Трюггви Юлиус Олесон
Профессор Трюггви Юлиус Олесон ФРСЦ | |
---|---|
Рожденный | 1912 |
Умер | 9 октября 1963 г. Виннипег |
Национальность | Канадский |
Занятие | Профессор истории |
Годы активности | 1936 - 1963 |
Заголовок | Профессор |
Награды | Член Королевского общества Канады Стипендия Гуггенхайма, 1956 г. |
Академическое образование | |
Альма-матер | Университет Торонто - Папский институт средневековых исследований |
Диссертация | Витенагемот во время правления короля Эдуарда Исповедника |
Докторантура | Берти Уилкинсон |
Академическая работа | |
Дисциплина | История (Европа и Северная Америка) |
Субдисциплина | Раннее средневековье и скандинавская история |
Известные работы | Ранние путешествия и северные подходы |
Известные идеи | Культура Туле представляла собой слияние скандинавской культуры и культуры Дорсета. |
Трюггви Юлиус Олесон , FRSC (1912–1963) — канадский историк из Манитобы . Имея исландское наследие , он специализировался на периоде раннего средневековья и скандинавской истории. Он был автором книги « Ранние путешествия и северные подходы» , первого тома серии Canadian Centenary Series , сборника исторических текстов ведущих историков, посвященных столетнему юбилею Канады в 1967 году.
Ранние путешествия и северные подходы оказались противоречивыми из-за теории Олесона о том, что культура Туле , предшественница инуитов , была результатом смешения норвежцев из Гренландии и Исландии и арктических жителей ранее существовавшей культуры Дорсета . Этот тезис помог объяснить происхождение культуры Туле и одновременное постепенное исчезновение норвежских поселений в Гренландии . Книга вызвала серьезную академическую критику, но Олесон не смог опубликовать никаких опровержений, поскольку умер вскоре после ее публикации.
Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Олесон родился в 1912 году в деревне Гленборо, Манитоба , в семье Гудни Юлиуса Олесона и Гудрун Кристин Томсон, которые были выходцами из исландской общины в Гимли, Манитоба . Он изучал историю в Университете Манитобы , проявляя интерес к ранней средневековой европейской истории и скандинавской культуре, получив степень магистра римской истории в 1936 году. Он поступил в аспирантуру Университета Торонто , включая обучение в Папском университете. Институт средневековых исследований . Его диссертация была опубликована в 1955 году под названием «Витенагемот во время правления короля Эдуарда Исповедника» . [ 1 ]
Он женился на Эльве Хульде Эйфорд. У пары было трое детей. [ 1 ]
Академическая карьера
[ редактировать ]Обучение
[ редактировать ]Вернувшись в Манитобу, Олесон начал свою педагогическую карьеру в Академии Джона Бьярнасона, частной исландской школе в Виннипеге. [ 1 ] Позже он читал лекции по истории в Университете Британской Колумбии и в Объединенном колледже (ныне Университет Виннипега). [ 2 ] В 1950 году он поступил на исторический факультет Университета Манитобы. [ 3 ] стал профессором в 1957 году. Олесон был удостоен стипендии Гуггенхайма в 1956 году. Он был введен в должность члена Королевского общества Канады . [ 1 ]
Ранние путешествия и северные подходы
[ редактировать ]В начале 1960-х годов два крупных канадских историка, Дональд Крейтон и У.Л. Мортон , запланировали серию «Столетие Канады» как столетний проект, посвященный столетнему юбилею Канадской Конфедерации . Они задумали создать многотомную историческую серию, написанную ведущими историками и охватывающую историю Канады до 1967 года. Они попросили Олесона написать первый том этой серии, посвященный ранним европейским исследованиям территории, которая впоследствии стала Канадой.
Олесон опубликовал «Ранние путешествия и северные подходы» в 1963 году. [ 4 ] В книге освещались два различных аспекта ранних европейских исследований: экспансия норвежцев на запад, в Исландию, Гренландию и северные части Канады, а также более поздние европейские исследования Арктики, в основном английскими исследователями, искавшими Северо -Западный проход в Азия. Его основной тезис в отношении ранних норвежских исследований заключался в том, что культура Туле в Высокой Арктике была результатом смешанных браков и культурных слияний между норвежскими поселенцами Гренландии, продвигавшимися на запад, в Арктику, и ранее существовавшей культурой Дорсета .
