Реформа распределения налогов в Китае в 1994 г.
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2023 г. ) |
Китайское правительство инициировало реформу финансовой и налоговой системы в 1992 году, подготовило и обнародовало в 1993 году и, наконец, осуществило в 1994 году. Реформа представляла собой крупномасштабную корректировку системы распределения налогов и структуры налогообложения между центральным и местным правительством, которая была Китая считается важной вехой в переходе финансовой системы от плановой экономики к рыночной экономике . [ 1 ] Основная цель реформы распределения налогов – сокращение бюджетного дефицита с конца 1980-х годов. Хотя реформа дала действительно замечательные результаты, она, тем не менее, вызвала такие проблемы, как более тяжелое финансовое бремя местных органов власти. Чтобы свести концы с концами, правительства начали сдавать земли в аренду (также известное как земельное финансирование), что в конечном итоге привело к росту цен на землю и жилье. Таким образом, реформа распределения налогов считается причиной жесткого земельного финансирования в Китае. [ 2 ]
История
[ редактировать ]В 1978 году, с тех пор как Китай реализовал политику реформ и открытости , Китай постепенно избавился от плановой экономической системы и пережил четкий процесс децентрализации в социальной и экономической областях, включая децентрализацию полномочий по финансовому управлению. По сравнению с ранее унифицированной фискальной системой местное самоуправление получило независимые права составления бюджета и определенную финансовую автономию. Например, местные органы власти могли определять расходы своего бюджета без вмешательства со стороны центрального правительства. До налогово-бюджетной реформы 1994 года все было предопределено, и государственные доходы были разделены на три категории: центральный доход, местный доход и общий доход, и каждый год местные органы власти платили только фиксированную сумму финансового налога центральному правительству. . [ 3 ] В некоторых местах местные органы власти снизили или освободили от налога на прибыль корпораций, чтобы оставить деньги себе. Некоторые экономисты полагали, что это и стало причиной инфляции в Китае в конце 1980-х годов. В этот период центральное правительство оказалось в серьезном кризисе и даже заняло деньги у местных органов власти. Доля бюджетных доходов в валовом национальном продукте, а также доля бюджетных доходов центрального правительства в общих бюджетных доходах быстро снизились, что привело к нехватке средств для строительства национальной обороны и инвестиций в инфраструктуру. До реформы распределения налогов в 1993 году центральное правительство получало только 22% бюджетных доходов, в то время как местные органы власти оставляли себе остальную часть, из-за чего первые не могли сводить концы с концами. [ 4 ]
В 1994 году реформа распределения налогов была официально реализована, когда бюджетные доходы центрального правительства достигли беспрецедентного роста в 203,5%. [ 5 ] Однако в 2000 году Министерство финансов и Государственная налоговая администрация разошлись во мнениях относительно того, следует ли им продолжать повышать долю государственных доходов в ВВП. Хотя министр финансов Сян Хуайчэн по-прежнему выступал за это, Цзинь Жэньцин, директор Государственного налогового управления, выступал за гибкую корректировку налоговой системы. В 2010 году, на фоне устойчивого роста бюджетных доходов центрального правительства, в местных органах власти начали проявляться разногласия. К 2015 году, когда бюджетные доходы центрального правительства достигли 50% от общей суммы, бюджетные расходы центрального правительства составляли только 15%, что усугубило дисбаланс между финансовыми полномочиями центрального правительства и местных органов власти, затруднив деятельность местных органов власти. через процесс составления бюджета и реализации. [ 6 ]
Меры
[ редактировать ]25 декабря 1993 года Государственный совет издал «Решение о внедрении системы финансового управления с разделением налогов». Статья предусматривала проведение реформы распределения налогов, начатой с 1 января 1994 года, во всех провинциях, автономных регионах и муниципалитетах, находящихся в непосредственном подчинении центрального правительства.
Децентрализация власти
[ редактировать ]«Решение о внедрении налоговой системы финансового управления» уточнило децентрализацию власти. С тех пор центральное правительство в основном отвечало за средства, необходимые для национальной безопасности, дипломатии, работы центральных государственных органов, корректировки структуры национальной экономики, координации с региональными событиями, реализации макроэкономических правил и предприятий, непосредственно управляемых центральным правительством. правительства, когда местные органы власти в основном несли расходы на работу своих собственных политических органов, их экономическое и карьерное развитие.
