Фредрик Кумокан Адеджи Хааструп
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти сообщения )
|
Аджимоко I | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||
Царствование | Апрель 1896 г. - сентябрь 1901 г. | ||||
Коронация | Апрель 1896 г. | ||||
Предшественник | Нет металлов | ||||
Преемник | Ова Атайеро | ||||
Рожденный | Илеса , Королевство Иджесаленд | 1 января 1820 г. ||||
Умер | 1 сентября 1901 г. Илеса , протекторат Южной Нигерии | (81 год) ||||
Супруг |
Кристиана Фагумелл | ||||
Проблема Деталь |
| ||||
| |||||
Дом | Биларо / Королевская семья Оро | ||||
Отец | Ова Овевение | ||||
Мать | Королева Ова Обокун |
Фредрик Кумокан Адеджи Хааструп родился в 19 веке в семье члена древнего королевского дома Биларо Илеша . Это одна из четырех правящих семей Илеши (Биладу, Билагбай, Биларо и Билайирере). [ 1 ] и так было со времен правления Ова Обукуна Атакумосы 900 лет назад. После его правления вступление на престол, в свою очередь, передавалось между его четырьмя сыновьями, и эта система действует и по сей день: вступление на престол происходит поочередно между четырьмя правящими семьями в Иджешаланде. После правления Кумокона семья Билару приняла имя Аджимок Хааструп. А Билагбайе принял фамилию Адесуи.
Аджимоко используется только правящим членом семьи. Происхождение двух частей фамилии описано далее.
Семейный миф
[ редактировать ]В 1820–1830-х годах, когда ему было 4–9 лет, Кумокон был схвачен илоринцами во время выполнения поручения и впоследствии продан в рабство. [ 2 ] [ 3 ] Его переводили с одного рынка на другой, наконец, достигнув побережья, где его посадили на невольничий корабль, прикованный цепями к другим рабам. Корабль носил британский флаг, хотя это было датское судно. В море Кумокан заболел. В семейной мифологии капитаном корабля был датчанин по фамилии Хааструп. [ 4 ] Молодой парень ему понравился, велел его развязать и позаботиться о нем. Находясь в море, Великобритания отменила рабство, и судно впоследствии потеряло юридическое прикрытие. Позже невольничье судно было перехвачено британской морской пехотой. [ 5 ] и рабы были переправлены в Сьерра-Леоне . В Сьерра-Леоне Кумокан стал подопечным капитана Хааструпа, который спонсировал [ 4 ] его образование. В то время во Фритауне практиковалась реабилитация всех прибывающих освобожденных рабов, чтобы они не были обузой для поселения. Младших либо усыновляли, либо отправляли в лагеря для надлежащего воспитания. Кумокан учился и получил лицензию в области городского планирования . [ 4 ]
Исследовать
[ редактировать ]Вторую версию получила дочь сэра Адедокуна в 2013 году от Школы востоковедения академика Джона Дэвида Йидона Пила. Профессор Пиль провел много лет в Илеше, Ибадане и Илье-Ифе . Находясь в Илеше, он взял интервью у нескольких членов семьи Хааструп для своей книги «Иджешас и нигерийцы: объединение королевства йоруба, 1890-1970-е годы». Подтверждено, что Кумокан действительно был схвачен в молодости соседними Илоринами. [ 6 ] в 1820-х годах, с более подробной информацией, полученной из нашей переписки по электронной почте, это было с фермы в районе Илеши по имени Оке Ибоде. «Новый Ова [король] был в большей степени человеком того времени, фактически выбранным двумя основными силами политики Иджеши, последователями Угеденгбе и теми Иджеша, которые, будучи торговцами в Лагуне, репатриировались из рабства, обладавшего некоторыми образования, имел связи с Обществом Экитипарапо в Лагосе. Это был Фредерик Кумокун, он же Хааструп, который за свою долгую жизнь – ему было уже далеко за семьдесят – полностью разделил невзгоды своей страны. Захваченный илоринцами в 1830-х годах, он был продан в рабство и каким-то образом позже оказался в Сьерра-Леоне, где стал христианином».
