Антитеррористический центр (Украина)

![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Июль 2023 г. ) |
Антитеррористический центр при Службе безопасности Украины ( укр .: Антитеррористический центр ) — постоянно действующий орган при Службе безопасности Украины, который координирует деятельность контртеррористических субъектов по предотвращению террористических актов против государственных чиновников, объектов критической инфраструктуры и объектов повышенная опасность, а также действия, угрожающие жизни и здоровью значительного числа людей, и прекращение таких террористических актов.
Антитеррористический центр был создан 11 декабря 1998 года Указом Президента №1343.
АТЦ является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в Государственном казначействе Украины, бланки, печати и штампы со своим наименованием, а также печать с изображением Государственного Герба Украины.
Активность
[ редактировать ]В своей деятельности АТЦ руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, указами и распоряжениями Президента Украины, актами Кабинета Министров Украины, Положением «Об Антитеррористическом центре и его координационных группах при региональных органах безопасности». Служба Украины», [ 1 ] и другие нормативно-правовые акты.
Основные задачи УВД:
- сбор, систематизация, анализ и оценка информации о терроризме и его тенденциях в Украине и за рубежом;
- разработка концептуальных основ и антитеррористических программ, рекомендации по повышению эффективности антитеррористических мероприятий по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов и других преступлений, совершаемых с террористической целью, составление планов по предотвращению и пресечению террористической деятельности ;
- организация и проведение антитеррористических операций и координация деятельности контртеррористических субъектов;
- организация и проведение штабных и специально-тактических учений и тренировок;
- взаимодействие с зарубежными спецслужбами, правоохранительными органами и международными организациями по вопросам противодействия терроризму;
- участие в подготовке проектов международных договоров, подготовка и внесение предложений по совершенствованию законодательства Украины в сфере противодействия терроризму, финансированию проведения антитеррористических операций, проводимых субъектами контртеррористической деятельности, принятию мер по предотвращению, выявлению и пресечению террористической деятельности. .
В соответствии с Указом Президента Украины «О внесении изменений в некоторые указы Президента Украины» от 06.09.2022 № 398, [ 2 ] Перед УВД были поставлены новые задачи:
- содействие разведывательным органам Украины в реализации их задач и выполнении функций, предусмотренных Законом Украины "О разведке";
- содействие оперативным подразделениям субъектов противодействия терроризму в решении задач оперативно-розыскной деятельности;
- участие в противодействии подрывным проявлениям в установленном порядке.
Также в 2023 году внесены изменения в Закон Украины «О борьбе с терроризмом». [ 3 ] были приняты. В связи с этими поправками полномочия УВД были расширены и теперь включают;
- формирование и ведение списка террористических организаций и группировок (правовая база находится в стадии разработки);
- национальная координация выполнения резолюций Совета Безопасности ООН относительно международного терроризма;
- взаимодействие со специальными службами и правоохранительными органами зарубежных стран и международными организациями по вопросам борьбы с терроризмом и обмена информацией о пассажирах международных рейсов. УВД и украинские контртеррористические структуры имеют право получать и использовать данные о пассажирах для выполнения законодательно определенных задач. В настоящее время разрабатывается правовая база для создания и функционирования Отдела информации о пассажирах (ОРП) в структуре УВД.
С целью отработки навыков реагирования на террористический акт УВД Службы безопасности Украины организует и координирует проведение антитеррористических командно-штабных и специальных тактических учений, а также специальных тренировок. Если говорить конкретнее, то в течение 2015-2021 годов было проведено более 9 000 специальных тренировок, 450 учений. Также УВД приняло участие в международных учениях («Стронгбордист-2017» (Украина, Молдова), «Буковина-2018» (Украина, Молдова, Румыния), а также многонациональных учениях («СиБриз», «Рапид Трайдент», «Объединенные усилия»). »).
Структура АТС
[ редактировать ]В состав УВД СГУ входят:
• Межведомственная координационная комиссия является консультативно-совещательным органом, работающим в форме заседаний, организуемых в случае необходимости, но не реже одного раза в квартал, а в случае террористического акта или его угрозы созываются внеочередные или экстренные заседания.
• Штаб – исполнительный рабочий орган УВД при СГУ, выполняющий возложенные на УВД задачи.
• Координационные группы и их штабы – консультативно-совещательные органы, созданные при региональных органах Службы безопасности Украины в соответствии с государственным административно-территориальным устройством; Целью групп является повышение возможностей УВД СГУ на местах при решении возложенных на него задач.
В случае проведения антитеррористической операции Военно-гражданские управления в составе УВД при СБУ могут быть дополнительно созданы . Это временные государственные органы, назначенные для обеспечения исполнения Конституции и законов Украины, обеспечения безопасности населения, правопорядка.
