Масонство во времена Второй Французской империи
Масонство во времена Второй империи было основано под опекой авторитарной империи Наполеона III . Вторая Империя рассматривала масонство и масонов как угрозу и стремилась либо контролировать их, либо уничтожить. Отказавшись подчиниться имперскому правлению, некоторые масоны предпочли изгнание и отправились в Англию. Чтобы выжить, Великому Востоку Франции, главному масонскому послушанию и французскому масонству в целом – как и в периоды революции и Первой Империи – пришлось пойти на серьезные уступки. Чтобы избежать роспуска, они выбрали решение «защитников принца», которые несли ответственность за взятие контроля. В авторитарный период наблюдался запрет политических дебатов, а также угасание и сокращение размеров лож, которые страдали от низкого уровня членства, прежде чем они испытали новую динамику и новый бум в либеральный период Второй Империи.
Во время войны 1870 года послушания не поддерживали имперскую политику и носили пацифистский характер. После поражения при Седане и провозглашения республики они призвали к борьбе с прусскими армиями и разорвали отношения с немецким масонством. В 1871 году, пока послушания держались на расстоянии от Парижской Коммуны , некоторые масоны открыто вступали в ряды федератов, а другие призывали к примирению, чтобы избежать конфронтации.
Французское масонство продемонстрировало свою способность адаптироваться к ограничениям имперской власти. Однако оно также было фрагментарным, с конфликтами и разногласиями между ложами и между послушаниями, иногда между поколениями масонов , которые сосредоточивались на продолжительности часто очень длительного президентства лож, или с конфликтами политического характера между республиканцами и антиреспубликанцами. . Антиклерикальное течение, порожденное Реставрацией, несомненно , сохранялось на протяжении всего этого периода. Несмотря на эту фрагментацию, гибкость масонских институтов и способность адаптироваться на национальном и местном уровнях позволили масонству во Франции сохранить себя через институты, достаточно податливые, чтобы приспособиться ко всем режимам.
В этот решающий период французское масонство стало более открыто участвовать в социальных дебатах. Великий Восток Франции, оставаясь инициатическим орденом, превратился в философское и политическое общество, приняв в качестве своего девиза республиканский триптих — Свобода — Равенство — Братство , прообразующий его приверженность обществу и его политические действия во время Третьей республики .
Масонский пейзаж
[ редактировать ]Избрание Луи-Наполеона Бонапарта, которому способствовала победа консервативных партий 13 мая 1849 года, привело многих масонов в оппозицию, а иногда и в подполье. Государственный переворот 2 декабря 1851 года заставил замолчать республиканцев в масонских ложах. Наиболее мстительные члены были арестованы или депортированы, а другие были объявлены вне закона или решили отправиться в изгнание в Англию. [1]
Великий Восток Франции (GODF), ведущее масонское послушание Франции, уже претерпело социологическую трансформацию в годы, предшествовавшие государственному перевороту. Новые члены часто были близки к позитивистским течениям, присоединяясь к другим членам, которые были сен-симонистами, последователями фурьеризма или прудонистами. Эта смесь либеральных течений и социалистической утопии была подавлена в имперскую эпоху, но вдохновила форму республиканского восстания внутри масонского ордена. [2]
Ложи в провинции больше всего пострадали от нового режима; за годы авторитарного правления более половины было снесено. [примечания 1] [3] Ложи в Париже также были значительно сокращены, хотя в то же время были созданы ложи, близкие к правительству, например, с запоминающимися названиями «Сент-Люсьен» или «Бонапарт», которые объединяли элиту и приближенных к режиму. . [4] Однако смешение членов разного происхождения, большинство из которых занимались ремеслами и торговлей, было семенем нынешней враждебности к Великому Магистру и тенденции работать над падением «защитника», которого он считал навязанным власть имущими. . [5]
Верховный Совет Франции, второе по величине послушание Франции, практикующее Древний и Принятый Шотландский Устав, сообщает о меньшем количестве лож; у него очень мало лож в провинциях, но он разделяет либеральный дух с Великим Востоком, хотя и имеет очень иерархическую и менее демократическую структуру. Она потеряла некоторые из своих наиболее прогрессивных лож после того, как воздержалась от поддержки Второй республики в 1848 году. [5] Сопротивляясь предписаниям власти в авторитарный период, эти ложи развивались в том же направлении, что и ложи Великого Востока в либеральный период. [6]
