Гудмундур Арасон

Гудмундур Арасон (англ. Современный исландский : [ˈkvʏðmʏntʏr ˈaːrasɔn] ; 1161 – 16 марта 1237; Древнескандинавский : Guðmund r Arason [ˈɡuðˌmundr ˈɑrɑˌson] ) — влиятельный исландский святой епископ XII и XIII веков , принимавший участие в усилении власти католической церкви в средневековой Исландии . Его история записана в нескольких рукописях, в первую очередь в Prestssaga Guðmundar góða . Его часто называют Гудмундур годи ( Исландский: [ˈkouːðɪ] , Древнескандинавский: [ˈɡoːðe] ; Гудмунд или Гудмунд Добрый).
Жизнь
[ редактировать ]Гудмундур родился внебрачным ребенком в 1161 году в Грйоте в Хёргардалуре , Исландия. Он был рукоположен в священники в 1185 году в возрасте 24 лет. Десять лет спустя он стал одним из самых влиятельных священнослужителей в Исландском Содружестве , кульминацией чего стало его избрание епископом Холара (северного из двух мест исландского епископа). в 1203 году.
Некоторое время он служил домашним священником у Кольбейна Тумасона , исландского вождя. В годы простого священника он не проявлял никакой заинтересованности в укреплении Церкви как института, не искал богатства или других мирских благ. Однако он приобрел репутацию благочестивого и набожного человека и даже чудотворца.
После своего назначения епископом он был привержен продолжению дела своих предшественников, а именно сохранению властной структуры Церкви. Однако дело быстро пошло наперекосяк. Он был среди духовных провидцев, которые восхваляли добродетель бедности и считали, что приобретение богатства сбило церковь с пути. И современники, и последующие поколения сравнивали его с Томасом Бекетом . Гудмундур щедро делился церковными владениями, и вскоре вокруг Холара поселилось большое количество обедневших иждивенцев . Его щедрость вызвала гнев местных вождей, и напряженность обострилась, что привело к спорам относительно судебных полномочий престола. Гудмундур хотел, чтобы престол оставался независимым от избравших его вождей, и предпринял первую задокументированную попытку в Исландии сохранить судебную власть церкви над ее собственными членами.
Конфликт с вождями
[ редактировать ]
Колбейнн Тумасон , вождь клана Асбирнингар , сыграл важную роль в избрании Гудмундура, но в 1205 году между ними возник спор. Причиной спора стало обвинение Кольбейна в адрес священника, который был должен ему денег. Согласно церковной политике, церковь имела исключительные судебные полномочия в таких вопросах. Осенью 1208 года Кольбейнн отправился с группой мужчин в Холар, чтобы привести в исполнение приговор священнику, виновному в оплодотворении женщины. Люди Кольбейна столкнулись с последователями епископа в так называемой Видинесбардаги («Битва при Видинесе») - Кольбейнн и несколько его людей погибли в конфликте, который пошел в пользу епископа. К 1209 году положение Гудмундура стало несостоятельным, и он был вынужден бежать из епископства Холара.

Гудмундур провел 1214–1218 годы в Норвегии по приказу архиепископа, а вернувшись домой, вел дела более деликатно. Тем не менее, большая группа бедняков вскоре снова стала жить на благотворительность Церкви. Арнор Тумасон , новый лидер Асбирнингов , отправился в Холар и рассеял обедневших последователей епископа - Гудмундур оставался пленником Арнора в течение года. Затем он три года путешествовал по Исландии со своими последователями. После смерти Арнора Туми Сигватссон пришел к власти в Скагафьордуре и объявил Холара своим. Люди епископа убили Туми в 1222 году, и Гудмундур был вынужден бежать в Гримсей , где его перехватили и снова взяли в плен. Его снова отправили в Норвегию, чтобы встретить гнев архиепископа. Он вернулся в Исландию стариком и не играл дальнейшей значительной роли в политике до своей смерти в 1237 году.
Святость
[ редактировать ]История Гудмунда пошла на пользу Церкви. Его споры с вождями вскоре исчезли из коллективной памяти, но его набожность и щедрость остались легендой. На памяти живущих он считался святым человеком (или святым), и в 1315 году его физические останки были захоронены на торжественной церемонии под покровительством Аудунна Рауди Торбергссона , епископа Холара . Таким образом, Гудмунд стал своего рода национальным святым , хотя Римско-католическая церковь до сих пор не признала его святость. К тому времени, когда в первой половине четырнадцатого века были предприняты согласованные усилия по установлению святости Гудмунда, было необходимо разрешение папы – и оно было дорогостоящим. Устойчивое развитие различных версий его саги включало в себя включение чудес, отсутствующих в самых ранних версиях, таких как история его встречи с демоном Селколлой . [ 1 ] [ 2 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Маргарет Джин Кормак. 2020. « Гвендарбруннар средневековой Исландии » в «Священных водах: межкультурный сборник священных источников и святых колодцев». Рутледж.
Ссылки
[ редактировать ]- Арни Даниэль Юлиуссон, Йон Олафур Исберг, Хельги Скули Кьяртанссон Атлас истории Исландии: Том 1: От начала до XVIII века Almenna bókafélagið, Рейкьявик, 1989 г.
- История Гудмунда Арасона, епископа Холы, по словам аббата Арнгрима . В: Гудбрандур Вигфуссон, Йон Сигурдссон, Торвалдур Бьярнарсон и Эйрикур Йонссон (ред.): « Истории епископа », опубликованные Исландским литературным обществом. Еще один том. Копенгаген: в типографии С.Л. Мёллера, 1878. стр. 1–220.
Специфический
- ^ Маргарет Кормак, «Святые, печати и демоны: истории Селколлы», в книге « Сверхъестественные встречи в древнескандинавской литературе и традициях» , изд. Давиэль Сэвборг и Карен Бек-Педерсен, Границы, Границы, Пейзажи, 1 (Turnhout: Brepols, 2018), стр. 75–103 два : 10.1484/M.BBL-EB.5.116081 ; ISBN 978-2-503-57531-5 .
- ^ , Марлен Цикламини, «Фольклор и агиография в саге Арнгримра о Гудмундаре Арасонар» Fabula , 49 (2008), 1–18, дои : 10.1515/фабл.2008.002 .