Jump to content

Глазурная посуда Рио-Гранде

Agua Fria Глазурь на красной миске

Глазурная посуда Рио-Гранде — это поздняя доисторическая и историческая гончарная традиция народа пуэбло в Нью-Мексико. Традиция заключалась в окраске горшков черной краской, приготовленной из свинцовой руды; когда горшки обжигали, черная краска плавилась и иногда текла. Эта традиция продолжалась с 1315 по 1700 год нашей эры. Глазурная посуда Рио-Гранде производилась или использовалась в ряде деревень от района Санта-Фе до северной оконечности водохранилища Элефант-Бьютт и от долины Рио-Пуэрко на востоке до верховьев реки Пекос. Долина.

Археологи делят глазурную посуду Рио-Гранде на произвольные типы с гораздо более коротким сроком службы, в первую очередь для того, чтобы помочь им датировать места. Отдельные черепки классифицируются по типам на основе комбинации признаков, начиная с профиля края сосуда и заканчивая росписью и наоборот.

Обзор и предостережения

[ редактировать ]

Глазурная посуда Рио-Гранде была впервые изготовлена ​​​​около 1315 года нашей эры (на основе датировки по кольцам деревьев в Тихерас-Пуэбло). Он частично вытеснил более раннюю традицию изготовления керамики черным по белому и был вдохновлен традицией красной посуды Белой горы (Карлсон 1970), сосредоточенной в верхнем течении Малого Колорадо в восточной Аризоне и западном Нью-Мексико. Очевидный предковый тип глазурной посуды Рио-Гранде, Los Padillas Polychrome, был местным вариантом типа красной посуды White Mountain, Heshotauthla Polychrome (Wilson 2005:43). Лос-Падильяс находится на участках, где преобладает керамика, украшенная черным по белому (Mera 1935:33), образец, предшествующий традиции изготовления глазурованных изделий, а Уилсон (2005:43) датирует Лос-Падильяс периодом с 1175 по 1300 год нашей эры. Хабихт-Мош (1993) Однако таблица 2) датирует его периодом с 1300 по 1350 год нашей эры. Этот тип иногда называют полихромной глазурью Los Padillas.

Глазурованная посуда Rio Grande была обожжена в атмосфере, богатой кислородом. Пигмент на основе свинца давал черную краску для лессировки, несмотря на присутствие кислорода, тогда как неглазурованный пигмент на основе железа давал матовую красную краску. Красные элементы дизайна чаще всего обводились черным цветом. Цвет фона большинства горшков варьировался от красного до оливкового и желтого, что было достигнуто с помощью глиняных пластинок, содержащих железо. Белый шликер иногда достигался с использованием шликерной глины, импортированной из региона Акома-Зуни на западе.

После 1700 года глазурная посуда Рио-Гранде больше не производилась, потому что испанцы отрезали Пуэбло доступ к свинцовой руде, используемой при изготовлении глазурных красок (Wilson 1995:10). Пуэбло продолжали изготавливать полихромную керамику, но использовали все матовые краски (Harlow 1973), как и сегодня.

Посуда производилась в долине Рио-Гранде и прилегающих долинах, примерно от юга Санта-Фе до северной оконечности водохранилища Элефант-Бьютт, а также от востока и северо-востока Рио-Пуэрко до верховьев реки Пекос. В отличие от глазурованной керамики Старого Света и ее производных, в компании Rio Grande Glaze Ware материал глазури использовался как часть декоративной схемы, а не для покрытия и водонепроницаемости всего сосуда.

Шпильманн (1998) утверждает, что новая керамика была частью изменения религиозных практик. среди пуэбло Нью-Мексико, и, в частности, что «большие глазурованные чаши использовались... для общий пир, в котором каждая семья вносит свой вклад в праздник. Меньшие белые миски для посуды продолжали функционировать как сосуды для внутреннего потребления продуктов питания. В течение пятнадцатого века, белые посудные миски были заменены меньшей формой глазурованной посудной чаши Рио-Гранде, и, таким образом, глазурованная посуда стала использоваться как в торжественном застолье (чаша большого размера), так и в домашней пище. потребление (миска небольшого размера)» (Spielmann 1998:258).