Масонский ландшафт Второй Империи также выявил смешанное масонство, которое поддерживалось через несколько лож или инициатив. Grande Loge d'adoption de l'obédience de Misraïm (Великая ложа послушания Мисраима) насчитывала около тридцати членов в начале Империи и практиковала масонство усыновления. Кроме того, Люк-Пьер Ришар-Гардон основал «Храм семей», смешанную масонскую организацию. [7] здесь также практиковался обряд усыновления и приветствовалось несколько выдающихся женщин из буржуазии, часто культурных и феминистских. Некоторые ложи и масоны поддерживали членство женщин в масонских послушаниях, но эти позиции не пользовались поддержкой и подвергались упрекам. В то же время в ложах обсуждались вопросы о правах женщин, особенно в семье: масоны, такие как Леон Рише , Жюль Симон и Эжен Пеллетан, открыто выступали за расширение прав и улучшение статуса женщин в обществе. [8]
Между 1860 и 1870 годами Вторая империя продолжала колониальную экспансию Франции, и масонские ложи последовали за поселенцами. [9] Масонство уже присутствовало в Алжире с 1831 года, с ложами «Цирнус» и «Белизер» в Алжире. В основном они состояли из офицеров колониальной армии. [10] В 1860 году ложа «Белизер» насчитывала более 120 членов; [11] он несколько раз расширялся и открыл множество мастерских по всей стране. После государственного переворота 1852 года в дюжине лож насчитывалось около 900 членов. Однако масонское присутствие оставалось незначительным: население составляло около двух с половиной миллионов алжирцев и 100 000 европейцев. [12] Между 1852 и 1870 годами число лож Великого Востока Франции в Алжире не превышало дюжины, и, как и в ложах метрополии Франции, в них распространялись либеральные идеи и антиклерикализм по отношению ко всем религиям. [13] Марокко и Тунис также стали свидетелями появления на своей территории лож с 1860-х годов, в тех же рамках и согласно той же социологии. Как и в Алжире, поселенцы и военные не облегчили мусульманам и евреям вступление в масонство. [14]
Если французское масонство продемонстрировало некоторую форму адаптивности в имперский период, перейдя от бонапартистского Великого Магистра Великого Востока Франции в лице Люсьена Мюрата в 1852 году, двоюродного брата императора, авторитарного и религиозного человека, который без колебаний разрушил несколько Республиканские ложи, по словам журналиста Леонида Бабо-Ларибьера, избранного Великим Магистром в 1870 году, общепризнанного секуляриста и республиканца, в основном связаны с политической и социальной эволюцией французских послушаний между 1851 и 1870 годами. Несмотря на эту способность к адаптации, масонство также было фрагментированным. , с конфликтами и разногласиями между ложами и между послушаниями, иногда между поколениями масонов, которые фокусировались на зачастую очень длительной продолжительности президентства лож во времена Второй Империи. Другой источник конфликта был политическим: между республиканцами и антиреспубликанцами, часто бонапартистами, консерваторами или, реже, монархистами. Несмотря на эту фрагментацию, гибкость масонского института и его способность адаптироваться как на национальном, так и на местном уровнях позволили ему сохраниться за счет институтов, которые были достаточно податливыми, чтобы пережить этот период, продолжая при этом развиваться. [15]
История послушаний
[ редактировать ]Великий Восток Франции
[ редактировать ]С приходом Второй империи и Наполеона III 2 декабря 1852 года Великий Восток Франции остался без Великого магистра: Жозеф Бонапарт, избранный на этот пост 5 декабря 1804 года, умер в 1844 году, так и не вернув свой пост, хотя эта должность была вакантной с 1815 года, когда он ушел в ссылку. [примечания 2] [16] Тем не менее выборы были назначены на декабрь 1851 года после отставки Мари-Огюста Десанлиса. Эспри-Эжен Юбер, новый секретарь GODF, был предупрежден членом его семьи, Франсуа Сертеном де Канробером, что всем масонам грозит арест, если они соберутся на выборы. [17] Префект полиции направил GODF приказ приостановить заседания масонской ложи до 1 января 1852 года. [18] В то же время страну охватила антимасонская кампания. [17] Считавшееся угрозой со стороны власть имущих, масонство было вынуждено, как и в прошлом, идти на уступки, чтобы избежать роспуска. [18] Несколько высокопоставленных лиц, в том числе Адольф Перье, генеральный секретарь и племянник Казимира Перье, предложили обратиться к решению «принца-защитника». [17] Соглашение было достигнуто в отношении личности принца Люсьена Мюрата, инициированное в Австрии в 1821 году. [примечания 3] [19]
1852–1862: Великое мастерство князя Мюрата
[ редактировать ]Избрание Люсьена Мюрата на пост Великого Магистра было скорее внезапным, чем преднамеренным, и было встречено с осторожностью масонами Великого Востока Франции. [20] Совет ордена и масонский монастырь 9 января 1852 г. одобрили выбор «единогласно», 27 членов, выступавших против этого принудительного назначения, покинули собрание до голосования. 23 января он был назначен Великим Магистром Масонского Ордена во Франции; 27 января он был возведен с 18-й в 33-ю и последнюю степень Древнего и Принятого Шотландского Устава. [21]
