Харальд Нэгели



Харальд Нэгели (родился 4 декабря 1939 года) — швейцарский художник, наиболее известный как «Распылитель Цюриха» после граффити, которое он нарисовал в конце 1970-х годов на стенах и зданиях в Цюрихе , Швейцария.
«Распылитель Цюриха»
[ редактировать ]Нэгели получил классическое художественное образование: учился в Kunstgewerbeschule в Цюрихе и в Школе изящных искусств в Париже. [1] Граффити Нэгели появились в сентябре 1977 года на стенах Цюриха. Он использовал черную аэрозольную краску для рисования каркасных фигур на стенах как общественных, так и частных зданий. Свои граффити он рисовал анонимно по ночам в разных частях города. Эти цифры вызвали бурную полемику в Цюрихе, да и в Швейцарии в целом. Интеллигенция и художники рано признали художественную ценность работ Нэгели, но широкая общественность и швейцарские власти увидели в этом лишь незаконное и злонамеренное порчу собственности. Сам Нагели позже сказал, что видел себя политическим художником, а его граффити были политическим заявлением против растущей анонимности в городе. [2] Власти выдали на него ордер на арест , но задержали его только в июне 1979 года, когда он вернулся к одной из своих картин, чтобы забрать забытые там очки. До этого он нарисовал около 900 граффити в Цюрихе. Он уклонился от суда, сбежав в Германию к своему доверенному лицу, журналисту и писателю Хуберту Мессену, но был заочно приговорен к девяти месяцам тюремного заключения и штрафу в размере 206 000 швейцарских франков. Его адвокаты подали апелляцию, но Верховный суд Швейцарии подтвердил приговор в ноябре 1981 года. Поскольку Нэгели покинул страну, власти Цюриха выдали на него международный ордер на арест. 72 швейцарских художника подписали петицию с требованием отозвать ордер на арест, но безрезультатно.
В Германии его работы больше ценились как искусство, и Нэгели остался там на несколько лет и познакомился с Йозефом Бойсом , который был соседом Мессена по городу Дюссельдорф . Нэгели продолжал разрисовывать свои характерные каркасные граффити в Кёльне и Дюссельдорфе, и хотя там они не были единогласно приняты, они вызвали гораздо меньше дискуссий, чем в Цюрихе. В Кельне он создал в 1980/81 году цикл из около 600 граффити, который стал известен как Kölner Totentanz ; большая часть этих работ была удалена уже на следующий день после их создания городской службой уборки. Мэр Оснабрюка даже пригласил Нэгели провести распыление в его городе, но Нэгели отклонил это предложение. Адольф Мушг , выдающийся швейцарский писатель, а затем профессор литературы в ETH в Цюрихе и один из 72 художников, подписавших петицию, позже прокомментировал: «Он не работает по заказу. Он не продает свою ярость». [3] 27 августа 1983 года Нэгели был арестован в Путтгардене на Фемарне , когда он пытался перебраться в Данию, но снова был освобожден под залог . Германия не хотела предоставлять швейцарцам экстрадицию, но в конце концов согласилась выселить Нэгели. 29 апреля 1984 года Нэгели сдался швейцарской полиции на пограничном переходе в Лёррахе и впоследствии отбыл тюремное заключение. После освобождения он вернулся в Дюссельдорф в Германии.
