Защита культурного наследия в Швейцарии
Швейцарское агентство по защите культурных ценностей определяет меры по защите культурных ценностей от повреждения, разрушения, кражи и утраты. Для этого на национальном уровне создана правовая база и заключены международные соглашения, которые обязывают Швейцарию уважать и поддерживать защиту культурных ценностей не только на своей территории, но и на суверенной территории других государств-участников.
История
[ редактировать ]История охраны культурных ценностей в ее нынешнем виде началась с массового уничтожения культурных ценностей во время Второй мировой войны . Когда в 1945 году была основана ООН , ЮНЕСКО была учреждена как одно из 17 специальных учреждений ООН, занимающихся вопросами образования, науки и культуры. Даже сегодня она продолжает оставаться «материнской организацией» по международной защите культурных ценностей. Таким образом, ЮНЕСКО также взяла на себя инициативу, когда в 1954 году Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (ГАК) была закреплена международным правом. Швейцария присоединилась к ВАК в 1962 году и в 2004 году ратифицировала «Протокол к Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года» (Второй протокол), который дополняет ВАК с 1999 года.
Определение
[ редактировать ]Согласно ст. 1 Гаагской конвенции от 14 мая 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (ГАК) культурные ценности определяются следующим образом:
- Движимое или недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного наследия каждого народа.
такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские; археологические памятники; группы зданий, которые в целом представляют исторический или художественный интерес; произведения искусства; рукописи, книги и другие предметы, представляющие художественный, исторический или археологический интерес; а также научные коллекции и важные коллекции книг или архивов или репродукций собственности, определенной выше
- Здания, основной и эффективной целью которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, определенных в подпункте (а)
такие как музеи, крупные библиотеки и хранилища архивов, а также убежища, предназначенные для укрытия в случае вооруженных конфликтов движимых культурных ценностей, определенных выше.
- Центры с памятниками
т.е. места с большим количеством культурных ценностей, как это определено в пунктах выше.
Организация
[ редактировать ]Интересы защиты культурного наследия признаются на федеральном, кантональном и общинном уровнях. Кроме того, несколько культурных учреждений и ассоциаций, а также частных лиц стремятся сохранить и защитить швейцарские культурные ценности. На федеральном уровне ведущую роль играет Секция защиты культурных ценностей. Он является частью Федерального ведомства гражданской защиты ( Федерального департамента обороны, гражданской защиты и спорта DDPS). Этот раздел служит отправной точкой для решения всех вопросов, касающихся защиты культурных ценностей в Швейцарии. В его основные задачи входит поддержка и содействие кантонам в выполнении предписанных мер, издание директив и указаний по подготовке специалистов, подготовка высших кадров ПКП в контексте гражданской обороны , финансирование неконструктивных мер по охране культурного наследия. активы национального или регионального значения, а также установление и укрепление контактов с отечественными и зарубежными партнерскими организациями. Федеральный комитет по защите культурных ценностей (бывший Швейцарский комитет по защите культурных ценностей) поддерживает DDPS и Федеральное управление гражданской защиты FOCP в качестве консультативного органа. делегаты департаментов федеральной администрации, кантональных ведомств ( охрана памятников и археология ) и учреждений культуры ( архивы , музеи и библиотеки Членами этого внепарламентского комитета являются ). Их кандидатуры назначает Федеральный совет . Соответствующими контактными лицами по вопросам защиты культурных ценностей в кантонах являются кантональные должностные лица по защите культурных ценностей. Они работают либо в кантональном отделе культуры (обычно в отделе исторических памятников), либо в Федеральном ведомстве гражданской защиты. Являясь специализированными агентствами, отделы исторических памятников привлекают специалистов по работе с объектами, а организации гражданской обороны предоставляют человеческие ресурсы для местных и региональных операций. Помимо этих органов, у Швейцарии есть множество других партнеров и учреждений, которые способствуют сохранению ее культурного наследия: учреждения культуры (архивы, музеи, библиотеки), партнерские организации гражданской защиты (в первую очередь пожарные службы и полиция ) или частные организации, такие как Швейцарская ассоциация по защите культурных ценностей. На международном уровне, помимо ЮНЕСКО, следует упомянуть прежде всего государства, подписавшие Гаагскую конвенцию и Второй протокол к ней. несколько неправительственных организаций, таких как ИКОМ (Международный совет музеев), ИКОМОС (Международный совет по памятникам и достопримечательностям), ИФЛА Кроме того, важную роль играют (Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений) и ICA (Международный совет архивов). Еще одним важным партнером в области международного права является Международный комитет Красного Креста (МККК), который учитывает защиту культурных ценностей в контексте своей гуманитарной деятельности.