Часть исследования включала запросы в Морской музей Дании для подтверждения существования капитана Хааструпа. Бенджамин Ассмусен, куратор музея на момент запроса, написал следующее:
«Название Хааструп, скорее всего, происходит от деревни Хааструп (или Хоструп на современном датском языке) на острове Фюн. [ 7 ]
В прежние времена люди часто носили имя места своего рождения в качестве фамилии, поэтому в какой-то момент вашей семейной истории кто-то, скорее всего, был выходцем из этой деревни.
Я просмотрел наши записи, но, к сожалению, не нашел никакой информации о капитане с таким именем. Если бы ваш предок действительно был капитаном невольничьего корабля в 1830 году, весьма вероятно, что никаких записей не существует, поскольку трансатлантическая работорговля датчанами была отменена в 1803 году.
Что касается рев. Нильс Кристиан Хааструп: Судя по всему, в Датском государственном архиве имеются записи о нем и его жене Йоханне Элен, чья фамилия до брака была Хопф, включая письма, дневники, счета, рукописи, отчеты о поездках, а также различные личные документы. Записи можно увидеть в Провинциальном архиве Южной Ютландии в городе Обенраа. [ 8 ]
Тот факт, что в их записях не было такого именитого военно-морского офицера, возможно, не имеет значения, поскольку в записи в Нигерийской вики говорится, что работорговец летел под британским флагом. Однако в переписке с норвежским академическим профессором Пером Олуфом Эрнесом он указал на миссионера CMS по имени Нильс Кристиан Хааструп, который находился в Сьерра-Леоне в тот же период, прибыл 12 января 1841 года в возрасте 29 лет и женился на мисс Йоханне. Хелен Хопф, которая приехала к нему туда 8 декабря 1841 года. Он умер 9 лет спустя и похоронен в Кисси Святого Патрика, Сьерра-Леоне.
Скорее всего, благодаря этому миссионеру семья получила свое имя; В те времена было обычной практикой брать имя человека, от которого тебя крестили. Кумокун, теперь носящий фамилию Хааструп, вернулся домой в Иджесаленд, а именно в город Илеша, через Лагос. Где-то в 1860 году он восстановил контакты с королевской семьей Иджеши. В Лагосе он приобрел большие участки собственности, которые стали известны как Игбо Оби Хааструп, контракт до сегодняшнего дня Игбоби, в Ибеджу Лекки, где он выращивал орехи кола в Йоруба = оби, Ферма = игбо) в коммерческих масштабах. [ 9 ] Игбоби — известный район Лагоса. Его деловые интересы означали, что он часто водил корабли по водным путям, торгуя сушеной рыбой и другими товарами. В одном из таких путешествий он сыграл важную роль в выводе судна в безопасное место. Он описал себя как управляющего кораблем, как кавказец: Аджимоко би ойинбо. [ 10 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Фредерик Кумокон Хааструп стал известен в Исландии во время Критических войн (1877–1893). [ 11 ] когда он был членом группы солидарности парапо «Экити» в Лагосе. Организация поставляла оружие воинам Иджеши, воевавшим с Ибаданом. Позже он сыграл решающую роль в консультировании Ова (короля) во время мирных переговоров с британцами и Ибаданом, которые способствовали прекращению боевых действий.
