Вперед (паровой запуск)



















« Эн Авант» («Вперед») — небольшой паровой катер, использовавшийся на заре освоения европейцами бассейна реки Конго . Его секциями пронесли мимо водопадов нижнего Конго, снова собрали в Стэнли-Пул ( Пул Малебо ) и спустили на воду в декабре 1881 года, став первым судном с двигателем на длинном судоходном участке между водопадами Стэнли и водопадом Бойома . В последующие годы он сыграл важную роль в исследовании речной системы Конго и перевозке европейцев вверх и вниз по реке и притокам, когда они создавали торговые станции.
Строительство
[ редактировать ]En Avant представлял собой лопастной пароход со стальными боковыми колесами. [ 1 ] [ 2 ] Она была построена в Бельгии Джоном Кокериллом для Международной ассоциации Конго (AIA). [ 3 ] Она весила 9 тонн. [ 2 ] Грузоподъемность составляла 5 тонн. [ 4 ] Она имела длину 43 фута (13 м), ширину 7 футов 11 дюймов (2,41 м) и осадку 11 дюймов (280 мм). Двигатель имел номинальную мощность 6 лошадиных сил. Лодка была выкрашена в серый цвет и имела полосатый тент с красной бахромой. [ 5 ]
Паровой котел, двигатель и колеса находились в центре лодки, руль направления находился в передней части машины. Экипаж и африканские пассажиры занимали переднюю часть, где было большое пространство для хранения дров и немного места для товаров. Европейцы путешествовали в задней части с открытой кухней, столом и диванами, которые можно было использовать вместо кроватей. К крыше подвешивались паруса, образующие стены каюты. [ 6 ] Генри Мортон Стэнли писал в 1885 году: [ 7 ]
« Эн Авант» был повинен в необычайных уродах и был настолько упрям, насколько вообще положено быть ослу. В какой-то момент на ней было более десяти атмосфер пара, и она, как сумасшедшая, помчалась дальше, а мы, выжидающе наблюдая за первыми признаками взрыва, готовы были прыгнуть за борт, но вдруг манометр показал снижение, и гребные колеса едва могли вращаться, в то время как руль никогда не имел ни малейшего контроля над ее движениями...
... Четвертым механиком был итальянец по имени Франческо Фламини, тихий, кропотливый человек... он сказал: «Я заставлю этот пароход идти так же быстро, как любой другой», и — короче говоря — он так и сделал. Он просто передвинул колосники повыше и держал в котле постоянный запас воды. С тех пор она выполняла свой долг. Она отправилась в Виви, смело преодолела пороги над Маньянгой, проложила путь к озеру Леопольд II, первой рассекала воды Бьере [ Арувими ] и первой добралась до водопада Стэнли. О, об этой отважной маленькой лодке можно было бы написать эпическую поэму!
Доставка (1879–1881)
[ редактировать ]En Avant был одним из двух пароходов, привезенных из Европы в 1879 году в переносных секциях, второй — Royal . Они собрались в Банане и направились вверх по реке в Бому , а оттуда в Виви . [ 8 ] В период с февраля 1880 года по февраль 1881 года был проложен повозочный путь от Виви до Исангила , мимо нижних порогов реки Конго , что было очень трудоемким процессом. [ 8 ] Корпуса пароходов были смонтированы целиком на больших стальных вагонах, которые везли от 150 до 200 мужчин Занзибара и Лоанго , в то время как в других вагонах перевозились котлы, машины и оборудование. Им приходилось пересекать реки, строить мосты, выравнивать местность, расчищать леса, взбираться на холмы и взрывать камни динамитом. [ 9 ]