В Германии
[ редактировать ]Нэгели практически исчез из внимания общественности в конце 1980-х годов. Он начал заниматься рисунками на бумаге и гравюрами. Свои новые работы он называет Partikelzeichnungen ; они состоят из тысяч крошечных точек и маленьких линий. Этот медленный процесс резко контрастирует с его ранними граффити, которые по своей природе были очень спонтанным средством выражения. [1]
Нэгели стал уважаемым художником в Германии. В 1997 году он создал граффито для Тюбингенского университета , а в 1998 году был назначен профессором Академии Томаса-Моруса в Кёльне. Он подарил свою Partikelzeichnungen Институту истории искусств Тюбингенского университета . [4]
Реабилитация
[ редактировать ]Даже власти Цюриха в конце концов признали граффити Нэгели искусством. В городе восстановили одно из немногих сохранившихся его граффити в Цюрихе: «Ундина» была создана в 1978 году на здании Цюрихского университета , расположенном по адресу Шенберггассе, 9 ( 47 ° 22'23,4 "N 8 ° 32'56,5" E / 47,373167 ° N 8,549028 ° E ). Когда здание было отремонтировано с 1995 по 2004 год, строительное управление сочло граффито «ценным произведением искусства» и закрыло его, чтобы защитить его на время работ. [5] В октябре 2004 года Ундина была восстановлена, а другие граффити, добавленные позже, были удалены. [6]
Ссылки
[ редактировать ]Основные источники:
- Биллетер, Ф.: Харальд Нэгели: Распылитель из Цюриха вызывает фурор - в обоих смыслах этого слова - своими фигурками , в Бьянки, П. (ред.): Граффити. Настенное искусство и дикие картины ; Биркхойзер, Базель, 1984 г. ISBN 3-7643-1617-9 . На немецком языке.
Другие источники:
- ^ Jump up to: а б Эссль, К.: Движение частиц в космосе , 1992. На немецком языке. Последний раз доступ к URL был осуществлен 23 февраля 2006 г.
- ^ Мэссен, Х.; Игюз, доктор: Граффити восьмидесятых в Кельне, Часть 1: Харальд Нэгели , 1998. Веб-сайт на немецком языке, со множеством изображений Кельнского танца смерти . Последний раз доступ к URL был осуществлен 24 февраля 2006 г.
- ^ Радио DRS : Между «правильным» и «законным». Безнаказанность для опрыскивателя? Архивировано 3 мая 2006 г. на Wayback Machine . Радиодебаты между Адольфом Мушгом и Марселем Берчи , генеральным прокурором Цюриха, транслировались в начале 1980-х годов. На немецком языке. Последний раз доступ к URL был осуществлен 23 февраля 2006 г.
- ↑ Тюбингенский университет: Харальд Нэгели. Архивировано 16 июля 2012 г. в Wayback Machine , 11 февраля 2003 г. Последний раз доступ к URL был осуществлен 23 февраля 2006 г.
- ↑ Государственная канцелярия Цюриха: Цюрихский университет, немецкий семинар: Реставрация фрески Харальда Нэгели , 22 сентября 2004 г. Восхваление Нэгели (на немецком языке) с изображением Ундины до реставрации. Последний раз доступ к URL был осуществлен 23 февраля 2006 г.
- ↑ Фукс, М.: «Undine» bleibt. Архивировано 1 января 2013 г. в archive.today , Университет Цюриха, 17 октября 2005 г. На немецком языке, с изображением работы после ее реставрации. Последний раз доступ к URL был осуществлен 23 февраля 2006 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мессен, Х.: Распылитель Цюриха: Кельнский танец смерти , Кельн, 1982 г., опубликовано книжным магазином Walther König. На немецком языке. ISBN 3-88375-016-6 .
- Нагели, Х.: Мой бунт, мои аэрозольные бомбы, мое восстание с поэзией , Бентели Верлаг, Берн, 1979.
- ван Трик, Б.: Великий лексикон граффити , Берлин (Lexikon-Imprint-Verlag), 2001 г., ISBN 3-89602-292-X
- — Уличное искусство Берлина , Берлин (Schwarzkopf & Schwarzkopf) 1999, ISBN 3-89602-191-5
- — Настенные рисунки , Moers (Edition aragon) 1995 г., ISBN 3-89535-424-4
- - Граффити Арт #9 Стены , Берлин (Schwarzkopf & Schwarzkopf) 1998 г., ISBN 3-89602-161-3
- - Стрит-арт Кельн , Моерс (Издание арагон) 1996 г., ISBN 3-89535-434-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Два изображения Негели 1984 года, на которых он изображен в Лёррахе в компании Бойса, когда он сдался швейцарской полиции.
- Харальд Нэгели : Резюме на сайте graffiti.org с несколькими изображениями.