Мария Альбин Бонецкий
Мария Альбина Бонча-Бонецкий (1908–1995) — польская художница. [1] Выживший в нацистском концлагере Майданек , он принял участие в Варшавском восстании и после освобождения из немецких лагерей для военнопленных поселился в Париже . [1] Он эмигрировал в Соединенные Штаты Америки в 1957 году.
Биография [ править ]
Ранняя жизнь [ править ]
Отец Бонецкого, Антоний, польский патриот, был депортирован в Сибирь, когда Бонецкому было пять лет. Мать Бонецкого, Станислава, решила последовать за ней со своими детьми. Обстоятельства, последовавшие за русской революцией, предоставили Бонецкому, его матери, братьям и сестрам возможность сбежать. С большим трудом они нашли путь в Польшу и прибыли в 1921 году.
Бонецкий учился в Академии изящных искусств в Варшаве и окончил ее в 1929 году. До войны он создал множество скульптур, в частности « Рождение мысли» . [2] в настоящее время хранится в Национальном музее Варшавы . Ему было присвоено постоянное членство в «Захента ». Национальном музее изобразительных искусств польских мастеров [2] [3]
Вторая мировая война [ править ]

После начала войны Бонецкий присоединился к польскому подполью . В 1939 году работал медиком-добровольцем. [4] а с 1940 по 1942 год принимал участие в контрразведке в Варшавском II подрайоне под псевдонимом «Адам». [1]
Он был арестован гестапо в октябре 1942 года, заключен в тюрьму и допрошен в печально известной тюрьме Павяк . [4] [5] Оттуда его отправили в Майданек . концлагерь [3]
Несмотря на то, что Бонецкий был объектом нацистских экспериментов и ужасающих условий в лагере, он продолжал создавать скульптуры из всего, что мог найти, чтобы вселить надежду и выносливость в своих товарищей по заключению, а также в память об убитых. Его глубоко символические скульптуры включали: [6]
- Лягушка (фонтан)
- Черепаха [4]
- Мавзолей Трех Орлов (также известный как Колонна Трех Орлов ) [4]
- Тюлень с рыбой
- Ящерица
- Храм
Когда ему представилась возможность, Бонецкий предложил властям лагеря скульптуру трех орлов, которые приняли это предложение, полагая, что орлы были немецким символом . Но созданный им мавзолей Трех Орлов символизировал, помимо прочего, свободу Польши, братство и триумф. Внутри скульптуры тайно поместили прах жертв газовых камер. [6]
Мавзолей Трех Орлов был разрушен после войны, а в 1962 году Станислав Стржижинский восстановил его по приказу польского правительства и вопреки желанию Бонецкого. Эта реконструкция (см. Внешние ссылки) до сих пор экспонируется в музее Майданека . [ нужна ссылка ]
В то же время Бонецкий был начальником отдела V Вахларца и собирал в лагере информацию для делегатов польского правительства в изгнании . [7] Информация регулярно ввозилась в лагерь и вывозилась из него контрабандой. [ нужна ссылка ]
С помощью Польской Армии Крайовой Бонецкий бежал в 1944 году и вместо того, чтобы бежать из страны, возобновил свою контрразведывательную деятельность. Он принял участие в Варшавском восстании и вновь попал в плен к фашистам. [3] Он прошел через немецкие лагеря для военнопленных в Ламсдорфе , Гроссборне и, наконец, в Зандбостеле , где был освобожден британскими войсками. [1]
Послевоенный [ править ]
Бонецкий поселился в Париже, где он встретил свою жену-художницу Кристину Бонецки (урожденную Биненталь), дочь известного музыковеда Леопольда Биненталя , который сам был убит вместе со своей женой, матерью Кристины, в концентрационном лагере Освенцим . Бонецки продолжали лепить и рисовать, а также разработали развивающие игрушки для детей, в том числе тактильную азбуку для слепых. [8] [9]
В 1957 году пара переехала в Денвер , США, и стала гражданами США в 1964 году. Позже они переехали в Талсу, Оклахома . Он умер в возрасте 87 лет и был похоронен на кладбище и мемориальном парке Роуз-Хилл в Талсе, Оклахома. [1]
Персональные выставки [ править ]
- «Выставки польских мастеров», Национальный художественный музей в Варшаве.
- «Выставки польских художников», Национальная художественная галерея в Варшаве.
- Ратуша в Польской Силезии, Бельско-Бяла
- «Выставка Ассоциации польских художников в Париже», Польская семинария в Париже.
- «Международная выставка сакрального искусства», Папская академия Пантеона, Рим.
- Международный дом, Денвер, Колорадо
- Государственный банк Энглвуда, Энглвуд, Колорадо
- «Тысячелетие Польши», Университет Колорадо, Боулдер, Колорадо.
- Галерея творческого искусства, Денвер, Колорадо
Постоянные работы доступны в общественных местах [ править ]
- Черепаха , Государственный музей в Майданеке (оригинальный бетон)
- Колонна Трех Орлов , Государственный музей в Майданеке (реконструкция)
- Ящерица , Государственный музей в Майданеке (оригинальный бетон)
- Святой Франциск Ассизский , Музей в Риме (модель, бронза)
- Благовещение , Польская церковь в Риме (скиния, бронза)
- Дань уважения генералу маркизу де Лафейету , Парк Civic Center , Денвер, Колорадо (мемориальная доска, бронза - см. Внешние ссылки)
- Святой Франциск Ассизский , Музей в Риме (модель, бронза)
- Печать перед Детской больницей в Люблине (фонтан, бронза)
Военные награды [ править ]
- Крест Доблести (Лондон, 1942 г.)
- Крест Доблести (1944 г.)
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Мария Альбин Бонецкий - биографии в Музее Варшавского восстания» (на польском языке). www.1944/пл . Проверено 28 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Камден, Мэриан Луиза (1983-1-9). «Художники формировались в огне страданий». Католик Восточной Оклахомы , стр.20.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шайнер, Сид (1961-12-07) «Государственный банк Энглвуда спонсирует художественную выставку талантливой пары беженцев». Энглвуд Геральд и Энтерпрайз энд Пресс , стр.6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Розен, Филип и Апфельбаум, Нина (2002). Свидетельствование: Справочник по литературе, поэзии, искусству, музыке и видео жертв и выживших в Холокосте . стр.128. Издательская группа Гринвуд. ISBN 0-313-31076-9 , ISBN 978-0-313-31076-8 .
- ^ Гржимала-Седлецкий, Адам (1966). Сто одиннадцать дней летаргии (Воспоминания Павяка) , стр.153. Краков: Wydawnictwo Literackie.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бонецкий, Мария Альбин (13 июля 1961 г.). «Уникальные в истории скульптуры». Польские ежедневные новости , стр.6.
- ^ Маршалек, Юзеф (1987). Майданек: Люблинский концлагерь . стр.156. Варшава: Интерпресс. ISBN 83-223-2298-4 .
- ^ Ле Гевель, Ф. (январь 1955 г.). «Ценность развивающих игрушек и игр для слепых детей». Луи Брайль , стр.4.
- ^ «Французская пара, впервые приехавшая в Денвер, выпускает комплект, чтобы помочь слепым видеть» . (1958-6-21). Новости Роки Маунтин , стр.32. Примечание: позже газета опубликовала исправление национальности четы Бонецких.