Луи Вальке встретился со Стэнли, руководителем экспедиции, в Нгоме в ноябре 1880 года, и ему было поручено построить дорогу, которая пройдет через подножье плато Нгома. Вальке использовал взрывчатку, чтобы взорвать камни с горы, которые в сочетании со стволами деревьев были использованы для строительства «дороги Вальке» длиной 1500 метров (4900 футов) от Нгомы до Н'Конзо. [ 10 ] К 30 декабря экспедиция разбила лагерь в 0,75 мили (1,21 км) от Исангила, и пароходы находились в бухте, из которой можно было проложить дорогу, чтобы доставить их к месту спуска на воду. Лодки находились на берегу в лагере 2 января. 1881 г. подлежит ремонту, очистке и покраске перед поездкой в Маньянгу. [ 11 ]

Пока Вальке развивал пост Исангила, Стэнли на пароходах «Эн Авант» и «Рояль» поднялся по судоходному участку реки к Маньянге , где приступил к строительству поста, который поручил Виктору Хару . Он поручил Шарлю-Мари де Браконье построить дорогу от Маньянги до устья реки Луфу в обход водопада Нтомбо-Матака. [ 10 ] В мае 1881 года Стэнли в Маньянге заболел серьезной лихорадкой. [ 12 ] Он не мог рассматривать переход в Стэнли Пул до середины июня. [ 13 ] Вальке присоединился к Стэнли в Маньянге 14 июля 1881 года. На следующий день они отправились с отрядом местных вспомогательных сил по маршруту, указанному Браконье, с « Эн Авантом» и двумя китобойными судами, которые они намеревались спустить на воду в Стэнли-Пул. [ 10 ] Они достигли реки Гордон-Беннетт. [ а ] ( река Джуэ ) без труда. Там им сообщили, что Пьер Саворньян де Бразза подписал договор с вождём Макока и потребовал владения Францией всем правым берегом реки Конго к северу от Пула. [ 10 ]
Бельгийцы разбили лагерь на правом берегу Джуэ, и 3 августа 1881 года Стэнли попросил Вальке вернуться на берег и попытаться поймать судно, которое должно было 20 августа 1881 года из Банана в Сен-Поль-де-Лоанда отправиться . торговать товарами, чтобы привлечь на сторону AIA вождя Нгалиему. [ 10 ] Примерно в конце июля 1881 года Стэнли отправился в Стэнли-Пул, где нашел агента Браззы, который утверждал, что вождь по имени Макако продал землю к северу от реки французам. [ 8 ] Исследователи встретились с другими вождями в разных местах возле Пруда и были близки к соглашению основать пост в Нтамо на территории вождя Нгалиемы. [ 15 ] Стэнли вернулся, чтобы забрать En Avant . [ 8 ]
14 сентября 1881 года колонна снова двинулась в путь, но Стэнли снова заболел. Капитану Браконье вновь пришлось принять командование экспедицией. [ 15 ] Последняя часть переноса была чрезвычайно сложной. [ 9 ] Пароход был доставлен в Стэнли Пул тремя секциями на вагонах. [ 16 ] [ б ] Пока носильщики поднимали оборудование на крутой местности, одна из повозок сильно упала, ударив Браконнье, которого отбросило на скалы. Он потерял сознание, но пришел в себя и обнаружил, что весь в синяках, но без переломов. Однако несколько недель ему пришлось восстанавливаться в хижине на берегу реки Конго . Затем, 1 октября 1881 года, он присоединился к Стэнли на левом берегу реки, в районе Кинсинде. [ 15 ] En Avant прибыл в Пул в ноябре 1881 года. [ 17 ] Стэнли основал станцию Леопольдвиль ( Киншаса ) рядом со Стэнли-Пул, где построил дом и разбил сады. [ 16 ] Пароход был собран и спущен на воду 3 декабря 1881 года. [ 18 ]
Исследования
[ редактировать ]Стэнли (1882)
[ редактировать ]
