Пандит Арджун Лал Сети
![]() |
Шри Арджун Лал Сетхи (9 сентября 1880 — 22 декабря 1941) был борцом за свободу, революционером и педагогом из Джайпура. Его иногда называют отцом движения за свободу в Раджастане. [ 1 ] Он был основателем партии Конгресс в Раджастане. [ 2 ] и Джайпур Праджа Мандал [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]Арджун Лай Сетхи родился в джайнской семье. [ 4 ] в Джайпуре . Его дед Бхавани Дас Сети, богатый бизнесмен, жил в Байдваре в Дели. Его сын Джавахар Лал Сетхи, отец Арджуна Лая, родился от его второй жены и был женат на Панчо Деви, дочери Мохана Лай Назима, который занимал должность окружного магистрата Джайпура. Бхавани Дас был дружен с принцами Великих Моголов. За его обширным бизнесом в основном следили его сотрудники, и он, интуитивно вынужденный покинуть Дели, позже поселился в Джайпуре.
Арджун Лай Сетхи получил степень бакалавра персидского языка в 1902 году. Очень хорошо разбираясь в английском, персидском, арабском, санскрите, пали и джайнской философии, он был прекрасным писателем и поэтом. Свободно и впечатляюще говоря о политике и джайнской философии, он часами разговаривал с зачарованной аудиторией. Он решительно выступал за уважение ко всем религиям и кастам, а также за изучение Гиты.
Участие в движении за свободу Индии
[ редактировать ]С самого раннего возраста он активно участвовал в национальных движениях за свободу Индии. В 1907 году он основал Вардхаман Джайн Видьялаю, который стал важным центром борцов за независимость. Помимо религиозного образования, студенты были пропитаны революционной и политической идеологией. Основанная им Шикшан Самити имела свою сеть Патшалов в Джайпуре.
Он работал Камдаром в штате Джайпур , но вскоре оставил службу, огорченный поведением англичан с индийским народом. Стремящийся к независимости Арджун Лай Сетхи ответил на зов своего сердца – служить стране. Он был активным участником революционного движения 1905–12. Во время службы в качестве директора Калянмала Махавидьялаи в Индауре он был арестован и содержался под стражей в течение шести лет, до 1922 года, в Джайпуре и Веллоре. [ 5 ]
Большое количество ежедневных газет из различных провинций и высокопоставленные лидеры выступили с инициативой движения за его освобождение. С этой целью с вице-королем, среди прочих, встретилась доктор Анни Безант. Поскольку он дал обет не есть пищу, не поклоняясь идолу Джайна Тиртханкара, он постился в тюрьме семьдесят дней. [ 6 ] [ 7 ] и прервал пост только тогда, когда Махатме Бхагвану Дину удалось доставить туда идола, что является уникальным явлением в истории тюрем.
Один из его революционных соратников, Моти Чанд Джайн из Махараштры, был приговорен к смертной казни. Шри Сетхи выдал замуж одну из дочерей из трех сыновей и трех дочерей своей жены Гулаб Деви за махараштрианского брамина.
Его сын Пракаш лежал на смертном одре в 1923 году в возрасте двадцати пяти лет. Шри Сетхи получил телеграмму, призывающую его немедленно отправиться в Джодхпур. Одновременно он получил телеграмму от Пт. Сандер Лал с просьбой поехать в Бомбей для выступления на собрании. Узы привязанности не смогли разубедить его послушный ум, и он поспешил в Бомбей.
Перед началом лекции он получил телеграмму, сообщающую ему о смерти Пракаша. Внешне невозмутимый, он прочитал свою лекцию, к большому удивлению и смешанной печали большой аудитории, знавшей о печальной кончине. [ нужна ссылка ]
трудности
[ редактировать ]Он действительно посвятил свою жизнь служению своей стране, ввергнув свою семью в большие финансовые трудности. Старшие политические лидеры, в том числе Бал Гангадхар Тилак, Махатма Ганди, Джавахар Лай Неру и Нетаджи Субхаш Чандра Бос, консультировались с ним по важным вопросам. Махатма Ганди посетил его дом 5 июля 1934 года, чтобы настоять на его возвращении в национальные движения. [ нужна ссылка ]
Он был избран президентом комитета Конгресса Раджпутаны и Мадхья Бхарата 9 сентября 1934 года, и эту должность он занимал недолго из-за разногласий внутри партии. Свою последнюю лекцию на тему «Джайнизм и социализм» он прочитал в Биаваре 13 августа 1939 года. Он скончался в Аджмере 22 декабря 1941 года в возрасте шестидесяти одного года. [ 8 ]
Он не хотел идти на компромисс. Он растратил богатство своих предков и не смог заработать себе на жизнь, чтобы прокормить большую семью. [ 9 ] В письме своему другу он признает свои финансовые и психические трудности. Последние несколько месяцев своей жизни он провел в Аджмере и скончался там, в доме своего друга. Только после его смерти его семья узнала, что он скончался в Аджмере и был похоронен там по его последнему желанию. Его могила находится рядом с его другом Саедом Абдул Азизом на холме возле озера Анасагар, чей племянник С.А. Рауф, сын С.А. Куддуса (адвоката), также работал дополнительным сборщиком и окружным судьей в Аджмере и Джайпуре. [ нужна ссылка ]
Наследие
[ редактировать ]Индия стала независимой в 1947 году. В 1949 году к независимой Индии присоединился штат Джайпур.
В 1952 году он был включен в число пионеров современного джайнского пробуждения в книге «Джайн Джагран ке Аградут», опубликованной Бхаратия Джанапитха.
Большая новая колония в Джайпуре была названа Арджун Лай Сетхи Нагар в память о патриотичном и образованном лидере. Сегодня, 9 сентября 2017 года, его статуя устанавливается в общественном парке Sethi Colony, и парк переименовывается в «Pt. Arjun lal Sethi udhayan». .
Старший сын г-н Пракеш Чанд Сетхи, девяносто семь лет, является прекрасным педагогом и живет в колонии Сетхи в Джайпуре. Младший сын, доктор Джагат Пракаш Сетхи, был старшим врачом в больнице Савай Ман Сингх в Джайпуре.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ [История города Джайпур, Ашим Кумар Рой, Манохар, 1978, с. 109]
- ^ Идея Раджастана: институты Том 2 книги «Идея Раджастана: исследования региональной идентичности», Американский институт индийских исследований, Карин Шомер, Американский институт индийских исследований, Публикации Южной Азии, 1994, стр. 155
- ^ «История Раджастана в войне за независимость», движение за свободу получило новое направление, Самачар Джагат, 15 августа 2016 г.
- ^ Джайн, Сатиш Кумар (1975). Прогрессивные джайны Индии . Шраман Сахитья Санстан.
- ^ Раджастан, Справочник Индии, Том 26 Раджастана, Government Central Press, 1987, стр. 54
- ^ "XXXII СЕССИЯ ИНДИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОНГРЕССА Состоялось в Калькутте 26, 28 и 29 декабря 1917 г.». с.90
- ^ Собрание сочинений Махатмы Ганди: (24 января 1922 г. - 12 ноября 1923 г.), том 26, Мохандас Карамчанд Ганди, стр.69.
- ↑ Великий революционер Арджунлал Сетхи был похоронен в комплексе Дарга, Bhaskar News Network, 21 сентября 2015 г.
- ^ Шри Арджун Лал Сетхи, Джайн Джагран ке Аградут, Бхаратия Джанапитха, 1952, стр. 325-380.
Взято из статьи в Энциклопедии джайнизма.
- Воспоминания сына, составленные Викасом Сети.