Jump to content

Язык системного программирования

Язык системного программирования
Парадигмы процедурный , императивный , структурированный
Семья АЛГОЛ
Впервые появился 1972 год ; 52 года назад ( 1972 )
Под влиянием
АЛГОЛ 60 , ЭСПОЛ
Под влиянием
ЗСПЛ, Микро-СПЛ, Действие!

Язык системного программирования , часто сокращаемый до SPL , но иногда известный как SPL/3000 , был процедурно-ориентированным языком программирования , написанным Hewlett-Packard для HP 3000 линейки миникомпьютеров и впервые представленным в 1972 году. SPL использовался для написания основных операционных систем HP 3000. система , Многопрограммный исполнитель (MPE). Подобные языки на других платформах обычно назывались языками системного программирования , что приводило к путанице.

Первоначально известный как язык программирования Alpha Systems , названный в честь проекта разработки, в результате которого была создана серия 3000, SPL был разработан с учетом преимуществ конструкции процессора Alpha на основе стека . Он создан по образцу ESPOL , аналогичного языка, производного от ALGOL , используемого в Burroughs B5000 мэйнфреймах , который также повлиял на ряд языков 1960-х годов, таких как PL360 и JOVIAL .

В середине 1970-х годов успех систем HP привел к появлению ряда ответвлений SPL. Примеры включают ZSPL для процессора Zilog Z80 и Micro-SPL для Xerox Alto . Более поздний вдохновленный Action! для 8-битных компьютеров Atari , что было довольно успешным. Последний более точно следовал синтаксису Паскаля , теряя некоторые особенности SPL.

SPL широко использовался во время существования оригинальной 16-битной версии платформы HP 3000. В 1980-х годах HP 3000 и MPE были перереализованы в эмуляторе, работающем на PA-RISC на базе платформах HP 9000 . HP продвигала Паскаль как предпочтительный системный язык на PA-RISC и не предоставила компилятор SPL. Это вызвало проблемы с обслуживанием кода сторонние компиляторы , и для удовлетворения этой потребности были введены SPL.

Hewlett-Packard представила свои первые миникомпьютеры серии HP 2100 в 1967 году. Первоначально машины были разработаны сторонней командой, работавшей на Union Carbide , и предназначались в основном для использования в промышленных системах управления, а не на более широком рынке обработки данных. В HP увидели в этом естественное соответствие существующему бизнесу по производству приборов и первоначально предложили его этим пользователям. машины Несмотря на это, компания HP обнаружила, что соотношение цены и производительности делает ее все более успешной на бизнес-рынке. [1] [2]

В этот период концепция разделения времени становилась популярной, особенно когда стоимость основной памяти упала и системы стали поставляться с большим объемом памяти. В 1968 году HP представила комплексную систему, состоящую из двух машин серии 2100, работающих под управлением HP Time-Shared BASIC , которая обеспечивала полноценную операционную систему , а также язык программирования BASIC . Эти двухмашинные системы, известные под общим названием HP 2000, сразу же имели успех. [3] HP BASIC пользовался большим влиянием на протяжении многих лет, и его синтаксис можно увидеть во многих микрокомпьютерных BASIC, включая Palo Alto TinyBASIC , Integer BASIC , North Star BASIC , Atari BASIC и других.

Дизайнеры HP начали задаваться вопросом: «Если мы сможем создать такую ​​хорошую систему разделения времени, используя такой старый компьютер, как 2116, подумайте, чего мы могли бы достичь, если бы разработали свой собственный компьютер». [4] С этой целью в 1968 году компания начала собирать большую команду для разработки новой архитектуры среднего размера. В число новых членов команды входили те, кто работал над Burroughs и IBM мэйнфреймами , и получившиеся в результате концепции сильно напоминали весьма успешную систему Burroughs B5000 . В B5000 использовался стековый процессор, который упрощал мультипрограммирования , и та же самая архитектура была выбрана для новой концепции HP. реализацию [5]

