Эффект за пределами брони
Эффект «за бронёй» — это термин, придуманный компанией Försvarets Fabriksverk (FFV). [1] полуправительственная шведская оборонная фирма, разрабатывающая AT4 . С 1980-х годов эта фраза использовалась в ее брошюрах, пресс-релизах, инструкциях по эксплуатации оружия и другой документации для обозначения эффекта после проникновения AT4 противоброневой боеголовки HEAT по салону и пассажирам бронетехники.
Эта фраза теперь стала более или менее стандартной в современной военной терминологии. [2] [3]
История
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны переносные противотанковые средства с кумулятивными боеголовками , более известные сегодня как кумулятивные снаряды, получили широкое распространение практически во всех армиях. Преимущество этих боеголовок состоит в том, что на них не влияет скорость снаряда. Они пробивают броню за счет детонации заряда взрывчатого вещества, помещенного в гильзу в форме конуса или, точнее, оживала . Вкладыш часто изготавливается из мягкого металла, например меди. Детонация этого кумулятивного заряда превращает его в узконаправленную струю, движущуюся вперед с огромной скоростью. Подобно бронебойным снарядам средней и высокой скорости, эти боеголовки также вызывают растрескивание внутренней части броневого листа машины. [4]
Проблема с кумулятивными боеголовками заключается в том, что если гильза оживальной формы глубокая, боеголовка будет иметь большую проникающую способность, но образует отверстие меньшего размера; отверстия меньшего размера связаны с меньшими повреждениями внутри бронемашины, чем более крупные. Исследования кумулятивных боеголовок показали, что отверстие размером с большую монету на внешней стороне башни танка будет иметь диаметр стержня карандаша на внутренней поверхности башни. С другой стороны, если выступ неглубокий, он будет иметь меньшую проникающую способность, но приведет к образованию большего отверстия внутри, что приведет к массивному расколу. [5]
В 1954 году во время осады Дьенбьенфу Франция разобрала и перевезла на борт несколько легких танков M24 Chaffee . Их самая толстая броня составляла всего 25,4 мм. Основным противотанковым оружием Вьетминя времен была старая американская 2,36-дюймовая базука Второй мировой войны , захваченная у националистических китайских сил и поставленная коммунистическим Китаем . Во время осады французы начали контратаки, используя М24 для поддержки своей пехоты. Один «Чаффи» получил семь попаданий из 2,36-дюймовых базук и продолжал сражаться, продемонстрировав, что переносные ракетные установки вряд ли можно назвать безупречным истребителем танков. [6]
Другие примеры стали очевидными во время войны во Вьетнаме . Северный Вьетнам и их союзные войска в Южном Вьетнаме были оснащены двумя типами легкого противотанкового оружия. 1950-х годов Одним из них был B-40 , который представлял собой китайскую версию российского РПГ-2, а другим был более новый РПГ-7 . РПГ-2 имел пологий конус, а РПГ-7 — глубокий. У Б-40 максимальная пробиваемость брони составляла около 150 мм, тогда как пробиваемость РПГ-7 была более чем вдвое выше, чем у Б-40. Но, к удивлению северных вьетнамцев, B-40, хотя и не был эффективен против тяжелых танков, был гораздо более эффективен, чем РПГ-7, в уничтожении или ранении пассажиров легкой бронетехники, а также в поджоге склада боеприпасов или багажника машины. топливо, включая более современные БТР M113 , которые в то время использовались в больших количествах силами США и Южного Вьетнама. Кроме того, Б-40 оказался более эффективным, чем РПГ-7, против небронированных целей, таких как бункеры в базовых лагерях. Есть много историй от ветеранов Вьетнама из США о том, как противник очень эффективно атаковал или устраивал засады с помощью B-40. [7] Армия США также обнаружила, что в бою, за редким исключением, требовалось более одного попадания ракеты M72 LAW , чтобы вывести из строя или уничтожить северовьетнамский легкий танк ПТ-76 . [8]
Разработка
