Ливанский центр энергосбережения
Формирование | 2002 |
---|---|
Штаб-квартира | Бейрут |
Президент/Директор | Пьер Эль Хури |
Веб-сайт | http://lcec.org.lb |
Ливанский центр энергосбережения (LCEC) является национальным энергетическим агентством Ливана. Это правительственная организация в составе Министерства энергетики и водных ресурсов Ливана (MEW). LCEC является техническим подразделением Министерства по всем вопросам, связанным с энергоэффективностью , возобновляемыми источниками энергии и зелеными зданиями . [1] LCEC предоставляет программы энергоэффективности и возобновляемых источников энергии для государственного и частного секторов Ливана. [2]
LCEC является финансово и административно независимой организацией с 2011 года. LCEC возникла в 2005 году, когда она была инициирована как совместный проект Министерства энергетики и водных ресурсов и Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в Ливане. [3]
Обзор
[ редактировать ]LCEC — это техническое подразделение правительства Ливана, работающее над институционализацией всех национальных усилий по:
- Улучшить и повысить осведомленность об энергоэффективности в основных секторах экономики.
- Поощрять использование технологий возобновляемой энергетики посредством технической и политической поддержки.
- Предоставлять надежные данные о структуре и распределении спроса на энергию.
- Добейтесь измеримых и устойчивых глобальных выгод в виде долгосрочного сокращения выбросов парниковых газов (ПГ) . [3]
На Копенгагенском климатическом саммите 2009 года Ливан добровольно обязался увеличить долю возобновляемых источников энергии до 12% к 2020 году. Это добровольное обязательство было закреплено в «Стратегическом документе для электроэнергетического сектора», подготовленном Министерством энергетики и водных ресурсов и официально принятом Советом министров в июне 2010 года. После этого LCEC разработал НПЭЭ Ливан на 2011–2015 годы, который был принят в августе 2010 года Министерством энергетики и водных ресурсов и одобрен в ноябре 2011 года правительством Ливана. НПДЭЭ обобщает все национальные цели, программы и политику в 14 независимых, но взаимосвязанных инициативах в секторах энергоэффективности и возобновляемых источников энергии. НПДЭЭ был подготовлен в соответствии с арабскими руководящими принципами по энергоэффективности (основанными на директиве ЕС 2006/32/EC об эффективности конечного использования энергии и энергетических услугах), и Ливан был первой арабской страной, официально принявшей такой план. LCEC в настоящее время обновляет NEEAP при подготовке Стратегии возобновляемой энергетики для Ливана, которая будет включать несколько сценариев достижения установленной цели в 12% возобновляемых источников энергии к 2020 году, и это также будет соответствовать арабскому руководству по возобновляемым источникам энергии, которое находится в стадии подготовки. [4]
История
[ редактировать ]Еще в 2002 году Министерство энергетики и водных ресурсов (МЭВ) и Программа развития ООН (ПРООН) подписали соглашение о создании нового проекта под названием «Межсекторальная энергоэффективность и устранение барьеров для работы ЭСКО». Проект совместно финансировался Глобальным экологическим фондом (ГЭФ) и Министерством энергетики и водных ресурсов под непосредственным управлением ПРООН в Ливане. [1]
Одной из основных целей этого проекта было создание национального энергетического агентства Ливана, которое будет называться Ливанским центром энергосбережения (LCEC). Команда проекта начала свою работу в начале 2005 года, постепенно название проекта изменилось на LCEC. Проект LCEC успешно реализовал ряд мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности в Ливане. Постепенно LCEC зарекомендовал себя как независимый технический национальный центр, предлагающий правительству Ливана и, в частности, Министерству энергетики и водных ресурсов все виды услуг, посвященных энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии. [2]
Роль проекта LCEC была закреплена в качестве независимого технического национального центра в Меморандуме о взаимопонимании (МоВ), подписанном между MEW и ПРООН 18 июня 2007 года. ГЭФ и ПРООН расширили свою поддержку LCEC в 2009 году до конца 2013 года.
В 2013 году финансовая и административная поддержка LCEC со стороны ГЭФ и ПРООН закончилась. В том же году LCEC получила первую финансовую поддержку от Министерства энергетики и водных ресурсов Ливана (MEW). Поддержка MEW обеспечила устойчивость центра как минимум на 5 лет. LCEC также пользуется поддержкой Европейского Союза (ЕС) в рамках контракта, подписанного с Центральным банком Ливана (BDL). [1]
Партнерство
[ редактировать ]Работа LCEC характеризуется различными партнерскими отношениями с национальными и международными частными и государственными организациями.