Были рассмотрены две реализации: 32-битная машина масштаба мэйнфрейма, известная как Omega, и 16-битная конструкция, известная как Alpha. Почти все усилия были направлены на Omega, но в июне 1970 года Omega была отменена. Это привело к обширному перепроектированию Alpha, чтобы отличить ее от 2100-х, и в конечном итоге появились планы по еще более агрессивному дизайну операционной системы. Omega намеревалась работать в пакетном режиме и использовать компьютер меньшего размера, «интерфейсный интерфейс», для обработки взаимодействия с пользователем. Это была та же концепция управления, что и в серии 2000 года. Однако еще одного-2000 года для «Альфы» было недостаточно, и было принято решение иметь единую операционную систему для пакетной, интерактивной и даже работы в реальном времени . [5]

Чтобы это работало, требовалась усовершенствованная конструкция компьютерной шины с обширным прямым доступом к памяти (DMA) и современная операционная система (ОС), обеспечивающая быструю реакцию на действия пользователя. B5000 был также уникален для своего времени тем, что его операционная система и основные утилиты были запрограммированы на высокого уровня ESPOL языке . ESPOL был производным от языка ALGOL, настроенным для работы на B5000. Эта концепция имела большое влияние в 1960-х годах и привела к появлению новых языков, таких как JOVIAL , PL/360 и BCPL . Команда HP решила, что они также будут использовать язык, производный от ALGOL, для работы в своих операционных системах. Похожий язык HP первоначально был известен как язык программирования Alpha Systems. [5]

На разработку Alpha ушло несколько лет, прежде чем она появилась в 1972 году под названием HP 3000. Машина пробыла на рынке всего несколько месяцев, прежде чем стало ясно, что она просто работает неправильно, и HP была вынуждена отозвать все уже проданные модели 3000. Он был повторно представлен в конце 1973 года, и большинство его проблем было исправлено. Серьезное обновление всей системы, машины CX и работающего на ней MPE-C изменило ее имидж, и 3000 стал еще одним крупным успехом во второй половине 1970-х годов. [5]

Этот успех сделал SPL почти таким же распространенным, как BASIC серии 2000 года, и, как и этот язык, SPL привел к появлению ряда версий для других платформ. Среди них следует выделить Micro-SPL, версию, написанную для рабочей станции Xerox Alto . Первоначально эта машина использовала BCPL в качестве основного языка, но неудовлетворенность его производительностью побудила Генри Бейкера разработать нерекурсивный язык, который он реализовал вместе с Клинтоном Паркером в 1979 году. [6] Затем Клинтон модифицировал Micro-SPL, чтобы создать Action! для 8-битных компьютеров Atari в 1983 году. [7]

HP переработала систему HP 3000 на чипсете PA-RISC, используя новую версию операционной системы, известную как MPE/iX. MPE/iX имел два режима: в «собственном режиме» он запускал приложения, перекомпилированные для PA-RISC с использованием более новых компиляторов Pascal, а в «совместимом режиме» он мог запускать все существующее программное обеспечение посредством эмуляции. HP не предоставила компилятор собственного режима для MPE/iX, поэтому перенести существующее программное обеспечение на новую платформу было непросто. Чтобы удовлетворить эту потребность, Allegro Consultants написали SPL-совместимый язык под названием «SPLash!». который можно скомпилировать в исходный код HP 3000 для запуска в эмуляторе или в собственном режиме. Это открыло путь переноса существующего программного обеспечения SPL. [8]

Основной синтаксис

[ редактировать ]

SPL обычно следует синтаксическим соглашениям ALGOL 60 и будет знаком каждому, кто имеет опыт работы с ALGOL или его потомками, такими как Pascal и Modula-2 . Как и в этих языках, операторы программы могут занимать несколько физических строк и заканчиваться точкой с запятой. Комментарии обозначаются значком COMMENT ключевое слово или заключив текст комментария в << и >>. [9]

Операторы группируются в блоки с помощью BEGIN и END, хотя, как и в Паскале, за END программы должна следовать точка. Программа в целом окружена BEGIN и END., аналогично Паскалю, но без ключевого слова PROGRAM или аналогичного оператора вверху. [10] Причина этого в том, что SPL позволяет использовать любой блок кода как программу самостоятельно или скомпилировать в другую программу, которая будет действовать как библиотека. Создание кода в виде программы или подпрограммы не было частью самого языка, а осуществлялось путем размещения $CONTROL SUBPROGRAM директива компилятора в верхней части файла. [11]

Язык обеспечил INTRINSIC ключевое слово, обеспечивающее простой метод объявления внешних процедур, что позволяет программисту не объявлять типы и порядок параметров процедур. Все доступные пользователю объявления системных служб (такие как файловая система, обработка процессов, связь и т. п.) были доступны через этот механизм, и пользователи также могли добавлять свои собственные объявления процедур в системный файл. INTRINSIC список. Это похоже на механизм #include языка C, но более усовершенствованный и узкий.

