Mikhail Galkin
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Mikhail Galkin | |
---|---|
Рожденный | Mikhail Vladimirovich Galkin 10 марта 1885 г. |
Умер | 28 марта 1948 г. | (63 года)
Другие имена | Gorev ( Russian : Го́рев ) |
Михаил Владимирович Галкин марта 10 ( . 1885 — 28 марта 1948) — русский православный священник, духовный писатель и проповедник антирелигиозный , писатель [ 1 ]
Галкин подготовил проект Указа об отделении Церкви от государства , а также ряд статей и отчетов о его реализации. Плодовитый писатель, список его книг и брошюр в Российской национальной библиотеке насчитывает 58 единиц.
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Михаил Галкин родился в Санкт-Петербурге в семье православного священника Владимира Павловича Галкина .
В 1903 году Михаил окончил полный курс классической Введенской гимназии с серебряной медалью. В том же году он поступил в Императорскую военно-медицинскую академию , но был отчислен с первого курса с формулировкой «как прекративший сдавать переводные экзамены без уважительных причин». В августе 1904 года Галкин поступил на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета , где посещал лекции всего шесть месяцев. В 1905 году он сдал экзамены экстерном в Уфимскую духовную семинарию на полный курс обучения и в 1906 году получил соответствующий сертификат. 6 апреля 1906 года Галкин был назначен на должность священника домовой церкви Покрова Пресвятой Богородицы в резиденции великой княгини Марии Николаевны на Ждановской набережной Санкт-Петербурга. 29 марта 1906 г. он подал в Петербургский университет прошение об отставке. 8 апреля 1906 года ходатайство было удовлетворено, и Галкин был исключен из студенчества университета. 9 апреля 1906 года Галкян был рукоположен в сан диакона в Исаакиевском соборе. 16 апреля 1906 года он был рукоположен там во священника. 10 сентября 1908 года он поступил в Петербургскую духовную академию. 25 сентября 1908 года Михаилу Галкину было разрешено исполнять священнические обязанности в домовой церкви Покрова Пресвятой Богородицы при приюте великой княгини Марии Николаевны, которые он исполнял до 14 октября 1909 года.
В 1908 году протоиерей Владимир Павлович Галкин и его сын священник Михаил Галкин начали издавать ежемесячный антиалкогольный журнал « Трезвые всходы». Журнал издавался до 1914 года включительно. В журнале публиковались аналитические материалы, собранные из зарубежных источников, и отечественная статистика, связанная с потреблением алкоголя. Помимо журнала Галкины издавали брошюры как приложение к журналу. Журнал и приложения были разосланы подписчикам по всей России. Священник Михаил публиковался почти в каждом номере как автор и как переводчик. Он не доучился в духовной академии, а ушел оттуда на третьем курсе. Галкин в это время стал известным духовным писателем. Его книга о подвижниках благочестия XIX века «На службе Богу», изданная в 1905–1906 годах в трех томах, стала бестселлером. В 1996 году она была переиздана Сретенским монастырем.
6 августа 1911 года Галкин был назначен ординарным священником Преображенской Колтовской церкви, где настоятелем в то время был его отец. В августе 1914 года священник Михаил ходатайствовал перед протопресвитером военного и морского духовенства Георгием Шавельским о назначении его в действующую армию с сохранением за ним приходского места на время военных действий. 15 ноября 1914 года Шавельский издал приказ № 882 о командировании священника Михаила Галкина в Сальянский 206-й пехотный полк. «За отличное и усердное исполнение пастырских обязанностей на поле боя под огнем противника» Михаил Галкин был награжден орденом Святой Анны третьей степени с мечами. 22 сентября 1915 года постановлением митрополита Петроградского и Ладожского Владимира на вакантную должность настоятеля Преображенской Колтовской церкви был назначен священник Михаил Галкин. Будучи настоятелем, Галкин одновременно руководил Колтовским отделением Всероссийского Александро-Невского трезвенного братства, возглавлял Колтовскую церковно-приходскую школу, был сопредседателем Николаевского благотворительного общества попечения о бедных, редактировал «Листовок Колтовский приход» в 1916 году.
