Jump to content

Харизма (Ксенакис)

Харизма
Яннис Ксенакис
Составленный 1971
Выполненный 6 апреля 1971 г.
Опубликовано 1971
Движения 1
Подсчет очков Кларнет и виолончель

«Харизма» — композиция для кларнета и виолончели Янниса Ксенакиса .

«Харизма» для кларнета и виолончели была написана в 1971 году, продолжительность около четырех минут. [1] Он посвящен памяти композитора Жана-Пьера Гезека , который был учеником Ксенакиса в Тэнглвуде в 1963 году и умер в возрасте 36 лет. [2] [3] В начале партитуры помещена цитата из « Илиады» : «тогда душа, как дым, ушла в землю, скрежеща». [2] [4] По словам Ксенакиса, цитата описывает «смерть Патрокла и то, как его молодая душа вошла в землю, оплакивая фатальный исход и потерю молодости и силы». [5] Композитор отметил, что музыка не является простой иллюстрацией к тексту: «Поэзия и музыка составляют своего рода эпитафию памяти молодого композитора...» [5]

«Харизма» была опубликована издательством Éditions Salabert в 1971 году, а премьера состоялась на фестивале Festival de Royan в Руане , Франция, 6 апреля 1971 года, примерно через месяц после смерти Гезека, кларнетистом Ги Деплюс и виолончелистом Жаком Видеркером. [1] [6]

Материал и форма

[ редактировать ]

По большей части произведение состоит из длительных звучностей с широкой динамикой и тембральными свойствами, окружающих центральный взрыв более активного материала. [6] В своем анализе работы теоретик Майкл Бойд определил ее основные противоречия как «шумовые и гармонические тембры», а также «постоянные и контурные динамические огибающие» и предположил, что Харизма «в конечном итоге тяготеет к шуму по мере своего развития. " [7]

Перформативные соображения

[ редактировать ]

Как и многие произведения Ксенакиса, «Харизма» представляет собой чрезвычайно сложную задачу для исполнителей. Виолончелист Кристоф Рой вспоминал, что он и кларнетист Доминик Клеман «целый год потели над этой работой, которая длится 4 минуты и в которой нужно сыграть всего двадцать звуков, прежде чем получили то, что хотели!» [8] широкий спектр расширенных техник и тембральных Используется эффектов. Обозначений темпа нет; вместо этого продолжительность разделов указана в единицах времени. [9]

Кларнетиста просят исполнить широкие регистровые скачки, а также четверти тона , некоторые в крайних регистрах, и мультифонику . Кроме того, они должны медленно переходить от одного звука к другому; пример можно найти на странице 1 партитуры с продолжительной натуральной ля: «медленно начните с естественной си, затем ускорьте и одновременно опустите натуральную си в сторону ля, проходя через вибрато очень большой высоты, затем постепенно переходите в ноту ля». порхайте на ля, затем сыграйте плавное ля». [2] Мультифоника играется в четырех разных «зонах» или «регионах», играется с одной и той же аппликатурой, но с изменениями амбушюра ; подробные инструкции по их созданию были написаны Гаем Деплюсом по просьбе композитора и включены в предисловие к партитуре. [10] [11] [12] Произведение заканчивается многократным «шумом клавиш кларнета при их смыкании». [13] Кларнетистка Лори Фридман сравнила музыку с гобеленом и заявила, что она «изобретает соединения цветов, которые приходят и уходят в лабиринте времен (текстур), которые каким-то образом создаются содержанием самих цветов». [14]

Виолончелиста также просят воспроизводить широкий спектр звуков, включая четверти тона, искусственные гармонические глиссанди и глиссанди во многих октавах. В ряде мест их просят скрежетать смычком возле моста, производя шумную звонкость. Ближе к концу пьесы виолончелист должен расстроить самую низкую струну инструмента более чем на октаву, а затем резко смыкать струну, производя то, что композитор называет «электронными звуками». [9]

В партитуре также есть ряд отрывков, в которых инструменты играют устойчивые звуки в унисон , а кларнетист медленно повышает и понижает высоту звука, чтобы создать эффект ритма . [9] Кларнетист Ален Дэмиенс заметил, что, готовя произведение, он «заметил, что Ксенакис сумел создать целую систему битов, тех вибрато, которые слышишь, когда играешь предельно легко... можно было почувствовать невероятную звуковую вибрацию». [15]

  1. ^ Jump up to: а б «Харизма» . Яннис-Ксенакис.org . Проверено 22 сентября 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Ксенакис 1971 , с. 1.
  3. ^ Бартель-Кальве 2011 , с. 15.
  4. ^ Харли 2004 , с. 70.
  5. ^ Jump up to: а б Фридман 2010 , с. 10.
  6. ^ Jump up to: а б Харлей 2004 , с. 69.
  7. ^ Бойд 2023 , с. 147.
  8. ^ Соломос 2019 , с. 110.
  9. ^ Jump up to: а б с Ксенакис 1971 , с. 1–2.
  10. ^ Ксенакис 1971 , с. предисловие.
  11. ^ Фридман 2010 , с. 4–5.
  12. ^ Раасакка 2017 , с. 63.
  13. ^ Ксенакис 1971 , с. 2.
  14. ^ Фридман 2010 , с. 9–10.
  15. ^ Бартель-Кальве 2011 , с. 15–16.

Источники

  • Бартель-Кальве, Анн-Сильви (2011). Пришло время Ксенакиса . Издания Дюран-Салабер-Эшиг – через Issuu.com.
  • Бойд, Майкл (2023). «Интегрируя противоположности: «Харизма» Янниса Ксенакиса для кларнета и виолончели» . Интеграл . 36 : 143–151.
  • Фридман, Лори (2010). «Мощный». В Канахе, Шарон (ред.). Исполнение Ксенакиса . Пендрагон Пресс. стр. 3–10.
  • Харли, Джеймс (2004). Ксенакис: его жизнь в музыке . Рутледж.
  • Раасакка, Микко (2017). Изучение игры на кларнете: Руководство по технике игры на кларнете и финской кларнетной музыке . ООО «Фенника Герман»
  • Соломос, Макис (2019). «Номос Альфа: Замечания по производительности». В Накипбекова, Альфия (ред.). Изучение Ксенакиса: производительность, практика, философия . Вернон Искусство и наука. стр. 109–128.
  • Ксенакис, Яннис (1971). Харизма . Издания Салаберт.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 399a9eb844c3bae7b9cb0f0680694c7b__1697562060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/39/7b/399a9eb844c3bae7b9cb0f0680694c7b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Charisma (Xenakis) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)