Опасности
[ редактировать ]Большинство угроз культурным ценностям можно разделить на три категории: постоянные опасности, инциденты мирного времени и инциденты, связанные с вооруженным конфликтом. Постоянными угрозами являются, прежде всего , кражи , вандализм , загрязнение воздуха , заражение вредителями или грибками, ухудшение состояния из-за старения, невежества или безразличия. Примером этой категории опасности является пожар на Часовнном мосту в Люцерне в августе 1993 года. Предполагается, что причиной пожара стала неосторожно брошенная сигарета. Опасности мирного времени носят в первую очередь технический характер, например ущерб, такой как наводнения, и стихийные бедствия, такие как землетрясения, ураганы или лавины. В качестве соответствующего примера мы приведем наводнение летом 2005 года. Они затронули культурные ценности в различных частях Швейцарии; например, в Центре коллекций Музея транспорта в Люцерне или в бенедиктинском монастыре Св. Андрея в Зарнене. Разрушение посредством войны, насильственное приобретение и изъятие культурных ценностей старо, как история человечества. В условиях войны применение оружия и взрывчатых веществ особенно пагубно влияет на культурные ценности. В недавних военных конфликтах – например, во время Балканские войны – было проведено большее количество кампаний по преднамеренному уничтожению культурных ценностей, что способствовало рождению Второго протокола. Террористические атаки также все чаще и преднамеренно направлены против культурных ценностей. разрушение статуй Будды в Афганистане талибами Примером тому является весной 2001 года. В Швейцарии, которая в своей молодой истории в значительной степени избежала вооруженных конфликтов, нынешняя защита культурных ценностей сосредоточена в первую очередь на мерах против технологических опасностей, стихийных бедствий и вандализма.
Защитные меры
[ редактировать ]а) Инвентарь
Третье издание нынешнего « Швейцарского реестра культурных ценностей национального и регионального значения » было одобрено Федеральным советом в 2009 году (более ранние издания: 1988, 1995 гг.). Объекты государственного значения («объекты А»), относящиеся к отдельным зданиям, археологии, а также коллекциям (фондам музеев, архивов и библиотек), оценивались и оценивались по единым критериям. Инвентаризацию можно просмотреть в Интернете либо в виде печатной публикации, либо в рамках Географической информационной системы (ГИС). Реестр PCP в настоящее время обновляется. Пересмотренная версия должна вступить в силу к 2021 году. Помимо этого перечня, в соответствии со статьей 5 Федерального закона об охране природы и культурного наследия (NCHA) существуют и другие, которые перечислены здесь как перекрестные ссылки на защиту культурных ценностей: Перечень объектов швейцарского наследия (ISOS). ), Реестр исторических дорог Швейцарии (IHR), а также Федеральный кадастр ландшафтов и природных памятников национального значения (ILNM).
б) Документация по безопасности
Согласно статье 5 «Федерального закона о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, катастрофы или чрезвычайных ситуаций» 2014 года (PCPA), кантоны несут ответственность за документирование мер безопасности для защиты недвижимых культурных ценностей, которые особенно заслуживают защиты. и делать резервные копии мобильных культурных ценностей, которые особенно заслуживают защиты. Такая документация позволит восстановить или реконструировать эти культурные ценности, если они будут повреждены или уничтожены. Для составления охранной документации собирается и хранится на микрофильмах как можно больше информации об объекте (фото- и фотограмметрические записи, планы строительства, отчеты о реставрации, археологическая документация, исторические источники, литература, а также описи и подробные описания).