Министерство энергетики и водных ресурсов является центральной общественной организацией, отвечающей за энергетический сектор Ливана. LCEC связан с Министерством энергетики и водных ресурсов во всех основных решениях, инициативах и проектах, связанных с энергоэффективностью и возобновляемыми источниками энергии.
LCEC также является техническим партнером Центрального банка Ливана (BDL) в рассмотрении и оценке всех технических заявок на энергетические кредиты под низкие проценты, подаваемые в BDL.
Разработка политики
[ редактировать ]На Копенгагенском климатическом саммите 2009 года Ливан добровольно пообещал увеличить долю возобновляемых источников энергии до 12% к 2020 году. Это добровольное обязательство было закреплено в «Стратегическом документе для электроэнергетического сектора», подготовленном Министерством энергетики и водных ресурсов (MEW) и официально принят Советом министров в июне 2010 года: он включает 10 стратегических инициатив по улучшению инфраструктуры, систем спроса и предложения и определению правовой базы. Две ключевые инициативы направлены соответственно на возобновляемые источники энергии и управление спросом/энергоэффективность.
Национальный план действий по энергоэффективности
[ редактировать ]В соответствии с «Стратегическим документом для электроэнергетического сектора», подготовленным Министерством энергетики и водных ресурсов (MEW) и официально принятым Советом министров в июне 2010 года, LCEC разработал Национальный план действий по энергоэффективности на 2011–2015 годы для Ливана (NEEAP), чтобы достичь национальной цели по доле доли возобновляемых источников энергии в 12% к 2020 году. НПДЭЭ обобщает все национальные цели, программы и политику в 14 инициативах в секторах энергоэффективности и возобновляемых источников энергии.Инициативы НПДЭЭ заключаются в следующем:
- Инициатива 1: К запрету импорта ламп накаливания в Ливан
- Инициатива 2: Принятие Закона об энергосбережении и институционализация Ливанского центра энергосбережения (LCEC) в качестве Национального агентства Ливана.
- Инициатива 3: Содействие децентрализации производства электроэнергии с помощью фотоэлектрических и ветровых установок в жилом и коммерческом секторах.
- Инициатива 4: Солнечные водонагреватели для зданий и учреждений
- Инициатива 5: Разработка и реализация национальной стратегии эффективного и экономичного общественного уличного освещения в Ливане.
- Инициатива 6: Производство электроэнергии за счет энергии ветра
- Инициатива 7: Производство электроэнергии из солнечной энергии
- Инициатива 8: Гидроэнергетика для производства электроэнергии
- Инициатива 9: Геотермальная энергия в Ливане , преобразование отходов в энергию и другие технологии
- Инициатива 10: Строительный кодекс Ливана
- Инициатива 11: Механизмы финансирования и стимулирование
- Инициатива 12: Информированность и наращивание потенциала
- Инициатива 13: Прокладывая путь к энергоаудиту и бизнесу ЭСКО
- Инициатива 14: Продвижение энергоэффективного оборудования [5]
НПДОЭ 2012–2020, НПДОЭ и ВИЭ
[ редактировать ]LCEC в настоящее время обновляет и разрабатывает NEEAP на 2015–2020 годы, одновременно готовя Стратегию в области возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и Национальный план действий в области возобновляемых источников энергии (NREAP) для Ливана. Ливанский НПЭЭ был подготовлен в соответствии с арабскими руководящими принципами по энергоэффективности (основанными на директиве ЕС 2006/32/EC об эффективности конечного использования энергии и энергетических услугах), и Ливан был первой арабской страной, официально принявшей такой план. [5]
Пилотные проекты
[ редактировать ]Деятельность Ливанского центра энергосбережения (LCEC) расширяется до реализации пилотных проектов в сфере энергоэффективности и возобновляемых источников энергии. Благодаря грантам, пожертвованиям и партнерству LCEC успешно реализовал различные пилотные проекты и в настоящее время работает над реализацией многих других. Пилотные проекты помогают придать новый импульс рынку и, что наиболее важно, дают возможность извлечь выгоду из извлеченных уроков.
2006: 500 солнечных водонагревателей.