В отличие от Паскаля, где PROCEDURE и FUNCTION были отдельными концепциями, SPL использует более похожий на C подход, где любые PROCEDURE может иметь префикс типа, чтобы превратить его в функцию. В соответствии с синтаксисом других языков, подобных АЛГОЛу, типы параметров перечислялись после имени, а не его части. Например: [12]

INTEGER PROCEDURE FACT(N); VALUE N; INTEGER N;

Объявляет функцию FACT, которая принимает значение N, являющееся целым числом. VALUE указывает, что эта переменная является «передаваемой по значению», и поэтому изменения в ней внутри процедуры не будут видны вызывающей стороне. [13] Процедура устанавливает возвращаемое значение с помощью оператора присваивания ее имени:

FACT := expression;

Несмотря на неодобрение, АЛГОЛ и Паскаль позволяли маркировать код, используя начальное имя, оканчивающееся двоеточием, которое затем можно было использовать для целей циклов и GO TO заявления. Одно незначительное отличие состоит в том, что SPL требовал, чтобы имена меток были объявлены в разделе переменных с использованием LABEL ключевое слово. [14]

SPL дополнил эту концепцию ENTRY оператор, который позволил определить эти метки как «точки входа», доступ к которым можно получить из командной строки. Метки, указанные в операторах ввода, были доступны операционной системе и могли быть вызваны из команды RUN. Например, можно написать программу, содержащую строковые функции для преобразования в верхний или нижний регистр, а затем предоставить для этих двух точек ВХОДА. Это можно вызвать из командной строки как RUN $STRINGS,TOUPPER. [15]

Типы данных

[ редактировать ]

SPL наиболее заметно отличается от ALGOL тем, что его типы данных очень машинно-специфичны и основаны на 16-битном формате слов с прямым порядком байтов в 3000 . [10]

The INTEGER type — это 16-битный знаковый тип с 15 битами значения и младшим битом в качестве знака. DOUBLE представляет собой 32-битное целое число, а не тип с плавающей запятой. REAL представляет собой 32-битное значение с плавающей запятой, 22 бита для мантиссы и 9 для экспоненты, а LONG представляет собой 64-битное значение с плавающей запятой с 54 битами мантиссы и 9 битами экспоненты. [16]

BYTE используется для обработки символов, состоящих из 16-битного машинного слова, содержащего один 8-битный символ в младших битах. Массивы типа BYTE упаковывают два 8-битных символа в 16-битное машинное слово. LOGICAL — это 16-битный целочисленный тип без знака, который при использовании в условном выражении возвращает true, если младший значащий бит равен 1, и false в противном случае. Целочисленные арифметические операции без знака могут выполняться с ЛОГИЧЕСКИМИ данными, при этом любое переполнение игнорируется. Не существует эквивалента PACKED модификатор, как в Паскале, поэтому LOGICAL несколько расточительно тратит память [17] когда используется только для хранения одной двоичной цифры, хотя SPL предлагает в качестве альтернативы манипулирование битовой строкой.

Как и в C, данные слабо типизированы , ячейки памяти и хранилище переменных представляют собой смешанные понятия, и можно получить доступ к значениям непосредственно через их местоположения. Например, код:

INTEGER A,B,C
LOGICAL D=A+2

определяет три 16-битные целочисленные переменные: A, B и C, а затем ЛОГИЧЕСКОЕ, также 16-битное значение. =, как и в Паскале, означает «эквивалентно», а не «получает значение», в котором используется := в алголоподобных языках. Таким образом, вторая строка гласит: «объявите переменную D, которая находится в той же ячейке памяти, что и A+2», что в данном случае также является местоположением переменной C. Это позволяет считывать одно и то же значение как целое число через C или логическое через Д. [18]

Этот синтаксис может показаться странным современным читателям, где память обычно представляет собой черный ящик , но он имеет ряд важных применений в системном программировании, где определенные области памяти содержат значения из базового оборудования. В частности, он позволяет определить переменную, указывающую на начало таблицы значений, а затем объявить дополнительные переменные, указывающие на отдельные значения в таблице. Если расположение таблицы изменится, должно измениться только одно значение — начальный адрес, и все отдельные переменные автоматически последуют за ним в своих соответствующих относительных смещениях. [18]