в) Микрофильм
В целях долгосрочного архивирования микрофильмы в настоящее время считаются наиболее надежным носителем информации, поскольку при правильном хранении их можно хранить в течение нескольких сотен лет. Быстрое изменение ИТ-технологий принимается во внимание, поскольку с некоторых пор стало возможным создавать микрофильмы из цифровых данных. Важные документы из архивов и библиотек, а также охранная документация микрофильмируются, и пленки хранятся в безопасном месте. Согласно Постановлению о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, катастрофы или чрезвычайной ситуации, Конфедерация Ситуации» (PCPO), отвечающая за хранение защищенных копий из кантонов в «безопасном месте» – в федеральном архиве микрофильмов в Хаймисвиле (кантон Берн).
г) Убежища для защиты культурных ценностей
В настоящее время в Швейцарии имеется более 300 приютов для защиты культурных ценностей общим объемом более 85 000 м2 и 227 000 м3. Они служат местами для хранения передвижных культурных ценностей в случае повреждения или даже сегодня могут использоваться как склады для культурных ценностей. В последнее время из-за сокращения средств уже существующие приюты все чаще превращаются в приюты для защиты культурных ценностей.
д) Планирование действий в чрезвычайных ситуациях
Статья 5 п. 4 Федерального закона о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов, катастроф и чрезвычайных ситуаций требует от кантонов подготовить меры по защите своего культурного наследия от целого ряда опасностей, включая пожар, обрушение зданий, наводнения, землетрясения и оползни, и составить план действий в чрезвычайной ситуации. В 2018 году Федеральная комиссия по защите культурных ценностей приняла национальную стратегию «Планирование защиты культурных ценностей/чрезвычайные меры». Он основан на модели интегрированного управления рисками, применяемой FOCP , и разделен на три основных направления действий: предотвращение/готовность, вмешательство и восстановление. Целью стратегии является максимальное смягчение известных рисков посредством принятия соответствующих организационных или структурных мер. В центре внимания стратегии находится обеспечение безопасного и эффективного реагирования на события, вызванные чрезвычайными ситуациями, стихийными бедствиями в мирное время и вооруженными конфликтами. Он также предусматривает, что на каждом этапе цикла риска учреждения культуры должны знать, какие вопросы следует задавать и какие действия следует предпринимать. Чрезвычайное планирование является важной частью усилий по защите культурных ценностей. Постановление о гражданской защите, вступающее в силу в 2021 году, содержит положение о федеральном финансировании строительства специально построенных убежищ и превращения выведенных из эксплуатации охраняемых объектов в безопасные хранилища культурных ценностей. Здесь федеральное правительство окажет финансовую поддержку только при условии, что в проекте строительства будут приняты организационные меры, необходимые для обеспечения безопасного и долгосрочного хранения культурных ценностей, и что будет действовать план действий в чрезвычайных ситуациях, как только убежище вступит в эксплуатацию. операция.
е) Безопасное убежище
Статья 12 «Федерального закона о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов, катастроф и чрезвычайных ситуаций» (CPPA) позволяет Швейцарии предоставлять безопасное убежище для движимых культурных ценностей других государств. Фидуциарное хранение культурных ценностей, находящихся под серьезной угрозой в государстве-источнике, ограничено во времени и должно осуществляться под эгидой ЮНЕСКО. С этой целью заключаются международные договоры; они также устанавливают правила, регулирующие такие соглашения. Предоставление убежищ соответствует швейцарской гуманитарной традиции. Действительно, Швейцария была первой страной в мире, предложившей убежище такого рода.
ж) Обучение
В Федеральном законе «О гражданской защите и гражданской обороне» защита культурных ценностей указана как одна из задач гражданской обороны. Персонал по охране культурных ценностей проходит соответствующую подготовку в рамках гражданской обороны. По всей Швейцарии ок. В настоящее время охраной культурных ценностей занимаются 3000 сотрудников гражданской обороны. Кантоны несут ответственность за подготовку специалистов по защите культурных ценностей, в то время как Конфедерация обучает своих лучших специалистов по защите культурных ценностей, руководители PCP, а кантоны предоставляют учебные материалы для специализированных курсов. Конфедерация отвечает за единообразие специальной технической подготовки сотрудников службы охраны культурных ценностей и в сотрудничестве с признанными экспертами выпустила серию буклетов PCP для сотрудников PCP. Кроме того, Конфедерация предоставляет информацию о защите культурных ценностей в рамках других курсов Федерального управления гражданской защиты. Так обстоит дело, например, с курсами для командиров организаций гражданской обороны и курсами повышения квалификации для оперативных руководителей. В военной сфере будущие адъютанты готовятся на уровне батальона. Затем в программу обучения военных атташе входит курс по защите культурных ценностей, призванный повысить их осведомленность об аспектах защиты культурных ценностей с точки зрения международного права. Благодаря пересмотру Закона о защите культурных ценностей Конфедерация также получит с 2015 года возможность обучать персонал в культурных учреждениях.
