Александр Поддьяков
Alexander Nikolaevich Poddiakov | |
---|---|
Рожденный | |
Национальность | Русский |
Научная карьера | |
Поля | Профессор , доктор психологических наук, имеет множество докторских степеней. |
Alexander N. Poddiakov (Alexander Nikolaevich Poddiakov, Russian Алекса́ндр Никола́евич Поддья́ков), born on March 21, 1962, in Moscow , is a Russian psychologist, doctor of psychology and professor.
Биография
[ редактировать ]Окончил в 1985 году психологический факультет МГУ . В 1990 году защитил первую степень доктора психологических наук по теме «Формирование активности экспериментирования дошкольников с новыми объектами различной сложности». В 2001 году защитил вторую, постдокторскую степень психологических наук по теме «Развитие исследовательской инициативы в детском возрасте». В 2009 году ему присвоено ученое звание профессора.
Поддьяков Александр Николаевич — профессор кафедры психологии образования и педагогики психологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова , а также профессор кафедры психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета « Высшая школа экономики». . [1]
Является членом редакционной коллегии журналов «Организационная психология», «Психологические исследования», «Психология. Журнал Высшей школы экономики », «Культура и психология», «Интегративная психология и поведенческая наука», «Математическое мышление». и обучение». [2] [3] Также он является главным научным сотрудником лаборатории психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН.
Александр Н. Поддьяков — автор более 150 публикаций.
Научные направления
[ редактировать ]Александр Н. Поддьяков развивает концепцию исследования и творческого мышления человека в сложно развивающихся областях, в условиях высокой новизны, динамики и противоречий. Концепция является междисциплинарной, интегрирующей положения психологии, теории сложных динамических систем, логики, математики и разрешения конфликтов . Одним из ключевых моментов анализа является помощь и противодействие как два фундаментальных вида взаимодействия в различных видах деятельности.
В области психодиагностики он развивает положение о невозможности стандартного теста творческого мышления как «эталона измерения нестандартности». Он обнаружил и проанализировал ошибку в диагностическом задании PISA-2012 ( Program for International Student Assessment ) на творческое мышление: разработчики заранее создали закрытый список творческих ответов, которыми руководствовались при оценивании, без учета других возможных правильных решений. . [4]
Избранные публикации
[ редактировать ]- Поддьяков А.Н. Овладение дошкольниками компетенций по сочетанию и взаимодействию факторов // Развивающие задачи: к культурологическому анализу развития человека / Ж. Тер Лаак, П.Г. Хейманс, А.И. Подольский (ред.). Дордрехт: Kluwer Academic Publishers. 1994. стр. 173–186. [5]
- Поддьяков А.Н. Противодействие как важнейший фактор обучения, воспитания и развития: противодействие помощи. // Форум: Качественные социальные исследования. 2001. Том. 2(3). [6]
- Поддьяков А.Н. Пространство ответственности культурной психологии. Обзорное эссе на книгу: Бенсон К. Культурная психология личности: место, мораль и искусство в человеческих мирах. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж, Тейлор и Фрэнсис Груп, 2001 // Культура и психология. 2002. Том. 8 (3). стр. 327–336. [7]
- Поддьяков А.Н. Философия образования: проблема противодействия // Журнал российской и восточноевропейской психологии. 2003, Том. Т. 41, № 6, с. 37–52. [8]
- Поддьяков А. Н. Обучение экономической мысли: пейзажи после сражений. Комментарий к статье: ван Бавель Р., Гаскелл Г. Нарратив и системные способы экономической мысли//Культура и психология. 2004. Том. 10(4). стр. 441–453. [9]
- Поддьяков А.Н. Учение «Троянский конь» в экономическом поведении // Сеть социальных наук, 2004. [10]
- Поддьяков А.Н. Преодоление проблем, созданных другими: направления развития. Комментарий к статьям: Хедегаард, М. Стратегии разрешения конфликтов в ценностных позициях между домом и школой: влияние на развитие мотивов и идентичности учащихся из числа этнических меньшинств, и Шоусбо, И. Местные и глобальные перспективы повседневной жизни детей / / Культура и психология. 2005, 11 (2), стр. 227–240. [11]
- Поддьяков А.Н. Амбивалентность и когнитивная эвристика для борьбы с неоднозначностью в сложных социальных мирах // Estudios de Psicologia. 2006. Том. 27. № 1. С. 101–116. [12]
- Поддьяков А. Н. Сравнительная психология развития и развитие сравнений // Культура и психология. 2006. Том. 12 (3). П 352–377. [13]
- Поддьяков А. Н. Зоны развития, зоны противодействия и зона ответственности // Культурно-историческая психология. Дайджест. 2006. № 1-3. С. 14–15. [14]
- Поддьяков А.Н. Стремление к новизне в научном диалоге // Инаковость под вопросом: Лабиринты Самости / Л. Симао, Ж. Вальсинер (ред.). Гринвич: Издательство Information Age, 2007. С. 215–226. [15]