[ редактировать ]Китайское правительство пожертвовало 500 солнечных водонагревателей для установки в освобожденных районах Южного Ливана . Министерство энергетики и водных ресурсов (MEW) поручило Ливанскому центру энергосбережения (LCEC) поддержать его установку как технически, так и финансово. Рабочая нагрузка заключалась в обеспечении всей логистики проекта, приглашении китайских экспертов для проведения интенсивного обучающего семинара и оказании помощи в выборе бенефициаров. [6]
В дополнение к вышесказанному была собрана сумма в размере 112 500 долларов США для установки оборудования.
К сожалению, в результате июльской войны в Ливане было уничтожено 200 солнечных установок. В связи с этим, а также после впечатляющего успеха проекта, LCEC обратился к посольству Китая с просьбой предоставить Ливану аналогичное пожертвование, поскольку оно напрямую влияет на бенефициаров. Это может быть достигнуто и будет предложено в рамках второй фазы проекта. [7]
Информация о проекте
[ редактировать ]- Дата внедрения: 3 квартал 2006 г.
- Пожертвование: 500 солнечных водонагревателей.
- Вид пожертвования: в натуральной форме
- Тип применения: солнечные водонагреватели с вакуумными трубками.
- Бенефициары: 417 жилых домов и центров общественного здравоохранения.
- Охваченные территории: освобожденные районы Южного Ливана.
- Роль LCEC: техническое агентство
Достижения
[ редактировать ]- Площадь сбора: 1270 кв. метров.
- Годовое производство энергии: 1018 МВтч.
- Ежегодная экономия затрат на электроэнергию (со стороны потребителя): 71 000 долларов США.
- Ежегодная экономия затрат на электроэнергию (сторона EDL): 326 000 долларов США.
- Годовое сокращение выбросов парниковых газов: 848 тонн CO 2
Реализовано
[ редактировать ]2008: Солнечные водонагреватели для некоммерческих объектов.
[ редактировать ]Программа развития Организации Объединенных Наций через свою Программу энергетики и окружающей среды при финансовой поддержке Шведского агентства международного развития (SIDA) запустила пилотный проект по установке солнечных водонагревателей на объектах государственных и неправительственных организаций в отдельных пострадавших районах Бейрута, Бекаа и Южный Ливан из-за войны в июле 2006 года.Под руководством Ливанского центра энергосбережения (LCEC) проект включал установку 93 индивидуальных (с естественной циркуляцией) солнечных водонагревателей и 11 коллективных (с принудительной циркуляцией) солнечных водонагревателей, общая площадь сбора которых составила 1040 квадратных метров. .Солнечные водонагревательные установки были реализованы тремя квалифицированными фирмами в рамках международного тендера и разделены на пять лотов. [8]
Информация о проекте
[ редактировать ]- Дата внедрения: 1 квартал 2008 г.
- Пожертвование: 104 солнечные водонагревательные системы (11 коллективных и 93 индивидуальных).
- Вид пожертвования: наличные.
- Тип применения: индивидуальные и коллективные солнечные системы нагрева воды.
- Бенефициары: 104 больницы, детские дома, центры престарелых, учреждения здравоохранения, Красный Крест и центры гражданской обороны.
- Охватываемые территории: Бекаа, Юг и пригороды Бейрута.
- Роль LCEC: администратор
Достижения
[ редактировать ]- Площадь сбора: 1040 квадратных метров.
- Годовое производство энергии: 1017 МВтч.
- Ежегодная экономия затрат на электроэнергию (со стороны потребителя): 81 000 долларов США.
- Ежегодная экономия затрат на электроэнергию (сторона EDL): 324 000 долларов США.
- Годовое сокращение выбросов парниковых газов: 744 тонн CO 2
Реализовано
[ редактировать ]- Акватерма Инжиниринг
- Кипрос Солар
- Даутек [9]
Пилотный проект КЛЛ в Нихе, Бекаа
[ редактировать ]На основании соглашения о сотрудничестве, подписанного между LCEC и Electricité de Zahlé (EDZ), EDZ установила около 1048 компактных люминесцентных ламп (КЛЛ) в деревне Ниха в районе Бекаа совершенно бесплатно . 1048 КЛЛ были приобретены LCEC, а установка была предложена EDZ бесплатно в качестве вклада в натуральной форме.