В поддержку этого тезиса Олесон опирался на свою интерпретацию археологических свидетельств, таких как структура каменных убежищ в восточной Арктике, которые, по его мнению, были похожи на исландские постройки; развитие морской культуры, включая китобойный промысел с небольших лодок, который, по его мнению, был похож на скандинавские практики, а также ряд академических исторических исследований исландских ученых, которые обычно были недоступны канадским исследователям. [ 5 ] Он также опирался на скандинавские саги , в которых есть несколько описаний встреч норвежцев с коренными народами Арктики. [ 5 ] Диссертация Олесона также помогла объяснить постепенное исчезновение норвежских поселений в Гренландии. По его мнению, они не просто исчезли; скорее, норвежцы постепенно слились с дорсетскими народами Высокой Арктики. [ 5 ]
Академический ответ
[ редактировать ]Диссертация Олесона вызвала споры [ 3 ] и вызвал значительную оппозицию и критические отзывы, особенно со стороны практиков арктической археологии. Преобладающая интерпретация заключалась в том, что культура Туле зародилась на Аляске и распространилась на восток. Тезис Олесона заключался в том, что Туле зародился в восточной Арктике и постепенно двинулся на запад. Несколько рецензентов оспорили интерпретацию Олесона: [ 6 ] [ 7 ] особенно Уильям Тейлор, который был одним из ведущих экспертов по арктической археологии в Национальном музее Канады , [ 8 ] а также Уилкомб Э. Уошберн из Смитсоновского института . [ 9 ] Один современный обзор, который был более благоприятным, был написан Томасом Э. Ли , другим археологом из Национального музея Канады, который написал, что он прочитал «потрясающую работу» Олесона шесть раз, от корки до корки, и подумал, что это «... безусловно, самая важная и поучительная работа, появившаяся в результате арктических исследований в этой области за последнее время». [ 10 ]
Главные редакторы Centenary Series были несколько ошеломлены критикой, а иногда и враждебной реакцией на книгу Олесона, но его смерть лишила их возможности отреагировать. Подход, который они выбрали, заключался в том, чтобы переиздать книгу пять лет спустя и включить в нее некоторые критические отклики на тезис о культурном слиянии в качестве предисловия к тексту. [ 5 ]
Совсем недавно произошел пересмотр работы Олесона и обращения с его источниками, и иногда высказывалась более благоприятная точка зрения на его позицию. [ 5 ]
Смерть
[ редактировать ]Олесон умер в 1963 году, вскоре после «Ранние путешествия и северные подходы» публикации книги .
Публикации
[ редактировать ]Канадский биографический словарь , том I (многочисленные статьи): Вводное эссе: Северные подходы к Канаде [в сотрудничестве с У.Л. Мортоном] ; Бьярни Херьольфссон ; Святой Брендан ; Джон Каннингем ; Эйрикр (Эрик) упси Гнупссон ; Эйрик Торвальдссон (Эрик Рыжий) ; Лейфр хеппни Эйрикссон (Лейф Счастливчик) ; Николас Линнский ; Снорри Торфиннссон ; Торфиннр Карлсефни Тордарсон ; Николо и Антонио Дзено .
Ранние путешествия и северные подходы , том 1 серии Canadian Centenary Series (Торонто: McClelland and Stewart Ltd., 1963; переиздан с дополнительными материалами, 1968).
Saga Islendinga i Vesturheimi ( История исландцев в Западном полушарии ), тома 4 и 5 (Рейкьявик, 1955–1953).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Памятные жители Манитобы: Трюггви Юлиус Олесон (1912–1963).
- ^ Скандинавы в Америке (Оттава: Канадская историческая ассоциация, 1963) (Исторический буклет CHA № 14) , стр. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Дж. М. Бамстед, «Олесон, Трюггви Юлиус», в Биографическом словаре Манитобы (Виннипег: University of Manitoba Press, 1999), стр. 192.
- ^ Трюггви Дж. Олесон, Ранние путешествия и северные подходы (Торонто: McClelland and Stewart Ltd., 1963.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Грэм А. Макдональд, «Трюггви Дж. Олесон и истоки культуры Туле: новый взгляд на противоречие», История Манитобы , номер 15, весна 1988 г.
- ^ Дэвид Б. Куинн, «Обзор: ранние путешествия и северные подходы , 1000–1632», Трюггви Дж. Олесон» , Canadian Historical Review , том 46, номер 1, март 1965 г.
- ^ Дж. Х. Парри, «Обзор работы: Ранние путешествия и северные подходы, 1000-1632 гг., Трюггви Дж. Олесон», Speculum , Vol. 40, № 3 (июль 1965 г.), стр. 533–535.
- ^ Уильям Э. Тейлор-младший, «Обзор работы: Ранние путешествия и северные подходы Трюггви Дж. Олесона», Arctic , Vol. 17, № 1 (март 1964 г.), стр. 61-62.
- ^ Уилкомб Э. Уошберн, «Обзор: ранние путешествия и северные подходы , 1000–1632», American Historical Review , том 70, выпуск 3, апрель 1965 г., стр. 802–803.
- ^ Томас Э. Ли, «Обзор», Культура , 28 (1), 1967.