[ редактировать ]Боевой опыт легкого противотанкового оружия изучали инженеры FFV, работавшие над заменой Pansarskott m/68 в конце 1970-х годов. Результатом стал АТ4 с кумулятивной боеголовкой, которая, как говорилось в ранних брошюрах по АТ4, имела «особый сверхброневой эффект». Разработчики боеголовки АТ4 предполагали, что одно попадание нанесет огромный ущерб как пассажирам, так и салону целевой машины. FFV очень мало рассказал о конструкции боеголовки AT4, желая лишь описать ее воздействие. Военные журналисты и военные эксперты высказывали предположения о конструкции боеголовки. Фотография снаряда АТ4 в разрезе дала подсказку. Вместо стандартной гильзы конической формы, используемой в других боеголовках HEAT, AT4 имеет уникальную гильзу воронкообразной формы. [9] Считается, что гильзы трубчатой формы более эффективно противостоят встречному взрыву плит реактивной брони , которые взрываются и разрушают поток частиц кумулятивной боеголовки. Высказывались предположения, что гильза боеголовки HEAT AT4 изготовлена из специального алюминиевого сплава. Другие утверждали, что это в первую очередь медная гильза со вторичной гильзой из алюминия, прикрепленной к задней части медной гильзы. Еще одним ключом к эффективности AT4 является наличие «кольца фокусировки» для концентрации взрыва. Все публичные заявления 1984 года по этому поводу носят спекулятивный характер. [10] Испытания, проведенные армией США на AT4, подтвердили, что утверждения FFV относительно разрушительного эффекта после проникновения AT4 в основном верны. [11]
Описание
[ редактировать ]Как описано FFV в их первой брошюре по AT4 в 1983 году, [12] Заброневой эффект имел пять отличительных характеристик при пробитии бронетехники:
- Огромное избыточное давление внутри автомобиля примерно на 11 бар выше нормы.
- Вторичные осколки самой боеголовки из-за большого входного отверстия, а также более обширных расколов, чем от кумулятивных боеголовок аналогичного диаметра.
- Интенсивный свет, который в 100 раз ярче солнечного света.
- Образование густого дыма в салоне бронемашины.
- Выделение сильного тепла внутри бронемашины.
FFV утверждает, что помимо эффекта массивного раскалывания и фрагментации на находящихся в бронемашине людей, что в некоторой степени является стандартным для всех кумулятивных боеголовок, огромное избыточное давление и сильный нагрев приводят к воспламенению боеприпасов и, что более важно, дизельного топлива бронемашины. [13] Интенсивный световой эффект ослепит всех находящихся в нем людей как минимум на семь минут, усиливая затемняющий эффект густого дыма, создаваемого кумулятивной боеголовкой АТ4. [14]
Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ FFV теперь является частью Saab Bofors Dynamics.
- ^ Хьюиш, Марк «Легкий AT4 FFV, первый представитель нового семейства шведского противотанкового оружия», International Defense Review, 5/1982, стр. 70
- ^ Не путать с эффектом за броней или эффектом после брони - термин, который иногда используется для описания эффектов бронебойных снарядов, выпущенных танками, противотанковыми пушками и военными кораблями, имеющими небольшой фугасный заряд в кормовой части. снаряда, который взрывается после пробития брони
- ^ (ББ-снаряды сплошного выстрела также поражают другие предметы внутри автомобиля и передают очень большое количество кинетической энергии пораженному объекту(ам)
- ^ Эмпирическое правило для пехотных противотанковых средств заключается в том, что если кумулятивная боеголовка должна использовать более двух третей своей официальной бронепробиваемости, она окажет меньшее воздействие на внутреннюю часть машины.
- ↑ Джон Киган, «Дьенбьенфу», страница 110, Ballantine Books, 1974.
- ^ Джон Уикс «Профили стрелкового оружия № 21 - Безоткатное противотанковое оружие», профильные публикации, 1973 г.
- ^ Уильям Р. Филлипс, Ночь серебряных звезд, стр. 80, Naval Institute Press, 1997.
- ^ Трубные вкладыши для кумулятивных боеголовок были впервые разработаны швейцарцами для американских противотанковых ракет M47 Dragon с проводным наведением.
- ↑ Штатные редакторы, «Убийцы танков», Боевое оружие ССО, стр. 46, осень 1985 г.
- ^ Д. Кайл, Armed Forces Journal International, ноябрь 1983 г., «Viper Dead, армия выбирает противотанковую ракету AT-4», стр. 21
- ^ FFV Ordnance, Брошюра FFV A 1204-1911 E
- ^ Дизельное топливо имеет очень высокую температуру вспышки и его трудно воспламенить от кумулятивной боеголовки. В некоторых бронемашинах дизельные топливные элементы используются в качестве дополнительной защиты за основной броней; например, израильский Меркава основной боевой танк
- ^ Хьюиш Марк, «Легкий AT4 FFV, первый представитель нового семейства шведского противотанкового оружия», International Defense Review, 5/1982, стр. 70