Протест!

Протест! — тайная листовка, выпущенная в 1942 году в знак протеста польских католиков против массовых убийств евреев в оккупированной немцами Польше . [ 1 ] [ 2 ]
История
Протест! был опубликован 28 августа 1942 года в Варшаве. Его подписала польская подпольная организация « Фронт возрождения Польши» , являвшаяся продолжением довоенной «Католической акции» . Ее президентом в то время была польская писательница Зофья Коссак-Щуцкая . Протест! был тайно выпущен в виде листовки тиражом 5000 экземпляров в Варшаве 11 августа 1942 года. Он был опубликован через несколько недель после начала ликвидации немцами Варшавского гетто , из которого – в рамках операции «Рейнхард » – евреи были депортированы в Треблинку. лагерь уничтожения . [ 3 ] [ 4 ]
Мир, писал Коссак-Щуцка, молчал перед лицом этого злодеяния. «Англия молчит, как и Америка, даже влиятельное международное еврейство, столь чувствительное в своей реакции на любое преступление против своего народа, молчит. Польша молчит... Умирающих евреев окружает лишь толпа пилатесов, моющих руки в невиновность». Те, кто молчат перед лицом убийства, писала она, становятся соучастниками преступления. Коссак-Щука рассматривала это в основном как проблему религиозной этики. «Наши чувства к евреям не изменились», — написала она. «Мы не перестаем считать их политическими, экономическими и идеологическими врагами Польши». Но, написала она, это не освобождает польских католиков от обязанности противостоять преступлениям, совершаемым в их стране.
Бог требует от нас протеста», — написала она. «Бог, который запрещает нам убивать. Нас требует наше христианское сознание. Каждый человек имеет право на любовь своих собратьев. Кровь беззащитных взывает к небесам о мести. Те, кто выступает против нашего протеста, не католики.
Мы не верим, что Польша может извлечь выгоду из жестокости Германии. Напротив. ...Мы знаем, насколько отравлены плоды преступления. ... Те, кто этого не понимает и верит, что гордое и свободное будущее Польши может сочетаться с принятием горя своих собратьев, не являются ни католиками, ни поляками.
Прием
Протест стал большой неожиданностью для левых кругов и самих евреев, поскольку Зофья Коссак была связана с католическими национальными кругами , которые в довоенной Польше очень сдержанно относились к евреям и критиковали еврейские общины. Эту позицию автор также четко изложила в содержании своего протеста. После объявления о своем обращении Коссак неоднократно публиковала в подпольной печати обращения к полякам о помощи евреям. Ее усилия привели в сентябре 1942 года к созданию организации, помогающей евреям, Временного комитета помощи евреям ( Tymczasowy Komitet Pomocy Żydom ), позже преобразованного в Совет помощи евреям ( Rada Pomocy Żydom ) — Żegota , подпольной организации, единственной целью которой было спасти евреев Польши от истребления нацистами. Это была единственная организация такого типа в оккупированной Европе. Соорганизатором выступила Ванда Крагельска , общественный деятель Польской социалистической партии . [ 5 ] [ 6 ]
Коссак лично помогал евреям, скрывавшимся на «арийской стороне», снабжая их деньгами и фальшивыми документами. В 1943 году была арестована немцами и заключена в немецкий концлагерь Аушвиц-Биркенау , позже переведена в тюрьму Павяк , где была приговорена к смертной казни. Его удалось спасти в 1944 году благодаря усилиям польского подполья . За вклад в спасение евреев во время Второй мировой войны она получила посмертно в 1982 году медаль и звание Праведника народов мира от Яд Вашем . [ 7 ]
Что касается «Протеста» Коссак-Щуцкой, Роберт Д. Черри и Аннамария Орла-Буковска написали во введении к книге «Переосмысление поляков и евреев »: «Совсем не обещая свой антисемитизм в документе, она яростно призывала к активному заступничеству от имени евреев - именно во имя польского католицизма и польского патриотизма. Депортации из Варшавского гетто ускорили ее соучредление « Жеготы» в том же году - подразделения «Армии Крайовой» (АК, Армия Крайовой), единственной целью которого было спасение евреев». [ 8 ]
Ссылки
- ^ Вронский (1971)
- ^ Энгель (2014)
- ^ Вронский (1971)
- ^ Энгель (2014)
- ^ Вронский (1971)
- ^ Энгель (2014)
- ^ «Праведник народов мира: Щуцкая Зофья (1989 – 1968)» . Проверено 26 августа 2013 г.
- ^ Роберт Д. Черри; Аннамария Орла-Буковска (2007). Переосмысление поляков и евреев: тревожное прошлое, светлое будущее . Роуман и Литтлфилд. п. 5. ISBN 978-0-7425-4666-0 .
Библиография
- Вронский, Станислав (1971). Поляки и евреи 1939–1945 (англ. «Поляки и евреи» 1939–1945) (на польском языке). Варшава: Книга и знания.
- Энгель, Дэвид (2014). В тени Освенцима: польское правительство в изгнании и евреи, 1939-1942 гг . Книги прессы UNC. ISBN 9781469619576 .