Харизма (Ксенакис)
Харизма | |
---|---|
Яннис Ксенакис | |
Составленный | 1971 |
Выполненный | 6 апреля 1971 г. |
Опубликовано | 1971 |
Движения | 1 |
Подсчет очков | Кларнет и виолончель |
«Харизма» — композиция для кларнета и виолончели Янниса Ксенакиса .
Фон
[ редактировать ]«Харизма» для кларнета и виолончели была написана в 1971 году, продолжительность около четырех минут. [1] Он посвящен памяти композитора Жана-Пьера Гезека , который был учеником Ксенакиса в Тэнглвуде в 1963 году и умер в возрасте 36 лет. [2] [3] В начале партитуры помещена цитата из « Илиады» : «тогда душа, как дым, ушла в землю, скрежеща». [2] [4] По словам Ксенакиса, цитата описывает «смерть Патрокла и то, как его молодая душа вошла в землю, оплакивая фатальный исход и потерю молодости и силы». [5] Композитор отметил, что музыка не является простой иллюстрацией к тексту: «Поэзия и музыка составляют своего рода эпитафию памяти молодого композитора...» [5]
«Харизма» была опубликована издательством Éditions Salabert в 1971 году, а премьера состоялась на фестивале Festival de Royan в Руане , Франция, 6 апреля 1971 года, примерно через месяц после смерти Гезека, кларнетистом Ги Деплюс и виолончелистом Жаком Видеркером. [1] [6]
Материал и форма
[ редактировать ]По большей части произведение состоит из длительных звучностей с широкой динамикой и тембральными свойствами, окружающих центральный взрыв более активного материала. [6] В своем анализе работы теоретик Майкл Бойд определил ее основные противоречия как «шумовые и гармонические тембры», а также «постоянные и контурные динамические огибающие» и предположил, что Харизма «в конечном итоге тяготеет к шуму по мере своего развития. " [7]
Перформативные соображения
[ редактировать ]Как и многие произведения Ксенакиса, «Харизма» представляет собой чрезвычайно сложную задачу для исполнителей. Виолончелист Кристоф Рой вспоминал, что он и кларнетист Доминик Клеман «целый год потели над этой работой, которая длится 4 минуты и в которой нужно сыграть всего двадцать звуков, прежде чем получили то, что хотели!» [8] широкий спектр расширенных техник и тембральных Используется эффектов. Обозначений темпа нет; вместо этого продолжительность разделов указана в единицах времени. [9]
Кларнетиста просят исполнить широкие регистровые скачки, а также четверти тона , некоторые в крайних регистрах, и мультифонику . Кроме того, они должны медленно переходить от одного звука к другому; пример можно найти на странице 1 партитуры с продолжительной натуральной ля: «медленно начните с естественной си, затем ускорьте и одновременно опустите натуральную си в сторону ля, проходя через вибрато очень большой высоты, затем постепенно переходите в ноту ля». порхайте на ля, затем сыграйте плавное ля». [2] Мультифоника играется в четырех разных «зонах» или «регионах», играется с одной и той же аппликатурой, но с изменениями амбушюра ; подробные инструкции по их созданию были написаны Гаем Деплюсом по просьбе композитора и включены в предисловие к партитуре. [10] [11] [12] Произведение заканчивается многократным «шумом клавиш кларнета при их смыкании». [13] Кларнетистка Лори Фридман сравнила музыку с гобеленом и заявила, что она «изобретает соединения цветов, которые приходят и уходят в лабиринте времен (текстур), которые каким-то образом создаются содержанием самих цветов». [14]
Виолончелиста также просят воспроизводить широкий спектр звуков, включая четверти тона, искусственные гармонические глиссанди и глиссанди во многих октавах. В ряде мест их просят скрежетать смычком возле моста, производя шумную звонкость. Ближе к концу пьесы виолончелист должен расстроить самую низкую струну инструмента более чем на октаву, а затем резко смыкать струну, производя то, что композитор называет «электронными звуками». [9]
В партитуре также есть ряд отрывков, в которых инструменты играют устойчивые звуки в унисон , а кларнетист медленно повышает и понижает высоту звука, чтобы создать эффект ритма . [9] Кларнетист Ален Дэмиенс заметил, что, готовя произведение, он «заметил, что Ксенакис сумел создать целую систему битов, тех вибрато, которые слышишь, когда играешь предельно легко... можно было почувствовать невероятную звуковую вибрацию». [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Харизма» . Яннис-Ксенакис.org . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Ксенакис 1971 , с. 1.
- ^ Бартель-Кальве 2011 , с. 15.
- ^ Харли 2004 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б Фридман 2010 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Харлей 2004 , с. 69.
- ^ Бойд 2023 , с. 147.
- ^ Соломос 2019 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б с Ксенакис 1971 , с. 1–2.
- ^ Ксенакис 1971 , с. предисловие.
- ^ Фридман 2010 , с. 4–5.
- ^ Раасакка 2017 , с. 63.
- ^ Ксенакис 1971 , с. 2.
- ^ Фридман 2010 , с. 9–10.
- ^ Бартель-Кальве 2011 , с. 15–16.
Источники
- Бартель-Кальве, Анн-Сильви (2011). Пришло время Ксенакиса . Издания Дюран-Салабер-Эшиг – через Issuu.com.
- Бойд, Майкл (2023). «Интегрируя противоположности: «Харизма» Янниса Ксенакиса для кларнета и виолончели» . Интеграл . 36 : 143–151.
- Фридман, Лори (2010). «Мощный». В Канахе, Шарон (ред.). Исполнение Ксенакиса . Пендрагон Пресс. стр. 3–10.
- Харли, Джеймс (2004). Ксенакис: его жизнь в музыке . Рутледж.
- Раасакка, Микко (2017). Изучение игры на кларнете: Руководство по технике игры на кларнете и финской кларнетной музыке . ООО «Фенника Герман»
- Соломос, Макис (2019). «Номос Альфа: Замечания по производительности». В Накипбекова, Альфия (ред.). Изучение Ксенакиса: производительность, практика, философия . Вернон Искусство и наука. стр. 109–128.
- Ксенакис, Яннис (1971). Харизма . Издания Салаберт.