Археологи делят глазурную посуду Рио-Гранде на несколько типов , в первую очередь для оценки возраста памятника (на основании того, какие типы керамики там были найдены). В этой статье первый подход к названным типам начинается с профилей обода. Далее следует разбивка, которая начинается со стилей окраски. Оба подхода могут быть полезны для понимания того, почему конкретный предмет керамики был отнесен к определенному типу. Нижеследующее не является исчерпывающей типологией (их можно найти в предоставленных ссылках). Скорее, он достаточно обширен, чтобы позволить неспециалистам понять существующие названные различия.

Подход на основе дисков

[ редактировать ]

Наиболее чувствительным ко времени атрибутом глазурованной керамики Рио-Гранде являются профили краев чаш, поэтому большинство археологов сортируют черепки, начиная с краев. При этом они ссылаются на керамику от глазури A до глазури F, причем ободки A являются самыми ранними, а ободки F - самыми поздними (Hawley 1950; Wilson 2005). Этот буквенный ключ был впервые разработан Гарри Персивалем Мера (1933) на основе более раннего цифрового ключа, разработанного Анной О. Шепард и Альфредом В. Киддером (Киддер и Шепард, 1936). Здесь первый вопрос: какой профиль обода присутствует?

Глазурь А

[ редактировать ]
Профили дисков Glaze A

Глазурь. Края чаши имеют закругленную форму и одинаковую толщину. Губы округлые или квадратные. Глазурь А часто датируют периодом с 1315 по 1425 год нашей эры (Wilson 2005:47), но дата окончания относится только к северу от района Альбукерке. В южной части ареала чаши с ободками из глазури А изготавливались до 1500 г. н.э. или позже (Франклин, 2007).

Глазурь. Впервые керамика была изготовлена ​​в районе Альбукерке (самые ранние образцы, датированные прямой датой, относятся к Тихерас-Пуэбло), и в ней преобладали образцы с красными полосами и черным внутренним дизайном. Экстерьер иногда раскрашивают отдельными элементами, например крестами. Керамика этого описания классифицируется как глазурь Agua Fria на красном. Однако в некоторых из самых ранних примеров снаружи появляются простые рисунки белой краской; такая керамика классифицируется как полихромная глазурь Ареналь (с каменной закалкой) или полихромная лос-Падиллас (с осколочной закалкой) (Wilson 2005: 47–48).

По мере распространения керамики Glaze A на север появились экземпляры с желтыми полосками, известные как Cieneguilla Glaze-on-Yellow. Керамика с желтой шлифовкой и элементами красной матовой краски, обведенными черной глазурью, известна как полихромная глазурь Cieneguilla (Wilson 2005: 49–50).

На некоторых керамических изделиях с глазурью А цвет внутренней накладки отличается от цвета внешней накладки (так что цвета фона на каждой стороне черепка разные). Если нарисованный рисунок был выполнен черной глазурной краской, такой тип известен как полихромная глазурь Сан-Клементе. Если в дизайне также присутствуют элементы красной матовой краски (обычно обведенные черным контуром), такой тип известен как полихромный гончарный холм (Wilson 2005: 51–52).

Хотя большинство ободков Glaze A были довольно простыми, один современный вариант имел слегка расширяющийся обод (Honea 1966). Примеры с одним цветом шликера классифицируются как Sanchez Glaze-on-red или Sanchez Glaze-on-желтый. Примеры с контрастными белыми (внутренними) и красными (внешними) полосами, а также с черной глазурью называются полихромной глазурью Санчес (Wilson 2005: 52–54).