В апреле 1882 года Стэнли уехал в Верхнее Конго в Эн-Аванте , направляясь в Мвату, где основал станцию. [ 16 ] Бельгийцы страдали от жара котла в сочетании с жаром солнца, проникавшим сквозь брезентовые стены. Их коробки и узлы составляли самые неудобные сиденья. [ 19 ] Стэнли вернулся в Леопольдвиль, а затем снова отправился мимо Мваты к Кве ( Касаи ), притоку Конго. Он поднялся по этой реке до озера Леопольд II ( озеро Май-Ндомбе ), которое совершил кругосветное плавание. Он заболел и вернулся вниз по течению по пути в Европу. В Виви он встретил доктора Эдуарда Печуэля-Лоше , которому передал командование. [ 16 ]
Эдмону Хансенсу было поручено командовать регионом Нижнее Конго, и он прибыл в Леопольдвиль 3 сентября 1882 года. [ 20 ] 17 декабря 1882 года Николя Гранг опробовал пароход En Avant с капитаном Г.-Х. Вандевельде, но безуспешно. Клапан впуска пара каким-то образом был снят, и трубки, подводящие пар к цилиндрам, сильно протекали. [ 21 ] Важнейший компонент будет найден только тогда, когда Стэнли вернется. [ 20 ]
Стэнли (1883–1884)
[ редактировать ]В мае 1883 года Альфонс ван Гель и Камиль Кокилья были назначены сопровождать Стэнли в его экспедиции в Верхнее Конго. [ 22 ] Экспедиция покинула Леопольдвиль 9 мая 1883 года со всеми своими пароходами: En Avant , Eclaireur , Royal и AIA . В составе экспедиции было семь европейцев и 67 африканцев. [ 23 ] Стэнли достиг устья реки Руки 9 июня 1883 года и приказал Ван Гелю и Кокильяту построить там станцию. [ 22 ] Она называлась Экваториальная станция, или Станция де л'Экватер, затем Экваториль, позже Кокильятвиль, сегодня Мбандака . [ 24 ]
Пока строилась Экваториальная станция, Стэнли исследовал реку Лулонга и озеро Тумба . [ 23 ] 23 июня 1883 года Стэнли поднялся по реке Луканга, которая впадала в озеро Мантумба ( озеро Тумба ). [ 25 ] Он обогнул мелкое озеро на расстояние 144 миль (232 км). [ 26 ] Он вернулся в Леопольдвиль, затем сразу же уехал к водопаду . Он вернулся в Экваториль, где похвалил станцию, дисциплину солдат и хорошие, но не слишком фамильярные отношения с местным населением. [ 23 ]
Ханссенс (1884)
[ редактировать ]
15 февраля 1884 года Ханссенс встретился со Стэнли в Леопольдвиле, и ему было поручено установить присутствие в регионе между Экватором и водопадом. Ханссенс организовал экспедицию с тремя небольшими пароходами общим водоизмещением около 20 тонн: « Эн-Авант» , «Айа» и «Роял» , а также несколькими небольшими парусниками. Там было семь бельгийцев, около пятидесяти африканцев и большое количество товаров и припасов. [ 20 ] Ханссенс достиг Экваториля 17 апреля 1884 года с тремя пароходами и шестью европейцами: Вестером, Амелотом , Дресом, Гереном, Куртуа и Николсом. [ 27 ]
По предложению Ван Геле и Кокихата Ханссенс прервал свое путешествие, чтобы исследовать устье реки Убанги. Он уехал в En Avant 19 апреля 1884 года вместе с Ван Гелем, Куртуа, Гереном и Амелотом, десятью занзибарцами и одним местным африканцем в качестве переводчика. [ 27 ] Двигаясь вниз по течению, пароход обогнул правый берег реки Конго, но был унесен течением в лабиринт островов. Через три дня они увидели местных рыбаков в каноэ. [ 28 ] Ван Геле удалось убедить их выступить в роли лоцманов, и после четырех часов работы на всех парах 21 апреля 1884 года они вошли в сильный поток желтой воды Убанги, по которому поднялись к деревне Бисонго. [ 29 ] После возвращения в Экваториль Ханссенс оставил Ван Геля руководителем и взял с собой Кокихата, чтобы основать станцию Бангала, будущую Новель Анверс . [ 22 ]