Непосредственной целью пилотного проекта является снижение счетов за электроэнергию различных потребителей и, следовательно, снятие части финансового бремени с семей в этом районе. Еще одной важной целью является сокращение выбросов парниковых газов, вызванных неэффективным освещением. Кроме того, если представить этот проект как историю успеха, подкрепленную реальной достигнутой экономией, это может увеличить долю рынка энергоэффективного освещения в Ливане и, следовательно, подтолкнуть рынок к поэтапному отказу от ламп накаливания в стране. Эта стратегия сочетается с различными стратегиями, которым следуют многие страны Европы , Америки и Австралии . Наконец, проект должен обеспечить определенную экономию долларов в национальном счете за электроэнергию. [10]
Есть две очень важные причины, по которым проект выбрал EDZ для этой установки. EDZ — профессиональная электроэнергетическая компания, которая осуществляет онлайн-контроль потребления электроэнергии в каждом доме. Это означает, что EDZ может отслеживать изменения в счетах за электроэнергию в результате реализации проекта и, следовательно, может сообщать об измерении и экономии в кВтч и в долларах. Вторая причина заключается в том, что руководство EDZ готово поддержать эту программу финансово на более позднем этапе.
После обследования объекта, проведенного EDZ, LCEC поставила в EDZ около 1048 КЛЛ разных размеров общей стоимостью, не превышающей 2500 долларов США.
Ввиду важности этого пилотного проекта мероприятие широко освещалось в средствах массовой информации. Фактически, пресс-релиз был распространен в главных газетах города, а именно «Аннахар» , «Ассафир» , «Аль-Анвар » и «Аль-Мустакбал» . Кроме того, проект освещали две основные телевизионные станции Ливана, а именно LBCI и NTV.
Недавно LCEC в сотрудничестве с EDZ работал над подготовкой полного исследовательского отчета об успехе этого проекта через год после его завершения. Результаты исследования скоро будут опубликованы LCEC.
Эти пилотные проекты подготавливают почву для внедрения четкой стратегии DSM, разрабатываемой в настоящее время. Стратегия будет нацелена на установку огромного количества светильников CFL по всему Ливану. [11]
Грант правительства Китая – Этап 2
[ редактировать ]После успеха 500 солнечных водонагревателей, подаренных Китайской Народной Республикой, и последующих нападений Израиля в июле 2006 года, приведших к разрушению 200 водонагревателей ранее в том же году, LCEC и Министерство энергетики и водных ресурсов (MEW) тесно координировал свои действия с правительством Китая в целях предоставления гранта для фазы 2, который будет включать 600 солнечных водонагревателей аналогичной мощности и типа для фазы 1 (емкость бака 208 л и 28 стеклянных трубок).
Информация о проекте
[ редактировать ]- Дата начала: 1 квартал 2010 г.
- Пожертвование: 600 солнечных водонагревателей (200 для замены поврежденных на этапе 1 плюс 400 новых установок)
- Вид пожертвования: в натуральной форме
- Тип применения: солнечные водонагреватели с вакуумными трубками.
- Бенефициары: 417 жилых домов и центров общественного здравоохранения.
- Охватываемые территории: жилые дома и некоммерческие объекты.
- Роль LCEC: техническое агентство
Прогнозируемые достижения
[ редактировать ]- Площадь сбора: 1524 квадратных метра.
- Годовое производство энергии: 1221 МВтч.
- Ежегодная экономия затрат на электроэнергию (со стороны потребителя): 97 000 долларов США.
- Ежегодная экономия затрат на электроэнергию (сторона EDL): 445 000 долларов США.
- Годовое сокращение выбросов парниковых газов: 1 017 тонн CO 2 [12]
Солнечная змея реки Бейрут
[ редактировать ]«Солнечная змея реки Бейрут» (BRSS) — первый пилотный проект в Ливане по производству электроэнергии из солнечной энергии. Он был запущен Министерством энергетики и водных ресурсов (MEW) в 2013 году и находится под контролем и управлением LCEC. Проект будет продлен на расстояние 6,5 км в верховьях реки Бейрут и будет иметь установленную мощность 10 МВт, что станет первой солнечной электростанцией, подключенной к сети, которая будет генерировать и снабжать EDL чистой энергией. В проекте также будет техническое здание. Реализация первого этапа имеет установленную мощность 1 МВт и площадь 16 000 м2. [13] Стоимость 1-го этапа проекта составляет $3,1 млн (при бюджете $4 млн) и полностью финансируется MEW. Реализация первого этапа, начатого в июле 2014 года, в настоящее время завершена. [14]
Общественное уличное освещение
[ редактировать ]LCEC участвовала в проекте уличного освещения и организовала установку 500 уличных фонарей на солнечных батареях в конце декабря 2014 года за счет гранта правительства Китая в районах Дора, Джуния, Корнет-Чехван и Батрун.
