Моисей Элиас Леви
![]() | В данной статье содержатся формулировки, продвигающие данную тему путем преувеличения малозначимых фактов . ( декабрь 2021 г. ) |

Моисей Элиас Леви (10 июля 1782 - 7 сентября 1854) (по-арабски: موسى إلياس ليفي ) был марокканско-американским бизнесменом и ярым социальным и религиозным реформатором. Леви родился в элитной сефардской еврейской семье в Марокко. В детстве он иммигрировал в Гибралтар, а позже зарекомендовал себя как торговец-грузоотправитель на Карибах, имея обширные деловые отношения в Англии, Европе и Америке. Накопив состояние, Леви завершил свою деловую карьеру, посвятив жизнь благотворительной деятельности. [1] В 1821 году он иммигрировал на территорию Флориды в США, где основал крупный аграрный приют для евреев, страдавших от репрессий в Европе. Хотя количество евреев далеко не оправдало ожиданий, по крайней мере пять еврейских семей направились на паломническую плантацию Леви, расположенную на севере центральной Флориды, что сделало это первое аграрное еврейское поселение в Соединенных Штатах (1822–1835). [1] Плантация была уничтожена пожаром во время Второй семинольской войны (1835–1842 гг.). Леви, рабовладелец, также необычно выступал за постепенное освобождение рабов. Он написал «План отмены рабства», находясь в Лондоне в 1828 году, добившись известности в разгар кампании против рабства. [1] [2] [3] Леви сыграл важную роль в проведении серии межрелигиозных дебатов на элитных площадках, где он призвал христиан положить конец антисемитизму. [4] Поскольку евреи никогда раньше не вступали в общественную сферу Англии и, конечно же, никогда открыто не ставили под сомнение статус-кво, эти публичные собрания произвели фурор в Лондоне. В международной прессе эти протесты были названы « Чрезвычайным еврейским движением ». [4] Леви был отцом сенатора США от Флориды Дэвида Леви Юли .
Жизнь
[ редактировать ]Моисей Леви был сыном Элиаху Ха-Леви ибн Юли, который служил заместителем секретаря султана Мухаммеда бен Абдаллы , и его жены Рахель, родом из Танжера , одной из трех жен в многоженстве. Сообщается, что Рэйчел свободно говорила по-испански . [5] Семья Ибн Юли происходит от евреев-сефардов, изгнанных из Испании . Это были представители элиты, служившие придворными чиновниками и советниками султанов Марокко. [1]
В 1790 году семья бежала в Гибралтар, где Мозес Леви вырос до совершеннолетия. В восемнадцать лет Леви, отказавшись от фамилии Юли, уехал из региона на Датские Виргинские острова , где зарекомендовал себя как ведущий торговец в Шарлотте-Амалии , Сент-Томас. В 1803 году он женился на Ханне Абенданоне (1786–1872), дочери местного купца Дэвида Абенданоне, и его жене Рэйчел. У них было четверо детей. Самый младший, Дэвид Леви Юли (1810–1886), стал первым евреем, избранным в Сенат США от Флориды. Фирма Мозеса Леви «Леви и Бенджамин» вела обширную торговлю по всему Карибскому региону. Филип Бенджамин, его двоюродный брат и деловой партнер, был отцом Джуды П. Бенджамина , будущего государственного секретаря Конфедерации. В конце концов Леви покинул эту фирму и открыл собственный бизнес в Сан-Хуане, Пуэрто-Рико, а затем в Гаване, Куба. Его дружба с Алехандро Рамиресом, суперинтендантом Кубы и Флориды, сыграла важную роль в расширении деловых кругозоров Леви. Одно время Леви снабжал крупные экспедиционные силы генерала Пабло Морильо в Венесуэле продовольствием, боеприпасами и другими припасами. [1]
Под влиянием евангелической культуры в 1816 году Леви пережил духовное прозрение, событие, которое, по крайней мере частично, было связано с злобным и давно неудачным браком. После редкого официального развода, предоставленного датским королем (1818 г.), Леви отказался от процветающего бизнеса в пользу жизни, посвященной тому, что он называл «священным делом» реформ. В его планы входило «убежище» для евреев, которые тогда подвергались жестоким издевательствам в постнаполеоновской Европе. Несмотря на свое богатство, Леви боялся, что это приведет к греху. [1]
В 1820 году он купил 53 000 акров земли на территории нынешнего Лейк-Сити, штат Флорида , недалеко от реки Сент-Джонс . Позже он купил больше земли на территории нынешних округов Алачуа и Мэрион во Флориде , основав сахарную плантацию под названием Хоуп-Хилл.