По возвращении в Экваториальный регион Хансенс тщательно подготовился к своей экспедиции в Бангалы, где он рассчитывал поручить Кокильату командовать новой станцией. Флотилия достигла Лулуонги 27 апреля 1884 года, где вожди подписали договоры. 4 мая 1884 года он достиг Маканзы , где местные жители не доверяли бельгийцам, имея неудачный опыт со Стэнли. Хансенс приземлился первым, вооруженный только трубкой и кисетом для табака, и прошел сквозь толпу вооруженных людей к вождю, которого потряс за руку. Это растопило лед, и вождь предложил им стать кровными братьями, что и было сделано. [ 30 ] Ханссенс уехал в Экваториальный регион 11 мая 1884 года, чтобы получить дополнительные припасы для поездки к водопаду, и вернулся в Ибоко 24 мая 1884 года, где Кокилья организовывал пост. [ 20 ]
Ханссенс уехал на следующий день и ненадолго исследовал реку Монгала , подписав договор с вождём Мобека возле ее устья. 4 июня 1884 года экспедиция достигла реки Итимбири и прошла вверх по ней 15 километров (9,3 мили). 21 июня 1884 года он достиг Басоко в устье реки Арувими , где был установлен пост из трех хауса. Экспедиция достигла водопада 3 июля 1884 года и ушла 11 июля 1884 года. Ханссенс вернулся вниз по течению по левому берегу и вошел в реку Ломами . Он приземлился в Ибоко 19 июля 1884 года. Люди там были подозрительны, и он остался на несколько дней, чтобы заверить их, что бельгийцы хотят дружбы со всеми племенами, но не встанут на сторону одного против другого. [ 20 ]
Ханссенс покинул Ибоко 22 июля 1884 года и вернулся в Леопольдвиль 6 августа 1884 года. Он встретился с генеральным администратором Ассоциации сэром Фрэнсисом де Винтоном в Леопольдвиле. Он запросил и получил экстренную отправку припасов и подкреплений для Бангала. Затем он вернулся вверх по течению, чтобы заключить новые договоры, подтверждающие права Ассоциации на всю территорию между Квамутом и Болобо. [ 20 ] Ханссенс покинул Леопольдвиль и направился в Бельгию 8 ноября, разделив свое командование на два региона. Гийому Касману досталась территория от Пула до Экватора, а Ван Гель забрал территорию оттуда до Водопада. [ 20 ]
Касман (1884)
[ редактировать ]
11 ноября 1884 года Касман отправился в Экваториальный край в составе экспедиции на трех пароходах: Royal , AIA и En Avant . В состав группы входили Касман, Чарльз Либрехтс и Камилла Ван ден Плас . Они остановились в Кимпоко, чтобы сесть на борт шведского лейтенанта Эдде Глерупа , который был назначен вторым после Вестера на водопаде. 24 ноября 1884 года они достигли Мсуаты. [ 31 ] Касман прибыл на Экваториальную станцию 12 декабря 1884 года, где Ван Геле передал командование на церемонии перед местными вождями. [ 31 ]
Ван Гель (1884–1885)
[ редактировать ]Ван Геле отправился посетить водопад в сопровождении интенданта Ван ден Пласа и Глирупа. [ 22 ] Задолго до достижения реки Арувими он заметил, что местное население было запугано недавним нападением арабов на басоко. Экспедиция продолжила свой путь к водопаду Стэнли. [ 32 ] Вскоре после того, как экспедиция достигла водопада, Типпу Тип посетил Ван Геле и заверил его, что хочет теплых отношений с европейцами и прекратит охоту на рабов. [ 33 ] Ван Гель считал, что лучше попытаться использовать арабскую мощь, чтобы помочь бельгийцам утвердиться, как это сделали Ханссенс и Кокилья. Он оставил лейтенанта Глирупа у водопада с Типпо-Типом, чтобы поддержать лейтенанта Арвида Вестера . [ 22 ]
Герман Виссманн и Людвиг Вольф использовали En Avant для исследования реки Санкуру в 1885–1886 годах.