Глазурь Б

[ редактировать ]
Профиль обода Glaze B

Края чаши Glaze B также загибаются, но становятся толще к губам, которые становятся плоскими. В результате профиль имеет несколько клиновидную форму. Глазурь B производилась почти исключительно в регионе к северу от Альбукерке; Дальше на юг гончары просто продолжали использовать стиль оправы Glaze A. Глазурь B датируется периодом между 1400 и 1450 годами нашей эры (Wilson 2005:55).

Сосуды с глазурью B с одной глазурью и черной глазурью классифицируются как Largo Glaze-on-желтый или Largo Glaze-on-красный, причем более распространен тип с желтой глазурью. Примеры с одним слоем и красной матовой краской, обведенной черным, относятся к категории Largo Glaze Polychrome. В этом типе нижние части внешней поверхности чаши часто не скользят (Wilson 2005:55–57).

Редко встречаются примеры с двумя контрастными (внутренними и внешними) цветами скольжения и рисунками черной глазури; они называются Medio Glaze Polychrome.

Глазурь С

[ редактировать ]
Профиль Glaze C обода

По краям чаши Glaze C имеются вывернутые кромки. Глазурь C была изготовлена ​​между 1425 и 1500 годами нашей эры. Эта группа ободов имеет один названный тип, Espinoso Glaze Polychrome, который включает элементы красной матовой краски, обведенные черной глазурью. Контраст между красной краской и другими цветами придает горшкам Espinoso «яркий» вид. Горлышки банок почти вертикальные и украшены красными узорами, обведенными черным. Дно внешней поверхности сосуда может быть нескользким. В периоды Glaze C–E дизайн сосудов был почти исключительно полихромным (Wilson 2005:57).

Глазурь Д

[ редактировать ]
Профили дисков Glaze D

Ободки чаш из глазури D датируются периодом между 1470 и 1515 годами нашей эры. В профиль внешние края обода имеют изгиб внутрь (или близкий к нему). Сами ободки либо достаточно одинаковой толщины, либо слегка сужаются как к корпусу, так и к губе. В этой группе ободов есть один названный тип — San Lazaro Glaze Polychrome, который включает элементы красной матовой краски, обведенные черной глазурной краской. В некоторых экземплярах отсутствует красная матовая краска, но они также классифицируются как San Lazaro. Как внутренняя, так и внешняя часть чаши имеют дизайн из панелей или лент. Черная краска жидкая, но не жидкая (Wilson 2005:58).

Глазурь Е

[ редактировать ]
Профили дисков Glaze E. LR: Пекос, Пуарай, Эскондидо.

Большинство ободков чаш Glaze E значительно толще, чем корпуса чаш, и «разломы» (несплошности) во внешнем изгибе чаши являются обычным явлением. После того как испанцы колонизировали Нью-Мексико в 1598 году, некоторые глазурованные миски приобрели отчетливо европейские формы, например, суповые тарелки. Черная краска Glaze E потекла во время обжига. Глазурь E производилась с 1515 по 1700 год (Wilson 2005:59).

Ободки чаш Glaze E делятся на три названные категории. Puaray Glaze Polychrome характеризуется утолщенными краями профилей, напоминающими листья ивы, над заметным изломом внешнего профиля. В дизайне использовались элементы красной матовой краски, обведенные жидкой черной (или почти черной) глазурью. Когда ободья имеют прямоугольный профиль, тип становится Escondido Glaze Polychrome. В районе Пекос-Пуэбло ободки Glaze E иногда бывают несколько «короткими», что означает, что излом находится рядом с ободом, а утолщенная часть обода соответственно короткая. Этот вариант известен как полихромная глазурь Pecos (McKenna and Miles 1996; Wilson 2005:59–61).

Глазурь Ф

[ редактировать ]
Профиль глазурованного обода

«Глазурь F… демонстрирует значительное ухудшение глазури и качества изготовления» (Wilson 2005:62). По краям чаши глазури F сохраняется излом внешнего профиля, но заметное утолщение глазури E исчезает. Формы в европейском стиле становятся все более распространенными. Используемая тогда глазурь обычно обжигалась до жидкого коричневого или зеленого цвета, а не до черного.