Несмотря на это назначение, в 1852 году деятельность около сотни лож была приостановлена. [21] Первые инициативы Люсьена Мюра не получили широкого признания: увольнение столь уважаемого секретаря Эжена Юбера, покупка отеля «Ришелье» на улице Каде в августе 1852 года за сумму в 450 000 золотых франков, [22] что угрожало тяжелым бременем для финансов Ордена, а подтверждение его авторитаризма побудило многих членов сохранять самую элементарную сдержанность. [23] В 1853 году он принял различные меры для укрепления своей власти, а в 1854 году монастырь наделил послушание «бонапартистской конституцией», первая статья которой была тщательно пересмотрена, чтобы навязать «существование Бога, бессмертие души и любовь к человечеству» как основу и даровал ему огромные полномочия. Эта функциональная и догматическая опека привела к сокращению числа лож: с 327 в 1853 году Великий Восток насчитывал всего 167 в 1858 году. [21] В результате цезаризма Великого Магистра несколько десятков масонских мастерских, сопротивлявшихся подчинению правительству, прекратили платить взносы и были приостановлены Советом Великого Магистра. [21]
Люсьен Мюрат создал догматический институт в 1856 году, чтобы взять под свой контроль высшие масонские чины, прежде чем был назначен Великим командующим, продолжая вызывать ему оппозицию. Последующие монастыри были объектом конфликта между исполнительной властью и недовольными членами ордена. [21] В 1860 году растущее недоверие к нему на Великом Востоке сопровождалось отказом монастырей от многих его предложений: его предложение о создании общества взаимопомощи, рассматриваемое как попытка изменить цель Великого Востока, было широко отвергнуто. [3] Будучи сенатором, Люсьен Мюрат поддержал и проголосовал за сохранение присутствия французских войск в папском городе на фоне попыток Италии объединиться. В полном противоречии со своим статусом масона, он поддержал предложение ультрамонтанов и католического духовенства, которые были против масонства. [24] С тех пор критика в его адрес высказывалась публично, в основном со стороны Люка-Пьера Ришара-Гардона. В майско-июньском номере журнала L'Initiation ancienne et Contemporarye за май/июнь 1861 года Ришар-Гардон утверждал, что принц Мюрат не мог придерживаться двух противоположных взглядов, учитывая, что в Риме он поддерживал власть, преследовавшую масонов, тогда как во Франции он заявлял о себе как о защитник масонов. Реакция Великого Магистра была быстрой: издание журнала было временно приостановлено. [25]
Кризис стал неизбежным, когда Люсьен Мюрат баллотировался на переизбрание на пост Великого Магистра в 1861 году: сторонники и противники столкнулись, сначала в ложах, а затем в монастыре 1861 года. [25] Впоследствии внутри лож развернулась кампания по содействию избранию принца Наполеона-Жерома, который яростно выступал против предложения сохранить войска в Италии. 21 мая собрание делегатов в отеле на улице Каде избрало принца Наполеона 98 делегатами из 152. [26] 23 мая префект Симфорьен Бойттель издал указ, останавливающий этот процесс и запрещающий масонам собираться для избрания Великого Магистра до конца октября. [27] Беспорядки вокруг этих выборов заставили принца Наполеона уйти. Переговоры по примирению двух лагерей провалились, и Орден оказался на грани распада. [28] Столкнувшись с тупиковой ситуацией и отсутствием согласия, власти решили урегулировать этот вопрос. Император потребовал отставки Люсьена Мюрата и 11 января 1862 года подписал указ, назначивший маршала Бернара Пьера Маньяна «Великим Магистром Масонского Ордена Франции», положив на время конец глубокому кризису, сотрясавшему французское масонство. [29]
1862 - 1865: Marshal Magnan's great mastery
[ редактировать ]Маршал Бернар Пьер Маньян, кадровый военный офицер, оказался во главе Великого Востока Франции, который был не в состоянии противостоять этому императорскому решению. Его назначение представляло собой уникальную проблему в истории Великого Востока: маршал Маньян не был масоном на момент своего назначения 11 января 1862 года. [30] Назначенный на три года, он был посвящен 6 февраля 1862 года и в тот же день получил 33 степени Древнего и Принятого Шотландского Устава. Почти все мастерские приняли факты без сопротивления; только две ложи возражали против этой немасонской процедуры. [31] Несмотря на свое военное прошлое, маршал Маньян не был склонен к снисходительности и завоевал симпатии некоторых масонов Великого Востока, быстро отменив почти все решения своего предшественника. [30] Однако назначение военного офицера во главе подчинения было признаком стремления императорской власти сохранить контроль над масонством. [32] Отеческое отношение нового Великого Магистра [примечания 4] было недостаточно, чтобы успокоить лидеров протеста князя Мюрата. [33] Тем не менее на Великом Востоке произошло возрождение создания лож, число которых увеличилось со 190 в 1862 году до 230 в 1865 году. Затем маршал Маньян решил провести несколько реформ, некоторые из которых оказались без особого успеха. [26]
