Allen Liska
Allen Liska | |
---|---|
Рожденный | 15 мая 1940 г. |
Умер | 17 декабря 1998 г. | (58 лет)
Национальность | Американский |
Альма-матер | Университет Висконсина-Мэдисона |
Известный | Социальная психология , социология преступности и девиаций. |
Супруг | Жанетт Лиска (до его смерти) |
Дети | 2 |
Награды | Назван членом Американского общества криминологии в ноябре 1998 г. |
Научная карьера | |
Поля | Социология , криминология |
Учреждения | Университет в Олбани, SUNY |
Диссертация | Отклоняющаяся и неотклоняющаяся практика экзаменов: исследование влияния отношения на поведение (1975) |
Докторанты | Пол Беллер |
Аллен Эрвин Лиска (15 мая 1940 — 17 декабря 1998 в Олбани , Нью-Йорк ) — американский социолог и криминолог. Он был профессором Университета Олбани, штат SUNY , с 1982 года до своей смерти в 1998 году, первоначально присоединившись к профессорско-преподавательскому составу в 1979 году. С 1985 по 1988 год он возглавлял там кафедру социологии. Он руководил еще несколькими кандидатами наук. студентов, чем любой другой преподаватель факультета социологии SUNY Университета Олбани. [1] За свою карьеру он также был председателем Американской социологической ассоциации секции по преступности, закону и отклонениям . В ноябре 1998 года он был назначен членом Американского общества криминологии. В 1999 году он был одним из четырех преподавателей Университета Олбани, SUNY, получивших университетскую награду за выдающиеся достижения в области исследований. [2]
Оценка модели Фишбейна/Айзена
[ редактировать ]В 1984 году Лиска заявила, что модель Фишбейна/Азьена 1975 года [3] внес значительный порядок в более ранние исследования «других переменных» несоответствий между отношением и поведением людей, но утверждал, что модель Фишбейна / Айзена не была «достаточно сложной, чтобы организовать и координировать многие современные исследования». [4] Лиска рассмотрела исследование, показывающее отклонения от двух определяющих особенностей модели Фишбейна/Айзена: предположения о том, что влияние социального окружения человека на его или ее поведение выражается через поведенческие намерения и что влияние социального окружения человека на эти поведенческие намерения Можно предположить, что намерения являются исключительно функцией двух посредников: индивидуальных установок и социальных норм. Лиска описала и проиллюстрировала ряд конкретных расширений модели Фишбейна/Айзена и предложила гораздо более сложную модель, которая включала большинство этих более конкретных расширений.
Ричард А. Дэвис оценил версии Лиски модели Фишбейна/Айзена, используя исследование [5] где были смоделированы образовательные достижения учащихся старших классов в 1970 году на основе информации, собранной в 1955 году, когда ученики были второкурсниками средней школы. Дэвис нашел частичную поддержку модели Фишбейна/Айзена, поскольку при прогнозировании конечного уровня образования второкурсника «поведенческие намерения сохраняют свою центральную роль». [6] В то же время Дэвис обнаружил, что социальная среда второкурсников «поддерживает прямое, неопосредованное воздействие как на намерения» (минуя прямое влияние индивидуальных установок и социальных норм второкурсников), так и на поведение (минуя прямое влияние поведенческие намерения второкурсников). Дэвис пришел к выводу, что, несмотря на ценную экономность модели Фишбейна/Айзена, «пересмотры Лиски получили широкую поддержку».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Обновление университета – некрологи» . Университет Олбани, SUNY . 27 января 1999 года . Проверено 30 марта 2020 г.
- ^ Чиннам, Сайрам. «Аллен Лиска — выдающиеся достижения в исследованиях» . www.albany.edu . Архивировано из оригинала 19 октября 2017 г. Проверено 28 ноября 2017 г.
- ^ Фишбейн, Мартин; Айзен, Ицек (1975). Вера, отношение, намерение и поведение: введение в теорию и исследования . Ридинг, Массачусетс : Аддисон-Уэсли . ОСЛК 1527276 .
- ^ Лиска, Аллен Э. (март 1984 г.). «Критическое исследование причинной структуры модели отношения и поведения Фишбейна/Айзена». Социальная психология Ежеквартально . 47 (1): 61–74. дои : 10.2307/3033889 . JSTOR 3033889 .
- ^ Александр, Карл Л.; Экланд, Брюс К. (октябрь 1974 г.). «Половые различия в образовательном процессе». Американский социологический обзор . 39 (5): 668–682. дои : 10.2307/2094313 . JSTOR 2094313 .
- ^ Дэвис, Ричард А. (март 1985 г.). «Социальная структура, убеждения, отношение, намерения и поведение: частичная проверка версий Лиски». Социальная психология Ежеквартально . 48 (1): 89–93. дои : 10.2307/3033786 . JSTOR 3033786 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Публикации Аллена Лиски , проиндексированные Google Scholar