Глазурные сосуды F с одним шликером и «черной» глазурной краской относятся к Котити Глазурь на красном или Котити Глазурь на желтом. Несколько вариантов дизайна включены в состав Kotyiti Glaze Polychrome. Некоторые экземпляры этого полихромного типа имеют один шликерный цвет и элементы красной матовой краски, обведенные «черной» лессирующей краской. У других есть два скользящих цвета и образцы «черной» глазурной краски или примеры красно-черной краски (Wilson 2005:62).

Подход, основанный на стилях рисования

[ редактировать ]

Согласно системе классификации Мера, все типы, основанные на стилях живописи, четко соответствуют подтипам типов, основанных на форме оправы. На практике конкретные стили окраски не образуют четких подмножеств групп, определенных по форме обода, особенно в южной части производственного ассортимента. Здесь первый вопрос: нарисованный дизайн состоит из черных элементов или из красных и черных элементов?

Дизайны, окрашенные в черный цвет

[ редактировать ]

Первые образцы глазурованной посуды Rio Grande продолжили многовековую традицию нанесения рисунков черной краской на более светлый фон. Следующий вопрос: был ли сдвинутый фон (1) красным, (2) желтым или (3) контрастных цветов, один внутри сосуда, другой снаружи?

Красный фон

[ редактировать ]
Полихромная чаша Los Padillas

Arenal Glaze Polychrome и Los Padillas Polychrome представляют собой чаши с красными выступами и простой внутренний дизайн, окрашенный черной глазурной краской; первый сокрушил закал скалы, а второй сокрушил закал осколка. Внешняя поверхность чаши украшена простым дизайном, окрашенным белой матовой краской. Общая планировка (черный на красном внутри, белый на красном снаружи) заимствована из White Mountain Red Ware. Ареналь датируется 1315–1350 годами нашей эры и находится на юге Альбукерке — в том же районе, где находится его предполагаемый предок, Лос-Падильяс Полихромный.

Agua Fria Glaze-on-red не имеет белой краски на внешней стороне чаши, но в остальном идентична Arenal. Чаши Agua Fria имеют красноватую окраску. Черная лессирующая краска обычно тусклая и нежидкая. Черные узоры обычно располагаются полосами в верхней части внутренней части чаши. Верхняя внешняя сторона иногда имеет косые черты, кресты или подобные отдельные мотивы. Встречаются также банки с черно-красным внешним рисунком. Agua Fria Glaze-on-red встречается по всему региону производства глазури Рио-Гранде. Он датируется периодом с 1315 по 1425 год нашей эры на всем своем ареале, а затем (возможно, уже в 1550 году) в южной части своего ареала. Хонеа (1966) описывает вариант Agua Fria Glaze-on-red со слегка расширяющимся краем, Sanchez Glaze-on-red. Этот тип встречается к северу от Альбукерке и датируется периодом с 1350 по 1425 год нашей эры.

Котити Глазурь на красной миске

Когда присутствуют кромки B, а не кромки A, этот тип становится Largo Glaze-on-red (1400–1450 гг. Н.э.). Впоследствии полностью черные рисунки, по-видимому, уступили место черно-красным рисункам до испанского колониального периода, когда некоторые суда вернулись к этой более простой схеме дизайна. В испанский колониальный период, когда присутствуют ободки F, этот тип становится Kotyiti Glaze-on-Red (1625–1700 гг. Н.э.).

Желтые фоны

[ редактировать ]

Когда шликер более желтый, чем красный, сосуды черного дизайна называются Cieneguilla Glaze-on-Yellow. Этот стиль встречается к северу от Альбукерке и может представлять собой местную инновацию, поскольку производство глазурованной керамики распространилось на север. Сьенегилья датируется периодом с 1325 по 1425 год нашей эры. В бассейне Галистео вариант этого типа со слегка расширяющейся губой известен как Sanchez Glaze-on-Yellow (Honea 1966) и датируется периодом с 1350 по 1425 год нашей эры.