Его первой неудачей было объединение французских масонских послушаний, которым было приказано признать его власть и присоединиться к Великому Востоку Франции. Небольшое послушание Жана Этьена Маркониса де Негра и его четырех «египетских лож» Мемфисского Устава было выполнено. С другой стороны, Верховный совет Франции и его 50 лож под председательством Жана-Понс-Гийома Вьенне решительно выступили против этой принудительной интеграции. [26] Приняв пост главы Верховного Совета, Гийом Вьенне в возрасте 87 лет унаследовал исправное послушание, которое не допускало ссор Великого Востока с имперской властью, выказывало большое уважение к властям и было в основном занимается благотворительной деятельностью. [31] 1 февраля 1862 года Великий Магистр приказал ложам Верховного Совета объединиться в Великий Восток. [34] Отрицательный ответ великого командующего Вьенне был быстрым и прямым: в подробном письме он подтвердил невозможность подчиниться этому приказу, утверждая, что эти два подчинения различны и что назначение Маньяна главой Великого Востока не оказало никакого влияния на Верховный Совет. чьи полномочия он имел как наследник прославленной линии масонов 5,q 23. [примечания 5] [35] Во время встречи с Наполеоном III последний подтвердил свое желание объединить два послушания. Сопротивляясь этому имперскому давлению, Гийом Вьенне указал, что конституции Верховного совета не разрешают слияния с другими масонскими послушаниями, и предложил императору, имевшему на это полномочия, распустить Верховный совет, если он того пожелает. [35] Маршал Маньян настойчиво продвигал имперский проект и 23 февраля издал указ о роспуске Верховного совета и пригрозил шотландским ложам незаконностью, если они не подчинятся. Гийом Вьенне быстро отклонил это сообщение, объявив указ недействительным и указав, что только Император может распустить Орден. На Совете Великих Магистров 3 июня Маньян столкнулся с внутренней проблемой, требующей его ухода. Он отказался уйти в отставку и признал свою неудачу, поскольку власти отказались закрыть непокорные ложи. [36]
Маршал Маньян потерпел еще одну серьезную неудачу, когда в 1865 году монастырь Великого Востока отказался одобрить его предложение превратить послушание в «институт общественной пользы». Идея была одобрена советом ордена, который рассматривал ее не только как средство признания масонства, но и как финансовую возможность облегчить долг Великого Востока после покупки отеля «Ришелье». [37] Только один из советников Ордена, Андре Руссель, был против этого изменения, и хотя он не смог привлечь на свою сторону других советников, ему удалось убедить многих делегатов монастыря в недостатках. Его аргументы были направлены на то, чтобы продемонстрировать, что преобразование в большое общество помощи приведет к «неизбежному разрушению» масонства, поскольку оно будет подчинено гражданской власти, идеальному средству тщательного контроля и наблюдения за ним. [примечания 6] [38] Реформа была отклонена 123 голосами против 63. [37]
Несмотря на несколько неудач, в 1864 году маршал Маньян добился от императора возвращения основного права масонов Великого Востока – права назначать своего Великого Магистра. Восстановление этого права позволило ему вновь обрести большую популярность в парижских и провинциальных ложах. Конвент переизбрал его почти со всеми делегатами. [37] Он не успел воспользоваться этой новой легитимностью, как внезапно скончался 29 мая 1865 года, накануне монастыря. Его религиозные похороны совершил Жорж Дарбуа, архиепископ Парижский, который возглавил гроб, покрытый масонскими эмблемами. [примечания 7] [37] 9 июня монастырь выбирает нового Великого Магистра в лице генерала Эмиля Меллине. [37]
1865–1870: великое мастерство генерала Меллине.
[ редактировать ]В отличие от своего предшественника, Эмиль Меллине был давним масоном. Сын и внук масона, он был инициирован в возрасте 16 лет в Тьонвиле, а затем стал компаньоном, а затем мастером в нантской ложе «Марс и искусство». [39] На момент своего избрания Великим Магистром он был командующим Национальной гвардией Сены. Когда он был избран, совет Ордена также был в значительной степени обновлен: «центристы», такие как философ Шарль Фовети и юрист Ахилл Жуауст, [40] были в большинстве. В этот либеральный период Империи пять лет Великого Магистра генерала Меллине мало повлияли на французское масонство. Во время его правления, которое охватывало период с момента смерти маршала Маньяна до падения Империи, ложи пользовались определенной степенью свободы, а вербовка велась в более широком смысле в кругах, часто противостоящих Империи. Семинары были посвящены прогрессивным темам, таким как прием женщин в масонство и ухудшение отношений с католической церковью, что привело к росту антиклерикализма в ложах. [41] Однако под его президентством число лож GODF выросло с 230 до 292. Устав от многочисленных ссор между сторонниками и противниками принудительной веры в Бога, [42] но также стремясь потакать своим культурным страстям в своем родном городе, он не добивался переизбрания, несмотря на то, что был широко переизбран монастырем в июне 1870 года. Признавая его выбор, монахи избрали светского республиканского журналиста Леонида Бабо-Ларибьера. [40] как Великий Магистр.
