Франческо Сомани
Франческо Сомани (6 августа 1926, Ломаццо — 19 ноября 2005, Комо ) — итальянский скульптор .
Биография
[ редактировать ]1946–1957 – Художественное становление.
[ редактировать ]Франческо Сомани родился в Ломаццо (Комо) 6 августа 1926 года. Он посещал Джакомо Манцу курсы в Академии изящных искусств Брера и дебютировал в 1948 году на Национальной выставке изобразительного искусства, организованной Римским квадриеннале. В 1949 году он окончил юридический факультет Университета Павии. А в 1950 году он принял участие в Венецианской биеннале впервые . После периода размышлений об опыте международной современной скульптуры он заинтересовался абстракционизмом и в середине 1950-х годов добился автономии языка с помощью скульптур, реализованных в «железном конгломерате» ( Canto Aperto , Forza del nascere ), искусстве. работа, которая ознаменовала его вступление в Движение конкретного искусства (MAC) и стала прелюдией великого неформального периода.
1957–1966 – Неформальный период.
[ редактировать ]Он привлек внимание критиков в 1956 году благодаря участию в XXVIII Венецианской биеннале. Он добился успеха на мировом уровне в 1959 году, представив выставочный зал на V Биеннале в Сан-Паулу, Бразилия, где он получил первую международную премию в области скульптуры: это международное признание позволило ему получить доступ на арт-рынок Соединенных Штатов. В 1960 году его пригласили открыть собственный выставочный зал на XXX Венецианской биеннале. В следующем году он принял участие во Второй биеннале в Париже, где был удостоен первой премии французской художественной критики. В этот период его скульптуры встретили благосклонность таких критиков, как Джулио Карло Арган и Мишель Тапье . Интересуясь экспериментами с различными материалами, он отливал свои работы также из железа, свинца и олова, обрабатывая их паяльной лампой и, наконец, полируя их вогнутые части, чтобы подчеркнуть их выразительность. Это было время Мартири и Ферити , представленных на различных персональных выставках, организованных в Национальной галерее Турине , в Итальянском институте культуры Нью-Йорка, в галерее Blu в Риме и на всех важнейших международных коллективных выставках скульптуры.
1967–1975 – Монументальные произведения: размышления о взаимосвязи скульптуры, архитектуры и современных городов.
[ редактировать ]После неформального периода Сомани начал придавать своим скульптурам символическое значение ( Порталы , 1967): органические формы находились в непрерывной диалектической связи с архитектурными геометрическими объемами; Кульминацией этого дальновидного исследования стал цикл Carnificazioni di un'architettura (1974–1976). Начав с убеждения, что скульптура должна сыграть роль в переквалификации городского архитектурного контекста (это мнение сформировалось между 1958 и 1972 годами во время неформальных экспериментов, проведенных в больших масштабах в Италии и США), скульптор формализовал свои собственные идеи, как на теоретическом и утопическом уровне, в серии проектных исследований ( Энрико Криспольти , Франческо Сомани, Срочность в городе , Маццотта, Милан , 1972). Параллельно с этими исследованиями взаимосвязи между скульптурой, архитектурой и окружающей средой Сомани экспериментировал с собственной техникой прямой резьбы, выполняемой с использованием струи песка под высоким давлением. Этот подход стал фундаментальным компонентом его пластического языка с 1965 года.
1975–1986 – Матрицы и следы.
[ редактировать ]В 1975 году концептуальный анализ лабораторных процедур, связанных со скульптурой, привел художника к созданию барельефа « След», полученного путем прокатки резной «Матрицы», которая, оставив след в эволюции, развивалась и раскрывалась на «Следе». "загадочное изображение в негативе. Матрицы и следы привнесли динамический элемент, действие, идею пути, вмешательства, включающего архитектуру и городской контекст. Эти новые произведения искусства были представлены в его личном выставочном зале на Венецианской биеннале 1978 года ( Prima traccia e la scultura matrice: Antropoammonite ), на антологической выставке в Музее Вильгельма-Лембрука в Дуйсбурге в 1979 году ( Sviluppo di un paesaggio antropomorfico e матрица , 1978–79) и на персональной выставке в Ботаническом саду им. Лукка в 1980 году ( Svolgimento dell’avvolto: traccia трагическая , 1979).
1987–2005 – Последний сезон: великолепные шарики.
