ВебML
![]() | Эта статья содержит контент, написанный как реклама . ( январь 2011 г. ) |
Язык веб-моделирования ( WebML) — это визуальная нотация и методология проектирования веб-приложений с интенсивным использованием данных . [1] Он предоставляет графические средства для определения особенностей дизайна веб-приложений в рамках структурированного процесса проектирования . Этот процесс можно улучшить с помощью инструментов визуального дизайна.
В 2013 году WebML был расширен, чтобы охватить более широкий спектр интерфейсных интерфейсов , что привело к разработке языка моделирования потока взаимодействия (IFML). С тех пор IFML был признан стандартом Object Management Group (OMG).
Этот подход предполагает разработку пяти различных моделей: структура, деривация, композиция, навигация и представление. Эти модели уточняются посредством итерационного процесса.
Концепции
[ редактировать ]WebML позволяет дизайнерам выражать основные функции сайта на высоком уровне, не вдаваясь в подробные архитектурные детали. Концепции WebML связаны с графическим представлением, которое может поддерживаться инструментами CASE и передаваться нетехническим членам группы разработчиков сайта (например, графическим дизайнерам и производителям контента). WebML также поддерживает синтаксис XML , который можно передать в программные генераторы для автоматического создания реализации веб-сайта. Спецификация сайта в WebML состоит из четырех ортогональных точек зрения:
- Структурная модель: выражает содержимое данных сайта с точки зрения соответствующих объектов и отношений. WebML не предлагает еще один язык для моделирования данных, но совместим с классическими обозначениями, такими как модель E/R, объектно-ориентированная модель ODMG и диаграммы классов UML.
- Гипертекстовая модель: описывает один или несколько гипертекстов, которые могут быть опубликованы на сайте. Каждый отдельный гипертекст определяет так называемый вид сайта. Описания представлений сайта, в свою очередь, состоят из двух подмоделей.
- Модель композиции: определяет, какие страницы составляют гипертекст, а какие блоки контента составляют страницу.
- Модель навигации: показывает, как страницы и блоки контента связаны между собой для формирования гипертекста. Ссылки бывают либо неконтекстными, когда они соединяют семантически независимые страницы (например, страница художника с главной страницей сайта), либо контекстными, когда содержимое целевой единицы ссылки зависит от содержимого источника. единица.
- Модель представления: выражает макет и графический вид страниц независимо от устройства вывода и языка воспроизведения посредством абстрактного синтаксиса XML. Спецификации представления могут быть либо специфичными для страницы, либо общими.
- Модель персонализации: пользователи и группы пользователей явно моделируются в структурной схеме в виде предопределенных сущностей, называемых «Пользователь» и «Группа». Функции этих объектов можно использовать для хранения группового или индивидуального контента, например предложений по покупкам, списка избранного и ресурсов для графической настройки.
Процесс проектирования
[ редактировать ]Типичный процесс проектирования с использованием WebML состоит из следующих шагов для каждого цикла проектирования:
- Сбор требований. Собираются требования к приложению, включая основные цели сайта, целевую аудиторию, примеры контента, рекомендации по стилю, необходимую персонализацию и ограничения, связанные с устаревшими данными.
- Проектирование данных: эксперт по данным разрабатывает структурную модель, возможно, путем обратного проектирования существующих логических схем устаревших источников данных.
- Проектирование гипертекста. Архитектор веб-приложений определяет структуру гипертекста «в целом», идентифицируя страницы и блоки, связывая их и сопоставляя блоки с основными объектами и связями структурной схемы. Таким образом, создается «скелет» сайта, а затем итеративно его улучшается.
- Дизайн гипертекста. Архитектор веб-приложений затем концентрируется на проектировании гипертекста «в мелочах», рассматривая каждую страницу и блок индивидуально. На этом этапе можно добавлять неконтекстные ссылки между страницами, объединять атрибуты, которые должны быть включены в блок, и вводить новые страницы или блоки для особых требований (например, альтернативные индексные страницы для поиска объектов, фильтры для поиска нужной информации, и т. д.).