В Лондоне Леви взял на себя роль активиста в 1827–1828 годах, и его писательство и ораторское искусство стали хорошо известны в мегаполисе. Его первоначальную известность можно во многом объяснить активной поддержкой влиятельных христиан, в частности редакторов евангелической газеты « Мир» , а также руководства Фило-Иудейского общества. Фило-иудеи якобы были преданы материальному и образовательному благополучию обедневших лондонских евреев, но, тем не менее, преследовали конверсионистские цели. Леви, напротив, искал ощутимого облегчения для своих собратьев-евреев, большинство из которых проживало в трущобах Ист-Энда, но решительно отвергал тактику обращения. Леви также основал плантацию под названием «Паломничество», на которой он устроил убежище для евреев, спасающихся от преследований в Европе. Добившись беспрецедентного дипломатического баланса, Леви смог подняться в рядах реформаторов и при этом сохранить стойкий еврейский образ. Среди его видных сторонников-фило-иудеев были радикальный евангелист и бывший член парламента от консерваторов Генри Драммонд; производитель декоративного стекла Эпсли Пеллатт ; и англиканский священнослужитель Хью МакНил (также М'Нил ). Первое крупное выступление Леви перед организацией, состоявшееся в Зале масонов в мае 1827 года, подчеркнуло общность иудео-христианской традиции, осудило антисемитизм и призвало христиан положить конец «преследованию неуважения». ( «Мир» (Лондон), 20 июня 1827 г.) Положительное освещение в прессе представило Леви как уважаемого оратора, филантропа и пропагандиста межконфессиональных отношений. Рвение милленаристов способствовало дурной славе Леви, и некоторые рассматривали его действия как «экстраординарные знамения времени» и доказательство того, что «приближается нечто совершенно исключительное» (там же, 9 января 1828 г.). Раньше любого публичного внимания среди англо-еврейства намеренно избегали, а дебаты с неевреями считались анафемой — пассивная стратегия, возникшая после столетий угнетения Старого Света. [4]
Программа реформ Леви также включала постепенную отмену рабства, и он часто разъяснял эту тему в Англии. Его брошюра «План отмены рабства в соответствии с интересами всех заинтересованных сторон» (1828 г.) получила высокую оценку за рассмотрение прагматических вопросов, которых избегали другие аболиционисты. Несмотря на анонимность издания, авторство Леви было хорошо известно в реформаторских кругах. Его философия борьбы с рабством возникла на основе его опыта работы сахарным плантатором в Новом Свете – практического опыта, с которым могли сравниться лишь немногие аболиционисты. С его точки зрения, немедленная эмансипация была бы катастрофой, поскольку чернокожие не только были психологически травмированы рабством, но и неграмотностью. Следовательно, Леви — настоящий рабовладелец во Флориде — выступал за всеобщее образование для детей-рабов, систему, в которой особое внимание уделялось бы чтению, письму и основам естественных наук, а также навыкам ведения сельского хозяйства. Свобода будет дарована в возрасте двадцати одного года, и каждой семье будет предоставлена земля для обработки. Леви задумал создать «объединенную ассоциацию» благотворительных предприятий, которая воплотит его принципы в жизнь. [1]
Несмотря на довольно утопические взгляды Леви, его идеи получили широкое признание. «Лондонская литературная хроника» рекомендовала его брошюру против рабства «серьезному вниманию законодательного органа и общественности» (цитируется в «The World» от 20 августа 1828 г.); «Свет» посвятил трактату длинную колонку, в которой особенно подчеркивались «великая доброжелательность души, глубокое и просвещенное благочестие» (там же, 9 июля 1828 г.); и новое общество против рабства, организованное в Сальвадор-Хаусе, Бишопсгейт , Лондон, подхватило далеко идущее аболиционистское кредо Леви.