[ редактировать ]С середины 1980-х годов Сомани снова вернулся к выполнению крупномасштабных работ в Италии и Японии, где диалектика знака заставила скульптора иметь дело с позитивными/негативными формами, как в « Воротах Европы» в Комо, 1995 год. деятельность продолжалась в последовательных работах, таких как «Фортуния» (1988), в серии «Lotte con il serpente» , характеризующейся органической природой, властно живой, как в Фортуния Винчитрис (2000). Некоторые из вышеупомянутых работ были представлены на антологической выставке, организованной в миланском дворце Брера в 1997 году, на Римском квадриеннале 1999 года, на Каррарских биеннале 1998 и 2000 годов и на антологической выставке в замке Перджине ( Тренто ) в 2000 году.
В последние годы скульптор наряду с пластической деятельностью все интенсивнее развивал рисовальную и живописную деятельность. В 1999 году он реализовал большую серию работ на бумаге, которые фантастическим образом напоминали мифы и легенды, связанные с Вулканом Этной , вновь посещенные благодаря чтению книги Марии Корти ( Castasto Magico , Einaudi, 1999). В последующие годы он разместил в офисах торгового центра Bennet в Монтано-Лучино (Комо) Fortunia Vincitrice (1997–2000) и Variazioni su grande sculturavertica (2001).
Сомайни принял участие в некоторых важных выставках, таких как «Искусство и архитектура, 1900–2000», доверенные Джермано Челанту в Палаццо Дукале в Генуе (2004), «Итальянская скульптура XX века» в Фонде Арнальдо Помодоро и «Анничинкванта». Детище итальянского творчества , Королевский дворец в Милане (2005).
Он умер в Комо 19 ноября 2005 года. Национальная галерея современного искусства Рима посвятила ему первую посмертную ретроспективную выставку « Неофициальный период 1957–1964» (2007).
Художественное производство
[ редактировать ]Деятельность Сомани не ограничивалась только областью скульптуры : для нее характерно большое количество рисунков и картин, часто заканчивающихся проектным исследованием скульптурных произведений. Художник также экспериментировал с новыми выразительными средствами, такими как фотография (с реализацией фотомонтажей, в основном связанных с его размышлениями о современных мегаполисах, 1974–1980) и живое перформанс («Акция Бремена» , 1986). Стоит упомянуть также деятельность скульптора с 1950-х годов в архитектурной сфере, в частности, в сотрудничестве с Луиджи Качча Доминиони, Ико Паризи и Игнацио Гарделла.
Некоторые из наиболее важных работ Сомани находятся в крупнейших музеях США , Германии , Нидерландов , Австрии , Италии , Ватикана , Бельгии , Финляндии , Бразилии и Сербии . Другие расположены в общественных местах в США , Италии , Великобритании , Японии , Новой Зеландии , Нидерландах и Швейцарии .
Библиография
[ редактировать ]- Л. Деганд, М. Радиче, Франческо Сомани , Нани, Комо, 1956 г.
- У. Аполлонио, М. Тапие, Франческо Сомани , Editions du Griffon, Невшатель, 1960 г.
- Р. Барилли, 20 рисунков Франческо Сомани , Edizioni del Milione, Милан, 1964 г.
- Э. Криспольти, Франческо Сомани: Городские проблемы , Edizioni Mazzotta, Милан, 1973 (пер. Х. Мартина)
- Э. Криспольти, Франческо Сомани , «Терзооккио», н. 5, Edizioni Bora, Болонья, 1979 г.
- Ф. Гуальдони, Франческо Сомани. Ускоренная эрозия , Ингерсолл-Рэнд, Милан, 1985 г.
- Р. Барилли, Франческо Сомани: Современные мастера , Ванесса Edizioni d'Arte, Милан, 1987 г.
- Э. Ратти, Р. Босалья, Л. Карамель, А. Лонгатти, Франческо Сомани: Дверь в Европу. Опера для всех нас , Комо, 1994 г.
- Э. Крисполти, Л. Сомани, Сомани: Великие произведения. Достижения, Проекты, Утопии , Electa, Милан, 1997 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архив Франческо Сомани Скульптор
- Основание Ордена Архитекторов
- Волшебная Этна (1999) - Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция. Архивировано 1 января 2011 года в Wayback Machine.
- Большое кровавое мученичество (1960), Маленькая история о море (1961) - Музей и сад скульптур Хиршхорна, Вашингтон
- Скульптура для планетария (1962–1970) - Рочестерский музей и научный центр, Рочестер, Нью-Йорк.
- Вертикаль I (1959) - Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк
- Великие раненые (1960) – Дворец Конгрессов, Бьен
- Навигатор (1960) в Кентерберийском университете. Архивировано 22 мая 2010 года в Wayback Machine.
- Следы (1984–85) – GAM, Галларате [ постоянная мертвая ссылка ]
- Работает