Указатели были объявлены путем добавления POINTER модификатор любого объявления переменной и местоположение в памяти переменной, разыменованной с помощью @. Таким образом INTEGER POINTER P:=@A объявляет указатель, значение которого содержит адрес переменной A, а не значение A. [19] @ может использоваться с любой стороны задания; @P:=A помещает значение A в P, что, вероятно, приводит к висячему указателю , @P:=@A заставляет P указывать на A, в то время как P:=A помещает значение A в то место, на которое в данный момент указывает P. [20]

Подобным образом SPL включает поддержку массивов типа C, в которой индексная переменная представляет собой смещение на количество слов от ячейки памяти, установленной для исходной переменной. В отличие от C, SPL предоставлял только одномерные массивы и использовал круглые скобки, а не скобки. [21] Переменные также могут быть объявлены GLOBAL, в этом случае для них не выделялась локальная память и предполагалось, что хранилище объявлено в другой библиотеке. [22] Это отражает extern ключевое слово в C.

Литералы могут быть указаны с различными суффиксами, а литералы без суффикса считаются INTEGER. Например, 1234 будет интерпретироваться как INTEGER, пока 1234D был DOUBLE. E обозначал REAL и L а LONG. [23] Строковые константы ограничивались двойными кавычками, а двойные кавычки внутри строки экранировались второй двойной кавычкой. [24]

В объявлениях переменных могут использоваться константы для определения начального значения, как в INTEGER A:=10. Обратите внимание на использование присваивания вместо is-a. Кроме того, у SPL была EQUATE Ключевое слово, которое позволяло определить текстовую строку как переменную, а затем заменять любые экземпляры этой переменной в коде строкой-литералом во время компиляции. [25] Это похоже на const ключевое слово в C.

Сегментация памяти

[ редактировать ]

Классический HP 3000 организовал физическую память в 1, 2, 4, 8 или 16 банков по 64 КБ (65536) 16-битных слов (128 КБ). Код (общий, неизменяемый) и данные были отделены друг от друга и хранились в сегментах переменной длины длиной до 32 000 слов каждый. Внутри процесса адреса данных, такие как указатели, представляли собой 16-битные смещения от базового регистра (известного как DB) или относительные смещения от регистра указателя (Q или S), что приводило к появлению действительного адреса в области данных процесса (называемой адресом). куча). Хотя система в основном ориентирована на 16-битные слова, она поддерживала адресацию отдельных байтов в массиве, используя адрес слова, в котором хранился байт, смещенный влево на 1 бит, а затем добавляя 0 для доступа к верхнему байту или 1 для младшего байта. Таким образом, адреса байтов были отдельными и отличными от адресов слов, а интерпретация адреса была чисто контекстной. Это оказалось весьма проблематичным и стало источником многочисленных ошибок как в системном, так и в пользовательском коде. Необходимо было позаботиться о том, чтобы адреса байтов рассматривались как 16-битные беззнаковые (то есть типа LOGICAL) при их использовании, например, в вычислениях длины, поскольку в противном случае адрес байта 2^16 или более будет рассматриваться как 2s-. дополняют знаковое значение, что приводит к ошибочному вычислению длин или смещений.

Отдельный процесс имел доступ к 254 сегментам кода длиной до 32 000 слов каждый. Сегменты кода были разделены на два домена: первые 191 были «системными» сегментами, общими для всех процессов, а остальные 63 были «пользовательскими» сегментами, общими для всех, запускающих одну и ту же программу. При передаче управления указывается либо номер процедуры внутри текущего сегмента, либо номер внешнего сегмента и номер процедуры внутри него. Небольшая таблица в конце сегмента содержала адрес точки входа для процедуры.

Код процесса обрабатывал данные в стеке, один частный сегмент которого также имел размер до 32 тысяч слов. В отличие от стеков в других архитектурах, стек HP 3000 использовался для глобальных переменных процессов, сохранения состояния, локальных переменных процедур (поддержка вложенных вызовов и повторного входа), а также числовых вычислений/оценок. Операционная система предоставляла средства для доступа к дополнительным сегментам данных в памяти (не стековым), но они не были изначально адресованы набором команд, и поэтому программа отвечала за перемещение данных из и в такие «дополнительные сегменты данных» по мере необходимости. .

