Аристократия чиновников
«Аристократия чиновников» и «аристократия государственной службы» (датский и норвежский: embedsaristokratiet или embetsaristokratiet ) — термины, используемые историками для обозначения элитного социального класса ( аристократии ) высших государственных чиновников с университетским образованием в Дании и Норвегии с раннего современного периода. до 19 века. В частности, в Норвегии, где, в отличие от Дании, не было значительного дворянства 17 века и которая формально отменила дворянство в 1821 году, чиновникская аристократия заполнила вакантные должности в верхах общества на местном, региональном и национальном уровнях. Видар Л. Хаанес отмечает, что «в Норвегии аристократия чиновников занимала положение в обществе, которое занимало дворянство в других частях Европы». [ 1 ] также назвал в XIX веке «тысячой академических семей» Эту социальную группу, состоящую в основном из священников, юристов и врачей, историк Йенс Аруп Зейп , и они составляли менее одной на тысячу от общей численности населения. К 19 веку Норвегия широко считалась «государством государственных служащих», что отражало роль государственных служащих как «самой стойкой, последовательной и заметной элиты». [ 2 ]
История
[ редактировать ]Высшее должностное лицо ( embedsmand ) в Дании и Норвегии по определению было должностным лицом, назначаемым непосредственно королем, в отличие от чиновников более низкого уровня. В их число входили не только высшие чиновники центрального правительства, но и все священники государственной церкви, все судьи, юристы (до середины XIX века), губернаторы графств, профессора университетов, военные офицеры и другие группы. Этот класс также часто называют сословием чиновников ( embedsstanden или embedsmandsstanden с разными написаниями), хотя чиновники никогда формально не составляли сословие королевства в юридическом смысле (за исключением духовенства, которое до XIX в. - де поместья юре сформировали одно из двух привилегированных сословий, хотя де-факто потеряли большую часть своего значения с введением абсолютной монархии в 1660 году). Термин «чиновническая аристократия», по-видимому, вошел в употребление в начале 19 века. [ 3 ]
«Аристократия чиновников» отличалась от дворянства ( адель ). Некоторые представители класса чиновников были благородными, а подавляющее большинство - нет. В Норвегии «то немногое, что осталось от норвежской знати, составлявшей элиту страны в средние века, быстро исчезло после 1537 года». [ 4 ] К 1600 году в Норвегии насчитывалось всего около сотни дворян, а к 1660 году их число сократилось до 30. [ 4 ] В то время как в большинстве европейских стран доминировало дворянское сословие, в Норвегии «на освободившиеся позиции в верхах общества, бюргеров и чиновников, пришли другие социальные группы». [ 4 ]
С 16 века должности в Дании и Норвегии также все чаще присуждались на основе заслуг и образования, что привело к исчезновению низшего дворянства как местной элиты, особенно в Норвегии, поскольку они очень часто были не в состоянии позволить себе дорогостоящее университетское образование за границей, и ее постепенная замена в качестве элиты классом высших чиновников с университетским образованием, часто датского или немецкого происхождения. [ 5 ] Это развитие продолжилось с введением в 1660 году в Дании абсолютной и наследственной монархии , что значительно ослабило политическую власть все еще влиятельной датской знати в пользу короля, а также государственной администрации и чиновников, непосредственно подчинявшихся королю. Короли 17 века и более поздних периодов имели тенденцию все чаще назначать недворян на государственные должности, на которые раньше дворяне имели монополию, а дворянский статус в абсолютной монархии стал рассматриваться в основном как символический. Норвегия отличалась от Дании тем, что датское дворянство все еще составляло значительную численность, было богатым и, по крайней мере, социально, если не политически, влиятельным, в то время как дворянство как группа было политически, социально и экономически незначительным, и все более и более, в Норвегии. Дворянство было официально упразднено норвежским парламентом в 1821 году, после чего дворянство включало лишь несколько семей, практически все из которых были безымянными, недавно получившими дворянство или иностранными дворянскими семьями, а не потомками первоначального норвежского дворянства, которые на практике обычно покупали их благородный статус от датского короля в 18 веке. Формальное дворянство также исключило многие из самых богатых семей страны.
