Социально оптимальный размер фирмы
Социально оптимальный размер фирмы — это размер компании в данной отрасли в данный момент времени, который приводит к самым низким производственным издержкам на единицу продукции.
Обсуждение
[ редактировать ]Если бы существовала только отрицательная экономия от масштаба , то в долгосрочном среднем размере фирмы, минимизирующей издержки, был бы один работник, производящий минимально возможный уровень выпуска. Однако также применяется эффект масштаба , согласно которому крупные фирмы могут иметь более низкие затраты на единицу продукции за счет закупок с оптовыми скидками (компоненты, страхование, недвижимость, реклама и т. д.), а также могут ограничивать конкуренцию, выкупая конкурентов, устанавливая собственные отраслевые стандарты (например, Microsoft Windows) и т. д. Если бы применялась только эта «экономия за счет масштаба», то идеальный размер фирмы был бы бесконечно большим. Однако, поскольку применимы оба подхода, фирма не должна быть слишком маленькой или слишком большой, чтобы минимизировать затраты на единицу продукции.
Изменение оптимального размера фирмы по отраслям
[ редактировать ]«Недостаток масштаба», как правило, не сильно различается в зависимости от отрасли, но «экономия масштаба» различается. У автопроизводителя очень высокие постоянные издержки, которые тем ниже на единицу продукции, чем больше продукции производится. С другой стороны, у флориста очень низкие постоянные затраты и, следовательно, очень ограниченные источники экономии за счет масштаба. Таким образом, для разных типов организаций существует разная степень экономии за счет масштаба.
Влияние экономики сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг на оптимальный размер фирмы
[ редактировать ]В индустриальном обществе будут иметь место крупные фирмы, поскольку промышленность имеет существенную экономию за счет масштаба. Экономика, основанная на услугах, будет отдавать предпочтение более мелким фирмам, поскольку сфера услуг имеет ограниченный эффект масштаба. Конечно, будут исключения, такие как Microsoft , огромная сервисная компания.
Влияние свободного входа на размер фирмы
[ редактировать ]Если рынок продукта демонстрирует свободный вход , то есть фирмы могут входить на рынок (и выходить) по своему желанию без каких-либо логистических, юридических или других сдерживающих факторов, и если фирмы имеют U-образные кривые долгосрочных средних издержек, как в графики справа, то в долгосрочном периоде все фирмы будут производить продукцию в точке минимальных средних издержек. Предположим, что конкретная фирма с проиллюстрированной кривой долгосрочных средних издержек сталкивается с рыночной ценой P, указанной на верхнем графике. Фирма производит такой объем выпуска, при котором предельные издержки равны предельному доходу (обозначен Q на верхнем графике), а ее экономическая прибыль на единицу равна разнице между средним доходом AR и средними общими издержками ATC в этой точке, причем разница равна P. минус C в обозначениях графика. Поскольку фирмы получают экономическую прибыль и имеют свободный вход, на рынок этого продукта выйдут другие фирмы, и их дополнительное предложение снизит рыночную цену продукта; этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнет экономическая прибыль, которая могла бы привлечь новых участников. Долгосрочный результат показан на втором графике: производство каждой фирмы осуществляется на вновь обозначенном уровне. Q , с предельными издержками, равными цене в минимуме кривой долгосрочных средних издержек, и с разрывом между средним доходом (высотой кривой среднего дохода в этом Q ) и средними издержками (высотой кривой средних издержек в этот Q ) равен нулю.
Таким образом, когда фирмы имеют U-образные кривые долгосрочных средних издержек, совершенная конкуренция, при которой (1) фирмы достаточно малы по отношению к общему рынку, что они не могут индивидуально влиять на рыночную цену продукта, и при (2) свободном входе, лидирует в в долгосрочной перспективе к ситуации, в которой ни одна фирма не получает экономической прибыли и в которой фирмы имеют социально оптимальный размер (производят минимум своей кривой долгосрочных средних издержек).