Туполев А-3 Аэросани
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( март 2011 г. ) |
![]() N007 в июле 2013 г.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | А-3 Аэросани |
Строители | ОКБ Туполева |
Операторы | Советский Союз |
Завершенный | Более 800 |
Общие характеристики | |
Тип | Аэросани |
Тоннаж | 1779 фунтов |
Длина | 13 футов 2 дюйма |
Луч | 7 футов |
Высота | 4 фута 5 дюймов (кабина) |
Черновик | 2 дюйма |
Движение | 1 пятицилиндровый радиальный двигатель АИ-14Р мощностью 260 лошадиных сил, приводящий в движение один двухлопастной винт длиной 6 футов 2 дюйма. |
Скорость | 74,6 миль в час (снег), 40,4 миль в час (вода) |
Емкость | 1433 фунта (снег) 661 фунт (вода) |
Войска | 4 |
Экипаж | 1 |
Аэросани Туполева А-3 — цельнометаллические аэросани-амфибии, предназначенные для перевозки пассажиров и легких грузов в отдаленных районах Советского Союза . Официально известный как А-3 «Надежда» ( «Надежда» по-русски), он использует один толкающий винт , установленный за закрытой кабиной, для движения корабля по снегу или воде. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Круглогодичная перевозка почты, пассажиров и легких грузов всегда была проблемой в отдаленных районах Сибири и Восточной Европы . Многие населенные пункты окружены глубоким снегом, торосистым льдом , незамерзшими болотами и естественными водными путями, заросшими сорняками. Постоянно меняющиеся условия, с которыми сталкиваются эти сообщества, потребовали разработки транспортного средства, способного передвигаться по самым разнообразным поверхностям на высоких скоростях для доставки почты и припасов, а также для перевозки пассажиров и оказания неотложной медицинской помощи и эвакуации в больницы. Для удовлетворения этих требований ОКБ Туполева разработало аэросани-амфибию, имевшую внешний вид скоростного катера, с одним звездообразным двигателем, установленным за кабиной в толкачей конфигурации . [ 1 ] Разработка А-3 началась в 1961 году, а первый серийный А-3 был поставлен в 1964 году. Производство А-3 продолжалось до начала 1980-х годов. Хотя первые серийные А-3 производились под Москвой, большая часть производства А-3 осуществлялась на Украине , на Тячевском Закарпатском вертолетном заводе. К моменту прекращения производства в 1983 году было выпущено более 800 аэросаней А-3. Примерно в то же время Николай Камов разработал аналогичный, но более крупный Aerosled K30.
Дизайн
[ редактировать ]Аэросани А-3 имеют корпус, изготовленный из клепаного металлического сплава с использованием 2-миллиметровых пластин и профилей Д-16Т. Рёбра, стрингеры и пластины корабля также изготовлены из дюралюминия Д-16 . Поперечные переборки делят корабль на три водонепроницаемых отсека. Корабль останется на плаву с одним затопленным отсеком. Двойная обшивка днища корпуса обеспечивает его устойчивость при преодолении льда и снега. Полиэтилен с низким коэффициентом трения толщиной 3,5 мм прикреплен к нижним пластинам и снимается для ремонта. К основанию корпуса прикреплены три полозья из нержавеющей стали, позволяющие судну сохранять ровный курс и предотвращающие скольжение на льду. Плавные линии нижней части корпуса позволяют ему без труда преодолевать заросшие водорослями водоёмы. [ 1 ] Даже при максимальной грузоподъемности «Аэросани» имеет осадку не более 2 дюймов. [ 1 ] Кабина полностью закрытая и рассчитана на пять посадочных мест в пассажирской конфигурации. В стандартной конфигурации для перевозки почты кабина имеет одно поворотное сиденье для водителя/почтальона и грузоподъемность 1433 фунта по льду и 661 фунт по воде. [ 1 ] Доступ в каюту осуществляется через две двери типа «крыло чайки». В передней части салона имеется дополнительное багажное отделение, расположенное под герметичным люком. Судно управляется одним колесом, соединенным с двумя рулями направления, расположенными за гребным винтом. Если колесо потянуть в сторону водителя, оба руля направления складываются наружу, образуя тормоз. Если повернуть и потянуть в сторону водителя, наружу складывается только один руль направления, что дает больший контроль над поворотом на воде, заросшей камышом или сорняками. [ 1 ] При движении по снегу слегка перевернутая носовая часть А-3 вместе с перепадами давления между верхней и нижней поверхностями корпуса создают аэродинамическую подъемную силу. На скорости выше 50 миль в час аэродинамическая подъемная сила снижает давление, оказываемое аппаратом на поверхность, на одну треть. По мере уменьшения глубины борозды сопротивление трения соответственно снижается. На воде большая площадь нижней части корпуса с небольшим килем делает его идеальным плавсредством с мелкой осадкой. [ 1 ]