- Поддьяков А.Н. Развитие и торможение способностей к обучению у агентов и интеллектуальных систем // Материалы Международной конференции IADIS «Интеллектуальные системы и агенты» / Под ред. А.Пдос Рейс, К.Блашки, Ю.Сяо. 3–8 июля 2007 г. Лиссабон, Португалия. С. 235–238. [16]
- Поддьяков А.Н. Психическое развитие. Принцип дифференциации // Общественные науки. 2008. Том 39. № 4. С. 162–166. [17]
- Поддьяков, АН (2010). Циклы нетранзитивности и решение сложных проблем. [18]
- Поддьяков, АН (2011). Дидактические объекты для развития комбинаторного экспериментирования и причинно-экспериментального мышления детей раннего возраста. Международный журнал дошкольного образования. Том. 19. № 1. С. 65–78. [19]
- Поддьяков, АН (2012). Решение сложных задач на PISA 2012 и PISA 2015: взаимодействие со сложной реальностью. [20]
- Поддьяков А.Н. (2013). Поймать летящий мяч – действительно ли это так просто? Вклад в критику подхода Г. Гигеренцера. [21]
- Поддьяков А. и Вальсинер. Дж. (2013). Циклы нетранзитивности и их трансформации: как функционируют динамически адаптирующиеся системы. В: Ли Рудольф (ред.). Качественная математика для социальных наук: математические модели для исследования культурной динамики. Абингдон, Нью-Йорк: Рутледж. стр. 343–391. [22] [23]
- Поддьяков А.Н. Компликология: изучение развивающихся, диагностических и деструктивных затруднений. Москва, Издательство ВШЭ. [24]
- Александр Поддьяков Множественные дилеммы помощи и противодействия обучению в сложных социальных мирах/Поведенческие науки и науки о мозге (2015). В.38. №1 C.e56
Награды и достижения
[ редактировать ]- Дважды «Лучший преподаватель» Высшей школы экономики в 2012 году. [25] и 2015 год
- Книга А. Поддьякова «Психология конкуренции в обучении» получила премию «Лучшая монография по психологии» на Всероссийском конкурсе психологической книги в 2007 году. [26]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Биография А. Поддьякова на официальном сайте ВШЭ (Высшей школы экономики)
- ↑ Список членов редколлегии А. Поддьякова на официальном сайте ВШЭ (Высшей школы экономики)
- ^ Список публикаций на официальном сайте МГУ.
- ^ Поддьяков А. Решение сложных задач на PISA 2012 и PISA 2015: взаимодействие со сложной реальностью
- ^ Поддьяков, АН (1994). «Освоение дошкольниками компетенций по сочетанию и взаимодействию факторов» . Развивающие задачи . стр. 173–186. дои : 10.1007/978-94-015-8108-0_14 . ISBN 978-90-481-4417-4 .
- ^ Противодействие как решающий фактор обучения, образования и развития: противодействие помощи.
- ^ Пространство ответственности культурной психологии
- ^ Философия образования: проблема противодействия // Журнал российской и восточноевропейской психологии.
- ^ Преподавание экономической мысли: пейзажи после сражений, Культура и психология, 2004.
- ^ Учение «Троянский конь» в экономическом поведении.
- ^ Решение проблем, созданных другими: направления развития. Культура и психология. 2005 г.
- ^ Поддьяков А.Н. Амбивалентность и когнитивная эвристика для борьбы с двусмысленностью в сложных социальных мирах.
- ^ Сравнительная психология развития и развитие сравнений // Культура и психология. 2006 г.
- ^ Зоны развития, зоны противодействия и зона ответственности. Культурно-историческая психология, 2006.
- ^ Стремление к новизне в научном диалоге // Инаковость под вопросом: Лабиринты самости / Л. Симао, Дж. Вальсинер (ред.). Гринвич: Издательство Information Age, 2007 г.
- ^ Поддьяков А.Н. Развитие и торможение способностей к обучению у агентов и интеллектуальных систем.
- ^ Поддьяков А.Н. Психическое развитие. Принцип дифференциации // Общественные науки. 2008 год
- ^ Поддьяков А.Н. Циклы нетранзитивности и решение сложных задач.
- ^ Поддьяков А.Н. Международный журнал дошкольного образования.
- ^ Поддьяков А. Решение сложных задач на PISA 2012 и PISA 2015: взаимодействие со сложной реальностью
- ^ Поддьяков А. Поймать летящий мяч – неужели это так просто?
- ^ Поддьяков А. и Вальсинер. Дж. (2013). Циклы нетранзитивности и их трансформации: как функционируют динамически адаптирующиеся системы.
- ^ Поддьяков А. и Вальсинер. Дж. (2013). Циклы нетранзитивности и их трансформации: как функционируют динамически адаптирующиеся системы.
- ^ Поддьяков А. Компликология: изучение развивающихся, диагностических и деструктивных затруднений.
- ^ Список победителей
- ↑ Список лауреатов Второго Всероссийского конкурса психологической книги, победителем которого стал А. Поддьяков в номинации «Лучшая монография по психологии».
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография Поддьякова Александра Николаевича на официальном сайте Высшей школы экономики
- Александр Поддьяков «Множественные дилеммы помощи и противодействия обучению в сложных социальных мирах», опубликовано издательством Cambridge University Press , 8 июня 2015 г.