Лидерство
[ редактировать ]Руководитель УВД назначается на должность по представлению Главы Службы безопасности Украины и освобождается от должности Президентом Украины.
Предыдущие руководители УВД:
- Colonel General Zemliansky Jurii Volodymyrovych 10.11.1999-05.02.2004);
- Lieutenant General Krutov Vasyl Vasyliovych (26.05.2005-20.09.2005);
- Тимошенко Volodymyr Andriyovych (20.09.2005-29.05.2006);
- Наличаевиченко Валентин Олександровых (29.05.2006-06.03.2009);
- Army General of Ukraine Choroshkovsky Valerii Ivanovych (18.03.2009-11.03.2010);
- Колонелл General Shatkovsky Petro Mykolayyovych (15.03.2012-30.10.2013);
- Major General Totskyi Volodymyr Volodymyrovych (12.11.2013-26.02.2014);
- Lieutenant-General Vitaliy Antonových Tsyganok (07.04.2014-14.04.2014);
- Lieutenant General Vasyl Vasylovich Krutov (04.14.2014-07.07.2014);
- Lieutenant-General Vasyl Serhiyovych Hrytsak (07.07.2014-11.15.2016);
- Colonel General Malikov Vitaliy Volodymyrovych (15.11.2016-31.05.2019);
- Генерал-майор Баранецкий Руслан Федорович (27.06.2019-26.07.2021).
Нынешний руководитель УВД:
- Майор General Andrushchenko Serhiy Anatoliyovych (от 26.07.2021). [ 4 ]
Финансирование
[ редактировать ]Центр содержится за счет средств, определенных отдельной строкой в Государственном бюджете Украины.
Международное сотрудничество
[ редактировать ]В соответствии с Указом Президента Украины от 26.07.2001 № 570 «О порядке взаимодействия с международными антитеррористическими организациями», [ 5 ] Антитеррористический центр при Службе безопасности Украины определен как государственный орган, который имеет право взаимодействовать с международными антитеррористическими организациями.
В соответствии с многочисленными международными договорами, заключенными Украиной, Украина сотрудничает в сфере борьбы с терроризмом с зарубежными странами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, которые занимаются борьбой с международным терроризмом, в том числе:
- Организация Объединенных Наций (ООН);
- Организация Североатлантического договора (НАТО);
- Европейский Союз (ЕС);
- Совет Европы (СЕ);
- Агентство ЕС по сотрудничеству правоохранительных органов ( ЕВРОПОЛ );
- Международная организация уголовной полиции (Интерпол);
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);
- Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ).
Государственная антитеррористическая система Украины
[ редактировать ]Порядок работы единой государственной системы предотвращения, реагирования и пресечения террористических актов и минимизации их последствий, а также уровни террористических угроз и меры реагирования субъектов противодействия терроризму на угрозу совершения или фактического совершения террористического акта деяния определяются Положением «О единой государственной системе предупреждения, реагирования и пресечения террористических актов и минимизации их последствий» (утверждено Постановлением Кабинета Министров Украины № 1). 92 от 18 февраля 2016 г. [ 6 ] ). Антитеррористический центр Службы безопасности Украины выступает в качестве координирующего органа единой государственной антитеррористической системы и субъектов борьбы с терроризмом .
Органы, которые принимают непосредственное участие в борьбе с терроризмом:
- Служба безопасности Украины как основной орган антитеррористической системы;
- Министерство внутренних дел Украины;
- Национальная полиция;
- Министерство обороны Украины;
- Государственная служба по чрезвычайным ситуациям Украины;
- Управление Государственной пограничной службы Украины;
- Государственная уголовно-исполнительная служба Украины;
- Управление Государственной охраны Украины
- Вооруженные Силы Украины;
- Национальная гвардия Украины.
В случае необходимости к борьбе с терроризмом могут быть привлечены и другие ведомства:
- центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в области предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, финансированию распространения оружия массового поражения;
- Служба внешней разведки Украины;
- Министерство иностранных дел Украины;
- Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины;
- центральные органы исполнительной власти, обеспечивающие формирование и реализацию государственной политики в сфере здравоохранения;
- центральные органы исполнительной власти, обеспечивающие формирование и реализацию государственной политики в электроэнергетическом, угольном, нефтегазовом комплексах;
- центральный исполнительный орган, реализующий государственную политику в области управления объектами государственной собственности;
- центральные органы исполнительной власти, обеспечивающие формирование и реализацию государственной политики в сфере транспорта;
- центральные органы исполнительной власти, обеспечивающие формирование и реализацию государственной финансовой политики;
- центральные органы исполнительной власти, обеспечивающие формирование и реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды;
- центральные органы исполнительной власти, обеспечивающие формирование и реализацию государственной аграрной политики;
- центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику;
- центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную таможенную политику;
- Государственное бюро расследований;
- Национальное антикоррупционное бюро Украины;
- Бюро экономической безопасности Украины;
- Служба безопасности суда.
