Никола Маттейс

Никола Маттеис (Матейс) (ок. 1650 – после 1713 г.) [ 1 ] ) был первым известным итальянским в стиле барокко скрипачом в Лондоне , которого Роджер Норт ретроспективно оценивал как «второго после Корелли », и композитором, пользовавшимся значительной популярностью в свое время, хотя о нем были совершенно забыты до конца 20 века. [ 2 ]
О его молодости известно очень мало, хотя Маттеис, вероятно, родился в Неаполе и в нескольких своих работах называл себя «Наполитано». Он приехал в Лондон в начале 1670-х годов и, по словам ведущего дневника Роджера Норта , спонсором его был городской торговец , который обучил его способам завоевать благосклонность дворянства (позволяя им сопровождать его на салонных концертах и других незначительных представлениях). ). [ 3 ] Джон Эвелин сообщает в своем дневнике от 19 ноября 1674 года, самое раннее упоминание о Маттеисе: «Я слышал, что изумительный скрипач синьор Никола (и другие редкие музыканты), которого, конечно, ни один смертный человек не превзошел в игре на этом инструменте, у него был такой сладкий звук, что он сделал это говоря как Голос человека и когда ему нравилось, как Супруг нескольких Инструментов: он творил чудеса по ноте: также был превосходным Композитором. Ничто не подходило. скрипка в руке Николы: он, казалось, был вдохновлен и играл на земле такие восхитительные вещи , которые всех нас удивляли». [ 4 ]
Маттейс пользовался большим художественным и коммерческим успехом благодаря своей опубликованной музыке, в частности четырем книгам Эйреса (1676, 1685). По словам Норта, тем не менее он закончил свои дни в плохом здоровье и бедности. [ 5 ]
Маттеису приписывают изменение английского вкуса к игре на скрипке с французского стиля на более новый, итальянский . Современники описывали его как использующего более длинный лук с новым хватом (ближе к тому, который используют современные игроки). Его репутация росла на протяжении всей его жизни и привела к высокой оценке его живых выступлений (на концертах публика часто была уверена, что играет более чем на одной скрипке) и широкой популярности его музыки. Зная, что многие из его клиентов были любителями , Маттейс имел тенденцию давать точные инструкции в предисловиях к своим опубликованным «Эйрам» , предоставляя подробные примечания по смычку , объяснения орнаментов , темпов и других указаний. Эти заметки оказались ценным ресурсом для ученых, реконструирующих исполнительскую практику того времени.
Известные работы
[ редактировать ]- Эры для скрипки / Прелюдии, Альманды, Сарабанды, Куранты, Жиги, Разделы и Двойные композиции, подходящие для всех рук и способностей, Никола Маттейс / Первая часть (1676)
- Другие эры, прелюдии, аллманды, сарабанды... с точками для скрипки Николы Маттейса / Вторая часть (1676)
- Эйрес для скрипки с остроумием... Третья и четвертая части / сочинено Николой Маттеисом (1685) / ПРИМЕЧАНИЕ. На самом деле он содержит только третью часть.
- Другие эйры и пьесы для скрипки, баса, скрипки и клавесина, несколько более сложные и искусственные, чем (sic) первые: сочинены Николой Маттеисом для практики и служения выдающимся мастерам на этих инструментах / Четвертая часть (1685)
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В 1714 году он и его жена приобрели недвижимость в Норфолке (Тилмут, 1960).
- ^ Единственная современная биография - Майкл Тилмут, «Никола Маттейс», The Musical Quarterly 46.1 , январь 1960: 22 и далее.
- ^ Север: «Я не помню ни одного итальянца, пока не пришел Никола, и он безвестно лежал в городе; по милости купца, которого он обратил в свою прибыль; его положение было плохим, и говорили, что он путешествовал через Германия шла пешком со скрипкой под парадным пальто за спиной. Но его гордость и высокомерие были несравненными, и если бы он не нашел этого легкого торговца, он бы умер с голоду, прежде чем его успели узнать. Король и другие выдающиеся личности, чтобы получить пенсию, но его манеры не понравились сэру Р. Лестрейджу , изысканному альтисту , сэру Уильяму Уолдгрейву, который творил чудеса с архиелитом , и мистеру Бриджмену, который вызвал у него сердцебиение. клавесин, нашли в нем превосходного гения, но были вынуждены всем своим красноречием очаровать его, приведя в соответствие с английским юмором, это должно было быть легко, свободно и привычно, и позволить джентльменам, не из лучших рук, иметь его компанию в супругах». Замечания Норта относительно Маттейса находятся в его рукописи. Очерк Musicall Ayre ( Британская библиотека, Норта» добавьте MS 32536), а также в «Мемуарах музыки (изд. Рембо, Лондон, 1846 г.) и «Музыкальный грамматик» (изд. Андрес, 1925 г.) (Тимут, 1960 г.).
- ^ Evelyn, Diary , s.v. 129 November 1674.
- ^ Норт: «Он начал чувствовать, что становится богатым, а затем, конечно, роскошным. Он взял большой дом и жил как человек, женатый, имел ребенка... заразился тяжелыми болезнями... избыток удовольствий бросил его в водянка , и поэтому он стал бедным и покрасился несчастным».
Источники
[ редактировать ]- Хейнс, Брюс. Конец старинной музыки: история музыки XXI века для исполнителей того периода (2007) Oxford University Press. ISBN 0-19-518987-6 .
- Букофцер, Манфред Ф. Музыка в эпоху барокко - от Монтеверди до Баха (2007), издательство Elterlein Press. ISBN 1-4067-3933-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Николы Маттейса в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Никола Маттейс
- Никола Маттеис: Прелюдия до сольфа и разнообразные странности над Vecchia Sarabande o Pur Ciaccone / Ayrs для скрипки (Первая часть). Исполняют Первый этаж: Алиса Жюльен-Лаферьер (барочная скрипка), Елена Андреева (барочная виолончель), Этьен Галлетье (теорба, архлютня), Анжелик Мойон (арфа), Пьер Галлон (клавесин)
- Никола Маттеис: Разнообразные странности Sopra la Vecchia Sarabanda ò pur Ciaccona / Ayrs для скрипки (Первая часть). Исполняет Chatham Baroque (Эндрю Фаутс, барочная скрипка; Патрисия Халверсон, виола да гамба; Скотт Поли, барочная гитара)