Филиппо Сальваторе Джилии
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Май 2014 г. ) |

Введение
[ редактировать ]Филиппо Сальваторе Гилии, также известный как Фелипе Сальвадор Гилидж, был итальянским священником-иезуитом и новатором в области южноамериканской лингвистики. Гилии родился 26 июля 1721 года в Норсии, Умбрия. Работа в провинции Венесуэла, особенно вдоль реки Ориноко, заложила основу для большей части того, что известно о языках и культурах коренных народов региона. Его вклад в лингвистику, этнографию и понимание коренных народов Южной Америки оставил неизгладимый след в академическом мире.
Ранняя жизнь и иезуитская миссия
[ редактировать ]Гилий присоединился к Обществу Иисуса в возрасте двадцати лет и впоследствии был отправлен в Южную Америку в качестве миссионера. Его миссия привела его в провинцию Венесуэла, где он тесно сотрудничал с коренными общинами вдоль реки Ориноко. Во время своего пребывания там Гилии погрузился в изучение местных языков и культур, осознавая важность документирования и сохранения знаний этих сообществ.
Лингвистический вклад
[ редактировать ]Одним из наиболее значительных вкладов Гилии было его глубокое понимание природы языков. Он распознал звуковые соответствия и предположил генеалогические связи между языками еще до работы известного филолога Уильяма Джонса. В отличие от Джонса, который предложил идею языковых семей без существенных доказательств, Гилии представил конкретные доказательства в поддержку своей гипотезы.
Работа Гилии включала идентификацию девяти «родных языков» (матриц lenguas), на которых говорят в районе Ориноко. Эти языковые семьи включали карибан, саливан, майпуреан, отомакоан, гуамо, гуаджибоан, яруро, варао и архуакан. Его классификация была одним из первых предложений южноамериканских языковых семей и обеспечила основу для будущих лингвистических исследований в этом регионе.
Этнографические идеи
[ редактировать ]Помимо своей лингвистической работы, Гилии внес значительный вклад в этнографическое понимание коренных народов региона Ориноко. Он тщательно документировал обычаи, социальные структуры и системы верований различных племен, включая индейцев Таманако. Его наблюдения предоставили ценную информацию о культурном разнообразии и сложности этих сообществ.
Этнографическая работа Гилия не ограничивалась простыми наблюдениями; он активно общался с коренными народами, изучая их языки и участвуя в их повседневной жизни. Этот захватывающий подход позволил ему глубже понять их мировоззрение и традиции, которые он тщательно фиксировал в своих трудах.
Основные работы
[ редактировать ]Самая известная работа Гилии — «Saggio di Storia Americana, o sia Storia Naturale, Civile, e Sacra De regni, e delle provincie Spagnuole di Terra-ferma nell' America meridionale», опубликованная в четырех томах в 1780 году. Этот обширный труд охватывает различные аспекты. естественной, гражданской и священной истории испанских провинций материковой части Южной Америки. Он остается важнейшим источником информации по этнологии и лингвистике региона.
В этой работе Гили обсудил основные концепции лингвистики, такие как территориальные особенности между несвязанными языками, заимствованные слова, порядок слов, смерть языка, происхождение языка и детские формы детского языка. Его дискуссии на эти темы опередили свое время и заложили основу для будущих лингвистических исследований.
Наследие и признание
[ редактировать ]Вклад Гилии в лингвистику и этнографию получил широкое признание и признание. Его работа заложила основу для изучения южноамериканских языков и культур, оказав влияние на последующие поколения лингвистов и антропологов. В 1998 году правительство Венесуэлы выпустило памятную марку в его честь, признавая его значительный вклад в понимание коренного наследия региона.
Несмотря на трудности, с которыми он столкнулся, в том числе изгнание иезуитов с испанских территорий в 1767 году, Гилий продолжил свою научную работу по возвращении в Италию. Он скончался в Риме в 1789 году, оставив после себя наследие новаторских исследований и богатых знаний, которые продолжают информировать и вдохновлять ученых сегодня.
Заключение
[ редактировать ]Работа Филиппо Сальваторе Гилии как иезуитского миссионера и ученого в Южной Америке представляет собой замечательное сочетание самоотверженности, любознательности и научной строгости. Его новаторский вклад в области лингвистики и этнографии оказал длительное влияние на понимание языков и культур коренных народов Южной Америки. Наследие Гилии служит свидетельством важности сохранения и документирования богатого языкового и культурного наследия коренных общин, гарантируя, что их знания и традиции будут цениться и изучаться для будущих поколений.
девяти языков Гилии Матрицы
[ редактировать ]Гилии обнаружил, что языки, на которых говорят в районе Ориноко, принадлежали к девяти «родным языкам» ( матрицам lenguas ), то есть языковым семьям :
- Карибский бассейн ( Карибан )
- Слюна ( Саливан )
- Майпуре ( Майпуреан )
- Отомака и Тапарита ( Отомакоан )
- Гуама и Квакуаро ( Гуамо )
- Гуахиба ( в Гуахибо )
- Яруро
- Гуарауно ( Варао )
- Аруако ( Аруакан )
Эта классификация является одним из самых ранних предложений южноамериканских языковых семей.
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Говорить правду или абсурд: религиозные диалоги между отцом Гилиджем и его индийскими современниками» (18 век, Венесуэла) , Техасский университет
- Полностью оцифрованные работы Гилии в Интернет-архиве.
Библиография
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Лайл . (1997). Языки американских индейцев: историческая лингвистика коренных американцев . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-509427-1 .
- От короля Фахардо Хосе. (1971). Вклад иезуитов в венесуэльскую колониальную филологию (т. 1-2). Каракас: Католический университет Андреса Белло , Институт исторических исследований, семинар по языкам коренных народов.
- Деневан, Уильям М. (1968). «Обзор эссе по американской истории Фелипе Сальвадора Гилиджа и Эль Ориноко, иллюстрированный и защищенный П. Хосе Гумиллой», The Hispanic American Historical Review , 48 (2), 288–290.
- Дурбин, Маршалл. (1977). «Обзор карибской языковой семьи» В Э. Б. Бассо (ред.), Карибоязычные индейцы: культура, общество и язык (стр. 23–38). Тусон: Издательство Университета Аризоны.
- Гилий, Филиппо С. (1780–1784). Очерк американской истории; или, скорее, естественная, гражданская и священная история королевств и испанских провинций Терра-Ферма в Южной Америке, описанная аббатом Ф.С. Гилием (т. 1-4). Рим: Периджио. (Переиздано как Гилидж, 1965 г.).
- Гилий, Филиппо С. (1965). Очерк американской истории . Товар, Антонио (Пер.). Источники по колониальной истории Венесуэлы (т. 71-73). Каракас: Библиотека Национальной академии истории.
- Грей, Э.; и Фиринг Н. (ред.). (2000). Языковая встреча в Америке, 1492–1800: Сборник очерков . Нью-Йорк: Berghahn Books.
- Лукотка, Честмир . (1968). Классификация языков южноамериканских индейцев . Лос-Анджелес: Центр латиноамериканских исследований Калифорнийского университета.