- Дизайн презентации: как только все страницы станут достаточно стабильными, архитектор веб-стилей добавляет к каждой странице стиль презентации.
- Дизайн пользователей и групп. Веб-администратор определяет функции профилей пользователей на основе требований персонализации. Потенциальные пользователи и группы пользователей сопоставляются с пользователями и группами WebML, и для каждой группы может быть создано отдельное представление сайта. Цикл проектирования меняется для каждого из выявленных представлений сайта.
- Дизайн настройки: веб-администратор определяет производные данные и бизнес-правила на основе профиля, которые могут гарантировать эффективную персонализацию сайта.
Структурная модель
[ редактировать ]Фундаментальными элементами структурной модели WebML являются сущности, которые являются контейнерами элементов данных, и отношения, которые обеспечивают семантическую связь сущностей. Сущности имеют именованные атрибуты со связанным типом; Свойства с множественным появлением могут быть организованы с помощью многозначных компонентов, что соответствует классическому отношению части-из. Сущности могут быть организованы в иерархии обобщений. Отношениям могут быть присвоены ограничения мощности и имена ролей.
Модель вывода
[ редактировать ]- Аналогично VIEWS в моделировании баз данных, например VIEW в Oracle или MySQL.
- Для каждой страницы существует одна абстрактная таблица данных, объединенная из других таблиц.
- Использует WebML-OQL (язык запросов объектов WebML).
Модель композиции
[ редактировать ]Целью композиционного моделирования является определение узлов, составляющих гипертекст, содержащийся на веб-сайте. Точнее, моделирование композиции определяет единицы контента (сокращенно единицы), т. е. атомарные информационные элементы, которые могут появиться на веб-сайте, и страницы, т. е. контейнеры, с помощью которых информация фактически группируется для доставки пользователю. В конкретной ситуации, например, в реализации сайта WebML в формате HTML или WML, страницы и модули отображаются в подходящие конструкции на языке доставки, например, модули могут отображаться в файлы HTML, а страницы - в фреймы HTML, организующие такие файлы на экране.
WebML поддерживает шесть типов единиц для составления гипертекста:
- Единицы данных (показывают информацию об одном объекте).
- Мультиданные (показывают информацию о наборе объектов).
- Индексные единицы (показывают список объектов без предоставления подробной информации о каждом объекте).
- Блоки прокрутки (показывают команды доступа к элементам упорядоченного набора объектов).
- Единицы фильтрации (отображение полей редактирования для ввода значений, используемых для поиска в наборе объектов(ов) тех, которые соответствуют условию).
- Прямые единицы (не отображают информацию, а используются для обозначения связи с одним объектом, семантически связанного с другим объектом).
Элементы
[ редактировать ]- Блок данных
- Мультиданный блок
- Индексная единица
- Индексный блок с множественным выбором
- Иерархическая единица
- Скроллерный блок
- Входная группа
Навигационная модель
[ редактировать ]Модули и страницы не существуют изолированно, а должны быть связаны между собой, образуя гипертекстовую структуру. Целью моделирования навигации является определение способа, которым модули и страницы связаны между собой для формирования гипертекста. Для этой цели в WebML предусмотрено понятие ссылки. Есть два варианта ссылок:
- Контекстные связи (соединяют блоки способом, соответствующим семантике, выраженной структурной схемой приложения. Переносят некоторую информацию (называемую контекстом) от исходного модуля к целевому блоку. Контекст используется для определения фактического объекта или набора объектов для отображаться в целевом блоке).
- Неконтекстные ссылки (соединяют страницы совершенно свободным способом, т.е. независимо от содержащихся в них единиц и семантических отношений между структурными понятиями, входящими в эти единицы. Синтаксически контекстные и неконтекстные ссылки обозначаются элементами INFOLINK и HYPERLINK. , соответственно вложенные в модули и страницы).