Французская инициатива FASEP по созданию образовательной платформы по солнечной фотоэлектрической энергии
[ редактировать ]Проект «Образовательно-демонстрационная платформа по возобновляемым источникам энергии в Ливане» представляет собой совместную инициативу французской компании Transénergie и Министерства энергетики и водных ресурсов в лице LCEC при непосредственной поддержке Института промышленных исследований (IRI) и ПРООН в Ливане. Его целью является создание образовательной платформы, которая будет использоваться исследователями, образовательными учреждениями, студентами университетов, а также профессионалами в секторе солнечной фотоэлектрической энергии. [15]
Инициатива по трансформации и укреплению глобального рынка солнечного водонагревателя
[ редактировать ]Основным компонентом работы LCEC является финансируемый ГЭФ проект «Инициатива по преобразованию и укреплению глобального рынка солнечного водонагревателя», направленный на установку около 190 000 квадратных метров солнечных водонагревателей (SWH) в течение срока реализации проекта с 2010 года до конца. 2014 года. Другая цель проекта — помочь рынку достичь общего годового объема продаж в 50 000 м2 и установить 1 050 000 квадратных метров мощности SWH к 2020 году. Для достижения этих целей в рамках проекта была проведена пилотная установка солнечного нагрева воды, по обучению инженеров и техников, рекламе и маркетингу, а также всем другим аспектам, которые влияют на рост рынка солнечного водонагревателя.
До июля 2014 года кредиты SWH были утверждены в общей сложности на 5878 установок, из которых 49,63% получили субсидию в размере 200 долларов США. Всего с 2012 по 2013 год было продано 33 239 систем.
Кроме того, LCEC предоставляет как государственному, так и частному сектору экспертные консультации, финансирование и аккредитацию, разрабатывает стандарты и маркировку энергоэффективности, а также предоставляет показатели национальной энергетической базы данных. [16]
ЭСКО компании
[ редактировать ]С 2001 года инициирована общегосударственная программа энергоаудитов объектов среднего и крупного потребления. Это был проект, финансируемый Глобальным экологическим фондом (ГЭФ), управляемый Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), и назывался «Межсекторальная энергоэффективность в Ливане и устранение барьеров для работы ЭСКО». В начальный период 2002–2004 гг. наблюдались задержки в реализации проекта; следовательно, проект был по сути перезапущен с новой проектной командой в 2005 году и действовал до конца 2009 года.Проект был в основном ориентирован на высокое совокупное потребление энергии на промышленных предприятиях и в зданиях, где потенциал энергосбережения важен и перспективен. В 2006 году LCEC стремился и работал над созданием рынка для ЭСКО (энергетических сервисных компаний, предлагающих услуги по повышению энергоэффективности), где конечный пользователь может запросить специализированную ЭСКО для проведения энергетического аудита.
В рамках проекта проведено более 125 проверок, в основном по крупным объектам.
В начале программы работала только одна ЭСКО. В 2010 году действовало только 8 ЭСКО, сейчас их уже более 30, и рынок все еще быстро расширяется. Для дальнейшей поддержки роста рынка ЭСКО, LCEC запустил инициативу в рамках NEAAP под названием «Прокладывая путь к энергоаудиту и бизнесу ЭСКО». Целью этой инициативы является поддержка развития ЭСКО, работающих в сфере энергоаудита, и предоставление им подходящих финансовых, налоговых и технических стимулов для устранения всех препятствий, мешающих их росту. Чтобы поддержать эту инициативу, LCEC предлагает периодические тренинги, семинары и семинары по деятельности и процедурам энергоаудита для технических специалистов, инженеров, банкиров и всех, кто работает в этой области.Программа предварительной квалификации ESCO была запущена LCEC к 2014 году с целью регулирования рынка и получения рекомендуемого списка компаний для потенциальных проектов. [17]
Финансирование
[ редактировать ]Национальная программа по энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии (NEEREA) представляет собой механизм зеленого финансирования, который позволяет организациям частного сектора подавать заявки на субсидированные кредиты для любого типа проектов по энергоэффективности и/или возобновляемой энергии.Кредит имеет потолок в 20 миллионов долларов США и предлагается по процентной ставке 0,6% сроком на 14 лет. Зеленые кредиты предоставляются через любой ливанский коммерческий банк и напрямую достигают конечного пользователя. [18] Европейский Союз вносит свой вклад в NEEEA, предлагая грант в размере доли инвестиционных затрат в размере максимум 5 миллионов долларов США: 15% для несубсидируемых секторов и 5% для субсидируемых секторов.