Эволюция послушания и лож
[ редактировать ]В этот период GODF, оставаясь инициативным обществом, постепенно трансформировался в философское и более политическое общество. [43] Запрет на открытые политические дебаты внутри лож не мешал членам обсуждать социальные или религиозные вопросы. Энциклика 1865 года Quanta cura, в которой яростно нападала на современность в целом и на «масонскую секту» в частности, обвиняя ее в заговоре против католической церкви и правительства, усилила антиклерикализм, латентный со времен Реставрации внутри масонства, которое все больше привлекало молодых людей. Республиканцы и открыто агностики или атеисты. Эта эволюция способствовала постановке под сомнение обязательства верить в Бога, закрепленного в конституции Великого Востока с 1849 года. [44] В то время как некоторые ложи в Париже и провинциях довольствовались масонской практикой, основанной на доброжелательности и братской общительности, другие обсуждали справедливость, отмену смертной казни, развод или социальную роль женщин в новом обществе, которое еще только предстояло построить. Однако ложи оставались в стороне от чисто политических тем, чтобы избежать репрессий со стороны властей. [45] Либерализация режима и возвращение запрещенных способствовали широкой диверсификации работы лож, что значительно увеличило их членство, главным образом в тех областях, где Республиканская партия была очень активна. [46] Документация не позволяет установить точный социологический состав лож, хотя их численность значительно увеличилась в либеральный период. [47] Однако ложи в столице были в основном республиканскими; [48] в провинции ситуация была менее однородной, поскольку некоторые ложи были открыто бонапартистскими, часто провоцируя внутренние конфликты. Подавляющее большинство бонапартистских масонов покинуло масонство с приходом Третьей республики. [48] С 1865 года стала появляться независимая масонская пресса, такая как La Chaîne d'union , которая публиковала отчеты о дебатах ложи. [49] Ежегодные монастыри послушания также имели тенденцию становиться политизированными: собрание 1870 года единогласно поддержало петицию о бесплатном и обязательном образовании, организованную Ligue de l'enseignement. [50] Принятый в 1849 году тройной принцип Свобода-Равенство-Братство. [51] официально стал девизом Ордена. [50]
Верховный совет Франции
[ редактировать ]Второе по величине подчинение Франции, Верховный совет Франции, с 1860 года возглавлял Гийом Вьенне. Он пользовался большой популярностью в своем ордене, успешно противодействуя попыткам поглощения Великого Востока Франции. Все политические или религиозные дискуссии были запрещены законом - запрет, общий для всех послушаний во Франции. [5] Отказ Совета поддержать революцию 1848 года привел к его первому расколу: наиболее прогрессивные члены основали «Великую национальную ложу Франции», конституции которой воплотили республиканские идеалы. В январе 1851 года она была быстро запрещена за отказ исключить политические и социальные вопросы из дебатов своей ложи. [6] Несмотря на то, что Гийом Вьенне все еще пользовался большим уважением, его критиковали за голосование против приема Эмиля Литтре во Французскую академию в 1863 году. [6] В 1865–1870 годах Верховный совет следовал той же эволюции, что и Великий Восток; Гийом Вьенне, однако, имел слабое представление о внутренней эволюции лож, чувствительность которых все больше напоминала чувствительность Великого Востока и которые, как и ложи этого послушания, начинали подвергать сомнению обязанность веры в Бога, содержащуюся в Общие положения. [6]
Около 40 лож Верховного совета базируются в основном в Париже, и лишь немногие из них расположены в провинциях. Они очень активны и иногда более агрессивны, чем жители Великого Востока. Самой престижной ложей была «L'Ecossaise 133», которая создала журнал Le monde maçonnique и возглавила протест против руководящих органов в 1868 году. Смерть Гийома Вьенне положила конец кризису, и новый Великий Командующий назначил популярного и хорошо -любимая фигура, Адольф Кремье, [52] в качестве 1-го вице-президента. Ложи также были домом для радикального течения, в которое входили Анри Бриссон, Шарль Флоке, Камиль Распай и Гюстав Мезурёр. [53]
Масоны в изгнании
[ редактировать ]Масоны, сосланные в основном на Британские острова, приходили разными волнами, связанными с политическими событиями во Франции. Первый возник в результате мятежей и беспорядков 1848 года, второй — из-за неудавшейся демонстрации 13 июня 1849 года против политики, проводимой в Риме правительством Второй республики, а последний — из-за основополагающего государственного переворота в Риме. Вторая Империя. [54] С Британских островов — масонство с революционной основой. [1]