з) Маркировка
Маркировка культурных ценностей так называемой эмблемой защиты культурных ценностей (знак PCP) во время вооруженного конфликта представляет собой дополнительную защитную меру. Знак PCP является защищенной эмблемой (как Красный Крест или Красный Полумесяц МККК) и обязывает нападающую сторону воздерживаться от любой военной деятельности в пределах 500-метровой окружности культурного объекта, отмеченного таким образом. Именно во время войн в бывшей Югославии это не сработало: напротив, здания, отмеченные эмблемой ПКП, считались особенно ценными и часто подвергались нападению первыми и разрушались (например, Старый мост в Мостаре 16-го века, древний город Дубровника . как объекта всемирного наследия и т. д.) В Швейцарии синие щиты до сих пор можно было размещать на зданиях только в случае неминуемого вооруженного конфликта и по требованию Федерального совета. Поскольку новое законодательство вступило в силу 1 января 2015 года, кантоны также имеют возможность маркировать свои культурные ценности в мирное время в соответствии со стандартными правилами.
и) Информация
Как международное, так и национальное законодательство требуют, чтобы государства, представители властей и широкая общественность были информированы о защите культурных ценностей. В прошлом культурные ценности часто уничтожались из-за того, что люди не осознавали или слишком мало осознавали их важность. Здесь Агентство по защите культурных ценностей действует преимущественно на федеральном уровне, стремясь решить эту проблему с помощью различных брошюр (см. публикации ниже). Кроме того, Конфедерация участвует в исследовательских проектах, которые на международном уровне должны принести дополнительную пользу защите культурных ценностей.
к) Партнеры
С принятием Закона о гражданской защите и гражданской обороне в январе 2004 года в Швейцарии начала действовать целостная система, которая позволяет быстро и с низкими затратами справляться со стихийными и техногенными катастрофами путем интеграции всех соответствующих сил по модульному принципу. Основная цель здесь – свести к минимуму ущерб жизни и здоровью или культурным ценностям. Важнейшим партнером по защите культурных ценностей, помимо гражданской обороны и полиции, являются пожарные службы. Их сотрудничество активизировалось с 2004 года. Совместно с представителями Швейцарской конференции инспекторов пожарных команд (SFIK) были определены последовательности, документы и стратегии, которые обеспечивают оптимальное сотрудничество служб охраны культурных ценностей и пожарных служб. Система спасения культурных ценностей («Curesys») объединяет культурные ценности в случае повреждения с действиями пожарных, чтобы обеспечить наиболее консервативное спасение культурных ценностей. Военные может также стать важным партнером в защите культурных ценностей, поскольку войска могут быть вызваны для вспомогательных операций, например, в случае стихийных бедствий.
Международное сотрудничество
[ редактировать ]Международное сотрудничество в первую очередь координируется ЮНЕСКО. Это закреплено во Втором протоколе, ст. 24, что должен быть создан международный комитет по защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. Этот комитет собирается ежегодно при поддержке Секретариата ЮНЕСКО (Второй протокол, статья 28). Каждые четыре года подписавшие государства отчитываются перед комитетом о выполнении Второго протокола. В 2015 году, после пересмотра Закона о защите культурных ценностей, положения Второго протокола, который Швейцария ратифицировала в 2004 году, станут неотъемлемой частью швейцарского законодательства. Швейцария уже сотрудничает на двусторонней основе с различными странами, например, с Чехией, Германией и Норвегией.
Правовые основы
[ редактировать ]Международный
- Гаагская конвенция от 14 мая 1954 г. о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов (HAK)
- Протокол к Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954 г.)
- Второй протокол от 26 марта к Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов.