Другие центральные и местные исполнительные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от подчиненности и формы собственности, их должностные лица, а также граждане с их согласия могут также привлекаться к антитеррористической операции по решению руководителя. антитеррористическая операция с соблюдением требований законодательства Украины.
К основным задачам единой государственной антитеррористической системы относятся:
- предупреждение террористической деятельности, в том числе обеспечение своевременного выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению террористических актов;
- информирование населения об уровне террористической угрозы или факте совершения террористического акта;
- обеспечение безопасности объектов возможных террористических атак, в частности:
- объекты, находящиеся под охраной государства;
- важные государственные объекты;
- объекты повышенной опасности;
- объекты единой транспортной системы Украины;
- особо важные объекты электроэнергетики;
- иностранные дипломатические учреждения, консульские и другие представительства иностранных государств на территории Украины;
- учреждения Государственной уголовно-исполнительной службы;
- места массовых собраний.
Единая государственная антитеррористическая система состоит из постоянно действующих территориально-функциональных подсистем:
- территориальный – включает в себя координационные группы и их штабы при региональных органах Службы безопасности Украины;
- функциональный – включает в себя структурные подразделения субъектов противодействия терроризму и Межведомственную координационную комиссию АТЦ при СБУ.
Единая система позволяет осуществлять круглосуточный мониторинг, анализ и оценку информации о состоянии и тенденциях распространения терроризма в Украине и за ее пределами.
В рамках единой государственной антитеррористической системы субъекты противодействия терроризму в соответствии со своей компетенцией осуществляют постоянный обмен информацией с АТЦ; обеспечивать готовность сил и средств, задействованных в антитеррористической операции; вносить в УВД предложения по проекту плана проведения антитеррористической операции в местах возможных террористических актов; обеспечить надлежащий уровень охраны и защиты объектов от возможных террористических атак; осуществлять меры по предотвращению возможного применения оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих веществ и средств массового поражения во время террористического акта; организовать мероприятия по информированию и подготовке населения к действиям в случае угрозы или террористического акта.
В соответствии с положением о единой государственной антитеррористической системе Антитеррористический центр при Службе безопасности Украины осуществляет мониторинг угроз террористических актов на территории Украины и за ее пределами; разрабатывает план проведения антитеррористической операции на объектах возможных террористических актов; определяет потребность в силах и средствах, привлекаемых к антитеррористической операции; уведомляет контртеррористических субъектов о решении относительно уровня террористической угрозы.
В зависимости от имеющейся информации об угрозе или совершении террористического акта в Украине устанавливаются следующие уровни террористической угрозы:
- серый (возможная угроза) – при наличии факторов (условий), способствующих терроризму;
- синий (потенциальная угроза ) — при наличии информации о подготовке теракта, требующей подтверждения;
- желтый (реальная угроза) – при наличии достоверной (проверенной) информации о подготовке к совершению террористического акта;
- красный (реальная угроза) – когда был совершен теракт.
Операции
[ редактировать ]- Война в Донбассе (2014–2022 гг.)
- Российское вторжение в Украину (2022 – настоящее время)
Состав
[ редактировать ]- Гражданско-военные администрации , созданные как временные единицы местного самоуправления на территориях проведения АТО. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "О Положении об Антитеррористическом центре и его координационных группах при региональных органах Службы безопасности Украины" . Официальный вебпортал парламента Украины (in Russian) . Retrieved 2023-07-04 .
- ^ "О внесении изменений в некоторые указы Президента Украины" . Официальный вебпортал парламента Украины (in Russian) . Retrieved 2023-07-04 .
- ^ "О борьбе с терроризмом" . Официальный вебпортал парламента Украины (in Russian) . Retrieved 2023-07-04 .
- ^ «УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ № 314/2021: О назначении Андрущенко С.А. руководителем Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины» .
- ^ "О порядке взаимодействия с международными антитеррористическими организациями" . Официальный вебпортал парламента Украины (in Russian) . Retrieved 2023-07-04 .
- ^ "Об утверждении Положения о единой государственной системе предотвращения, реагирования и прекращения террористических актов и минимизации их последствий" . Официальный вебпортал парламента Украины (in Russian) . Retrieved 2023-07-04 .
- ^ «Порошенко дал добро на создание военно-гражданских администраций» . Украинская правда . Украинский. 26 февраля 2015 года . Проверено 26 февраля 2015 г.