В 1850 году публицист Жан-Филипп Бержо, редактор международной политической колонки La voix du proscrit , основал лондонскую ложу под эгидой Мемфисского устава, созданного Жаном Этьеном Марконисом де Негре, что дало начало Великой ложе филадельфийцев. Вокруг этой великой ложи работало братское общество социалистических демократов, открытое для всех, чтобы объединить запрещенных. Многие видные деятели были активными членами этих обществ и лож, в том числе Луи Блан, Феликс Пиа и Жан-Батист Буашо, которые вернулись во Францию, чтобы организовать демократо-социалистическое движение. Арестованный по доносу, он был освобожден в 1859 году. [54] Филадельфская ложа стала прибежищем для всех республиканских тенденций. Многие из его членов также были активными членами Международной ассоциации революционеров. [55]
Война 1870 года
[ редактировать ]Леонид Бабо-Ларибьер, Великий Магистр Великого Востока Франции. Накануне войны 1870 года двумя французскими подчинениями руководили буржуазные деятели. Они стали преимущественно либеральными и республиканскими, идея масонства как наследника Французской революции получила широкое распространение, а антиклерикализм стал более выраженным с появлением радикального течения Грандиссантов. [52]
Пацифистское движение также прочно утвердилось во французских ложах, когда была объявлена война. Это движение возглавили такие масоны, как Эдмон Потонье-Пьер, основатель «Всеобщей лиги общественного блага». Журнал Верховного Совета Le monde maçonnique в своих колонках подчеркнул важность «Лиги мира». [56] Ложи присоединились к «Союзу мира», основанному в Гавре в 1866 году. Великий Восток Франции подписал договоры о дружбе с несколькими немецкими подчинениями; были широко разрешены взаимные визиты между французскими и немецкими мастерскими. Французские подчиненные не заняли никакой позиции в отношении объявления войны, продемонстрировав тем самым свое недоверие к выбору имперской внешней политики. [57] В августе 1870 года Совет Ордена проголосовал за реализацию гуманитарных мер, направленных на помощь масонам в вооруженных силах и жертвам войны, независимо от их национальности. [58] В меньшей степени европейские послушания, такие как Великий Восток Италии и Великая Швейцарская Ложа Альпина, выступили с манифестом в пользу мира. Со своей стороны, Великий Восток Бельгии осудил политику Германии и способствовал открытию военных госпиталей. [59] В то время как члены французских масонских орденов в целом выполняли свой долг, Леонид Бабо-Ларибьер, Великий Магистр Великого Востока, считал объявление войны «высшей глупостью» Империи. [60]
Поражение при Седане, падение Империи и провозглашение Республики положили конец пацифистским действиям. Многие масоны присоединились к Временному правительству. [59] и около сорока человек, в том числе Леонид Бабо-Ларибьер, были назначены префектами. [61] С тех пор большое количество лож поддержало войну против «прусского захватчика» и защиту новой республики. [62] Во время осады Парижа дюжина парижских лож Великого Востока приняла участие в необычной акции, связанной с якобы антимасонским поведением Вильгельма I , Великого Магистра прусского масонства, и его сына. [63] Был опубликован суровый манифест, осуждающий бомбардировки и поджоги городов и обвиняющий двух монархов в измене, лжесвидетельстве и нечестности. К этому добавляется осуждение фанатизации немецкого народа со стороны монарха и его наследника вокруг сектантского протестантизма, возлагающего на них ответственность за смерть миллиона человек. Документ завершается призывом к немецким масонам «сбросить цепи рабства и обратиться к социальному прогрессу». [64]
Широко распространенный манифест нашел отклик в прессе и внутри Ордена; Жан-Клод Колфаврю, бывший преступник, согласился председательствовать на генеральной ассамблее «mise en jugement», состоявшейся 29 октября, на которой присутствовало более 1500 масонов, принявших участие в дебатах. В конце концов, около сотни лож подписали «масонское обвинительное заключение», которое должно было быть передано прусским властям и передано делегацией, запрашивавшей у правительства охранное удостоверение для достижения прусских осадных линий. Революционный день 31 октября отложил проект, от которого впоследствии отказались. [65] Великие ложи Германии протестовали против манифеста, разорвали отношения с Великим Востоком и потребовали публичного опровержения обвинений. Великий Восток ответил созданием комиссии по расследованию поведения немецкого масонства во время войны, но не опубликовал результаты. [примечания 8] [66]
Парижская Коммуна
