Мохамед Салах Бен Мрад
Мохамед Салах Бен Мрад (араб. محمد صلاح بن مراد) (1881–1979) был тунисским теологом, журналистом и интеллектуалом. В 1931 году он опубликовал «Траур по женщине Хаддада» (ﺍﻟﺤﺪﺍﺩ ﻋﻠﻰ ﺍﻣﺮأﺓ ﺍﻟﺤﺪﺍﺩ), возражая против расширения прав женщин, которые отстаивал Тахар Хаддад в своей книге «Наши женщины в шариате и обществе», опубликованной годом ранее.
Биография
[ редактировать ]Молодость
[ редактировать ]Мохамед Салах родился в Медине Туниса недалеко от Турбет-эль-Бея и был сыном ханафитского бах-муфтия шейха Хмиды Бен Мрада, специалиста по риторике и старшего брата шейхов Неджи (который был кади и муфтием). ) и Брахим Бен Мрад (служивший имамом, учителем в Зайтуне, судьей Тунисского трибунала). Он происходил из семьи тунисских ученых и интеллектуалов османского происхождения из Турции. Начиная с шестнадцатого века, его дед Мурад Ходжа входил в состав военной армии Синан-паши, участвовавшей в битве при Ла-Гулетте против армии Карла V в 1574 году. Он завершил обучение в Зайтуне и уехал в 1900 году.
Публикация
[ редактировать ]В 1931 году была опубликована книга Бена Мрада под названием «Скорбь по женщине Хаддада» (الحداد على امرأة الحداد), в которой он отвергает идеи Тахара Хаддада о положении женщин в Тунисе, основанные на библейских текстах Корана. Книга последовала за протестами ученых шариатского суда, и большая часть населения поддержала новые идеи Хаддада. Он защищает идею ношения тунисскими женщинами «сафсари», которую он считает не признаком религиозной идентификации, а более традиционной одеждой, похожей на национальную униформу, которую разделяют все социальные группы. Он также отвергает идею о том, что социальные реформы могут быть осуществлены без времени, необходимого для их понимания и ассимиляции колонизированным населением, которое все еще в значительной степени неграмотно. По его словам, эмансипация тунисских женщин должна осуществляться в первую очередь посредством обучения и образования. Однако он признал, что некоторые идеи Хаддада не противоречат шариату о положении женщин. Это было сделано в основанном им в 1937 году журнале «Шамс аль-Ислам» («Солнце ислама»).
Религиозный лидер
[ редактировать ]Он был назначен шейхом эль-Исламом в королевстве Монсеф-беем в 1942 году. После смещения последнего, по случаю открытия нового бея Ламина генералом Альфонсом Жуином, он в своей речи перед королем настаивал: о его роли гаранта монархии и гусейнского трона, что позволяет предположить, что Монсеф-бей оставил пустоту в сердцах тунисцев. В 1944 году он помог создать комиссию по реформе Университета Зайтуна под председательством шейха Мохаммеда и президента Тахара Бен Ашура, отвечая пожеланиям тунисских интеллектуалов и студентов-зейтуниен, обеспокоенных будущим старейшего университета в арабо-мусульманском мире. Под давлением генерального резидента Франции в Тунисе Шарля Маста шейх Бен Мрад был уволен со своего поста в 1946 году из-за его политической приверженности националистическим лидерам Нео-Дестура, заключенным в тюрьму и сосланным, а также в пользу профсоюзного движения Всеобщий союз трудящихся Туниса – Фархат Хачед.
Семья
[ редактировать ]Его дочь, Бчира Бен Мрад, основала в 1937 году первую женскую организацию: Тунисский союз мусульманских женщин в Тунисе, при поддержке своего отца и сестер, получив многочисленные статьи, опубликованные в журнале ее отца. Вопреки мнению некоторых, шейх дал своим дочерям современное образование, которое тесно смешалось с интеллектуальной и культурной жизнью Туниса.
Ссылки
[ редактировать ]- Мохамед Эль-Азиз Бен Ачур , Категории тунисского общества во второй половине XIX века , изд. Национальный институт археологии и искусства, Тунис, 1989 г.
- Мохамед Фадель Бен Ачур , Литературное и интеллектуальное движение в Тунисе , изд. Алиф, Тунис, 1998 г.