Леви возглавлял серию страстных и широко разрекламированных «публичных собраний евреев», проходивших в таверне лондонского Сити. На этих встречах осуждались преследования евреев в России, которая в то время была одним из главных военных союзников Великобритании. Он был плодовитым писателем, почти ежедневно писал статьи и письма в газеты. Его «Письма о нынешнем положении евреев», представляющие собой переписку между г-ном Форстером и г-ном Леви (1829 г.), были опубликованы в Лондоне совместно с соавтором-евангелистом Джоном Форстером из Саутенда. Леви можно рассматривать как еврейского общественного активиста, не имеющего аналогов в Британии начала девятнадцатого века. Его статус аутсайдера давал ему определенную свободу действий, но его транснациональное положение также маргинализировало его вклад после того, как он вернулся в Соединенные Штаты летом 1828 года. Полное признание историки предоставили ему лишь недавно.
По возвращении на рабовладельческий юг Леви отказался от аболиционизма. Но можно было смело обсуждать другие элементы его программы реформ, и из своей резиденции в Сент-Огастине, штат Флорида , он возглавил первую кампанию за бесплатное образование в государственных школах на территории. Его назначение губернатором на пост комиссара по образованию (1831 г.) отражало растущее признание призыва Леви к действию. Однако начало Второй семинольской войны (1835 г.) и последовавшие за ней разрушения положили конец его реформаторской карьере, а также его общинному фермерскому поселению «Паломничество» и, в сочетании с юридическими проблемами в отношении его обширных земельных владений, вызвали большие экономические трудности. трудности. К 1849 году Леви вернул себе большую часть своего прежнего богатства после того, как его претензии на почти 100 000 акров были подтверждены судами штата и федеральными судами. Леви умер во время летней экскурсии на курорт Уайт-Салфер-Спрингс в Вирджинии 7 сентября 1854 года. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Монако, CS (2005). Мозес Леви из Флориды, еврейский утопист и довоенный реформатор . Издательство Университета штата Луизиана. ISBN 0807130958 . OCLC 799705796 .
- ^ Монако, CS (2007). «Моисей Элиас Леви» в Энциклопедии борьбы с рабством и отменой рабства . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 425–426. ISBN 978-0-313-33142-8 .
- ^ Монако, Крис (1998). «Моисей Э. Леви из Флориды: еврейский аболиционист за рубежом». Американская еврейская история . 86 (4): 377–396. дои : 10.1353/ajh.1998.0029 . ISSN 1086-3141 . S2CID 162206934 .
- ^ Jump up to: а б с Монако, CS (2013). Подъем современной еврейской политики: необычайное движение . Рутледж. ISBN 9780415659833 . OCLC 798437915 .
- ^ Стоун, Курт Ф. (29 декабря 2010 г.). Евреи Капитолийского холма: сборник членов еврейского Конгресса . Пугало Пресс. ISBN 9780810877382 .
- 1782 рождения
- 1854 смерти
- Марокканские евреи XVIII века
- Марокканцы XVIII века
- Американские ортодоксальные евреи
- Американский народ мароккано-еврейского происхождения
- Американский народ испанско-еврейского происхождения
- Американские рабовладельцы
- Марокканские эмигранты в США
- Марокканские евреи
- Марокканский народ испано-еврейского происхождения
- Оппозиция антисемитизму в США
- Люди из Миканопи, Флорида
- Жители Уайт-Салфер-Спрингс, Западная Вирджиния.
- Американские евреи-сефарды XIX века