[ редактировать ]Восстание Парижской Коммуны началось 18 марта 1871 года: правительство во главе с Адольфом Тьером и мэром Парижа Жюлем Ферри в сопровождении многочисленных войск и государственных служащих выехало из Парижа в Версаль. В состав парижских выборных представителей входило от 18 до 24 масонов из 86. Одна фракция хотела присоединиться к Коммуне, а другая, возглавляемая Шарлем Флоке, хотела только примирить Версаль и Париж. [52] Внутри масонства были четко выражены два мнения: мнение «продвинутых» и «продвинутых». [примечания 9] ложи, главным образом в Париже, и те ложи, которые оставались легалистическими. [67]
Масоны можно было найти в обоих лагерях: подобно Луи Блану, который отрекся от восстания, подавляющее большинство политиков-масонов встало на сторону правительства, но некоторые парижские масоны, такие как Феликс Пиа и Жюль Валлес, сочувствовали или поддерживали Коммуну и присоединились к ней. боевые действия. [68]
Утром 29 апреля процессия масонов со знаменами со знаками их орденов пересекла улицы Парижа. Они направились к черте города, тщетно отправив в Версаль мирную делегацию. К концу Кровавой недели и подавлению восстания в боях погибло почти двести масонов. Однако руководящие органы послушаний оградили себя от любых обвинений в пособничестве Коммуне, резко осудив действия коммунаров-масонов. [69] Великий Магистр Великого Востока направил семинарам заявление, осуждающее «преступную подстрекательство» и обвиняющее отдельные действия «недостойных членов», которые запятнали миротворческую работу Ордена. [70] Со стороны Верховного Совета Франции Великий Генеральный Секретарь указал на «прискорбное поведение некоторых лиц», которые поставили под угрозу масонство в целом. [71] Некоторые парижские ложи исключили своих членов за участие в восстании; в провинциях ложи в целом сохраняли осторожность во время событий, колеблясь между молчанием и осуждением. [72]
Исторические документы показывают, что во время Коммуны действовали две концепции масонства, не вступая в открытое противоречие. Некоторые члены, в основном из Парижа, поддержали восстание или участвовали в нем, придерживаясь идеи, что масоны должны быть в авангарде социальных движений, чтобы возглавить социальные изменения. Другая часть, которая уважает индивидуальный выбор своих членов, призывая их ограничиться гуманитарными и примирительными действиями, остается в стороне. [73] Документация также раскрывает политические различия между парижскими и провинциальными ложами. [15] Послушания, как институты, обычно не принимали чьей-либо чьей-либо стороны и оставались законническими. Однако масоны, а иногда и ложи, принимали участие в мероприятиях согласно своим убеждениям. [примечания 10] [73]
Конец Империи
[ редактировать ]Во времена Второй империи город Париж утвердился как центр французского масонства с ложами, которые были частью различных, а иногда и сложных общественных объединений; [8] тем не менее, они были представителями просвещенной буржуазии, признававшей важность образования. Внутренние дебаты завершились созданием Символической Великой Ложи Шотландии в 1880 году в ответ на демократические устремления некоторых членов Верховного Совета Франции и рождением смешанного масонства с «Правом человека» в 1893 году. [74]
Приход атеистов-вольнодумцев в его ряды на какое-то время привел к изменениям и эволюции внутри этого преимущественно деистического масонства. [74] К концу Империи она была полностью на стороне республиканцев. [75] К концу этого периода Великий Восток стал основой и школой Республиканской партии. [76] раскрывая важную роль масонства во французском обществе во время Третьей республики . [8]
См. также
[ редактировать ]- Вторая Французская империя
- Французская Третья республика
- Французское масонство во времена Второй республики
- Масонство во Франции
- Великий Восток Франции
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Комбс (2014 , стр. 25)
- ^ Керуэль (2019 , стр. 50.)
- ^ Перейти обратно: а б Керуэль (2019 , стр. 51)
- ^ Керуэль (2019 , стр. 44)
- ^ Перейти обратно: а б с Керуэль (2019 , стр. 52)
- ^ Перейти обратно: а б с д Комбс (2014 , стр. 53)
- ^ Вызывается (2017 , стр. 1033)
- ^ Перейти обратно: а б с Грегуар, Лоуренс (2008). «Парижское масонство (1852-1870)» . Парламент[ы], Revue d’histoire politique (на французском языке). ГС 4 (3): 98–115. дои : 10.3917/parl.hs04.0098 . ISSN 1768-6520 .
- ^ Керуэль (2019 , стр. 203)
- ^ Керуэль (2019 , стр. 205)
- ^ Керуэль (2019 , стр. 206)
- ^ Керуэль (2019 , стр. 207)
- ^ Керуэль (2019 , стр. 210)
- ^ Керуэль (2019 , стр. 217)
- ^ Перейти обратно: а б Хазарисингх, Судхир (2003). Великий Восток Франции во времена Второй империи и начала Третьей республики (на французском языке). Университетские типографии Руана и Гавра. ISBN 979-10-240-1091-5 .
