Мамаду Диа
В этой статье нечеткий стиль цитирования . ( Ноябрь 2022 г. ) |
Мамаду Диа | |
---|---|
1-й премьер-министр Сенегала | |
В офисе 18 мая 1957 г. - 18 декабря 1962 г. | |
Президент | Леопольд Седар Сенгор |
Предшественник | Никто |
Преемник | Абду Диуф |
Личные данные | |
Рожденный | Комболе , Французская Западная Африка (ныне Сенегал ) | 18 июля 1910 г.
Умер | 25 января 2009 г. Дакар, Сенегал | (98 лет)
Политическая партия | Сенегальский демократический блок |
Мамаду Диа (18 июля 1910 г. - 25 января 2009 г.) [1] был сенегальским политиком , который занимал пост первого премьер-министра Сенегала с 1957 по 1962 год, когда он был вынужден уйти в отставку и впоследствии был заключен в тюрьму на фоне обвинений в том, что он планировал организовать военный переворот с целью свержения президента Леопольда Седара Сенгора .
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Мамаду Диа родился в сельской местности в Хомболе , в регионе Тиес в Сенегале, 18 июля 1910 года. Его отец, ветеран, ставший полицейским, сыграл ключевую роль в передаче веры суфийского ислама своему сыну и был важный пример прямоты для Диа.
Бывший ученик начальной школы Бланшо в Сен-Луи, Диа начал свое более формальное образование в коранической школе и перешел к получению западного образования в Школе Уильяма Понти , главной тренировочной базе элиты во Французской Африке в 1920-х годах и 30 лет. В конце концов он поступил в аспирантуру по экономике в Парижском университете . Прежде чем заняться политикой в начале 1940-х годов (появив к этому мотивацию только после краха режима Виши ), он работал журналистом, учителем и директором школы.
В своей книге «Африка: цена свободы» (2001, под редакцией Л'Харматтана ) он высказал убеждение, что родился (согласно некоторым найденным им документам его отца) в июле 1911 года, а не в 1910 году. Учитель изменил официальные документы, чтобы позволить ему пройти конкурс в школу Уильяма Понти, поскольку в противном случае он был бы слишком молод, чтобы участвовать в соревнованиях.
Политическая карьера
[ редактировать ]Диа начал свою политическую карьеру в 1947 году в качестве лидера Большого совета Западной Африки (AOF) и в качестве генерального секретаря Сенегальского демократического блока (BDS) с 1948 года. Он работал во французском Сенате с 1948 по 1956 год и был депутат Национального собрания Франции с 1956 по 1958 год, заседал в парламентской группе Overseas Independent (IOM). Вместе с Сенгором Диа сформировал Партию африканского съезда (PCA) в январе 1957 года из BDS. Когда президент Франции Шарль де Голль предложил провести референдум о французском сообществе в 1958 году, Диа и Сенгор придерживались противоположных взглядов на это предложение: Диа выступал за разрыв с Францией, тогда как Сенгор надеялся сохранить Сенегал в сообществе.
В течение двух своих сроков на посту сенатора Мамаду Диа голосовал за ратификацию Атлантического пакта (28 июля 1949 г.), закона Мари, благоприятствующего частному образованию (12 сентября), и за ратификацию Договора о создании Европейского сообщества угля и стали. (1 апреля 1952 г.). 26 марта 1955 года он выступил против планов, касающихся ЗЕС , прекращения оккупации Германии , ее вступления в НАТО и Саарского соглашения. Он одобрил проект закона о чрезвычайном положении в Алжире (1 апреля) и воздержался при голосовании по проекту избирательной реформы, восстанавливающей окружные выборы (15 ноября). Он также был активным членом парламента, часто выступал с речью и посвящал себя проблемам заморских территорий.
Диа был одной из главных фигур (а именно, вице-премьером) несостоявшейся Малийской Федерации Сенегала и Суданской Республики (позже Мали) до ее распада. [2] Как только независимость Сенегала стала официальной 20 августа 1960 года, он стал премьер-министром вместе с Сенгором в качестве президента Республики Сенегал . Сенгор, будучи католиком в преимущественно исламской стране, ценил, чтобы его заместителем был мусульманин с широкими связями и способный. Однако время пребывания Диа на посту премьер-министра часто было противоречивым, и его радикальные социалистические взгляды часто противоречили взглядам более умеренного Сенгора.
Отъезд из Сенгора и тюремное заключение
[ редактировать ]После чуть более двух лет участия в законодательном органе Мамаду Диа был обвинен в подготовке государственного переворота против президента Сенгора. Однако обвинители не представили окончательных доказательств своих утверждений. В то время это было воспринято как классический пример трудностей разделения власти в новообразованных государствах: Диа воплотил вершину государства в двухглавой парламентской системе (экономическая и внутренняя политика для него, внешняя политика для президента). .
