Jump to content

Консультативный статус

Консультативный статус — это фраза, которая использовалась с момента создания Организации Объединенных Наций и используется в сообществе ООН для обозначения «Неправительственных организаций ( НПО ), имеющих консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете Организации Объединенных Наций » (см. список ). Также некоторые международные организации могут предоставить консультативный статус НПО (например, Совет Европы ). Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) может предоставить консультативный статус в форме «Программы резидентуры исследователей» (проводимой Пражским офисом Секретариата ОБСЕ): доступ предоставляется аккредитованным представителям национальных и международных НПО ко всем записям и многочисленным тематическим сборникам, связанным с полевой деятельностью ОБСЕ. [1]

Определение документов

[ редактировать ]

Устав ООН

[ редактировать ]

Консультативный статус основан на статье 71 главы 10 Устава Организации Объединенных Наций: [2]

«Экономический и Социальный Совет может договариваться о консультациях с неправительственными организациями, которые занимаются вопросами, входящим в его компетенцию. Такие договоренности могут быть заключены с международными организациями и, при необходимости, с национальными организациями после консультации с Членом Организации Объединенных Наций. Заинтересованные страны».

Резолюция ЭКОСОС 1296 (XLIV) 1968 года определяла критерии и права, связанные с консультативным статусом, на протяжении почти сорока лет, в течение которых наблюдался значительный рост числа НПО.

Основным стимулом для пересмотра договоренностей в 1996 году стал беспрецедентный уровень участия НПО, особенно национальных НПО, в подготовке ЮНСЕД Саммита Земли 1992 года . использование ИКТ – главным образом в форме электронных конференций в сети Института глобальных коммуникаций и электронной почты. Важную роль сыграло [3] [4] ]

Правила предоставления консультативного статуса международным неправительственным организациям прилагаются к резолюции (93)38 «Об отношениях между Советом Европы и международными неправительственными организациями», принятой Комитетом министров Совета Европы 18 октября. 1993 г. на 500-м заседании заместителей министров.

Критерии аккредитации НПО для получения консультативного статуса несколько раз пересматривались, последний раз в 1996 году в резолюции ЭКОСОС 1996/31 после создания обширной Рабочей группы открытого состава Организации Объединенных Наций по обзору механизмов консультаций с неправительственными организациями.

Важным разделом 1996/31 года был следующий параграф:

69. Генеральному секретарю предлагается приложить все усилия для расширения и оптимизации, по мере необходимости, механизмов поддержки Секретариата, а также для совершенствования практических механизмов по таким вопросам, как более широкое использование современных информационных и коммуникационных технологий, создание комплексной базы данных не- правительственных организаций, широкое и своевременное распространение информации о заседаниях, распространение документации, обеспечение доступа и прозрачных, простых и оптимизированных процедур для участия неправительственных организаций в заседаниях Организации Объединенных Наций, а также содействие их широкому участию».

Статистика

[ редактировать ]

В 1948 году, вскоре после основания Организации Объединенных Наций, 45 НПО имели консультативный статус, в основном крупные международные организации. В настоящее время 3900 НПО имеют консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете (ЭКОСОС) и около 400 НПО аккредитованы при Комиссии по устойчивому развитию (КУР). [5]

Категории консультативного статуса

[ редактировать ]

Существует три класса консультативного статуса, определенные в 1996/31 году: общий, специальный и реестровый. Эти классы были эквивалентом категорий I, Категории II и статуса реестра, которые были определены в 1296 году (XLIV). Ниже приведены текущие определения — номера параграфов взяты из 1996/31 года .

ЭКОСОС Резолюция 1996/31 предоставляет различные права на участие в ЭКОСОС и его вспомогательных органах – в основном в функциональных комиссиях – включая права на получение пропусков Организации Объединенных Наций, право выступать на назначенных заседаниях, а также переводить и распространять документы в качестве официальных документов ООН; например, «Информационные технологии, участие общественности и глобальные соглашения», представленные Комиссии социального развития в 1998 году.