Если присутствуют кромки B, а не кромки A, чаши «черное на желтом» классифицируются как «Ларго глазурь на желтом». Этот тип датируется периодом с 1400 по 1450 год нашей эры. Впоследствии полностью черные рисунки, по-видимому, вымерли до испанского колониального периода, когда некоторые суда вернулись к этой более простой схеме дизайна. В испанский колониальный период, когда присутствовали оправы F, названный тип - Котити с глазурью на желтом (1625–1700 гг. Н.э.).

Контрастный фон

[ редактировать ]

Вначале гончары также научились делать сосуды с контрастными пластинками: один цвет фона внутри сосуда, другой цвет фона снаружи. Варианты включали красную и желтую шликерную глину, используемую на одностворчатых судах, а также белую шликерную глину, вероятно, импортированную с запада.

Полихромная глазурь Сан-Клементе датируется периодом с 1315 г. (? — возможно, это слишком рано) по 1425 г. н. э. В этом типе внутренняя и внешняя часть каждой чаши окрашена в разный цвет. (В банках самая верхняя и наиболее легко доступная часть внутренней части покрыта другим цветом.) Рисунок черной глазурной краской, нанесенный на крышку, часто включает точки и зубчатые линии. Полихромный Сан-Клементе происходит на юге Альбукерке.

Хонеа (1966) описал вариант полихромной глазури Сан-Клементе, полихромной глазури Санчес. Вариант Sanchez имеет «слегка расширяющийся обод, напоминающий обод Glaze C, но более толстый» (Wilson 2005:54). Этот редкий вариант состоит из чаш, найденных к северу от Альбукерке.

В конце эпизода появляется вариант, в котором рисунки черной краски появляются поверх контрастных внутренних и внешних накладок с ободами Glaze F. Эта комбинация называется Kotyiti Glaze Polychrome, однако это же название используется для образцов обода F с красно-черным рисунком (см. Ниже).

Красные и черные рисунки

[ редактировать ]

Кажется, почти сразу же гончары региона Рио-Гранде отошли от традиции черного дизайна красной посуды Белой горы, добавив схему, включающую рисунки черной и красной краской на более светлом фоне. Там, где использовалась красная (матовая) краска, ее почти всегда обводили черной лессирующей краской. Этот конкретный художественный канон, возможно, был вдохновлен полихромией Рамоса, типом керамики, изготовленной на северо-западе Чиуауа, начиная примерно с 1200 года. Следующий вопрос: был ли фон слипа (1) одноцветным (который мог варьироваться) или (2) контрастирующим цвета?

Одиночные цвета фона

[ редактировать ]

Использование красно-черных рисунков, по-видимому, началось на судах с желтыми накладками, но со временем стали использоваться и другие цвета накладок. Вероятным первым типом в этой традиции был Cieneguilla Glaze Polychrome, который отличается от Cieneguilla Black-on-Yellow добавлением красных (матовых) элементов краски, обведенных черной (глазурованной) краской. Полихромия Cieneguilla датируется 1325–1425 годами нашей эры. Когда присутствуют ободки B, а не ободки A, этот тип становится полихромным с глазурью Ларго (1400–1450 годы нашей эры).

При наличии кромок C тип становится полихромным с глазурью Espinoso (1425–1500 гг. н.э.). У Espinoso комбинезон имеет тенденцию быть не совсем белым, а не желтым, из-за чего дизайн кажется более «ярким». Этот цвет фона может имитировать современные изделия Acoma-Zuni. Полихромная глазурь Espinoso наиболее распространена к северу от Альбукерке.

