Джованна Басси

Миниатюра Корнелиуса Хойера

Джованна Басси (1762–1834) — итальянская балерина, большую часть своей карьеры проведшая в Швеции . Ее считали примадонной шведского балета в эпоху Густава .
Биография
[ редактировать ]Джованна Басси родилась в Италии в семье итальянской балерины Анжелы Басси. Она была сестрой архитектора Чарльза (Карло) Басси (1772–1840), который активно жил в Швеции и Финляндии, где он воспитывался с одиннадцати лет. Она была ученицей Жана Доберваля оперы и дебютировала на сцене Парижской во Франции .
Карьера в Шведском королевском балете
[ редактировать ]В 1783 году она поступила на работу в Шведский королевский балет Шведской королевской оперы в Швеции, где и провела остаток своей карьеры.
Басси упоминается в знаменитом дневнике Хедвиг Элизабет Шарлотты Гольштейн-Готторпской . Ее техника полностью соответствовала классическому итальянскому стилю балета, и она была способна выполнять в этом стиле самые сложные движения. Во время ее дебюта в Стокгольме аплодисменты были достаточно громкими, «чтобы затмить гром», и вызвали так называемую «лихорадку Басси».
Басси описывали как гордого человека с «благородными» манерами, которым восхищались ее красивые черные волосы и сильное, гибкое тело. Среди ее партий были Сесиль в «Розьере Саланси» Жана Маркаде с Антуаном Бурнонвилем , Жюдит Кристина Брелен и Жаном Маркаде, Нинетт а-ля Тур М. Гарделя в сезоне 1786–87 и Надин в «Триумфе Констанца» Жана Маркаде. с Джузеппе Бартоломеи, Антуаном Бурнонвилем, Жаном Маркаде и Карло Каспаре Симоне Уттини (1787–88).
Она брала учеников и была наставником многих шведских танцовщиц, в частности Ульрики Оберг и Маргареты Кристины Обергссон . Она также давала уроки танцев для девочек из старших классов. Время от времени она выступала как актриса во Французском театре . Джованна Басси разбогатела: первоначально с зарплатой в 9 000 ливров, на момент выхода на пенсию она имела состояние в 30 000 риксдалеров.
Частная жизнь
[ редактировать ]У Басси была дочь Йоханна Фредрика (1787–1810), предположительно от графа Адольфа Фредрика Мунка аф Фулькилы , с которым у нее в то время были отношения. По упорным слухам, граф считался истинным отцом Густава IV Адольфа Шведского , а дочь Басси имела сильное сходство с королем, который мог быть ее сводным братом. Говорят, что дочь Басси была образцом для подражания для персонажа Тинтомара в знаменитом романе juvelsmycke Drottningens Карла Джонаса Лава Альмквиста . В этом романе Тинтомара изображается как сводный брат короля Густава IV Адольфа и потомок графа Адольфа Фредрика Мунка аф Фулкилы.
Когда граф Адольф Фредрик Мунк аф Фулькила был сослан в 1792 году, Басси покинула балет и последовала за ним в Рим в Италии, где она ожидала, что он официально признает их дочь и женится на ней. Однако он отказался по обоим причинам, что она расценила как серьезное оскорбление. Когда позже Мунк сделал ее дочь бенефициаром своего завещания, она отказалась принять его и отказалась от предполагаемого наследства на имя дочери. Во время своего пребывания в Италии она также получила крупные суммы денег от де-факто шведского регента Густава Адольфа Ройтерхольма, для которого она выступала в качестве секретного агента с задачей предоставления доказательств и проведения расследования против изгнанного Густава Маурица Армфельта . Она вернулась в Швецию в 1794 году и вновь поступила в Шведский балет, но пробыла там лишь ненадолго.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1794 году Басси вышла замуж за немецко-шведского купца Петера Хинрика Шена (1765–1821). («Два савоярда») она сыграла Своё последнее выступление в «De två Savojarderna» в июне 1794 года. В брачном контракте Джованна Басси оговаривала, что её супруг должен признать её дочь от Мунка своей, а её огромное состояние должно оставаться её личной и единоличной собственностью. . Шен был банкротом на момент свадьбы, но впоследствии смог купить поместье Экхольмснес в Лидингё. Остаток своей жизни Басси провела как деловая женщина, ухаживая за своим поместьем, кирпичным заводом и фабрикой по производству снюса . Она жила со своей матерью и подругой, актрисой Элизой Дюбеллуа из Французского театра в Швеции, а также у нее было еще трое сыновей от Шена. В 1815 году она приняла лютеранство.
Ссылки
[ редактировать ]- Остерберг, Карин и др., Свенска Квиннор: föregångare, nyskapare . Лунд: Signum 1990. ( ISBN 91-87896-03-6 )
- Репертуар Королевского театра 1773–1973 гг.
- Гунилла Ремпке (1994). Гунилла Ремпке. клятва. Сила лодыжки - танцовщица в эпоху королевских любовниц Стокгольма: Стокгольм Фишер и компания. ISBN 91-7054-734-3
- 1762 рождения
- 1834 смерти
- Итальянские балерины
- Актрисы итальянского театра
- Шпионы 18 века
- Итальянцы XVIII века
- Прима-балерины
- Итальянские актрисы XVIII века.
- Итальянские артисты балета XVIII века.
- Итальянские женщины XVIII века
- Люди эпохи Густава
- Шведские бизнесмены XVIII века
- Артисты Королевского шведского балета