Лауаки Намулаулу Мамоэ
Лауаки Намулауулу Мамоэ (умер 14 декабря 1915 года) (также известный как Лауати ) был известным главным оратором и первым лидером Мау , движения сопротивления в Самоа во время колониализма . [1] Мамоэ был сослан на Сайпан в 1909 году. Он умер в 1915 году, когда его забрали обратно на Самоа.
Он был родом из Сафотулафаи , столицы политического округа Фаасалееага на острове Савайи . [2] семьи матаи Титул вождя Намулауулу происходил из Сафотулафаи, а другой главный титул Лауаки происходил из Тонги . [3] Мамоэ был первым представителем своей семьи, носителем титулов Намулаулу и Лауаки, унаследованных благодаря хорошей службе от истинных наследников семьи Намулаулу. Неуверенный в исходе суда под властью Германии, он решил присвоить титул «Намулаулу» своему младшему брату Пулали, который также был сослан и умер, прежде чем ему разрешили вернуться в Самоа . Намулаулулаки был лидером мау а пуле. а также мау Самоа в 1803 году.
Книга правителей
[ редактировать ]Движение сопротивления, возглавляемое Лауаки на Савайи, называлось Мау а Пуле (1908 г.), которое позже переросло в национальное движение Мау. [4] Мау а Пуле представляли вождей, протестовавших против потери своей традиционной самоанской власти под колониальной администрацией, возглавляемой немецким губернатором Вильгельмом Зольфом . Мау а Пуле представляло традиционное Самоа без какого-либо или незначительного европейского влияния в его методах и организации. [5] Лауати зависел от главной элиты Савайи в организации поддержки Мау а Пуле.
Пуле — это традиционное обозначение, данное вождям, которые представляли большой остров Савайи и были связаны с королевской семьей Са Малиетоа. Лауаки Намулауулу занимал должность высокопоставленного руководителя Пуле, когда традиционные влиятельные лица Самоа встречались для решения вопросов национальной важности. Основными традиционными влиятельными лицами Самоа были Пуле и Тумуа. Тумуа - главные вожди с острова Уполу, которые поддерживали королевские семьи Тама Айга. Уполу — второй по величине остров Самоанского архипелага. Конкуренция и соперничество между этими двумя мощными традиционными кадрами вождей подпитывали динамику традиционной политической структуры Самоа.
Лауаки и его последователи не были готовы уступить свою власть принимать решения в Самоа иностранной державе. Это послужило толчком для движения Мау а Пуле, которое стремилось сохранить авторитет традиционной политической структуры, основанной на тысячелетних исторических событиях, культурных обозначениях и достижениях. Эта коренная структура, по мнению Лауаки, а также многих других самоанских вождей, включая Матаафу Иосефо , который боролся против иностранного вмешательства в традиционную власть Самоа, была слишком глубоко укоренена в культурной структуре Самоа, поэтому для Лауаки было неприемлемо, чтобы самоанцы жили в мир, в котором самоанский путь утратил свою актуальность.
Изгнание
[ редактировать ]В первые месяцы 1909 года губернатор Сольф призвал армию, чтобы подавить Лауаки и Мау а Пуле на Савайи. Прибыли четыре боевых корабля и войска Восточно-Азиатской эскадры. Военные корабли оцепили Савайи от Уполу. [1]
1 апреля 1909 года Лауаки сдался вместе с другими вождями Сафотулафаи и сторонниками Мау а Пуле. Они были арестованы и преданы суду. [6] 19 апреля 1909 года Лауаки и 71 член Мау а Пуле. [7] были сосланы на Сайпан (немецкая колония) на Марианских островах на борту корабля SMS Jaguar .Среди других лидеров Мау а Пуле были Иига Пиза , Азиата Таутолоа, Лейатауа Мана, Намулаулу Пулали, Туилаги Летаси.
Среди изгнанников были женщины и дети, в том числе жена Лауаки Сиваотеле и их единственный ребенок Тиволи. Лауаки больше никогда не видел Самоа, и многие из изгнанных умерли в изгнании. Спустя годы некоторые изгнанники вернулись на Самоа. [8]
18 декабря 1915 года некоторые из изгнанных вернулись с Сайпана. Это были Лейатауа Мана, Таупау Пауэси, Тагалоа и Малаеулу. Также были возвращены кости Азиаты Таэтолоа, Теваги, Летаси, Туилаги и членов их семей, погибших на Сайпане.
Младший брат Лауки умер на Сайпане. [9]
В то время как некоторые из изгнанников вернулись на Самоа с костями тех, кто умер на Сайпане, Лауаки заболел и был вынужден остановиться со своей семьей на Тарава острове на островах Гилберта .Намулаулу Лауаки был первым самоанцем, проявившим национализм, патриотические и лояльные чувства к своей стране Самоа.
Смерть
[ редактировать ]15 января 1916 года Сиваотеле, жена Лауаки, и их сын вернулись на Самоа на борту парохода «Атуа» . Они принесли известие о том, что Лауаки умер в 22:00 14 декабря 1915 года. [10] на Тараве. [11]
Наследие
[ редактировать ]После смерти Лауаки и к концу 1920-х годов движение Мау получило широкую поддержку в Самоа. Одним из лидеров Мау в 1920-х годах был Олаф Фредерик Нельсон , купец, родившийся в Сафуне в семье самоанки и отца-шведа. Нельсон также был изгнан из Самоа.
Самоа получила политическую независимость в 1962 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б [1] , Международный словарь исторических мест: Азия и Океания Труди Ринг, Роберт М. Салкин, Пол Э. Шеллингер, Шэрон Ла Бода, с. 726
- ^ [2] , Отчет об истории Самоа до 1918 года, Глава V, Запись событий в Самоа с 1822 года, автор Те'о Тувале.
- ^ [3] , Коллекции, Национальный музей Те Папа, Новая Зеландия.
- ^ «Мау а Пуле – политическое движение Самоа» .
- ^ [4] Стражи Запада Альберта Вендта, стр.29. Проверено 31 октября 2009 г.
- ^ [5] , Протест и инакомыслие в колониальном Тихоокеанском регионе, Питер Дж. Хемпенстолл и Ноэль Резерфорд, стр. 28
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 февраля 2009 года . Проверено 7 марта 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Из отчета об истории Самоа до 1918 года, написанного самоанским историком Тео Тувале .
- ^ [6] Стражи Запада Альберта Вендта, стр.28. Проверено 31 октября 2009 г.
- ^ [7] , Отчет об истории Самоа до 1918 года, автор Те'о Тувале, стр. 99
- ^ «Тапуитеа, Том II, № 27, 20 ноября 2007 г., Правительство Американского Самоа» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 мая 2008 года . Проверено 24 сентября 2013 г.