Различные взгляды пары на экономику во многом способствовали их расколу: существовал серьезный раскол в либеральной и профранцузской политике по сравнению с консервативной и патриотической. Фактически, Диа начал реализовывать некоторые идеи, которые он сформулировал в своей книге « Размышления о экономике черной Африки» (1960). Тем самым он вызвал беспокойство среди марабутов, влиятельных религиозных лидеров, которые контролировали бизнес по производству арахиса и противоречили интересам Франции.
В результате серьезной борьбы за власть между двумя бывшими политическими союзниками группа парламентариев-диссидентов, которых поддерживал Сенгор, выдвинула вотум недоверия правительству – то есть Диа. В ответ он сослался на свои исполнительные полномочия и приказал армии запереть здание собрания, прежде чем парламент сможет проголосовать по этому предложению. Сенгор заявил, что Диа предпринял попытку государственного переворота и мобилизовал армию, которая в целом объединилась с Сенгором. Диа и несколько его министров были арестованы и преданы суду за государственную измену. В конце концов он был вынужден уйти в отставку и впоследствии был приговорен к пожизненному заключению. Первоначально приговоренный к тюремному заключению в восточном городе Кедугу , он был помилован президентом Сенгором 27 марта 1974 года. [3] и амнистирован в 1976 году.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Потерянная политическая власть не сломила его дух. Диа попытался возобновить свою карьеру в начале 1980-х годов, когда Абду Диуф ввел многопартийную демократию, но небольшое Народно-демократическое движение под руководством Диа не нашло особой поддержки. Таким образом, он так и не вернулся на руководящую должность; однако он оставался знаковой фигурой в сенегальской политике, сохраняя интеллектуальное и моральное влияние на страну. Он сопровождал сенегальское государство в годы деколонизации и оставался одной из главных фигур в строительстве современного Сенегала. Он даже приобрел роль национального достояния, поскольку продолжал регулярно писать обличительные речи в местной прессе даже в свои 90 лет. Он был особенно известен своими нападками на неолиберальную экономическую политику нынешнего президента Абдулая Вада, который был одним из адвокатов, защищавших Диа в 1963 году. Когда он умер в возрасте 98 лет в Дакаре 25 января 2009 года, произошел массовое излияние настроений в национальных газетах из-за восхищения его упорной приверженностью своим принципам.
«Диа никогда не отказывался от своего идеализма, чтобы стать государственным деятелем» [4] [ нужны разъяснения ]
Отношения Церкви и государства в период премьерства Диа
[ редактировать ]Когда Леопольд Сенгор (католик) и Мамаду Диа (мусульманин) привели Сенегал к независимости, у них было очень четкое представление о том, какие идеологические и философские ценности лягут в основу нового государства. Африканский социализм, духовность и секуляризм были концепциями, которые вели страну к современности и развитию с духом толерантности и плюрализма, определяющим их проект. Оба деятеля были глубоко убеждены как в необходимости светского государства, так и в том, что религиозный пыл является важной культурной энергией для достижения модернизации. Таким образом, они возложили на себя и свою общественность, национальные институты, партию и особенно тех, кто участвует в политическом дискурсе, миссию реализации идеала нации, возвышенной духом, приверженной секуляризму и, следовательно, в конечном итоге процветающей.
Например, размышления Диа об исламе (подобно тем, которые содержатся в его книге «Ислам, африканские общества и индустриальная культура ») полезны для понимания степени веры, которую он имел в этот духовный социализм как движущую силу развития в Сенегале.
«Ислам должен напомнить мусульманскому миру […], что если и требуется действовать, то только для того, чтобы человек мог реализовать себя, чтобы он мог достичь еще более богатого существования. Чтобы промышленное развитие было благом, а не гибелью человечества, крайне важно, чтобы оно сохраняло человеческое измерение, чтобы оно не приводило к возникновению нового вида рабства под предлогом повышения производительности или эффективности, чтобы оно не создавало прогресс, который на самом деле это извращение, стремление к благополучию, а не к лучшему […]»
Это философия современного ислама, активно участвующего в процессе преобразования себя и мира в соответствии с требованиями справедливости.
Такая интерпретация секуляризации вывела Сенегал из наследника Франции (принимающей форму постоянной враждебности к любому проявлению религии) и более того в англосаксонской модели отношений между церковью и государством: целью гарантировать автономию религиозных общин.
К несчастью для двух лидеров, реальность отличалась от их надежд на новый независимый Сенегал, когда они приступили к своей работе. Сенгору и Диа пришлось в некоторой степени отказаться от своих идей и пойти на компромисс с марабутами, чтобы гарантировать их политическую поддержку, особенно во время выборов (которые, таким образом, стали неотъемлемой частью политической жизни Сенегала). В конце концов, границы между религией и политикой в публичной сфере размыты сильнее, чем они надеялись изначально.