Движение
[ редактировать ]Первоначально А-3 оснащался пятицилиндровым звездообразным двигателем воздушного охлаждения М-11 мощностью 100 л.с. (75 кВт). На более поздних моделях его заменил радиальный АИ-14Р мощностью 260 л.с. (190 кВт), установленный на амортизирующей трубчатой раме. Съемный капот закрывает масляный бак и патрубки системы смазки. Сдвоенные топливные баки скрыты внутри корпуса по обе стороны кабины. Крышки топливных баков расположены в колодцах палубы. [ 1 ]
Операция
[ редактировать ]Используемый в основном для доставки почты, а также для перевозки предметов первой необходимости и медикаментов, А-3 был распространен по всей Восточной Европе и отдаленным районам Сибири. А-3 находились на вооружении с середины 1960-х по 1980-е годы. [ 1 ]
А-3 также использовался на ограниченной военной службе, по крайней мере один из них базировался в составе советской 16-й воздушной армии в Восточной Германии в качестве спасательного судна для сбитых пилотов. Два А3 также базировались в составе 125-й дивизии истребителей-бомбардировщиков ADIB в Рехлине . Венгерский пограничный патруль эксплуатировал четыре аэросани на озере Нойзидлер . [ нужна ссылка ]
Выжившие
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2019 г. ) |
- A-3 1978 года выпуска под номером N007 (возможно, единственный, импортированный в США) был предложен на аукционе Barrett-Jackson в 2007 году. [ 2 ] продам за 187 000$. [ нужна ссылка ] Корабль имел нестандартный девятицилиндровый двигатель и два гребных винта встречного вращения. Этот А-3 был продан на аукционе Барретта-Джексона в Скоттсдейле в 2015 году за 220 000 долларов. [ 3 ] и снова на том же аукционе 2020 года за 143 000 долларов. [ 4 ]
- В Венгрии имеется две единицы А-3, зарегистрированные «2202» и «2302». «2202» был отреставрирован и находится в Музее пограничной службы в Кёрменде (нет фотографий с номером), а «2302» находится в Альсонемеди и все еще находится в аварийном состоянии.
- А-3 с регистрационным номером «6711» находится в Московском автомузее.
- Модель N007 1961 года выпуска была выставлена на продажу на Европейском автофестивале 2015 года в Гринвилле, Южная Каролина, 16 октября 2015 года. Это прекрасно отреставрированное судно было запущено в рамках демонстрации и работало безупречно. В продажу был включен прицеп, на котором он стоял, в комплекте с запасной опорой и баллонами со сжатым воздухом для запуска. Весь пакет предлагался за 200 000 долларов США. [1] [ не удалось пройти проверку ]
- Один экземпляр, нуждающийся в ремонте, находится в российском шахтерском поселке Баренцбург на Шпицбергене .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Макливи, Рой (1982). «Поверхностные скиммеры Джейн», Лондон, Англия: Jane's Publishing Company Limited, стр. 65–67. ISBN 0-86720-614-4
- ^ Хэнлон, Майк (6 ноября 2006 г.). «Замечательный частично катер, частично санки, частично экраноплан Тупелова» . Новый Атлас . Проверено 16 января 2020 г.
- ^ «ТУПОЛЕВ N007 GULLWING 1978 года — аукционная компания Barrett-Jackson — крупнейший в мире аукцион коллекционных автомобилей» . www.barrett-jackson.com . Проверено 16 января 2020 г.
- ^ «ТУПОЛЕВ А-3 АЭРОСАНИ «Крыло чайки» 1978 года — аукционная компания Barrett-Jackson — крупнейший в мире аукцион коллекционных автомобилей» . www.barrett-jackson.com . Проверено 20 января 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- МакЛиви, Рой, (1982) «Поверхностные скиммеры Джейн», Лондон, Англия: Jane's Publishing Company Limited, стр. 65–67. ISBN 0-86720-614-4
- Вальтер Лорх, (1977) «История движения по снегу и льду» Орелл Дюссли Веркаг Цюрих, стр. 143. ISBN 978-3280009918
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Н007 Туполев, аэросани на экраноплане 'Замечательная частично лодка, частично санки, частично экраноплан Тупелов(так в оригинале) аэросани' gizmag.com / newatlas.com
- Аэросани-амфибия АС-2 , современный прогулочный автомобиль-амфибия от авиазавода Туполев (русский язык)
- "REPÜLŐMÚZEUM SZOLNOK Tupoljev A-3 "Aeroszan" amfíbia" (венгерский -tr. МУЗЕЙ ЛЕТОВ Сольнок: Туполев А-3 "Аэросан" амфибия) страница Музея венгерской авиации в Сольноке , с некоторыми фотографиями аэросаней, показывающими их в Будаёрше и на новом месте
- Kamov AEROSLED K30 (VINTAGE SLEDS IN RUSSIA)