Стэнли было поручено возглавить экспедицию по оказанию помощи Эмину-паше , которая должна была подняться вверх по реке Конго и по суше до Экватории, а не следовать более коротким маршрутом от восточного побережья. Он встретил Энтони Суинберна в Париже в конце января 1887 года. Суинберн возвращался в Конго из отпуска. Он объяснил Стэнли, как пришла в упадок королевская флотилия, и намекнул, что может одолжить ему пароход компании « Флорида» . сказал ему, Когда Стэнли достиг Бомы, Луи Вальке что самый большой пароход « Стэнли » был поврежден, у «Эн Авант» не было двигателя, а « Ройал» прогнил. 1 апреля 1887 года Суинберн одолжил Стэнли «Флориду » для использования в качестве баржи, несмотря на то, что знал, что его босс Сэнфорд будет в ярости из-за этой ссуды. [ 34 ]
Ван Гель (1887–1888)
[ редактировать ]
Позже, в 1887 году, Альфонс ван Гель покинул Леопольдвиль на Эн-Аванте, буксируя большую пирогу с водопада, чтобы совершить свою вторую попытку покорения Убанги, снова вместе с Льенартом. Они достигли Зонго 21 ноября 1887 года. [ 22 ] Преодолеть пороги не удалось, поэтому Ван Геле решил расчистить дорогу через лес, разобрать пароход, пронести его через пороги, а затем собрать заново. Пока это делалось, он подошел на пироге к порогам Бонга, которые, как он решил, пароход сможет пройти. После его возвращения пароход обогнули водопад Зонго и снова спустили на воду. Пороги Бонга он прошел без труда, а пороги Бузы прошел с помощью тросов. 1 января 1888 года пароход достиг района враждебного народа якома . [ 22 ] Население Якомы считало бельгийцев суданскими купцами. Лейтенант Льенар подвергся нападению, бельгийцы дали отпор и сожгли деревню. Экспедиция сейчас находилась в том месте, где река Мбому впадает в реку Уэле, образуя Убанги. [ 35 ] Во время вынужденной остановки для ремонта « Эн Авант» экспедиция подверглась нападению якоми на флотилии пирог, но сумела отбиться от них. Ван Геле вернулся в Экваториль 1 февраля 1888 года, затем продолжил путь в Леопольдвиль. [ 35 ]
Ван Гель (1889–1890)
[ редактировать ]
В январе 1889 года король поручил Ван Гелу продолжить исследование реки Убанги и ее притоков. Он покинул Антверпен 6 февраля 1889 года в звании государственного инспектора. Его экспедиция покинула Леопольдвиль 21 мая 1889 года на судне En Avant и Международной африканской ассоциации . Экспедиция достигла Зонго 25 июня 1889 года, где была основана станция под командованием капитана Леона Ханоле . почти Международная африканская ассоциация затерялась в порогах Зонго. [ 36 ] В сентябре 1889 года они достигли места, которое впоследствии стало Банзивиллем . [ 37 ] Они установили здесь пост, в 300 километрах (190 миль) над Зонго, и командовать им был назначен младший лейтенант Леон Бузине. Ван Гель и Жорж Ле Маринель исследовали северный берег реки между Банзивиллем и Мокоангаем и обнаружили устья рек Куанга и Бенги. [ 36 ]
7 декабря 1889 года Ван Геле начал новую разведку вверх по Убанги. Он исследовал нижнее течение правого притока реки Котто , которого достиг 12 декабря 1889 года. Он вернулся вниз по течению в Банзивилль, которого достиг в январе 1890 года. Он ушел оттуда 11 мая 1890 года и достиг устья Котто в Бенде 29 мая 1890 года. Он поднялся по этой реке и подписал договоры с местными вождями. Ван Геле вернулся к слиянию Бому, реки Мбомо, описанной Вильгельмом Юнкером , и большой реки Койю, идущей с юго-востока, которая была Макуа Юнкера и Швайнфурта . Уэле [ 38 ] Он основал большую станцию на слиянии двух рек. Примерно на 22°28' долготы река была перекрыта рядом скалистых препятствий, которые пароходы не смогли пройти. В июле уровень воды поднялся, и пароходы вошли в Уэле, но на 22°40' долготы были заблокированы непроходимыми порогами. Ван Геле продолжил путь на пируге, миновав пороги Банафии и Богазо, но не смог преодолеть водопад Моквангоу. Вернувшись в лагерь Якома, Ван Геле решил исследовать реку Бому и посетить Бангасу , но пароходы через день были заблокированы водопадом Гуи. Бангассу приехал навестить Ван Геля, который затем вернулся в Банзивилль. [ 39 ]
27 мая 1890 года экспедиция Леона Роже и Жюля Александра Мильза достигла реки Уэле напротив деревни Джабир . Султан Джабир подписал договор с Мильзом и на месте бывшей египетской зерибы Делеб был открыт пост. [ 40 ] Роже под руководством султана Джабира безуспешно пытался присоединиться к Ван Геле в Якоме . [ 41 ] Ван Геле услышал о присутствии европейца в Джабире 18 ноября 1890 года и двинулся окольным путем вверх по Уэле, достигнув деревни Гаманза 2 декабря. На следующий день он встретил Мильца, который шел к нему навстречу. [ 42 ] Вместе они достигли Джабира 6 января 1891 года. 15 января Ван Геле спустился по Уэле и 20 января 1891 года достиг Якомы. Это решило вопрос Убанги-Уэле. [ 42 ] [ с ] В ноябре 1891 года Ван Геле сдался Жоржу Ле Маринелю и уехал в Европу. [ 43 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Река Гордон-Беннетт: Стэнли назвал реку в честь Джеймса Гордона Беннета-младшего , редактора New York Herald, который спонсировал его исследования. Сегодня это река Джуэ . [ 14 ]
- ^ Еще два парохода были доставлены в Стэнли-Пул по частям, после чего было решено отправить материалы, оборудование и плиты небольшими частями, которые можно было нести на плечах мужчин, и собрать лодки в Пуле. Это оказалось гораздо более практичным. [ 17 ]
- ↑ Раньше считалось возможным, что Уэле может питать реку Бенуэ или, возможно, озеро Чад , но теперь считалось вероятным, что это верхняя часть Убанги. Мильц и Ван Геле показали, что это так. [ 42 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Стэнли 1885 , с. 209.