Национальный
- Федеральный закон от 20 июня 2014 г. «Об охране культурных ценностей» (КГСГ)
- Постановление от 29 октября 2014 г. «О защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов» (КГСВ)
- Постановление DDPS от 5 апреля 2016 г. о охранной документации и микрофильмах
- Закон от 20 декабря 2019 г. о гражданской защите и гражданской обороне (CPDA)
- Постановление от 11 ноября 2020 г. о гражданской обороне (CDO)
Перекрестные ссылки
- Федеральный закон от 20 июня 2003 г. о международной передаче культурных ценностей (CPTA)
- Федеральный закон от 1 июля 1966 г. об охране природного культурного наследия (NCHA)
Публикации
[ редактировать ]- Федеральное ведомство гражданской защиты: Форум КГС. (периодическое издание, № 1–35). Берн 2001 и далее.
- Федеральное ведомство гражданской защиты: Рекомендации. (№ 1–5). Берн 2003 и далее.
- Федеральное управление гражданской защиты: Защита культурных ценностей касается всех нас. (Международная конференция по защите культурных ценностей в Швейцарии, 23–25 сентября 2002 г.). Берн 2003.
- Федеральное управление гражданской защиты: беречь, охранять, уважать. Защита культурных ценностей в Швейцарии. (Публикация к 50-летию Гаагской конвенции от 14 мая 1954 г. о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов). Берн 2004.
- Федеральное ведомство гражданской защиты: Проблемы защиты культурных ценностей. (Публикация для Международной конференции по защите культурных ценностей, Швейцария, 30 сентября – 2 октября 2012 г.). Берн 2014.
- Федеральное ведомство гражданской защиты: Экспертный отчет: «Землетрясения и культурные ценности». (Рабочая группа по землетрясениям и культурным ценностям Швейцарского комитета по защите культурных ценностей). Берн 2004.
- Федеральное управление гражданской защиты: Защита культурных ценностей во время наводнений. Рекомендации на федеральном и кантональном уровнях. Берн 2010.
- Федеральное ведомство гражданской защиты: Микроклимат в зонах охраны культурных ценностей. Берн 2011. ( электронное издание )
- Федеральное ведомство гражданской защиты: Рекомендации по составлению плана действий в чрезвычайной ситуации. В сотрудничестве с отделом планирования и развития Базельского университета. Берн 2012. ( электронное издание )
- Федеральное управление гражданской защиты: Убежища для культурных ценностей: строительство новых беженцев и перепрофилирование выведенных из эксплуатации охраняемых объектов. Соавторы: Др. Томас Венк и Андреа Джованнини. Берн 2020. ( электронное издание .)
- Милен Дево: Сейсмическая уязвимость зданий культурного наследия в Швейцарии. Доктор философии EPF Лозанна. Лозанна 2008г. ( электронное издание )
- Андреа Джованнини: «De Tutela Librorum»: La Conservation des livres et des Documents d'archives / Сохранение книг и архивных материалов. 4-е переработанное и значительно расширенное издание. Баден 2010.
- Керстин Одендал: Защита культурных ценностей. Разработка, структура и догматика межуровневой системы стандартов. Тюбинген 2005.
- Иржи Томан: Культурные ценности во время войны: какой прогресс был достигнут в их защите? Постатейный комментарий ко Второму протоколу 1999 г. к Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Париж 2015.
- ЮНЕСКО/Швейцарская Конфедерация: Защита культурных ценностей. Международная конференция, посвященная 20-летию Второго протокола 1999 г. к Гаагской конвенции 1954 г. 25-26 апреля 2019 г., Женева. Материалы конференции. Париж 2020. ( электронное издание )
- Мартин Штребель: Консервация и сохранность письменных материалов и графики. Путеводитель по архивам, библиотекам, музеям, коллекциям. 3-е полностью переработанное и дополненное издание. Издано Департаментом письменного культурного наследия Санкт-Галлена. Санкт-Галлен 2020. ( электронное издание )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отдел защиты культурных ценностей PCP Федерального управления гражданской защиты ( FOCP ), ( DDPS )
- Реестр: Швейцарский реестр культурных ценностей национального и регионального значения в виде географической информационной системы (ГИС)
- Швейцарское общество защиты культурных ценностей SSPCP
- Curesys : система спасения культурного наследия, система взаимодействия с пожарными службами, включая документацию для операций.