Изменение мировоззрения и деятельности
[ редактировать ]Михаил позднее писал, что в это время произошли изменения в его мировоззрении: «Двигаясь в кругу рабочих, среди которых были социал-демократы, я познакомился с классовой борьбой и впервые с Марксом, брошюрами Энгельса , Лафарга и другие». В 1917 году священник Михаил Галкин начал публиковаться в меньшевистско-интернационалистической газете «Новая жизнь»; он возглавлял в нем «церковный отдел». Михаил Галкин посетил Максима Горького и имел «беседы с ним на темы о религии, <...> и о разворачивающейся борьбе пролетариата в России, роли церкви в ней». В 1917 году Галкин как редактор-издатель самостоятельно начал издавать еженедельную газету «Свободная церковь». Газета сначала издавалась в Петрограде, а затем, во время заседаний Поместного совета, ее издание было перенесено в Москву.
После Октябрьской революции Галкин решил пойти работать на советскую власть. В своих воспоминаниях он писал: «Сразу же после Октябрьской революции, прочитав в газетах призыв тов. Троцкого для участия в работе с Советским Правительством, я еду в Смольный, к товарищу Ленину и прошу его дать мне работу где угодно и кем угодно, в любой конторе, покинутой разрозненной интеллигенцией. Владимир Ильич после 10-минутной беседы, в которой, как мне казалось, он проверял мои убеждения, рекомендует мне пока воздержаться от канцелярской работы, а лучше написать в "Правде" статью по вопросу о отделение церкви от государства. Для получения дополнительной информации он направляет меня к В.Д. Бонч-Бруевичу».
Участие в отделении церкви от государства
[ редактировать ]Галкин подготовил «черновик» указа «о разграничении сферы деятельности государства и сферы чисто церковной», который включал следующие пункты:
«Религия объявлена личным делом каждого человека. Церковные и религиозные общины объявляются частными союзами, совершенно свободно управляющими своими делами... учение Закона Божия... не является обязательным... регистрация рождений, браков и смертей передается из ведения церквей в специальные государственные органы... В Российской Республике объявляется действующее внеконфессиональное государство. Устанавливается институт гражданских браков (указ об этом следует первым)… 7 января 1918 года на всей территории Российской Республики был введен григорианский календарь».
Всего проект проекта содержал одиннадцать пунктов и семь подпунктов. Фактически именно священник Михаил Галкин подготовил проект Указа об отделении церкви от государства и школы от церкви.
В сопроводительном письме к тексту статьи, направленном в Совнарком, Галкин подчеркнул: «Статья может быть опубликована либо под инициалами «М. Г.» или с моей полной подписью – священник «Мих. Галкин», но в этом последнем случае только в том случае, если вы призовете меня работать в ваших рядах, поскольку вам должно быть ясно, что после публикации этой статьи я не могу себе представить, чтобы еще на один день оставаться среди фанатичных, почти языческих масс».
27 ноября 1917 года Совет Народных Комиссаров, ознакомившись с текстом письма «священника Галкина, предлагающего свои услуги Совету Народных Комиссаров в области отделения церкви от государства и в ряде других областей с приложением статьи для газеты», принял решение (протокол № 12, пункт 7):
«письмо <...> подать в «Правду» для печати с инициалов. Галкина. Поручите <…> просмотреть письмо и статью священника. Галкин, вызовите Галкина для переговоров и передайте сов. Нар. Ком. Ваше мнение о возможности привлечения священника. Галкина к активной деятельности и на какую должность».
Появление статьи стало сенсацией и произвело ошеломляющее действие на церковные круги. Петроградское епархиальное начальство озаботилось поиском автора этой статьи. Они почти нашли его. В понедельник, 11 декабря, священник Галкин был вызван на переговоры епископом Лужским, викарием Петроградской епархии Артемием.
В это время Галкин в Петрограде на свои средства начал издавать беспартийную епархиальную газету «Знамя Христово» — вместо газеты «Свободная Церковь». Газета «Знамя Христово» стала на короткое время рупором той части духовенства, которая хотела отделения церкви от государства.
