Зенитная пушка 7,5 cm L/45 M/16
7,5 см Д/45 М/16 | |
---|---|
![]() M / 16 в Норвежском музее авиации в Будё | |
Тип | Зенитная пушка |
Место происхождения | Норвегия |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1925–1940 |
Используется | Норвегия |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Произведено | 1920 - |
№ построено | 12 + 1 |
Технические характеристики | |
Масса | ?? |
ствола Длина | 45 |
Экипаж | 9 |
Оболочка | ОФ и шрапнель |
Калибр | 75 мм |
Перевозка | Статический |
Высота | от -1 до 75 градусов |
Траверс | 360 градусов |
Скорострельность | ?? |
Начальная скорость | 750 м/с |
Эффективная дальность стрельбы | 8000 м |
была Зенитная пушка 7,5 cm L/45 M/16 спроектирована и изготовлена в Норвегии в начале-середине 1920-х годов. Это была скучная конструкция, но после ее принятия она значительно увеличила возможности противовоздушной обороны Норвегии.
Предыстория и дизайн
[ редактировать ]
В начале Первой мировой войны норвежская армия осознала, что авиация представляет собой угрозу, которой необходимо противостоять. Сначала были предприняты попытки установить существующие полевые орудия на новые установки, чтобы обеспечить возможность ведения огня под большим углом, но вскоре стало очевидно, что необходимо более специализированное оружие. Были предприняты попытки купить британское и французское оружие, но обе страны сами нуждались в этом оружии из-за продолжающейся войны.
Историю M/16 можно проследить по письму Министерства обороны Норвегии от 17 декабря 1915 года. После проведения первоначальных проектных работ было решено изготовить один прототип и 12 серийных единиц оружия. Детальное проектирование заняло больше времени, чем предполагалось, и с окончанием войны всякая срочность, казалось, покинула проект. В результате прототип был готов к испытательным стрельбам только 20 мая 1920 года.
M/16 имел относительно простую конструкцию. Он предназначался для статической установки и устанавливался на постаменте, обеспечивающем возможность перемещения вбок на 360°. Крепление допускало угол возвышения от -1° до 75°. Ствол орудия имел длину 45 калибров и имел 28 нарезов (нарезов), закручивающихся вправо. Затвор представлял собой полуавтоматический горизонтально-клиновой - наводчику приходилось открывать его вручную, чтобы извлечь гильзу от предыдущего выстрела, но при вставке нового патрона он закрывался автоматически. Под стволом находился гидропневматический цилиндр отдачи с тяжелой пружиной, обеспечивающий движение орудия вперед на большой высоте. Первоначально он был разработан для ведения огня под местным командованием, но позже был оборудован для получения информации о наводке от центрального прицела .
Орудие также оснащалось устройством автоматической регулировки взрывателей времени на снарядах.
М/16 обслуживал экипаж из девяти человек: командир орудия, один солдат для регулировки по горизонтали, один для регулировки по высоте, один для управления затвором и огнем, один заряжающий, один «оператор устройства регулировки предохранителя», один регулятор предохранителя» и двое, чтобы принести боеприпасы и убрать пустые гильзы .
История службы и судьба
[ редактировать ]Всего было построено 12 серийных орудий. Дальнейшее производство было сокращено из-за предполагаемого низкого риска войны в 1920-х годах; к тому времени, когда в 1930-х годах потребность в большем количестве зенитной артиллерии стала очевидной, конструкция уже устарела.
M/16 использовался для статической защиты различных военных объектов в Норвегии. Оружие перемещалось по мере смены приоритетов, но на момент вторжения немцев в Норвегию 9 апреля 1940 года шесть орудий были установлены возле Бергена , четыре — на военно-морской базе в Хортене ; оставшиеся два находились недалеко от Осло вместе с более современным оружием, таким как 7,5 cm L/45 M/32 , для защиты столицы.
Орудия у Хортена могли бы принять участие в бою, произошедшем в гавани между норвежскими и немецкими кораблями (подробности см. в статье о HNoMS Олава Трюггвасона ), но из-за неясной структуры управления и неподготовленности экипажа орудия были схвачены до того, как в гневе можно было произвести выстрел .
В Бергене М/16 пытались сбить немецкие бомбардировщики, атакующие военные цели, но самолет летел слишком низко, чтобы орудия могли принести большую пользу. После того как основные укрепления Бергена сдались немцам, зенитным батареям было приказано отойти.
В Осло два M/16 были установлены в батарее у Грессхольмена — небольшого острова в гавани — и были идеально размещены для участия в битве за Форнебу . Норвежские источники утверждают, что эта батарея сбила один или два немецких бомбардировщика, несмотря на то, что экипаж был необученным (17 из 44 человек находились в форме всего шесть дней), а несколько получили контузии или покинули свои посты. Помимо этой и других проблем, одно из орудий заклинило в самом начале боя.
Судьба M/16 после их захвата немцами неизвестна, но вполне вероятно, что они использовались для продвижения дела Германии в Норвегии во время их оккупации Норвегии .
Ссылки
[ редактировать ]- (на норвежском языке) История норвежской артиллерии ПВО, часть I, 1916–1945 , полковник Ойвинд Асбьёрнсен , 1983 г.
- Норвежское оружие , дата обращения 22 июня 2006 г.