"22. Организации, которые занимаются большей частью деятельности Совета и его вспомогательных органов и могут продемонстрировать к удовлетворению Совета, что они могут внести существенный и устойчивый вклад в достижение целей Организации Объединенных Наций в поставленных областях. из пункта 1 выше, и тесно вовлечены в экономическую и социальную жизнь народов территорий, которые они представляют, и чей членский состав, который должен быть значительным, широко представляет основные слои общества в большом количестве стран в различных регионах. мира будут называться организациями с общим консультативным статусом».

Особенный

[ редактировать ]
"23. Организации, которые обладают особой компетенцией и конкретно занимаются лишь некоторыми из областей деятельности, охватываемых Советом и его вспомогательными органами, и которые известны в областях, в которых они имеют или стремятся получить консультативный статус, называться организациями, имеющими специальный консультативный статус».
"24. Другие организации, которые не имеют общего или специального консультативного статуса, но которые, по мнению Совета или Генерального секретаря Организации Объединенных Наций в консультации с Советом или его Комитетом по неправительственным организациям, могут вносить периодический и полезный вклад в Работа Совета или его вспомогательных органов или других органов Организации Объединенных Наций в пределах их компетенции должна быть включена в список (известный как Реестр). Этот список может также включать организации, имеющие консультативный статус или аналогичные отношения со специализированным учреждением или. орган Организации Объединенных Наций. Эти организации должны быть доступны для консультаций по просьбе Совета или его вспомогательных органов. Тот факт, что организация включена в реестр, сам по себе не может рассматриваться как право на получение общего или специального консультативного статуса. добиваться такого статуса».

Три подкатегории реестрового статуса - см. ниже - были дополнены четвертой категорией, определение прав которой остается несколько расплывчатым, а именно "НПО, аккредитованные при Комиссии по устойчивому развитию (КУР)":

Список ЭКОСОС

[ редактировать ]

Основная форма реестрового статуса для НПО, специализирующихся на одной или двух областях компетенции ЭКОСОС.

Реестр Генерального секретаря

[ редактировать ]

В 1996/31 году, а до этого в 1296 году (XLIV) имеются специальные положения, позволяющие Генеральному секретарю ООН рекомендовать НПО для включения в реестр.

Список агентств

[ редактировать ]

Реестр агентств означает аккредитацию в реестре специализированных учреждений Организации Объединенных Наций, таких как ЮНИСЕФ , ЮНЕСКО , МОТ , МСЭ и т. д.

Список ЦД

[ редактировать ]

Четвертая категория НПО, аккредитованных при Комиссии по устойчивому развитию (КУР), хотя и не определена в 1996/31 году, была учреждена решением ЭКОСОС 1996/302. В настоящее время в этом статусе насчитывается около 400 НПО.

Процедура подачи заявки

[ редактировать ]

НПО, желающая получить консультативный статус при ЭКОСОС, должна сначала подать онлайн-заявку в Отделение НПО Департамента по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН. После того как заявка будет проверена Отделением НПО, она будет рассмотрена Комитетом ЭКОСОС по НПО . Комитет решает рекомендовать или не рекомендовать предоставление статуса НПО. Окончательное решение принимается ЭКОСОС на его ежегодной основной сессии. [6]

Хотя проверка, проводимая Комитетом НПО, теоретически носит технический характер, иногда она весьма политизирована. Правозащитные НПО, критикующие конкретные государства-члены, иногда сталкивались с трудностями при получении консультативного статуса. [7]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Программа «Исследователь в резиденции» . www.osce.org . Проверено 21 сентября 2023 г.
  2. ^ «Устав ООН» . www.un.org . Архивировано из оригинала 21 апреля 2009 г.
  3. ^ «Компьютерные коммуникации и Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию 1992 года» . Архивировано из оригинала 4 апреля 2004 г. Проверено 5 апреля 2004 г.
  4. ^ «На кону: интерактивная подготовка к Первому саммиту Земли» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2004 г. Проверено 5 апреля 2004 г.
  5. ^ «Комиссия по устойчивому развитию (CSD).: Платформа знаний об устойчивом развитии» .
  6. ^ Работа с ЭКОСОС. Руководство для НПО по консультативному статусу http://csonet.org/content/documents/Brochure.pdf
  7. ^ Бостром 2011: Спорные вопросы в Комитете НПО
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 651c3211c78c19dd7d6a9fefa3938c00__1695864000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/65/00/651c3211c78c19dd7d6a9fefa3938c00.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Consultative status - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)