11 декабря 1917 года на заседании Совета Народных Комиссаров была создана специальная комиссия, которая должна была «выработать общий план действий» по «ускорению» вопроса об отделении церкви от государства. В состав комиссии вошли Анатолий Луначарский, Петр Стучка, Петр Красиков, Михаил Рейснер и священник Галкин.
В середине апреля 1918 года при Наркомате юстиции РСФСР была создана специальная межведомственная комиссия, целью которой была разработка текста инструкции по реализации декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви.
В состав комиссии вошли отдельные члены правительства и юристы. Планировалось, что в заседаниях комиссии примут участие представители различных религиозных объединений, как христианских, так и нехристианских. По настоятельному предложению члена комиссии Владимира Бонч-Бруевича межведомственная комиссия решила привлечь к своей работе М.В. Галкина. Однако 8 мая 1918 года Совет Народных Комиссаров упразднил межведомственную комиссию, а вместо нее при Комитете народной юстиции в ее структуре был создан специальный отдел для реализации декрета об отделении церкви от государства и школы. из церкви. Ведомство возглавил заместитель наркома юстиции Петр Красиков. Отделению был присвоен порядковый номер VIII, и оно получило название «ликвидационное»; в 1922-1924 годах кафедра была переименована в V «культовую». Задачей ведомства было обеспечить «ликвидацию» административно-управленческих иерархических церковных структур. Кроме того, VIII отдел обязан был оказывать содействие соответствующим ведомствам в «пресечении контрреволюционной деятельности религиозных объединений».
Атеизм
[ редактировать ]К лету 1918 года Галкин переехал в Москву. 1 июня 1918 года он был назначен «экспертом» VIII отдела.
15 июля 1918 года Михаил Галкин официально отрекся от священства.
В конце 1918 года Михаил Владимирович подал заявление о вступлении в РКП(б), и 1 января 1919 года он был принят в члены РКП(б).
С 1918 по 1922 год Галкин служил в VIII отделе Наркомата юстиции сначала рядовым «специалистом»; позже - заместитель заведующего кафедрой.
11 апреля 1919 года участвовал в открытии раки с мощами Сергия Радонежского. [ 2 ] и подписал протокол вскрытия как делегат Наркомата юстиции. [ 3 ]
Галкин и Красиков в 1919 году инициировали создание ежемесячного журнала «Революция и церковь», Красиков был ответственным редактором этого журнала, Галкин — соредактором журнала. Галкин опубликовал на страницах журнала многие свои статьи: «Коммунизм и религиозные обряды», «Троицкая Лавра и Сергиев Радонежский», «На вскрытии», «Государственные акты». В 1919–1920 годах руководство VIII Управления народной юстиции инициировало кампанию по вскрытию мощей православных святых с последующим прекращением доступа к ним верующих. Галкин проявил в этом вопросе повышенную инициативу. В начале сентября 1919 года, выступая перед населением с лекцией «О коммунизме и религии», он вместе с Красиковым предложил конфисковать все реликвии из Церкви и собрать их в специальный музей. 9 августа 1920 года Патриарх Тихон обратился с письмами к председателю СНК Ленину и председателю ВЦИК Михаилу Калинину, в которых лично упомянул имя Галкина среди тех сотрудников VIII отдела. народной юстиции, действия которого «явно втягивают РСФСР на тернистый путь гонений религий со стороны государства и угнетения свободы совести». Нарком юстиции Дмитрий Курский в тексте служебной характеристики М. В. Галкина от 19 января 1921 г. после слов «Незаменим для работы в области осуществления указа об отделении церкви от государства» он сделал пометку: «Требует руководства».