- ^ Jump up to: а б Геладе 2002 , с. 384.
- ^ Евангелие 1889 г. , с. 333.
- ^ Геладе 2002 , с. 418.
- ^ Стэнли 1885 , с. 68.
- ^ Геладе 2002 , с. 388.
- ^ Стэнли 1885 , стр. 69–70.
- ^ Jump up to: а б с д Вернер 1889 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б Геладе 2002 , с. 391.
- ^ Jump up to: а б с д и Кусманс 1953 , с. полковник 825-836.
- ^ Стэнли 1885 , с. 239.
- ^ Стэнли 1885 , с. 271.
- ^ Стэнли 1885 , с. 278.
- ^ Алтик 2005 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с Кусманс 1948b .
- ^ Jump up to: а б с д Вернер 1889 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б Гренфелл 1902 , с. 486.
- ^ Стэнли 1885 , с. 356.
- ^ Геладе 2002 , с. 401.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Энгельс, 1946 год .
- ^ Гебельс 1947 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Энгельс 1951 , стр. 928–937.
- ^ Jump up to: а б с Янссенс и Като 1908 , с. 168.
- ^ Омасомбо Тшонда 2016 , с. 219.
- ^ Стэнли 1885b , с. 46.
- ^ Стэнли 1885b , с. 467.
- ^ Jump up to: а б Боэлерт 1952 , с. 10.
- ^ Лотар 1937 , с. 14.
- ^ Лотар 1937 , с. 15.
- ^ Мальчики 2019 , PT74.
- ^ Jump up to: а б Кусманс 1948 , стр. 143–147.
- ^ Янссенс и Като 1908 , с. 169.
- ^ Янссенс и Като 1908 , с. 170.
- ^ Джил 2011 , стр. 388.
- ^ Jump up to: а б Янссенс и Като 1908 , с. 173.
- ^ Jump up to: а б Янссенс и Като 1908 , с. 175.
- ^ Моррен 2014 , с. 9.
- ^ Янссенс и Като 1908 , с. 176.
- ^ Янссенс и Като 1908 , с. 177.
- ^ Кусманс 1946 .
- ^ Лотар 1937 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б с Лотар 1937 , с. 81.
- ^ Моррен 2014 , с. 10.
Источники
[ редактировать ]- Алтик, Мирела Слукан (2005), Генри Мортон Стэнли – Исследование и картирование реки Конго (1874–1877) (PDF) , Загреб/Хорватия , получено 31 декабря 2020 г.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Боэлерт, Э. (1952), «Экватервиль» , Экватория (на французском языке), 15e Année (1), Оноре Винк: 1–12, JSTOR 25838164 – через JSTOR
- Кусманс, М. (20 мая 1946 г.), «MILZ (Жюль-Александр)» , Biography Belge d'Outre-Mer (на французском языке), vol. Я, Королевская академия зарубежных наук, стр. 697–701 , получено 30 августа 2020 г.
- Кусманс, М. (21 мая 1948 г.), «КАСМАН (Гийом-Камиль)» (PDF) , Biography Belge d'Outre-Mer (на французском языке), том. II, Королевская академия зарубежных наук, стр. 143–147 , получено 03 сентября 2020 г.
