Переселение населения в Османской империи
Перемещение населения в Османской империи было обычной политикой османского правительства. После русско-турецкой войны (1878 г.) важность религиозной и этнической идентичности возросла, что привело к периоду 1913-1918 годов, когда основной целью перемещения населения была этническая реструктуризация Анатолии турецкой националистической правящей элитой. Работа по перемещению османского населения начинается с исследования Омера Лютфи Баркана османских защитников в 1940-х годах. [1]
История
[ редактировать ]Османская империя колонизировала недавно завоеванные территории путем депортации ( сюргун ) и переселения, часто для того, чтобы заселить пустующие земли и основать поселения в удобных с точки зрения логистики местах. Термин сюргюн известен нам из османских документов и происходит от глагола сюрмек (вытеснять). [2] Этот тип переселения в первую очередь был направлен на поддержку повседневного управления Империей, но иногда перемещение населения вызывало этнические или политические проблемы. Лояльные турецкие и мусульманские мухаджиры были переселены среди населения, считавшегося враждебным Империи, а христиане были намеренно вытеснены, если их считали угрозой безопасности недавно завоеванных территорий. [3]
Завоевание
[ редактировать ]По мере расширения Османской империи ее правительство переселяло людей из Анатолии на Балканы, чтобы укрепить свою власть над новыми территориями, а также переселяло людей с завоеванных территорий в Стамбул . [3]
Во время Мехмеда I правления татары и туркмены были переселены на Балканы, чтобы обезопасить территории вдоль границы с христианской Европой. Побежденные христиане были переселены в Анатолию и Фракию. Эти перемещения населения продолжались и во времена правления Мурада II и Мехмеда II . [2]
После завоевания Салоник Мурадом II мусульмане были принудительно переселены в Салоники , в основном из Анатолии и Енице-и-Вардара . [2]
Мехмед Завоеватель переселил не только мусульман, но и христиан и евреев, пытаясь заново заселить Константинополь после его завоевания в 1453 году . [2]
Согласно указу о депортации, изданному на недавно завоеванном Кипре 24 сентября 1572 года, каждая десятая семья в провинциях Анатолия, Рум (Сивас), Караман и Зюлькадрие должна была быть отправлена на Кипр. Эти депортированные были ремесленниками или крестьянами. В обмен на переезд они будут освобождены от налогов на два года. [3]
Поздняя османская история
[ редактировать ]В девятнадцатом веке османские земли стали безопасным убежищем для мусульманских беженцев ( мухациров ) с Кавказа и Балкан . [3]
Османы правили Балканами почти четыре столетия, когда их гегемонии бросила вызов Россия. [4] К началу 19 века первые признаки упадка османской власти можно было увидеть в борьбе за независимость во время сербской революции и греческой революции 1821 года . [4] После поражения Османской империи в русско-турецкой войне (1878 г.) влияние Османской империи на Балканах значительно снизилось. В результате этого бедствия и Балканских войн 1912-1913 годов более миллиона мусульман были вынуждены покинуть свои дома. [4]
Первое санкционированное перемещение населения произошло в 1865 году, когда около 40 000 чеченцев, кабардинцев, осетин и других мусульман Северного Кавказа переехали из Терской области России в Османскую империю. [5]
Вновь созданные балканские государства стремились создать этнически однородные государства; соглашения о взаимном обмене населением с правящей Партией единства и прогресса в Турции рассматривались как лучший инструмент для такой демографической инженерии. Правящая партия Турции также использовала сочетание призыва на военную службу и переселения в рамках своей стратегии, переселяя мусульманских мухациров с Балкан в приграничные города, чтобы увеличить мусульманское население в районах, где исторически сложилось немусульманское большинство. [4]
Подъем конкурирующего национализма между 1876 и 1926 годами подготовил почву для такого перемещения населения. [6] Османская ксенофобия подогревалась усилением националистических и антиколониальных настроений в начале 20 века. Османские литераторы возмущались унизительными капитуляциями , которые мешали экономическому здоровью империи. Сепаратистские националистические движения возникли из немусульманских общин Османской империи, которые, будучи основными бенефициарами капитуляций и конституционных реформ, столкнулись с враждебностью и недовольством со стороны антиимпериалистических фракций. [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Перемещение населения в истории Средиземноморья: Османская империя в четырнадцатом-семнадцатом веках» (PDF) . Мичиганский университет .
- ^ Jump up to: а б с д Алам, Гаджанафар (15 сентября 2021 г.). Население и общество . п. 13.
- ^ Jump up to: а б с д Шекер, Несим (2013). «Принудительное перемещение населения в Османской империи и ранней Турецкой республике: попытка переоценки посредством демографической инженерии» . Европейский журнал тюркских исследований (16). дои : 10.4000/ejts.4396 .
- ^ Jump up to: а б с д Ичдуйгу, Ахмет; Серт, Дениз (2015). «Изменяющиеся волны миграции с Балкан в Турцию: исторический отчет» . Миграция на Южных Балканах . Серия исследований IMISCOE. стр. 85–104. дои : 10.1007/978-3-319-13719-3_5 . ISBN 978-3-319-13718-6 .
- ^ Хамед-Троянский 2024 , с. 40, 226–28.
- ^ Фрэнк, Мэтью (9 марта 2017 г.). Делая историю меньшинств: перемещение населения в Европе двадцатого века . Издательство Оксфордского университета. п. 14. ISBN 978-0-19-101771-1 .
- ^ Артунч, Джихан; Агыр, Семь (2021). «Установил и забыл? Эволюция делового права в Османской империи и Турции» . Обзор истории бизнеса . 95 (4): 703–738. дои : 10.1017/S000768052000094X . S2CID 236278306 .
Источники
[ редактировать ]- Хамед-Троянский, Владимир (2024). Империя беженцев: мусульмане Северного Кавказа и позднеосманское государство . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-1-5036-3696-5 .