Элементы
[ редактировать ]- Веб-страницы
- Ссылки между страницами
- контекст
- вне контекста
Модель персонализации
[ редактировать ]Персонализация — это определение контента или стиля представления на основе данных профиля пользователя. В WebML модули, страницы, их стили представления и представления сайта могут быть определены таким образом, чтобы учитывать данные, специфичные для пользователя или группы. Это можно сделать двумя взаимодополняющими способами:
- Декларативная персонализация: дизайнер определяет производные понятия (например, сущности, атрибуты, многозначные компоненты), определение которых зависит от данных, специфичных для пользователя. Таким образом, настройка задается декларативно; система заполняет информацию относительно каждого пользователя при расчете содержания единиц.
- Процедурная персонализация. WebML включает синтаксис XML для написания бизнес-правил, которые вычисляют и сохраняют информацию, специфичную для пользователя. Бизнес-правило представляет собой тройное сочетание событие-условие-действие, которое определяет событие, которое необходимо отслеживать, предварительное условие, которое необходимо проверить при возникновении события, и действие, которое необходимо предпринять, если условие окажется истинным. Типичными задачами, выполняемыми бизнес-правилами, являются отнесение пользователей к группам пользователей на основе динамически собираемой информации, уведомление пользователей о сообщениях при обновлении информационной базы (технология push), протоколирование действий пользователей в специфичных для пользователя структурах данных, и так далее.
Презентационная модель
[ редактировать ]Моделирование презентации касается внешнего вида страниц, определенных с помощью композиционного моделирования. Страницы WebML отображаются в соответствии с таблицей стилей. Таблица стилей определяет макет страниц и элементы контента, которые должны быть вставлены в такой макет, и не зависит от фактического языка, используемого для отображения страницы. Для лучшего повторного использования предусмотрены две категории таблиц стилей: нетипизированные таблицы стилей (также называемые моделями) описывают макет страницы независимо от ее содержимого и, таким образом, могут применяться независимо от сопоставления страницы с заданной концепцией; типизированные таблицы стилей определяются с более высокой степенью детализации и, таким образом, применяются только к страницам, описывающим конкретные концепции.
Другие возможности
[ редактировать ]- Язык моделирования потока взаимодействия ( IFML )
- Веб-инжиниринг на основе UML (UWE)
- ХДМ
- РММ
- ЭОРМ
- ООХДМ
- ВСДМ
- Аранеус
- ДА-Ч
- УМЛ WAE
- Гера
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стефано Чери ; Пьеро Братья; Альдо Бонджио; Марко Брамбилла; Сара Комай и Маристелла Матера (2002). Проектирование веб-приложений с интенсивным использованием данных . Морган Кауфманн, США. ISBN 978-1-55860-843-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стефано Чери; Пьеро Фратернали и А. Бонджио (май 2000 г.). «Язык веб-моделирования (WebML): язык моделирования для проектирования веб-сайтов». Материалы 9-й Международной конференции по всемирной паутине, Амстердам, 2000 г.
- Стефано Чери; Пьеро Братья; Альдо Бонджио; Марко Брамбилла; Сара Комай; Маристелла Матера (2002). Проектирование веб-приложений с интенсивным использованием данных . Морган Кауфманн. ISBN 978-1-55860-843-6 .
- С. Кери; М. Брамбилла; П. Фратернали (2009), «История уроков WebML, извлеченных за 10 лет разработки веб-приложений на основе моделей», Концептуальное моделирование: основы и приложения, Очерки в честь Джона Милопулоса , Springer LNCS, серия Festschrift, vol. 5600, стр. 273–292.
- Лучано Барези; Пьеро Братья; Массимо Тизи и Сандро Мораска. «На пути к модельно-ориентированному тестированию генератора веб-приложений». В Мартине Гаедке (ред.). Веб-инжиниринг: 5-я Международная конференция, ICWE 2005, Сидней, Австралия .
- Бертольд Даум и Удо Мертен (2003). «Гипермедиа». Архитектура системы с XML . Морган Кауфманн. стр. 267–302. ISBN 978-1-55860-745-3 .
- М. Брамбилла; С. Кери; С. Комай и П. Фратернали (2006). «Инструмент CASE для моделирования и автоматического создания приложений с поддержкой веб-сервисов». Международный журнал веб-инженерии и технологий . 2 (4): 354–372. CiteSeerX 10.1.1.108.1107 . дои : 10.1504/IJWET.2006.010420 .