Дуглас Роберт Хэдоу
Дуглас Роберт Хэдоу (30 мая 1846 г.) [ 1 ] [ 2 ] — 14 июля 1865) — британский начинающий альпинист , погибший при спуске после первовосхождения на Маттерхорн .
Семья
[ редактировать ]Хэдоу родился в 1846 году по адресу Йорк-Террас, 49, Риджентс-парк , Лондон, в семье Патрика Дугласа Хэдоу (председателя компании P. & O. Steam Navigation Company ) и Эммы Харриетт Нисбет (дочери Роберта Парри Нисбета из Саутбрум-Хауса , Уилтшир). ), который женился в Саутбруме 28 января 1845 года. [ 3 ] Прадедом Хадоу по отцовской линии был Джордж Хадоу , профессор иврита и восточных языков в Университете Сент-Эндрюс . [ 4 ] и одним из его младших братьев был Фрэнк Хэдоу , выигравший чемпионат Уимблдона в 1878 году.
Хадоу получил образование в школе Харроу , где он и шесть его братьев, которые также посещали школу, были известны как «Харроу Хадоу».
Первый сезон в Альпах
[ редактировать ]В 1865 году, в возрасте девятнадцати лет, Хадоу предпринял свою первую поездку в Альпы в качестве протеже Чарльза Хадсона , священнослужителя из Скиллингтона в Линкольншире и ведущего сторонника альпинизма без гида. Вместе они совершили стремительное восхождение на Монблан и другие восхождения; эти восхождения - вместе с поддержкой альпиниста такого уровня, как Хадсон - убедили Эдварда Уимпера , что Хадоу был подходящим компаньоном для попытки покорения Маттерхорна .
Позже Уимпер написал:
Прежде чем признаться своему другу [Хадсона] г-ну. Хадоу — я предусмотрительно спросил, что он сделал в Альпах, и, насколько я помню, ответ мистера Хадсона был: «Мистер Хадоу преодолел Монблан за меньшее время, чем большинство людей». Затем он упомянул еще несколько экспедиций, которые были мне неизвестны, и добавил в ответ на следующий вопрос: «Я считаю, что он достаточно хороший человек, чтобы поехать с нами».
— [ 5 ]
В «Современном взгляде на аварию 1865 года» президент Альпийского клуба капитан Дж. П. Фаррар (1917–1919) согласился с этой положительной оценкой способностей Хадоу:
Хадоу был одним из тех активных молодых англичан, способных с опытными товарищами отправиться куда угодно. Я четко заявляю, что Хадсон и Кроз были полностью квалифицированы для того, чтобы возглавить его в предполагаемой экспедиции, и что сумма полномочий группы намного превышала средний показатель половины групп, которые сегодня занимаются альпинизмом.
— [ 6 ]
Авария на Маттерхорне
[ редактировать ]Однако во время первого восхождения на Маттерхорн 14 июля 1865 года Хадоу столкнулся с техническими трудностями, связанными с горой. Уимпер заметил свою неопытность после того, как группа перешла на то, что он назвал «северо-западной стеной» во время восхождения на гору. В статье, опубликованной The Times вскоре после аварии, он написал:
Общий наклон горы в этой части был менее сорока градусов, и поэтому снег накопился и заполнил неровности скальной поверхности, оставляя лишь редкие выступающие кое-где обломки. Временами они были покрыты тонкой ледяной глазурью, поскольку снег наверху растаял и снова замерз за ночь. И все же это было место, которое любой честный альпинист мог пройти безопасно. Однако мы обнаружили, что г-н Хадоу не привык к такого рода работе и нуждался в постоянной помощи; но никто не предложил ему остановиться, и его повели на вершину. Справедливо будет сказать, что трудности, с которыми столкнулся г-н Хадоу на этом этапе, возникли не из-за усталости и недостатка смелости, а просто и целиком из-за недостатка опыта.