- Кусманс, М. (1948b), «БРАКОНЬЕ (Шарль-Мари)» (PDF) , Biography Coloniale Belge (на французском языке), vol. Я, Инт. Рой. толстая кишка. Бельгийский, стр. кол. 155–160 , получено 31 декабря 2020 г.
- Кусманс, М. (1 февраля 1949 г.), «ВЕСТЕР (Арвид-Мауриц)» , Biography Coloniale Belge , vol. II, Инст. Рой. толстая кишка. Бельгийский, стр. с. 975–977 , получено 8 сентября 2020 г.
- Кусманс, Марта (20 января 1953 г.), «ВАЛЬКЕ (Луи Пьер Альфонс)» , Biography Coloniale Belge , vol. В, инст. Рой. толстая кишка. Бельгия , получено 4 сентября 2020 г.
- Энгельс, А. (23 декабря 1946 г.), «ХАНССЕНС (Эдмонд-Винни-Виктор)» , Biography Coloniale Belge , vol. Я, Инт. Рой. толстая кишка. Бельгия, стр. полковник 479–493 , получено 6 сентября 2020 г.
- Энгельс, А. (1951), «Евангелие (Альфонс)» (PDF) , Biography Coloniale Belge , vol. 2, Королевский колониальный Бельгийский институт, стр. 928–37
- Гелад, Валери (2002), «Начало парового судоходства в Верхнем Конго (1882-1898)» (PDF) , Журнал истории Бельгии (BTNG-RBHC) (на французском языке), том. XXXII, нет. 3–4, с. 383–418 , получено 30 декабря 2020 г.
- Гренфелл, Джордж (ноябрь 1902 г.), «Верхнее Конго как водный путь» , The Geographical Journal , 20 (5), Королевское географическое общество (с Институтом британских географов): 485–498, doi : 10.2307/1775115 , JSTOR 1775115 – через JSTOR
- Гебельс, Л. (22 мая 1947 г.), "GRANG (Nicolas)" , Biography Coloniale Belge (на французском языке), vol. Я, Инт. Рой. толстая кишка. Бельгия, стр. шея. 437–440 , получено 19 октября 2020 г.
- Янссенс, Эдуард; Като, Альберт (1908), Бельгийцы в Конго: биографические справки , Антверпен: Дж. ван Хилле-Де Бакер, стр. 167–182
- Джил, Тим (6 октября 2011 г.), Стэнли: величайший исследователь Африки , Faber & Faber, ISBN 978-0-571-26564-0 , получено 30 октября 2020 г.
- Лотар, RPL (1937), Великие хроники Убанги (PDF) , Institut Royal Colonial Beige , получено 31 августа 2020 г.
- Моррен, Том (2014), Inventaire des archives d'Alphonse Vangele 1848–1939 (PDF) (на голландском языке), Тервурен: Королевский музей Центральной Африки , получено 2 сентября 2020 г.
- Омасомбо Тшонда, Жан, изд. (2016), Эквадор: В самом сердце Конголезского бассейна (PDF) , Королевский музей Центральной Африки, ISBN 978-9-4922-4423-9 , получено 2 сентября 2020 г.
- Самарин, Уильям Дж. (11 июля 2019 г.), Бремя черного человека: африканский колониальный труд на реках Конго и Убанги, 1880–1900 , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 978-1-00-031491-5 , получено 7 сентября 2020 г.
- Стэнли, Генри Мортон (1885), Конго и основание свободного государства: история работы и исследований , Cambridge University Press, ISBN 978-1-108-03131-8 , получено 5 сентября 2020 г.
- Стэнли, Генри Мортон (1885b), Конго и основание его свободного государства: история работы и исследований , том. 2, Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-1-108-03131-8 , получено 5 сентября 2020 г.
- Вангеле, Альфонс (июнь 1889 г.), «Исследования реки Велле-Мобанги» (PDF) , Труды Королевского географического общества и ежемесячные отчеты по географии , 11 (6), Уайли от имени Королевского географического общества (с Институтом британских географов): 325–342, doi : 10.2307/1801036 , JSTOR 1801036
- Вернер-младший (1889 г.), Визит к арьергарду Стэнли в лагере майора Бартелота на Арухвими с отчетом о речной жизни в Конго , Эдинбург: У. Блэквуд , получено 28 декабря 2020 г.