Биркарл
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2015 г. ) |
Биркарлы . ( швед ) были небольшой, неофициально организованной birkarlar группой, которая контролировала налогообложение и торговлю в центральном Лаппмаркене в Швеции с 13 по 17 века. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Биркарлы (bircharlaboa) впервые упоминаются в 1328 году, когда они указаны как одна из групп поселенцев в северном Хельсингланде , обозначение, которое охватывало западное побережье Ботнического залива вплоть до реки Оулу и вокруг него .
Название «биркарл», вероятно, происходит от древнего скандинавского слова «бирк» , которое использовалось в отношении торговли в различных контекстах.
В конце 16 века появились утверждения о биркарлах, происходящих из Великого Пирккала (прихода в Верхней Сатакунте ), пропагандируемые самими биркарлами в их борьбе за то, чтобы не дать государству лишить их привилегий. Это, по крайней мере, отчасти верно, поскольку мужчины из Пирккала фигурируют в качестве свидетелей в документе 1374 года о местных границах на севере Похьянмаа . [ 1 ] финский термин pirkkamiehet или pirkkalaiset Позже, в 19 веке, в качестве «домашнего» названия биркарлов был придуман . Оно никогда не упоминается ни в каких документах или традициях, но сегодня в Финляндии широко используется для обозначения биркарлов.
Всего существует около двадцати теорий, объясняющих происхождение и название биркарлов.
Саамская торговая и налоговая монополия
[ редактировать ]Основной целью организации биркарлов было контролировать торговлю с саамами и облагать их налогом. Легенды гласят, что право биркарлу облагать налогом саамов было дано Магнусом Барнлоком , королем Швеции в то время. Саамы традиционно облагались налогом норвежцами уже в эпоху викингов или даже раньше. Позже россияне и начали облагать их налогом. После того как около 1250 г. южная Финляндия оказалась под контролем, Швеция заинтересовалась ситуацией на севере. В конце концов, некоторые саамы заплатили налоги всем трем штатам. Биркарлы были лишь одним из элементов колониальной системы, получавшей прибыль от территории саамов. [ 1 ]
Похоже, что привилегии биркарлов были скорее де-факто , чем де-юре . Не сохранилось ни одного документа, предоставляющего им официальное право на налоговую и торговую монополию на севере, хотя государство сначала поддерживало, а затем терпело ситуацию на протяжении веков.
Зона влияния
[ редактировать ]Биркарлы действовали в долинах рек Торнио , Лулео и Питео , причем Торнио был их основным районом. Каждая из долин образовывала отдельный « лаппмарк » со своими биркарлами. [ 1 ] Саамы к югу от Питео были «коронными саами», которые платили налоги непосредственно королю.
Биркарлов, проживавших в каждой зоне влияния, было очень мало, всего около 50 человек еще в начале 16 века. [ 1 ]
В XVI веке, ближе к концу своего существования, долина реки Кеми также частично находилась под влиянием биркарлов. В 1590-х годах они также пытались получить налоговый контроль над морскими саамами в Северном Ледовитом океане . [ 1 ]
Упадок и конец
[ редактировать ]Биркарлы оставались полезными королю до тех пор, пока власть государства на севере была слабой. После распада Кальмарской унии в начале 16 века ситуация на севере стала более важной. Серьезная неудача для биркалов произошла в 1553 году, когда король Густав Васа лишил их права облагать налогом саамов. Не имея возможности продолжать прежнюю жизнь, многие биркарлы стали местными налоговыми органами ( лапинвоути по-фински). [ 1 ]
Торговая монополия Биркарлов просуществовала недолго и с 1570-х годов оказалась на линии огня. Государство хотело сосредоточить торговлю в городах, которые было легче контролировать, что сделало необходимость в биркарлах отпадшей. Не имея официального статуса, у организаций биркарлов было мало средств для отпора, и они незаметно исчезли в 17 веке после административных изменений, инициированных королем Карлом IX . Торнио, Лулео и Питео получили свои городские грамоты в 1621 году, что ознаменовало официальный конец биркарлов. [ 1 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Саму Сарвиахо (2020) « Неуловимый финн: этническая идентичность, критика источников и ранняя история Северной Швеции в шведской историографии семнадцатого века ». Скандинавский журнал истории