С марта 1922 года Галкин принимал участие в работе «комиссии по учету и концентрации ценностей», возглавляемой Львом Троцким. 11 марта Политбюро ЦК РКП(б) издало постановление о введении Галкина в состав комиссии по конфискации ценностей московских церквей («Комиссия по конфискации ценностей в Московской губернии»). С 20 марта Галкин входил в состав т.н. «Литературная комиссия» при бюро Центрального научно-культурного центра. Галкин вместе с Красиковым от имени «Комиссии при Агитотделе ЦК по выпуску листовок и брошюр о кампании по конфискации церковных ценностей» участвовал в работе «редакционной тройки». Весной и летом 1922 года ГПУ привлекло Галкина «в качестве консультанта» к процессу подготовки и организации раскола в рядах Православной Церкви. 18 мая руководство ГПУ направило Троцкому письмо с просьбой разрешить использование Галкина «в качестве консультанта по духовным делам». 29 мая Оргбюро ЦК РКП(б), заслушав вопрос «О работе тов. Горева-Галкина», постановило: «Не возражать против совмещения работы тов. Горева-Галкина с тов. Троцкого с работой в СО (Секретном отделе) ГПУ в качестве консультанта по делам духовенства». Начальник VI отдела СО ГПУ Евгений Тучков в докладе за июль В письме № 24 на имя начальника ГПУ СО Тимофея Самсонова упоминалось, что обновленческое Высшее церковное управление по делам Православной Русской Церкви действует в соответствии с директивами Галкина. С июня по ноябрь 1922 г. одноименный журнал) под общим названием «Наука и религия», ответственным редактором которого был Галкин, эти публикации должны были способствовать расколу в рядах православного духовенства; В начале 1920-х годов Галкин был одним из партийных работников, включенных в номенклатурный реестр ЦК РКП(б). До 1926 года Михаил Галкин-Горин вел активную пропагандистскую работу в системе «Атеиста»; до июня 1926 года занимал должность заместителя председателя исполнительного бюро Центрального совета Союза воинствующих безбожников СССР, получив высокую оценку руководства. Однако с осени 1925 по весну 1926 года Галкин оказался втянутым в конфликт внутри руководства Союза воинствующих безбожников. В апреле 1926 года Горев (Галкин) написал заявление об отставке. Исполнительное бюро Центрального совета Совета Безопасности на заседании 1 апреля 1926 года под давлением Емельяна Ярославского постановило: «освободить тов. Горева от обязанностей зам[м]. Пред. Исполкома и вообще от любой регулярной работы в Центральном Совете СБ СССР». После этого Горев пытался найти поддержку у руководства партии большевиков, но безуспешно.
С июля 1926 года по март 1928 года Галкин как заведующий отвечал за работу отдела партийной жизни «Рабочей газеты» (Москва). Весной 1928 года Галкин уехал на постоянное место жительства в Украину. С марта 1928 по июль 1931 года служил «антирелигиозным пропагандистом» в структурах Союза горняков в городах Горловке и Артемовске. С июля 1931 по июль 1933 года Галкин занимал должность заведующего сектором кадров Всеукраинского производственного объединения оптовой и розничной торговли книгами и предметами культурного назначения в городе Харькове. С лета 1933 года Галкин начал преподавать в университетах города Харькова: с августа 1933 года по январь 1935 года Галкин возглавлял «социально-экономический» факультет Инфизкульта; с января 1935 по январь 1937 года — профессор и председатель методического совета профессоров Харьковского института механизации и электрификации сельского хозяйства. 7 февраля 1935 года Октябрьский райком города Харькова постановил считать М. В. Галкина «механически выбывшим» из числа членов ВКП(б); Наверное, речь шла о потере партбилета). В партийных рядах с перерывом в партийной службе он был восстановлен постановлением Партколлегии ЦКК при ЦК ВКП(б) только 22 августа 1938 года с одновременным наложением строгого выговора за небрежное хранение партийных документов. Во время Великой Отечественной войны Галкин эвакуировался в Новосибирск, возглавлял кафедру марксизма-ленинизма в Новосибирском институте инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии, а также занимался руководящей работой в местном Союзе атеистов.
Галкин умер 28 марта 1948 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перис, Дэниел (1995). «Комиссары в красных рясах: бывшие священники в Союзе воинствующих безбожников» . Славянское обозрение . 54 (2): 340–364. дои : 10.2307/2501625 . JSTOR 2501625 . S2CID 163745869 .
- ^ " На вскрытии [мощей Сергия Радонежского]: впечатления очевидца" (журнал) (6–8) (Революция и церковь ed.). 1919: 50–58.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) ; Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - ^ " Протокол вскрытия [мощей Сергия Радонежского]" (журнал) (6–8) (Революция и церковь ed.). 1919: 58–60.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) ; Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите )
