Ингомбе Иледе
Расположение | Южная провинция |
---|---|
Область | Замбия |
Координаты | 16 ° 9'36 "ю.ш. 28 ° 48'15" в.д. / 16,16000 ° ю.ш. 28,80417 ° в.д. |
Инг'омбе-Иледе — археологический памятник, расположенный на холме недалеко от слияния рек Замбези и Луситу, недалеко от города Сиавонга , в Замбии. [1] Ing'ombe Ilede, что означает «спящая корова», получила свое название от местного баобаба , частично лежащего на земле и издалека напоминающего спящую корову. [2] Считается, что это место было небольшим торговым государством примерно в 16 веке, главным предметом торговли которого была соль. [1] Инг'омбе Иледе получал различные товары из внутренних районов южно-центральной Африки, такие как медь , рабов , золото и слоновую кость . Эти предметы обменивались на стеклянные бусы, ткань, раковины каури из торговли в Индийском океане. [3] Статус Инг'омбе-Иледе как торгового центра, соединявшего разные места на юге центральной Африки, сделал его очень важным археологическим объектом в регионе.
Раскопки
[ редактировать ]Это место было обнаружено в 1960 году государственными служащими Северной Родезии и раскопано археологом Дж. Х. Чаплином, инспектором Комиссии Северной Родезии по сохранению национальных и исторических памятников и реликвий. [1] Чаплин провел исследование ямы, расположенной на западной стороне полигона. В яме находились археологические предметы, такие как медные браслеты, медные кресты, медные жезлы и золотое ожерелье из бисера. [1] Эта территория позже была названа захоронением 1. Второе открытие на этом месте состояло из захоронений 2 и 3 на южном конце участка, раскопанных Дж. Х. Чаплином и Б. В. Андерсоном вокруг резервуара. В погребении находились железные инструменты, лежавшие у ног человеческих останков. [1] Правительство расширило территорию резервуара еще немного, и в результате расширения были обнаружены еще два человеческих останка. Дальнейшие раскопки были проведены в 1962 году, когда Департамент водоснабжения решил включить еще один резервуар для воды на западной стороне первоначального резервуара, чтобы максимально увеличить водоснабжение в районе Ингомбе-Иледе. [1] Это расширение привело к обнаружению 30 человеческих останков, в том числе 22 младенцев. [1] В этих могилах было очень мало вещей. Керамика, найденная в могилах, была связана с более ранними могилами, найденными в Инг'омбе-Иледе.
Захоронения
[ редактировать ]В период с 1960 по 1962 год Чаплин и миссис Андерсон обнаружили в Инг'омбе-Иледе более 48 могил. В этих могилах находился различный погребальный инвентарь. Товары варьировались от украшенных предметов, таких как стеклянные бусы, медные браслеты, до церемониальных товаров, таких как гонги и мотыги, которые были символами вождя, и утилитарных предметов, таких как щипцы, пластины для волочения проволоки, насадки-молоты и медные бритвы. [1] Эти захоронения были обнаружены в двух местах на территории: в центральной зоне резервуара, где было 14 захоронений, и в 34 могилах, расположенных на южной окраине Инг'омбе-Иледе. [1]
Встречаться
[ редактировать ]Самые ранние попытки датировать Инг'омбе Иледе датируют это место VII-XI веками. Эти даты были взяты из образцов древесного угля, полученных из сильно нарушенного контекста, раскопанного Чаплином в 1960 году. [1] Филлипсон и Фэган сообщили и пересмотрели эти даты после пробных раскопок в 1968 году рядом с ранее раскопанными богатыми захоронениями, в результате которых был получен дополнительный древесный уголь для радиоуглеродного датирования. [4] Недавно полученные даты позволяют предположить, что вблизи захоронений в XIV-XV веках обитали дома, а Филлипсон и Фэган утверждали, что это могло быть второе, потенциально более короткое заселение этого места. Они пришли к выводу, что их новые даты не исключают возможности более ранней оккупации в конце первого тысячелетия нашей эры, за которой последовало оставление, а затем повторная оккупация в 14 веке. [4] Однако недавнее исследование этого места с использованием ткани, полученной из погребений 3 и 8, позволило отнести их к середине XV — середине XVII веков, причем наиболее вероятная дата относится к XVI веку. [5] Когда эти результаты рассматриваются вместе со сравнением материальной культуры с другими местами в регионе, Макинтош и Фэган приходят к выводу, что существуют убедительные доказательства того, что занятия, связанные с серьезной социальной дифференциацией и торговлей на дальние расстояния в Ингомбе-Иледе, возникли не ранее конца 15-го века. века, предполагая, что будущие исследования должны быть сосредоточены на роли Инг'омбе Иледе в сетях 16 века. [6]
Социальная стратификация
[ редактировать ]Социальный статус жителей Ингомбе-леде определялся по содержимому захоронений. [7] Захоронения с украшениями, вероятно, предназначались для богатых людей, таких как торговцы, да, тогда как могилы без украшений, вероятно, принадлежали рабам или менее богатым людям. [1] Например, некоторые захоронения, содержащие инструменты для изготовления металла, такие как те, которые использовались для волочения и ковки медной проволоки, были связаны с мастерами по металлу, которые считались обладателями высокого социального статуса. В Инг'омбе Иледе также были свидетельства иерархии; например, в захоронении 8 находился железный гонг с фланцем , традиционный символ вождя, который напоминал те, что были найдены у людей предков ДР Конго. [4]
Торговля
[ редактировать ]Центральное расположение Ингомбе-Иледеса сделало его лучшим транзитным пунктом для внутренних торговых путей из Великого Зимбабве , Коппербелта и Катанги к побережью Индийского океана. [8] Предметы торговли, доставленные во внутренние районы Индийского океана, включали: стеклянные бусы, бусины из ракушек, раковины каури и ткань, а также предметы, прибывшие по торговому маршруту Индийского океана; слоновая кость, рабы, соль и золото. [8] Это центральное положение также создавало аналогичное преимущество для торговцев из Катанги и Коппербелта , которые торговали медью в виде медных слитков с Ингомбе Иледе. Инго'мбе Иледе стал центром, куда приезжали торговцы из разных мест юга и центральной Африки для обмена товарами. Например, он способствовал проведению сделок с медью из Катанги в ДР Конго, Коппербелта в Замбии и Хурунгве в Зимбабве. [8]
Торговые товары
[ редактировать ]Стеклянные бусины
[ редактировать ]Торговля стеклянными бусами на юге центральной Африки имеет давнюю историю, восходящую к VIII-XVII векам; однако стеклянные бусины прибыли в Инг'омбе-Иледе только примерно в середине 15-го и середине 17-го веков. [9] Химический анализ бусинок Ингомбе-Иледе с использованием с лазерной абляцией и индуктивно-связанной плазмой масс-спектрометрии показывает, что стеклянные бусины из Инг'омбе-Иледе принадлежат к серии Хами из торговой зоны Индийского океана и, возможно, попали в Инг'омбе-Иледе в результате торговли. . [9] Бусы, найденные в Инг'омбе-Иледе, отличались от других бусин, найденных в южно-центральной Африке, таких как Мапунгубве, с помощью микроэлементов, обнаруженных в бусинах. Хами Например, бусины содержали большое количество оксида магния. Химический анализ помог обнаружить некоторые ранее не датированные захоронения в Ин'гомбе-Иледе. Ниже приведены некоторые погребения, в которых находились бусины серии Хами: 3,8,10,25 и 31. [9]
Некоторые захоронения в Ингомбе-Иледе содержали четки, химически связанные с северо-западом Зимбабве, например захоронения: 1, 2, 4 и 10. [9] Они содержали микроэлемент растительной золы (v-Na-Al). [9] Эти бусы имели раннюю дату 14 века. Другими памятниками, которые определяют Инг'омбе Иледе в хронологическом порядке, являются: Манхамба в Малави, датируемая серединой 16 - началом 17 веков, и Хламба Млонга на востоке Зимбабве, датируемая 10-15 веками. [9] Еще одно место, где Инг'омбе Иледе находится в хронологическом порядке, - это Исаму Пати, расположенное в 300 км (190 миль) от места Инг'омбе Иледе. На этом месте находилась серия бус Хами, датированная примерно XIII-XIV веками. [9] Эти даты, полученные для разных типов бус, найденных в разных местах на юге центральной Африки, показывают долгую историю торговли стеклянными бусами в этой части Африки, которая охватывала 10-17 века.
Медные слитки
[ редактировать ]Медные слитки использовались в качестве средства обмена еще в 1000 году нашей эры в южной и центральной Африке. [3] Слитки в Инг'омбе-Иледе поступали из разных мест по внутренним торговым путям и имели форму крестов. Медные слитки различались по форме. [3] Форма медных слитков также была хорошим индикатором хронологии Ингомбе Иледе. Например, медные слитки из Медного пояса по форме были схожи с теми, что поступали из Катанги ; оба были фланцевыми и датированы 14 веком . [5] С другой стороны, медные слитки из Хурунгве были датированы 16 веком . [10] Эти медные слитки имели аналогичную форму с слитками из района Коппербелт и Катанги , что показывает, что торговля медью между этими внутренними объектами продолжалась с 14 по 16 век. [10] В Великом Зимбабве медные слитки имели другую форму — необработанные, и они были датированы гораздо более ранним периодом — 13 веком. [10] Несмотря на то, что медь является основным предметом торговли в южно-центральной торговле, жители Инг'омбе-Иледе использовали медь для изготовления домашних украшений, таких как медные браслеты, найденные в большинстве богатых захоронений на этом месте. Об изготовлении медных браслетов свидетельствуют инструменты для волочения проволоки и пучок тонкой проволоки для изготовления медных браслетов, обнаруженные в некоторых богатых захоронениях в Инг'омбе-Иледе. [1]
Текстиль
[ редактировать ]Ткань в Инг'омбе-Иледе состоит из двух типов: грубая ткань местного производства и импортная ткань тонкого плетения, предположительно индийского происхождения. Грубый материал содержал несколько узоров, аккуратно вплетенных в ткань. [1] На этом месте были обнаружены веретена, сделанные из обломков керамики и продырявленные острым металлическим предметом, для поддержки местного производства грубой ткани. [1]
Керамика
[ редактировать ]Керамика была хорошим источником хронологии большинства археологических памятников, раскопанных в Африке и во всем мире. Такие особенности, как декоративные мотивы и формы сосудов, использовались для отнесения керамики к определенным периодам времени. Форма керамики также использовалась для обозначения функции сосудов. В Ингомбе-Иледе обнаружено большое количество керамических черепков, которые были реконструированы в целые сосуды различных размеров и форм. Эти суда, вероятно, использовались для бытовых целей или в качестве предметов торговли. Никаких свидетельств о методе изготовления керамики на этом месте не обнаружено. [1] Однако археологи нашли инструменты, свидетельствующие о гончарном производстве, например, орудия из гальки, используемые для полировки поверхностей сосудов перед их обжигом. [1] На этом месте также присутствовали мидии , которые использовались для выравнивания стенок керамики на этапе формования. [1] Глину для изготовления гончарных изделий, вероятно, добывали из реки Луситу. [1] Гончары, возможно, сожгли керамику на открытом месте из-за неравномерной окраски поверхности керамики. Керамика в Инг'омбе-Иледе сыграла важную роль в установлении хронологии захоронений на этом месте. Хронология керамики выполнена с использованием декоративных мотивов и формы сосудов. Эти атрибуты служили маркерами времени, которые помогли исследователям расположить Инг'омбе Иледе хронологически. Например, керамика самых ранних уровней в Ингомбе была связана с культурами Кангила и Себанзи. [4]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]В Ингомбе-Иледе было обнаружено несколько свидетельств, свидетельствующих о сельском хозяйстве. Одним из доказательств были одомашненные обугленные сорго и просо . найденные на этом месте [1] На месте были также обнаружены косвенные доказательства, такие как отпечаток листа сорго на черепке горшка из погребения 3. Кроме того, в некоторых могилах находились железные мотыги и топоры , указывающие на земледелие. [1] Они были разделены на функциональные инструменты и церемониальные инструменты в зависимости от степени износа поверхностей. [1] Мотыги и топоры, используемые в сельском хозяйстве, были сильно изношены по сравнению с церемониальными орудиями.
Фаунистические останки
[ редактировать ]На этом месте было минимальное количество доказательств, указывающих на одомашнивание животных. Среди минимальных доказательств, найденных на этом месте, были фрагментированная нижняя челюсть быка с верхней челюстью и рогами. [1] Остальной фаунистический материал принадлежал диким животным : от мелких млекопитающих, таких как крысы, до крупных млекопитающих, таких как слоны , причем на последних охотились ради слоновой кости и мяса. [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Фэган, Брайан; Филипсон, Дэвид; Дэниелс, SGH (1969). Культуры железного века в Замбии (Том 2: Дамбва, Инг'омбе Иледе и Тонга) . Лондон: Чатто и Виндус.
- ^ Бархэм, Л. (2016). «Отчет о месте Ин'гомбе-Иледе» - через Комиссию по сохранению национального наследия Замбии.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б с Чирикуре, Шадрек (2017). «Документирование доколониальной торговли в Африке» - через Кейптаунский университет.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б с д Филипсон, Д.В.; Фэган, Брайан М. (1969). «Дата захоронений Инг'омбе Иледе». Журнал африканской истории . 10 (2): 199–204. дои : 10.1017/S0021853700009476 . S2CID 162191687 – через издательство Кембриджского университета.
- ^ Перейти обратно: а б Макинтош, Сьюзен Кич; Фэган, Брайан М. (2017). «Передатировка захоронений Инг'омбе Иледе». Античность . 91 (358): 1074 – через издательство Аризонского университета.
- ^ Макинтош, Сьюзен Кич; Фэган, Брайан М. (2017). «Перемещение Инг'омбе Иледе в истории южно-центральной Африки» . Античность . 91 (358): 1092–1094. дои : 10.15184/aqy.2017.120 . ISSN 0003-598X . S2CID 164994062 .
- ^ «Ингомбе Иледе из Южной провинции – окно Замбии в прошлое!» .
- ^ Перейти обратно: а б с Пикирайи, Иннокентий (2017). «Ингомбе Иледе и упадок Великого Зимбабве» . Античность . 91 (358): 1085–1086. дои : 10.15184/aqy.2017.120 . S2CID 164994062 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Робертшоу, Питер; Вуд, Мэрили (2017). «Стеклянные бусины от Ing'ombe Ilede» . Античность . 91 (358): 1078–1084. дои : 10.15184/aqy.2017.96 . ISSN 0003-598X . S2CID 164871307 .
- ^ Перейти обратно: а б с Киллик, Дэвид (2017). «Отслеживание торговли Инг'омбе Леде». Античность . 91 (389). дои : 10.15184/aqy.2017.100 . S2CID 164822978 .