Терапия (Ксенакис)
Терапия | |
---|---|
Яннис Ксенакис | |
Составленный | 1975–1976 |
Выполненный | 26 марта 1976 г. |
Опубликовано | 1976 |
Движения | 1 |
Подсчет очков | Сольный контрабас |
Theraps — композиция для контрабаса соло Янниса Ксенакиса .
Фон
[ редактировать ]Песня Theraps была написана в 1975–1976 годах и посвящена Фернандо Грилло, премьера которого состоялась 26 марта 1976 года на фестивале Festival de Royan в Руане, Франция. [1] [2] [3] Название означает «достижение, уровень сознания» и происходит от того же корня, что и «терапия». [4] Продолжительность 11-12 минут. [1] [2] это одна из группы небольших работ с участием струнных инструментов, в которых Ксенакис исследует постоянно меняющиеся кривые высоты тона (глиссанди), полученные из броуновского движения . [5] Похожие произведения того времени: «Харизма» для кларнета и виолончели (1971), [6] Микка и Микка «S» для скрипки соло (1971 и 1976), [7] [8] Коттос для виолончели соло (1977), [9] и Эмбелли для альта соло (1981). [10]
Книга Theraps была опубликована издательством Éditions Salabert в 1976 году. [3] В 1981 году Салаберт опубликовал новое издание с измененными указаниями темпа, а также расширенными инструкциями и примечаниями. [11] Партитура записывается по высоте звучания, а не на октаву выше, как это традиционно бывает с музыкой для контрабаса. [12]
Материал и форма
[ редактировать ]Терапия начинается и заканчивается повторяющимися нисходящими глиссанди, громкими, скрипучими и короткими. [13] (Вводный отрывок помечен как «раздавить струну». [3] ) Основная часть произведения состоит из трех типов музыки: однонотное глиссанди, основанное на случайных блужданиях ; глиссанди с двойной остановкой, которые часто движутся в противоположном направлении; и медленно меняющиеся естественные гармоники с двойным стопом. [14] Эти типы текстур появляются в различных последовательностях, которые, наряду с движением регистрово-широких линий, составляют форму произведения. [14] В предисловии к партитуре указано, что динамический диапазон должен быть максимально широким, и оговорено, что смычковые звуки должны быть шумными. [15]
Перформативные соображения
[ редактировать ]Как и многие композиции Ксенакиса, Theraps ставит перед исполнителем множество задач и требует большой выносливости. [14] Музыка охватывает пять октав, и от исполнителя требуется воспроизводить четверти тона и четверные аккорды, в дополнение к чрезвычайно сложному глиссанди с двойной стопой противоположного движения. [13]
Басист и композитор Барри Гай назвал это произведение «напряженной работой, которая требует, чтобы вы отдались ему всем сердцем», и заявил, что оно «доводит вас до предела ваших физических возможностей». [12] Он вспоминал: «К концу все мое тело было в состоянии шока... Моя правая рука и пальцы левой руки дрожали». [16] Однако он отметил, что «научился контролировать мышечные напряжения», и прокомментировал: «Если вы пойдете на это, то из слегка сухого и умственного произведения оно превратится в великолепный образец силы в музыке и выразительности. " [12]
Басист Роберт Блэк назвал Theraps «шедевром» и заметил: «Он насыщенный, мощный, глубокий и красивый. Он трансцендентный. Это дар «богов». [17] Он заявил, что готовясь к игре, он «разработал ряд упражнений (квазиэтюдов), которые натренируют мои мышцы и разум делать то, чего они раньше не делали». [18] и отметил «эмоциональную приверженность и явные физические усилия, необходимые для выполнения этого произведения». [18] Он также вспомнил, что во время первой встречи с Ксенакисом композитор убеждал его сделать музыку «гораздо более экстремальной, дикой, гротескной и красивой». [19] Блэк продолжил запись работы для Neuma Records. [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Терапия» . Яннис-Ксенакис-орг . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Терапы (1975-1976) для контрабаса соло» . ИРКАМ . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Ксенакис 1976 , с. 1.
- ^ Харли 2004 , с. 90.
- ^ Матосян 1986 , стр. 233.
- ^ «Харизма» . Яннис-Ксенакис-орг . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ «Микка» . Яннис-Ксенакис-орг . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ «Микка «С» » . Яннис-Ксенакис-орг . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ «Коттос» . Яннис-Ксенакис-орг . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ «Эмбелли» . Яннис-Ксенакис-орг . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ Шероуз 2016 .
- ^ Jump up to: а б с Дуайер 2014 .
- ^ Jump up to: а б Харлей 2004 , с. 90–91.
- ^ Jump up to: а б с Харлей 2004 , с. 91.
- ^ Ксенакис 1976 , с. предисловие.
- ^ Гай 2019 .
- ^ Jump up to: а б Черный 2010 , с. 243.
- ^ Jump up to: а б Черный 2010 , с. 241.
- ^ Черный 2010 , с. 242.
Источники
- Блэк, Роберт (2010). «Терапия». В Канахе, Шарон (ред.). Исполнение Ксенакиса . Пендрагон Пресс. стр. 241–244.
- Дуайер, Бенджамин (27 марта 2014 г.). «Разговор с Барри Гаем» . Музыка и литература . Проверено 15 сентября 2023 г.
- Гай, Барри (13 августа 2019 г.). «Сентиментальная работа» . Страд . Проверено 15 сентября 2023 г.
- Харли, Джеймс (2004). Ксенакис: его жизнь в музыке . Рутледж.
- Матосян, Нурица (1986). Ксенакис . Кан и Аверилл.
- Шероуз, Брэкстон (2016). «Терапия как технический гобелен» (PDF) . Braxtech.com . Проверено 15 сентября 2023 г.
- Ксенакис, Яннис (1976). Терапия . Издания Салаберт.