При наличии ободков D тип становится полихромным с глазурью Сан-Лазаро (1470–1515 гг. Н.э.). Цвет фона снова стал коричнево-красноватым. В некоторых случаях красная матовая краска не использовалась, и, строго говоря, это лессировочные рисунки, а не полихромные.

Горлышко и верхнее плечо банки Puaray Glaze Polychrome

При наличии ободков E тип становится полихромной глазурью Пуарай (профили в виде листьев ивы; 1515–1650 гг. н.э.) или полихромной глазурью Эскондидо (прямоугольные профили; 1515–1650 гг. н. э.). (Банки, подобные показанной, имеют разные края и всегда относятся к Puaray, а не к Escondido.) Цвет фона варьируется от почти белого до желтого или красного. К этому моменту черная глазурь становится «жидкой» (во время обжига), что придает готовым сосудам неряшливый вид. Неясно, является ли жидкий вид преднамеренным (из-за изменения формулы краски) или неизбежным (из-за изменения доступных минеральных веществ). В этом районе местный вариант Pecos Glaze Polychrome имеет «короткие» утолщенные края; этот вариант датируется 1515–1700 годами нашей эры.

Когда присутствуют оправы F, тип становится полихромным с глазурью Котити (1625–1700 гг. Н.э.), однако то же название типа применяется к образцам оправы F в традиции Сан-Лазаро (две прокладки). Kotyiti Glaze Polychrome отличается небрежным дизайном и использованием жидкой глазурной черной краски.

Контрастные цвета фона

[ редактировать ]
Керамическая насыпь, глазурь, полихромная банка, черепок

Полихромия гончарного холма считается вариантом полихромной глазури Сан-Клементе в том смысле, что схема шликера Сан-Клементе (разные цвета шликера внутри и снаружи) сочетается с каноном красной матовой краски, обведенным черной глазурной краской. Однако в некоторых из наиболее смело выполненных примеров этого типа рисунки красной матовой краской иногда не обрамляются черной рамкой. Цвета фона, используемые в контрастных парах, включают красный (переходящий в оранжевый), желтый (переходящий в оливковый) и белый (вероятно, с использованием глины из района Акома, в имитации изделий Акома-Зуни). Полихромный гончарный курган датируется периодом с 1400 по 1490 год нашей эры. Единственным центром производства был Кераминый курган , деревня в нижнем течении Рио-Пуэрко (восток).

Эккерт (2003, 2006) делит эту керамику на два типа. Она использует «Полихромную керамику» для описания чаш с ободом, желтым и полированным на внутренней поверхности и красным на внешней поверхности, и датирует этот тип периодом с 1375 по 1450 год нашей эры или позже. Она использует «полихромию скрытых гор» для чаш с ободком A или C, которые имеют красный цвет на внутренней поверхности и белый на внешней поверхности, и датирует этот тип периодом с 1400 по 1450 год нашей эры или позже. По ее стандартам, осколок чаши с ободом C, показанный здесь, является полихромным из Скрытой горы, а не полихромным гончарным курганом.

Табличный подход к классификации

[ редактировать ]
Керамика Mound Glaze Полихромная чаша с краем C

Система Mera, которая сначала вырезает профили обода, вероятно, лучше всего подходит для северной части зоны производства глазурованных изделий - другими словами, в районе, на который Мера опирался при разработке своей системы. Один недавно разработанный альтернативный подход, предложенный Франклином (2007), отражает работу в южной части области производства глазурованных изделий, где система Mera работает менее хорошо. Система Франклина признает сквозной характер форм обода и расписных рисунков в глазурованной посуде Рио-Гранде. Поэтому в его системе чаша с черной глазурной краской на красном фоне классифицируется как «Agua Fria Glaze-on-red» независимо от формы оправы, а формы оправы (А, В и т. д.) записываются отдельно для черепки классифицированы таким образом. Одним из преимуществ этого подхода является его гибкость. Например, у Wilson (2005) Pottery Mound Polychrome указан как тип Glaze A, но в производственном центре Pottery Mound он встречается и с другими формами каймы (Franklin 2007).

