная армия в войне, 1941–1943 (Лоуренс, Канзас: University of Kansas Press, 2005).
Библиография
[ редактировать ]- Конквест, Роберт, Колыма: Арктические лагеря смерти , Methuen Press, (1978) ISBN 978-0-670-41499-4
- Хэтч, Гарднер Н., Бывшие американские военнопленные: Non Solum Armis, Turner Publishing Company , (1988), ISBN 978-1-56311-624-7
- Кривошеев, Г.Ф. Советские потери и боевые потери в ХХ веке , Лондон, Greenhill Books, 1997, ISBN 978-1-85367-280-4 , доступен в Интернете (на русском языке) [1] .
- Lebed, Alexander (Gen.), My Life and My Country , Regnery Publishing (1997) ISBN 978-0-89526-422-0
- Маназеев, Игорь, «Штрафной» корпус на Калининском фронте , Журнал славянских военных исследований , Vol. 15, выпуск 3, сентябрь 2002 г. OCLC 201968754
- Модсли, Эван, Сталинские годы: Советский Союз 1929–1953 , Manchester University Press (2003), ISBN 978-0-7190-6377-0
- Пыльцин, Александр, Штрафной удар: Мемуары командира штрафной роты Красной Армии, 1943–45 , Stackpole Books (2006), ISBN 978-0-8117-3599-5
- Суворов, Виктор, Внутри Советской Армии , Хэмиш Гамильтон (1982), ISBN 0-241-10889-6
- Толстой, Николай, Тайная война Сталина , Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон (1981), ISBN 0-03-047266-0