Мост Сигизмунда Августа
Мост Сигизмунда Августа Мост Сигизмунда Августа | |
---|---|
![]() | |
Координаты | 52 ° 15'11 ″ с.ш. 21 ° 0'58 ″ в.д. / 52,25306 ° с.ш. 21,01611 ° в.д. |
Унесенный | Автомобильный транспорт |
Перекрещенный | Висла Река |
Местный | Варшава |
Характеристики | |
Общая длина | 500 м |
Ширина | 6 м |
История | |
Архитектор | Эразм Джотто |
Начало строительства | 1568 |
Окончание строительства | 1573 |
Свернутый | 1603 |
Расположение | |
![]() |
Мост Сигизмунда Августа ( польский : Most Zygmunta Augusta ) — деревянный мост через реку Висла в Варшаве , введенный в эксплуатацию в 1573 году и просуществовавший 30 лет. Это была первая постоянная переправа через реку Висла в Варшаве и самая длинная на тот момент деревянная переправа в Европе - 500 метров в длину. Мост был одним из величайших инженерных сооружений эпохи Возрождения в Польше и одним из крупнейших в Европе.
История [ править ]

"Сигизмунд Август построил через реку Вислу деревянный мост длиной 1150 футов, который по длине и великолепию вида во всей Европе имел почти непревзойденный вид, и вызывал всеобщее восхищение..." Георг Браун (1530-1584) немец путешественник
До того, как через Вислу был построен постоянный мост, переправу осуществляли паромы и лодки. Во время выборов временные мосты также строились .
Строительство началось в 1568 году при короле Сигизмунде II Августе в связи с освоением Варшавы, так как король часто останавливался там, ведя активную политику в северо-восточной части республики . Варшава была важна из-за регулярных парламентских съездов Короны Королевства Польского и Великого Княжества Литовского для ожидаемого союза .
Строительством руководил итальянец Эразм Джотто из Закрочима под руководством Черского кастеляна и мэра Варшавы Зигмунта Вольского. Отец Каспер Садлоха, каноник Варшавы и королевский секретарь, отвечал за финансовые вопросы. Строительство обошлось в 100 000 флоринов . Первая свая была выкопана 25 июня 1568 года, а во время строительства эти дубовые сваи были забиты на дно реки с помощью железных сваебойных молотов, установленных на плавучих речных плотах . Перед своей смертью в 1572 году по недостроенному мосту перешёл король Сигизмунд Август. После его смерти строительством моста занялась его сестра королева Анна Ягеллон , в основном за свой счет, что привело к завершению строительства моста в 1573 году.
Мост охраняла специально назначенная милиция. Первоначально проезд был бесплатным, но позже за его пересечение взимали плату. На пражской стороне моста с 1569 по 1572 год был построен деревянный особняк для короля Сигизмунда Августа. Он был возведен на каменном фундаменте и имел 3 основных помещения: большую отапливаемую столовую, палату с петушком и спальню с выходом в подвал. Он был окружен садом и частоколом и использовался королем для отдыха.
В 1582 году были пристроены Мостовые ворота , отделявшие мост от деревянных построек города (в основном для противопожарной защиты). На пражском берегу реки были такие же ворота, недалеко от сегодняшней улицы Ратушова.
В 1595 году мост был упомянут при посещении секретаря кардинала Гаэтано Пауло Муканте. Он записал это на латыни:
«Пусть не мост, с гордыми расходами, но с замечательным искусством, начатый Зигмундом Августом, братом короля, и завершенный им самим после его смерти, с подобной работой, ползет по соседним пламенам крыш пригородов, которые плохо поют, и пусть никогда город не овладеет страхом и не сожжет его дотла. Анна Ягеллона, король польский, супруга, сестра, дочь, позаботилась об укреплении этой крепости Катерилли глинобитной стеной, поднятой из фундамента». Пауль Муканте 1595 г.
Где он упоминает, что мост был начат королем и закончен его сестрой, но существует опасность возгорания, поскольку он сделан из дерева.
Мост служил жителям Варшавы и гостям Варшавы на протяжении 30 лет. Во время его эксплуатации наибольшую угрозу для него представляли зима и оттепели . Мост несколько раз был частично поврежден напором льда на реке Висла. Во времена правления короля Стефана Батори его несколько раз ремонтировали , но в конце концов он разрушился под натиском весенней льдины в 1603 году.
Улица Мостовая (Мостовая улица), которая к нему вела, сохранилась в Варшаве и сегодня. Лишь в 1864 году еще один постоянный мост через Вислу в Варшаве был построен .
Проектирование и строительство моста [ править ]
В мосту использована ферменная несущая система , что и определило его техническую новизну. Он был сделан из дуба и железа. Он состоял из 22 пролетов длиной от 22 до 24 м. Он имел 18 основных фиксированных пролетов, возведенных на сваях, имел длину 500 м и ширину 6 м. Для его строительства было использовано 735 колесниц из венгерских железных рельсов. Среднюю часть можно было открыть, чтобы пропустить корабли по Висле.
Память [ править ]
Мост увековечил поэт Ян Кохановский , написавший о нем в нескольких эпиграммах. В одном из них, озаглавленном « На мосту в Варшаве», автор выражает благодарность королю за постройку этого моста за то, что ему не пришлось платить за паромную переправу через Вислу:
Благослови тебя Господь, о царь, за постройку этого моста.
Во-первых, он всегда копил на копейку больше, чем нужно,
И сегодня он слишком много выпил по дороге домой
Самое позднее я никому не плачу за транспорт
- Ян Кохановский (1530-1584)
Библиография [ править ]
- Михал Пильх, Варшава Прага. Путеводитель , Фонд Центра Европы, Варшава, 2005 г., ISBN 83-923305-7-9