SPL включал в себя множество систем поддержки, позволяющих легко сегментировать программы, а затем делать эту сегментацию относительно невидимой в коде. Основной механизм заключался в использовании $CONTROL SEGMENT=asegmentname директива компилятора , определяющая, в какой сегмент должен быть помещен следующий код. По умолчанию было MAINLINESEG, но программист мог добавить любое количество дополнительных именованных сегментов для организации кода в блоки. [26]

Другие особенности

[ редактировать ]

SPL включал функцию «извлечения битов», которая позволяла упростить работу с битами . Доступ к любому биту или строке битов в слове можно получить с помощью .(x:y) синтаксис, где x и y были позициями начального и конечного битов от 0 до 15. (Примечательно, что x и y должны быть константами, известными во время компиляции.) Таким образом, A.(8:15) вернул младший байт слова, хранящего A. [27] Этот формат можно использовать для разделения и объединения битов по мере необходимости. Кроме того, были предусмотрены дополнительные операции для сдвигов и поворотов, которые можно было применять к любой переменной с помощью &, например A:=A & LSR(3). [28]

Эта простая программа из версии справочного руководства 1984 года демонстрирует большинство возможностей языка SPL. [11]

Программа в целом разграничена между BEGIN и END.. Он начинается с определения ряда глобальных переменных A, B и C, определяет одну процедуру, а затем вызывает ее двадцать раз. Обратите внимание, что процедура не имеет собственных BEGIN и END, поскольку она содержит только одну строку реального кода. X:=X*(Y+Z); тот INTEGER X,Y,Z не считается частью самого кода, он указывает тип трех параметров, передаваемых в строке выше, и считается частью этой строки. [11]

 BEGIN
     INTEGER A:=0, B, C:=1;
     PROCEDURE N(X,Y,Z);
         INTEGER X,Y,Z;
         X:=X*(Y+Z);
     FOR B:=1 UNTIL 20 DO
         N(A,B,C);
 END.
  1. ^ Лейбсон 2017 .
  2. ^ «История цифровой вычислительной машины 2116А» . ХП .
  3. ^ «Компьютеры Хьюлетт/Паккард» . 2000A была первой системой таймшера HP 2000, представленной на рынке ок. 1969 год
  4. ^ Грин 2004 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Эдлер 1995 .
  6. ^ Бейкер, Генри; Паркер, Клинтон (сентябрь 1979 г.). «Микро-СПЛ» (PDF) .
  7. ^ Паркер, Клинтон (31 декабря 2015 г.). «Интервью ANTIC 111, Клинтон Паркер, действие!» (подкаст). Беседовал Рэнди Киндиг.
  8. ^ «SPLash! Компилятор SPL в собственном режиме для MPE/iX» . Консультанты Аллегро. 1 января 2004 г.
  9. ^ SPL 1984 , стр. 1.2, 1.3.
  10. ^ Перейти обратно: а б СПЛ 1984 , с. 1.1.
  11. ^ Перейти обратно: а б с СПЛ 1984 , стр. 1.5.
  12. ^ SPL 1984 , стр. 1.11.
  13. ^ SPL 1984 , стр. 7–4.
  14. ^ SPL 1984 , стр. 3.15.
  15. ^ SPL 1984 , стр. 1.13, 1.14.
  16. ^ SPL 1984 , стр. 2.1–2.3.
  17. ^ SPL 1984 , стр. 2.4.
  18. ^ Перейти обратно: а б SPL 1984 , стр. 3.2.
  19. ^ SPL 1984 , стр. 2.13.
  20. ^ SPL 1984 , стр. 4.4.
  21. ^ SPL 1984 , стр. 2.12.
  22. ^ SPL 1984 , стр. 3.6.
  23. ^ SPL 1984 , стр. 2.6.
  24. ^ SPL 1984 , стр. 2.11.
  25. ^ SPL 1984 , стр. 3.18.
  26. ^ SPL 1984 , стр. 1.8.
  27. ^ SPL 1984 , стр. 4.6.
  28. ^ SPL 1984 , стр. 4.9.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4a1faf31142cbeccafca10efd22b5be0__1716291660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/e0/4a1faf31142cbeccafca10efd22b5be0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Systems Programming Language - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)