В апреле 1896 года, когда ему было далеко за семьдесят, Фредерик Кумокон Хааструп стал Ова Обокуном (королем) Иджесаланда и принял титул Аджимоко I (происходящий от его прозвища: «Аджимоко би Оинбо»). Первый христианин Оба из земли йоруба, он был членом Церковь Эбуте Эро в Лагосе. [ 12 ]
Его назначение произошло благодаря поддержке двух основных сил политики Иджесы: последователей Угеденгбе (ключевой силы в войнах Кириджи) и торговцев Иджеши и репатриантов из рабства, которые были связаны с Экитипарапосом, ассоциацией, одним из основателей которой был Кумокун. в Лагосе. [ 6 ]
Он был современным правителем: он считал, что выживание и процветание его королевства зависели не только от контроля над стратегическими ресурсами и успешного манипулирования политическими союзами, но и от внутренней перестройки Иджеши, то есть от готовности принять новую культуру. Он был убежденным христианином, хотя его многоженство раздражало духовенство. Он отказался выполнять многие обычные обряды королевской власти. В Афине (Дворце) была основана школа, куда его вожди неохотно отправляли своих сыновей под некоторым давлением со стороны своего Ова (короля). Им руководила его дочь, рожденная от его жены из Сьерра-Леоне, принцессы Адениби, также известной как миссис Изабелла Маколей. [ 13 ]
Аджимоко I приписывают использование своих навыков градостроительства для улучшения планировки города. [ 14 ] который сегодня характеризуется решетчатым формированием дорог. Он представил методизм в Иджесаленде в 1896 году, построив церковь Уэслианского методистского миссионерского общества. [ 15 ] на участке леса, расположенного рядом с плоской скалой (Отапете), где находился храм тех иджеш, исповедующих религию йоруба ифа. Семья продолжает активно поддерживать методизм, в последнее время благодаря финансированию строительства современной методистской церкви Адедокуном Хааструпом , рыцарем методистской церкви и кадровым дипломатом, посвященным в сан в январе 2001 года в Осогбо.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сэр Фамилуси, премьер-министр KJW (2004) Жизнь королевского посла сэра Адедокуна Абиодуна Хааструпа KJW. Ибадан: JP Heinmann Educational Books (Нигерия) Plc. п. 8 второй абзац
- ^ Сэр Фамилуси, премьер-министр KJW (2004) Жизнь королевского посла сэра Адедокуна Абиодуна Хааструпа KJW. Ибадан: JP Heinmann Educational Books (Нигерия) Plc. п. 9 второй абзац
- ^ Пил, JDY (1983) Иджешас и нигерийцы. Кембридж: Серия африканских исследований издательства Кембриджского университета, 39. стр. 92 третий абзац
- ^ Перейти обратно: а б с Сэр Фамилуси, премьер-министр KJW (2004) Королевский посол Жизнь сэра Адедокуна Абиодуна Хааструпа KJW. Ибадан: JP Heinmann Educational Books (Нигерия) Plc. п. 10 второй абзац
- ^ «Аджимоко I — Нигерийская Вики» . Нигерианвики.com . Архивировано из оригинала 13 сентября 2018 года . Проверено 13 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пил, JDY (1983) Иджешас и нигерийцы. Кембридж: Серия африканских исследований издательства Кембриджского университета, 39. стр. 92 третий абзац.
- ^ «Карты Google» . Карты Гугл . Проверено 13 сентября 2018 г.
- ^ «Читальный зал Датского национального архива в Обенро» . Са.дк. Архивировано из оригинала 17 марта 2015 года . Проверено 13 сентября 2018 г.
- ^ Сэр Фамилуси, премьер-министр KJW (2004) Жизнь королевского посла сэра Адедокуна Абиодуна Хааструпа KJW. Ибадан: JP Heinmann Educational Books (Нигерия) Plc. п. 11 третий абзац.
- ^ Сэр Фамилуси, премьер-министр KJW (2004) Жизнь королевского посла сэра Адедокуна Абиодуна Хааструпа KJW. Ибадан: JP Heinmann Educational Books (Нигерия) Plc. п. 10 четвертый абзац (продолжение) на с. 11.
- ^ «Критическая война (1877-1893)» . Oldnaija.com . 18 июня 2015 г. Получено 13 сентября.
- ^ Пил, JDY (2000) Религиозная встреча и создание йоруба. Мичиган: Издательство Мичиганского университета. п. 150.
- ^ Пил, JDY (1983) Иджешас и нигерийцы. Кембридж: Серия африканских исследований издательства Кембриджского университета, 39. стр. 96 второй абзац
- ^ Пил, JDY (1983) Иджешас и нигерийцы. Кембридж: Серия африканских исследований издательства Кембриджского университета, 39. стр. 93 первый абзац
- ^ Пил, JDY (1983) Иджешас и нигерийцы. Кембридж: Серия африканских исследований издательства Кембриджского университета, 39. стр. 96 второй абзац.