- ^ Бауэр и Мольер (2012 , стр. 112)
- ^ Перейти обратно: а б с Хиверт-Мессека (2014 , стр. 332)
- ^ Перейти обратно: а б Керуэль (2019 , стр. 29)
- ^ Шевалье (1974 , стр. 358)
- ^ Керуэль (2019 , стр. 41)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хиверт-Мессека (2014 , стр. 333)
- ^ Шевалье (1974 , стр. 368)
- ^ Керуэль (2019 , стр. 45)
- ^ Керуэль (2019 , стр. 54)
- ^ Перейти обратно: а б Керуэль (2019 , стр. 56)
- ^ Перейти обратно: а б с Хиверт-Мессека (2014 , стр. 334)
- ^ Керуэль (2019 , стр. 63)
- ^ Керуэль (2019 , стр. 70)
- ^ Хиверт-Мессека (2014 , стр. 335)
- ^ Перейти обратно: а б Керуэль (2019 , стр. 73)
- ^ Перейти обратно: а б Керуэль (2019 , стр. 81)
- ^ Керуэль (2019 , стр. 82)
- ^ Керуэль (2019 , стр. 87)
- ^ Керуэль (2019 , стр. 90)
- ^ Перейти обратно: а б Керуэль (2019 , стр. 91)
- ^ Керуэль (2019 , стр. 93)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хиверт-Мессека (2014 , стр. 337)
- ^ Керуэль (2019 , стр. 100)
- ^ Керуэль (2019 , стр. 120)
- ^ Перейти обратно: а б Хиверт-Мессека (2014 , стр. 339)
- ^ Керуэль (2019 , стр. 125)
- ^ Бауэр и Мольер (2012 , стр. 45)
- ^ Морлат (2019 , стр. 110)
- ^ Комбс (2014 , стр. 33)
- ^ Комбс (2014 , стр. 37)
- ^ Комбс (2014 , стр. 40)
- ^ Комбс (2014 , стр. 41)
- ^ Перейти обратно: а б Комбс (2014 , стр. 49)
- ^ Комбс (2014 , стр. 36)
- ^ Перейти обратно: а б Комбс (2014 , стр. 38)
- ^ Комбс (2014 , стр. 13)
- ^ Перейти обратно: а б с Хиверт-Мессека (2014 , стр. 340)
- ^ Комбс (2014 , стр. 60)
- ^ Перейти обратно: а б Комбс (2014 , стр. 26)
- ^ Комбс (2014 , стр. 27)
- ^ Комбс (2014 , стр. 67)
- ^ Комбс (2014 , стр. 68)
- ^ Комбс (2014 , стр. 69)
- ^ Перейти обратно: а б Комбс (2014 , стр. 70)
- ^ Морлат (2019 , стр. 293)
- ^ Комбс (2014 , стр. 71)
- ^ Комбс (2014 , стр. 73)
- ^ Комбс (2014 , стр. 81)
- ^ Комбс (2014 , стр. 82-83)
- ^ Комбс (2014 , стр. 85)
- ^ Комбс (2014 , стр. 87)
- ^ Шевалье (1974 , стр. 491)
- ^ Шевалье (1974 , стр. 492)
- ^ Комбс (2014 , стр. 156)
- ^ Комбс (2014 , стр. 17)
- ^ Комбс (2014 , стр. 158)
- ^ Хиверт-Мессека (2014 , стр. 343)
- ^ Перейти обратно: а б Комбс (2014 , стр. 59)
- ^ Перейти обратно: а б «Масоны и секуляризация школ. Миф и реальность» . История образования . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Хиверт-Мессека (2014 , стр. 344)
- ^ Шевалье (1974 , стр. 550)
Библиография
[ редактировать ]- Керуэль, Ален (2019). Масонство при Наполеоне III (на французском языке). Предисловие Ива Ивер-Мессеки. Издания Cépaduès. ISBN 978-2-36493-773-4 .
- Морла, Патрис (2019). Республика братьев: Великий Восток Франции с 1870 по 1940 год (на французском языке). Предисловие Пьера Молье. Издания Перрин. ISBN 978-2-262-07726-6 .
- Хиверт-Мессека, Ив (2014). Европа под акацией: История европейского масонства с XVIII века до наших дней (на французском языке). Дерви Издания. ISBN 979-10-242-0023-1 .
- Комб, Андре (2014). Парижская Коммуна: Масонство разорвано на части, сб. Спарса Коллиго (на французском языке). Предисловие Жана-Робера Рагаша. Дерви Издания. ISBN 979-10-242-0047-7 .
- Лигу, Даниэль (2017). Словарь масонства (на французском языке) (5-е изд.). Париж: Press Universitaires de France. ISBN 978-2-13-055094-5 .
- Бауэр, Ален; Мольер, Пьер (2012). Великий Восток Франции (на французском языке). Париж: Press Universitaires de France. ISBN 978-2-13-058866-5 .
- Шевалье, Пьер (1974). История французского масонства: Масонство: миссионер либерализма (на французском языке). Полет. 2. Книжный магазин Артема Файяра. ISBN 2-213-00082-4 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Масонский термин для закрытия ложи
- ^ Во время вакансии лидеры Великого Востока носят титул заместителя Великого Магистра.
- ↑ Согласно Пьеру Шевалье в его историческом труде, в котором излагаются слова брата Аккари, объявляющего о своем избрании.
- ↑ Когда он был назначен Великим Магистром, ему было более 70 лет.
- ↑ Он также изящно напоминает о том, что на момент издания этого приказа Маньян не был масоном.
- ↑ Проект предусматривал назначение императором гроссмейстеров.
- ↑ Папа Пий IX осудил этот жест и сделал выговор Жоржу Дарбуа, который в ответ продолжил развивать автономию французского духовенства.
- ^ Результаты не предъявляют обвинений немецким масонам и не подтверждают какое-либо антимасонское поведение с их стороны. По соображениям целесообразности результаты держат в секрете.
- ^ В своей книге La franc-maçonnerie et l'Etat (Масонство и государство) Альберт Лантуан использует термин «продвинутые ложи» для описания лож, в которых доминирует радикальное течение. Историк Андре Комб использует для их описания термин «авангард».
- ↑ 100 лет спустя, в мае 1971 года, Великий Восток Франции открыл ежегодную масонскую мемориальную церемонию перед Mur des Fédérés, которая отдает дань уважения коммунарам.