Jump to content

Взвешенная модель продукта

Модель взвешенного продукта ( WPM ) — популярный метод многокритериального анализа решений (MCDA)/многокритериального принятия решений (MCDM). Это похоже на модель взвешенной суммы (WSM). Основное отличие состоит в том, что вместо сложения в основной математической операции происходит умножение.

Описание

[ редактировать ]

Как и во всех методах MCDA/MCDM, задан конечный набор альтернатив решения, описанный с точки зрения ряда критериев решения. Каждый вариант решения сравнивается с другими путем умножения ряда коэффициентов, по одному для каждого критерия решения. Каждое соотношение возводится в степень, эквивалентную относительному весу соответствующего критерия.

Предположим, что данная проблема MCDA определена на основе m альтернатив и n критериев решения. Кроме того, предположим, что все критерии являются критериями выгоды. То есть, чем выше значения, тем лучше. Далее предположим, что w j обозначает относительный вес важности критерия C j, а a ij — это значение эффективности альтернативы A i , когда она оценивается с точки зрения критерия C j . то хочет сравнить две альтернативы AK : и AL Затем, если кто - (где m K , L ≥ 1), то необходимо вычислить следующее произведение [1]

Если отношение P ( AK AK / AL более ) больше или равно значению 1, то это указывает на то, что альтернатива , желательна чем альтернатива ( AL в случае максимизации). Если мы заинтересованы в определении лучшей альтернативы, то лучшей альтернативой является та, которая лучше или, по крайней мере, равна всем другим альтернативам.

WPM часто называют безразмерным анализом , поскольку его математическая структура исключает любые единицы измерения. [1] [2]

Следовательно, WPM можно использовать в одномерных и многомерных задачах MCDA / MCDM . То есть в задачах принятия решений, где альтернативы описываются в терминах, использующих разные единицы измерения. Преимущество этого метода в том, что вместо фактических значений можно использовать относительные.

Ниже приведен простой численный пример, иллюстрирующий, как можно выполнить расчеты для этого метода. В качестве данных мы используем те же числовые значения, что и в числовом примере, описанном для модели взвешенной суммы . Эти числовые данные повторяются далее для удобства использования.

Эта простая проблема принятия решения основана на трех альтернативах, обозначенных как A 1 , A 2 и A 3 , каждая из которых описана в терминах четырех критериев C 1 , C 2 , C 3 и C 4 . Далее, пусть числовые данные для этой задачи будут такими, как в следующей матрице решений:

CС1 С 2 С 3 С 4
высокий 0.20 0.15 0.40 0.25
А 1 25 20 15 30
AА2 10 30 20 30
AА3 30 10 30 10

В приведенной выше таблице указано, что относительный вес первого критерия равен 0,20, относительный вес второго критерия равен 0,15 и так далее. Аналогично, значение первой альтернативы (т.е. A 1 ) по первому критерию равно 25, значение той же альтернативы по второму критерию равно 20 и так далее. Однако теперь ограничение выражать все критерии в одной и той же единице измерения не требуется. То есть цифры по каждому критерию могут быть выражены в разных единицах.

Когда WPM применяется к предыдущим данным, получаются следующие значения:

Аналогично мы также получаем:

Следовательно, лучшей альтернативой является A 1 , поскольку она превосходит все остальные альтернативы. Более того, следующее ранжирование всех трех альтернатив выглядит следующим образом: A 1 > A 2 > A 3 (где символ «>» означает «лучше, чем»).

Альтернативный подход с использованием метода WPM заключается в том, что лицо, принимающее решения, использует только продукты без предыдущих соотношений. [1] [2] То есть использовать следующий вариант основной формулы, приведенный ранее:

выражении термин P ( AK , ) обозначает общее значение производительности (т.е. не относительное) альтернативы AK В предыдущем когда все критерии рассматриваются одновременно в рамках модели WPM. Затем, когда используются предыдущие данные, получается точно такой же рейтинг. Некоторые интересные свойства этого метода обсуждаются в книге Триантафиллу 2000 года о MCDA / MCDM . [1]

Некоторые из первых упоминаний об этом методе принадлежат Бриджмену. [3] и Миллер и Старр. [4] В учебной статье Тофаллиса описываются его преимущества перед подходом взвешенной суммы. [5]

См. также

[ редактировать ]

Более подробная информация об этом методе приведена в книге Триантафиллу MCDM. [1]

  1. ^ Jump up to: а б с д и Триантафиллу, Э. (2000). Принятие многокритериальных решений: сравнительное исследование . Дордрехт, Нидерланды: Kluwer Academic Publishers (ныне Springer). п. 320. ИСБН  0-7923-6607-7 .
  2. ^ Jump up to: а б Триантафиллу, Э.; С.Х. Манн (1989). «Исследование эффективности многомерных методов принятия решений: парадокс принятия решений» . Международный журнал систем поддержки принятия решений . 5 (3): 303–312. дои : 10.1016/0167-9236(89)90037-7 . Проверено 25 июня 2010 г.
  3. ^ Бриджмен, PW (1922). Размерный анализ . Нью-Хейвен, Коннектикут, США: Издательство Йельского университета.
  4. ^ Миллер, Д.В.; МК Старр (1969). Исполнительные решения и исследование операций . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси, США: Prentice-Hall, Inc.
  5. ^ Тофалис, К. (2014). Сложить или умножить? Учебное пособие по ранжированию и выбору по нескольким критериям. ИНФОРМЫ Транзакции по образованию, 14 (3), 109-119. [1]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 63bf67562707a215debd87bf62ba5012__1666021740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/12/63bf67562707a215debd87bf62ba5012.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Weighted product model - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)