— [ 7 ]
Непосредственной причиной аварии стало скольжение Хадоу на спуске с горы. [ 8 ] Он был вторым на веревке, когда группа спускалась вниз, и он поскользнулся недалеко от вершины, утащив за собой трех членов группы ( лорда Фрэнсиса Дугласа , Мишеля Кроза и Чарльза Хадсона) вниз по северному склону горы насмерть. . (Остальные трое членов группы – отец и сын Уимпер и Таугвальдер – были спасены, когда веревка между ними и Дугласом порвалась.) Клэр Энгель комментирует:
Когда произошла трагедия, Уимпер ее не видел: он находился за скалой. Его предположения, вероятно, верны, но это всего лишь предположения. С самого начала спуска Хадоу проявлял признаки утомления. Мальчик определенно был на пределе своих сил. Вместе с Хадсоном несколькими днями ранее он преодолел Монблан в рекордно короткие сроки и, вероятно, все еще чувствовал напряжение. Затем Маттерхорн стал еще одним долгим испытанием. Его обувь была изношена, и он постоянно скользил. На каждом шагу Крозу приходилось обеспечивать безопасность ног Хадоу, и для этого ему приходилось класть ледоруб так, чтобы у него самого не было опоры. Внезапно, когда Кроз развернулся, чтобы продолжить спуск, Хадоу, закрепив Хадоу, поскользнулся и обеими ногами ударил Кроза в спину. Проводник потерял равновесие и упал головой вниз с крутого склона, увлекая за собой мальчика. Следующим был Хадсон, затем Дуглас; никто не успел среагировать...
— [ 9 ]
Тело Хадоу было извлечено из ледника Маттерхорн и похоронено на кладбище в Церматте . Одну из туфель Хадоу можно увидеть в Музее Маттерхорна в Церматте . [ 10 ] вместе с оборванной веревкой и другими реликвиями восхождения. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Берк, Джон, Патриций, том 1 (Лондон, Э. Чертон, 1846 г.) Рождения, браки и смерти (стр. 288) на сайте book.google.co.uk (по состоянию на 10 апреля 2008 г.)
- ^ Индекс ирландских смертей на сайте irelandoldnews.com (по состоянию на 10 апреля 2008 г.)
- ^ Урбан, Сильванус, Журнал Джентльмена за январь-июнь 1845 г., стр. 421–422, онлайн на сайте book.google.co.uk (по состоянию на 10 апреля 2008 г.)
- ^ Генеалогическое древо Хадоу на Wikimedia Commons (по состоянию на 15 февраля 2009 г.)
- ^ Эдвард Уимпер, Борьба среди Альп , 6-е издание, Лондон: Джон Мюррей, 1936, стр. 305–6. В «Альпийском журнале» , вып. III, стр. 75–6, Т. С. Кеннеди писал, что Хадоу потребовалось пять с половиной часов от Гран-Мюле до вершины Монблана и спустился в Шамони за пять часов.
- ^ Дж. П. Фаррар, «Современный взгляд на аварию 1865 года», в Alpine Journal , том. XXXII (1918), перепечатано в книге Эдварда Уимпера, «Борьба среди Альп» , 6-е издание, 1936, стр. 367–74.
- ^ Эдвард Уимпер, «Смертельная авария на Маттерхорне», «Таймс» , 1865 г., перепечатано в «Пики, перевалы и ледники» , изд. Уолт Ансворт, Лондон: Аллен Лейн, 1981, с. 48.
- ↑ Фаррар, однако, отмечает, что «... настоящей причиной несчастного случая было не промах Хадоу и не разрыв веревки, а недостаток сплоченности в «случайно» сформированной партии. Важнейший урок, который следует извлечь из этого происшествия, — не предпринимать серьезных экспедиций с большим отрядом. «Современный взгляд на аварию 1865 года», Alpine J, XXXII.
- ^ Клэр Энгель, Альпинизм в Альпах , Лондон: Джордж Аллен и Анвин, 1971, стр. 121.
- ^ http://swissalpin.wordpress.com/2007/09/09/ernstfall-am-matterhorn . Проверено 10 апреля 2008 года. В тексте (на немецком языке) говорится: «Похоже, что обувь не в состоянии справиться с чем-либо более крутым, чем лестничный пролет».
- ^ Туристический офис Маттерхорна в Церматте. Проверено 20 сентября 2009 г.