  • Карлсон, Рой Л., 1970, Красная посуда Белой горы: гончарная традиция восточно-центральной Аризоны и западного Нью-Мексико. Антропологические документы Университета Аризоны № 19. Издательство Университета Аризоны, Тусон.
  • Экерт, Сюзанна Л., 2003, Социальные границы, иммиграция и ритуальные системы: пример юго-запада Америки. доктор философии диссертация, Университет штата Аризона, Темпе.
  • Эккерт, Сюзанна Л., 2006, Производство и распространение глазурованной керамики на юго-западе Пуэбло. В книге «Социальная жизнь горшков: глазурные изделия и культурная динамика на юго-западе, 1250–1680 гг. Н.э.», под редакцией Джудит А. Хабихт-Мош, Сюзанны Л. Эккерт и Деборы Л. Хантли, стр. 34–59. Университет Аризоны Пресс, Тусон.
  • Франклин, Хейворд Х., 2007, Керамика гончарного кургана, Исследование коллекций полевой школы UNM 1979 года, Часть 1: Типология и хронология . Техническая серия № 5 Музея антропологии Максвелла. Университет Нью-Мексико, Альбукерке.
  • Хабихт-Мош, Джудит А., 1993, Керамика из Арройо Хондо, Нью-Мексико: трайбализация и торговля в северной части Рио-Гранде. Арройо Хондо Археологическая серия, № 8. Школа американской исследовательской прессы, Санта-Фе.
  • Харлоу, Фрэнсис Х., 1973, Керамика с матовой краской племен тева, керес и зуни-пуэбло. Музей прессы Нью-Мексико, Санта-Фе.
  • Хоули, Флоренс М., 1950, Полевое руководство по типам доисторической керамики Юго-Запада. > Переработанное издание. Бюллетень Университета Нью-Мексико № 291, Антропологическая серия 1 (4), Альбукерке.
  • Хонеа, Кеннет Х., 1966, Rio Grande Glaze Wares. Подготовлено к Восьмому Юго-Западному семинару по керамике. Г-жа находится в деле Лаборатории антропологии Санта-Фе.
  • Киддер, Альфред В. и Анна О. Шепард, 1936, Керамика Пекоса, Том 2: Глазурь, кулинария и другие изделия. Документы Юго-Западной экспедиции, Академия Филлипса, № 7. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен.
  • Маккенна, Питер Дж. и Джудит Майлз, 1996, Археологическая служба Пекоса, 1996. Типология керамики: Полевое руководство. Г-жа находится в деле Лаборатории антропологии Санта-Фе.
  • Мера, HP, 1933, Предлагаемый пересмотр последовательности нанесения глазури Рио-Гранде. Техническая серия Лаборатории антропологии, Бюллетень № 6, Санта-Фе.
  • Мера, Х.П., 1935, Керамические ключи к предыстории северо-центральной части Нью-Мексико. Техническая серия Лаборатории антропологии, Бюллетень № 8, Санта-Фе.
  • Шпильманн, Кэтрин А., 1998, Ритуальное влияние на развитие глазури Рио-Гранде. Керамика. В книге «Миграция и реорганизация: период Пуэбло IV на юго-западе Америки» под редакцией Кэтрин А. Шпильманн, стр. 253–261. Статьи антропологических исследований Университета штата Аризона № 51, Темпе.
  • Уилсон, Гордон П., 2005, Руководство по идентификации керамики: Северная долина Рио-Гранде и бассейн Галистео до 1700 года нашей эры. Техническая серия Лаборатории антропологии, Бюллетень № 12. Музей Нью-Мексико, Санта-Фе.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8c00df286db51f3d22403a88b2b6dba7__1721855220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/a7/8c00df286db51f3d22403a88b2b6dba7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rio Grande Glaze Ware - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)