К январю 2015 года в рамках механизма финансирования NEEREA было одобрено более 200 проектов на общую сумму более 200 миллионов долларов США. Результаты показывают, что около 60% проектов были посвящены солнечным фотоэлектрическим технологиям, а 82% суммы кредитов приходилось на зеленые здания. [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с МЕД-ЖЕЛАНИЕ. (2015). ЛКЭК. Получено с: http://www.med-desire.eu/index.php?option=com_content&view=article&id=129&Itemid=687&lang=en.
- ^ Jump up to: а б Пьер Эль Хури. (2013). Взгляд на энергоэффективность и развитие возобновляемых источников энергии в Ливане. Получено с сайта: http://www.institutdesfinances.gov.lb/english/pdf/Pierre%20Khoury-CHEDE%20MED%20Presentation-%20050613.pdf . Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Проект Ливанского центра энергосбережения. (2013). О нас. Получено с: http://www.lcecp.org.lb/aboutus.php?i=1 .
- ^ МЕД-ENEC. (2015). Совет министров Ливана утвердил Национальный план действий Ливана по энергоэффективности. Получено с: http://www.med-enec.com/news/lebanese-council-ministers-approves-lebanon%E2%80%99s-national-energy-efficiency-action-plan-neeap.
- ^ Jump up to: а б Региональный центр возобновляемой энергетики и энергоэффективности. (2011). Национальный план действий по энергоэффективности (NEEAP) для Ливана. Получено с: http://www.rcreee.org/content/national-energy-efficiency-action-plan-neeap-lebanon.
- ^ Прокладывая путь к Средиземноморскому солнечному плану. (2011). Сравнительный анализ существующей практики с нормами ЕС. Получено с: «Отчеты по сравнительному анализу — Библиотека» . Архивировано из оригинала 2 сентября 2013 г. Проверено 9 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Солнечный тепловой мир. (2009). Оценка энергетических и финансовых показателей солнечной системы горячего водоснабжения в жилом доме на одну семью: практический пример из Марджеюна, Южный Ливан. Получено с: http://www.solarthermalworld.org/sites/gstec/files/LCEC%20SWH%20DWELLING.pdf.
- ^ Ливанский центр проекта энергосбережения. (2013). Пилотные проекты. Получено с: http://www.lcecp.org.lb/pilotprojects.php?li=5&pproject=1.
- ^ Программа развития ООН. (2007). Ливан: Оценка программы «Энергетика и окружающая среда». Получено с сайта: http://www.undp.org.lb/WhatWeDo/Docs/EEOutcome%20Evaluation.pdf.
- ^ Министерство окружающей среды. (2010). Энергетический кризис. Получено с: http://test.moe.gov.lb/Documents/SOER%20Chap%209.pdf.
- ^ Ливанский центр энергосбережения. (2010). Пилотные проекты. Получено с: http://www.lcecp.org.lb/pilotprojects.php?li=5&pproject=1.
- ^ Ливанский центр энергосбережения. (2010). Планируемые пилотные проекты. Получено с: http://www.lcecp.org.lb/pilotprojects.php?li=5&pproject=1.
- ^ Ассоциация ливанских промышленников. (2013). Предложение Phoenix для членов Ali. Получено с: http://www.ali.org.lb/english/morearticles.asp?newsid=123. Архивировано 16 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ БРСС Ливан. (2015). Солнечная змея реки Бейрут (BRSS). Получено с: http://brsslebanon.com/
- ^ Экономика и экология онлайн. (2014). Французская инициатива FASEP финансирует образовательную платформу по солнечной фотоэлектрической энергии. Получено с: http://www.eecoy.com/content/french-fasep-initiative-finances-solar-photovoltaic-educational-platform.
- ^ Банк данных. (2013). Рынок солнечных водонагревателей с 2009 по 2013 год и далее. Получено с: http://www.databank.com.lb/docs/solar%20water%20heaters%20market%202009-2013.pdf.
- ^ Ливанский центр проекта энергосбережения. (2013). Энергоаудит. Получено с: http://www.lcecp.org.lb/energy.php?i=2 .
- ^ Межконтинентальный банк Ливана. (2014). Зеленые кредиты. Получено с: http://www.ibl.com.lb/RetailProducts/Loans/GreenLoans/tabid/184/Default.aspx.
- ^ Региональный центр возобновляемой энергетики и энергоэффективности. (2014). Национальные действия по энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии. Получено с: http://www.rcreee.org/sites/default/files/lebanon_neerea_web.pdf.