В большинстве сельских местностей и округов Норвегии местное и региональное духовенство (например, приходские священники и ректора) и окружной судья, как правило, были ведущими членами своих общин, начиная с 16–17 веков и позднее, а в некоторых случаях и их офисами. на практике были полунаследственными. священника Очень часто поместье было самой крупной и известной фермой или поместьем в той или иной общине. По словам Гофмана, «священники составляли важную часть чиновников-аристократов. Они были представителями короля в своих округах». [ 6 ] Во времена абсолютной монархии священники были «важным инструментом королевской власти в местных общинах. Священник был представителем государства как в религиозной сфере, так и в других сферах жизни общества». [ 7 ]
Церковь и священники имели власть над символами. Они совершали обряды жизни, которые в норвежском контексте ассоциировались с крещением, конфирмацией, причастием, свадьбой и похоронами. Церковь интерпретировала реальность. Жрецы представляли священную, организующую силу жизни (Элиаде 1969). В то же время они представляли короля с символами, например, образованием, латынью, официальной одеждой и официальным сословием, а также всей мифологией, которая могла быть связана с этой чисто светской структурой власти. Таким образом, церковь имела власть над символами. Но церковь и священники обладали также символической властью как интерпретаторы смысла социального мира (Bourdieu 1996: 40). Священники имели исключительное право на легитимное идеологическое производство и осуществляли власть не путем насилия, а за счет того, что все воспринимали их и относились к ним как к единственным законным интерпретаторам религии и распорядителям жизненных ритуалов. В норвежской культуре единства существовал консенсус относительно значения социального мира. Структурирующие элементы культуры воспринимались как нечто само собой разумеющееся, поддерживаемое лютеранской доктриной превосходства, которая означала, что все должны оставаться в том состоянии, которое установил для них Бог, и быть послушными своему начальству. Духовенство принадлежало к социальному классу (официальному классу), контролировавшем идеологию, или идеологическую структуру общества. (...) В Норвегии аристократия чиновников занимала положение в обществе, которое занимало дворянство в других странах Европы.
- Видар Л. Хаанес , «Современный прорыв в Норвегии, свободная церковь и низкая церковь» [ 1 ]
В то время как в большинстве европейских стран в то время обычно доминировал дворянский класс, Норвегия в 19 веке широко описывалась как «государство чиновников» ( норвежский : embedsmannsstaten ), что отражало роль чиновников как доминирующего социального и политического класса. в штате на национальном, региональном и местном уровне. Термин «государство чиновников» был введен историком Йенсом Арупом Зейпом , который также называет эту группу «аристократией чиновников». По словам Зейпа, «тысяча академических семей» полностью доминировала в государстве и особенно на государственной службе, в правительстве и парламенте в XIX веке. [ 8 ] Историк Эйстейн Риан описывает чиновникскую аристократию в Норвегии как «элиту, напоминающую дворянство»; [ 9 ] [ 10 ] во многих отношениях они занимали такое же положение в обществе, как и французские дворяне Мантии . По словам Зейпа, этот класс объединял университетское образование, датский язык (с норвежским произношением), часто датскую или немецкую фамилию, а также симпатии, а во многих случаях семейные или другие связи с Данией. [ 8 ] В общей численности населения они составляли менее одного человека на тысячу. [ 2 ] Для сравнения, в Западной Европе около 3% населения, как правило, были дворянами в нескольких странах, в некоторых странах, таких как Речь Посполитая, целых 12%, в Испании около 8% и во Франции около 4% (включая духовенство ). Таким образом, элита государственных служащих или «чиновная аристократия» в Норвегии была значительно более эксклюзивной и более образованной группой, чем дворянство большинства других стран.
Класс государственных служащих также включен в более широкий термин «патрициат» вместе с горожанами в городах.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хаанес, Видар Л. (2007). «Современный прорыв в Норвегии, свободная церковь и низкая церковь» . Норвежский журнал миссионерской науки . 61 (1): 3–20. дои : 10.48626/ntm.v61i1.4156 .
- ^ Jump up to: а б Мире, Ян Эйвинд, « Академики как правящая элита в Норвегии XIX века» , « Исторические социальные исследования» 33 (2008), 2, стр. 21–41
- ^ См., например, К. Молбех, «Некоторые высказывания об аристократии и дворянстве», « Исторический журнал » , том. 15:00. 175, 1842 г.
- ^ Jump up to: а б с Элиты Норвегии в датскую эпоху , история Норвегии
- ^ Ларс Лёберг, норвежский дворянин, было ли оно у нас? Архивировано 21 марта 2012 г. в Wayback Machine , Genealogen 2/1998, стр. 29–32.
- ^ Майкл Хоффманн, Prestebilete og prestkvardag , Det theologiske Menighetsfakultet, 2012, стр. 23.
- ^ Хегстад, Харальд, «Священник и другие: экклезиологические перспективы», в книге Хьюза, Мортена (редактор), «Священник и лидерство» , Осло: Verbum, 2000, стр. 31.
- ^ Jump up to: а б Йенс Аруп Зейп : От бюрократического государства к однопартийному государству и другие очерки , Universitetsforlaget , 1963
- ^ Ойстейн Риан , « Гражданская аристократия в Норвегии - дворянская элита », лекция, Датско-норвежская государственная служба, 14–15 января 2014 г., Лисебу
- ^ Эйстейн Риан , (2014). «Норвежская гражданская аристократия», Мортен Нордхаген Оттосен и Марта Хоммерстад (ред.), « Идеал и реальность». 1814 г. в политической практике для народа и элиты (с. 111–125). Издательство Академика. ISBN 978-82-3210-334-8