Публикации
[ редактировать ]- Вклад в исследование кооперативного движения в черной Африке , Présence Africaine, 1951 г.
- Размышления об экономике черной Африки , Éditions Africaines, 1954 г.
- Африканская экономика: исследования и новые проблемы , Presses universitaire de France, 1957 г.
- Африканские нации и глобальная солидарность , Presses universitaire de France, 1960.
- Ислам, африканские общества и индустриальная культура , Nouvelles éditionsafricaines, 1975 г.
- Очерки ислама , т. 1, Ислам и гуманизм , New African Editions, 1977 г.
- Очерки ислама , т. 2, Социоантропология ислама , New African Editions, 1979 г.
- Очерки ислама , т. 3, Ислам и негро-африканские цивилизации , Nouvelles éditionsafricaines, 1980.
- Мемуары активиста третьего мира: если память не лжет , Публисуд, 1985 г.
- Подход к управлению реформой государственной службы в странах Африки к югу от Сахары , Всемирный банк, 1993 г.
- Управление в Африке в 1990-е годы и далее: примирение коренных и пересаженных институтов , Всемирный банк, 1996 г.
- Касо: вечный мигрант , Полтергейст, 1999.
- Африка: цена свободы , L'Harmattan, 2001 г.
- Провал чередования в Сенегале и кризис либерального мира , L'Harmattan, 2005 г.
- Сенегал, рентгеноскопия прерванного альтернации (статьи)
- Корзина 2000 года , Éditions Paix et développement, Дакар, 1995 г.
Библиография
[ редактировать ]- Памела Кокс и Ричард Кесслер. После Сенгора социалистический Сенегал? Дела Африки. Том 79, номер 316. стр. 327–342.
- Сулейман Башир Диань, Религия и общественная сфера в Сенегале: эволюция проекта современности в книге Мигеля Ваттера, под ред., « В заслугу Богу: суверенитет и религия в эпоху глобального капитализма» , Fordham University Press, 2011, стр. 102–114.
- Кэй Уайтман, Мамаду Диа, The Guardian, 2 февраля 2009 г.
- (на французском языке) Ф. Диайе, М. Принц, Тайн, Общественные лица Сенегала. Выступают 10 политических деятелей , L'Harmattan, 1991, 260 с. ISBN 2-7384-0567-3
- (на французском языке) Бабакар Ндиай и Вали Ндиай, президенты и министры Республики Сенегал , Дакар, 2000 г.
- (на французском языке) Лоран Корро, Мамаду Диа, человек отказа , RFI.fr, 26 января 2009 г.
- (на французском языке) Валери Нивелон и Максим Грембер, Мамаду Диа говорит, история неопубликованного архива, RFI.fr, 25 января 2019 г.
- (на французском языке) Маати Монджиб, Мамаду Диа и франко-сенегальские отношения (1957-1962) , Horizons Magrébins - Право на память, 2005 год, стр. 40–53.
Фильмография
[ редактировать ]- «Внезапный кризис, который пережил Дакар» (онлайн, аудиовизуальный документ INA от 1'23, прослеживающий попытку государственного переворота Мамаду Диа, первоначально транслированный Actualités françaises 26 декабря 1962 года)
- «Сенегал после кризиса» (онлайн, аудиовизуальный документ INA от 7'20, дающий оценку после неудавшегося государственного переворота Мамаду Диа, первоначально транслировавшийся в телевизионных новостях INA ORTF 27 декабря 1962 года) .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Профиль Мамаду Диа
- ^ Курц, Донн М. (1970). «Политическая интеграция в Африке: Федерация Мали» . Журнал современных африканских исследований . 8 (3): 405–424. дои : 10.1017/S0022278X00019923 . JSTOR 158851 . S2CID 154671339 .
- ^ «Экс-премьер Сенегала освобожден». Лос-Анджелес Таймс . 28 марта 1974 г. с. И-21.
- ^ Монджиб, Маати (2005). «Мамаду Диа и франко-сенегальские отношения (1957-1962)» . Горизонты Магрибины – право на память . 53 (1): 40–53. дои : 10.3406/horma.2005.2299 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сенегал - История и политика - Институт исследований безопасности, Южная Африка (в архиве)
- страница на сайте французского сената
- Мамаду Диа на сайте Национального собрания Франции
- страница на сайте министра внутренних дел Республики Сенегал
- 1910 рождений
- смертей в 2009 г.
- Люди из региона Тьес
- Народы Французской Западной Африки
- Политики Сенегальского демократического блока
- Сенегальские социалисты
- Премьер-министры Сенегала
- Министры внутренних дел Сенегала
- Французские сенаторы Четвертой республики
- Сенаторы Французской Западной Африки
- Депутаты 3-го Национального собрания Французской Четвертой республики
- Депутаты 1-го Национального собрания Пятой французской республики
- Члены парламента Французской Западной Африки