В соответствии с реформой расходы центрального правительства были перечислены ниже: расходы на оборону, фонды вооруженной полиции, расходы на иностранные дела, центральные административные сборы, центральные капитальные вложения в инфраструктуру, фонды на техническую трансформацию и испытания новой продукции, запущенные государственными предприятиями . сборы за геологоразведку, расходы на сельское хозяйство, организуемые центральным правительством, расходы на обслуживание внутреннего и внешнего долга центрального правительства, а также государственные расходы, включая культуру, образование, здравоохранение, науку и т. д.
С другой стороны, местные органы власти должны покрывать расходы на местное административное управление, расходы на общественную безопасность, часть фондов вооруженной полиции, расходы на развитие милиции, инвестиции в местную инфраструктуру, средства на технологическую трансформацию и испытания новой продукции, запущенные местными предприятиями, расходы на сельское хозяйство, средства на содержание и строительство городов, а также другие расходы на местную культуру, образование, здравоохранение и т. д.
Реформа налоговой политики
[ редактировать ]Реформа распределения налогов в 1994 году реклассифицировала центральный налог, местный налог и общий налог, что позволило центральному правительству расширить источники налогов. Согласно «Решению о внедрении системы финансового управления с разделением налогов», во-первых, центральный налог включал налоги, которые были необходимы для защиты национальных интересов и реализации макроэкономического регулирования. Во-вторых, налоги, непосредственно связанные с экономическим развитием, классифицируются как общие налоги. В-третьих, налоги, пригодные для сбора и управления на местном уровне, классифицируются как местные налоги, категории которых были обогащены с целью увеличения местных налоговых поступлений. Законодательные полномочия центрального налога, долевого налога и местного налога по-прежнему были централизованы центральным правительством, чтобы обеспечить унификацию национальных порядков и поддерживать единый национальный рынок и среду справедливой конкуренции для предприятий.
Как было разъяснено в ходе реформы распределения налогов в 1994 году, центральный фиксированный доход состоял из таможенных пошлин , разрешенного сбора потребительского налога и налога на добавленную стоимость таможней, налога на потребление , центрального корпоративного подоходного налога, местных банков, банков с иностранным финансированием и нефинансовых банков. - подоходный налог банковских финансовых предприятий, центральное предприятие выплачивает прибыль, а также налоги (включая налог на предпринимательскую деятельность, подоходный налог, налог на прибыль и городской налог на содержание и строительство), передаваемые железнодорожным управлением, головным офисом банка и страховой компанией. Возврат экспортного налога для внешнеторговых предприятий оплачивался центральным правительством.
Ниже перечислены местные фиксированные доходы: налог на предпринимательскую деятельность (за исключением налогов от железнодорожных ведомств, головных офисов банков и страховых компаний), местный подоходный налог с предприятий (за исключением налогов от местных банков, иностранных банков и небанковских финансовых предприятий), подоходный налог с населения, городской и поселковый налог на землепользование, налог на корректировку направления инвестиций в основной капитал, городской налог на содержание и строительство (за исключением налогов от железнодорожных ведомств, головных офисов банков и страховых компаний), налог на имущество , налог на использование транспортных средств и судов, гербовый сбор, земельный налог , сельское хозяйство и животноводческий налог, налог на специальные сельскохозяйственные продукты, налог на владение сельскохозяйственными угодьями, налоговый акт , налог на наследство и дарение , налог на прирост стоимости земли и плату за использование земель, находящихся в государственной собственности.
Что касается долевого налога, 75% НДС поступает в центральное правительство, а остальная часть принадлежит местным органам власти; Налог на ресурсы (за исключением налога на морские нефтяные ресурсы) распределяется поровну; Раньше местные органы власти обрабатывали 50% налога на обмен ценных бумаг, но с 1 января 2016 года гербовый сбор на торговлю ценными бумагами полностью переходит в центральное правительство.
Поддержка мер по реформированию
[ редактировать ]Меры поддержки, предложенные правительством, включали реорганизацию налоговой структуры, отмену некоторых необоснованных налогов и введение налогов, которые больше соответствуют рыночным реформам. Например, правительство установило систему налога с оборота с НДС в качестве основного органа, в которой налог на продукцию, налог на потребление и строительный фонд для проектов энергетики и транспорта, сдаваемых государственными предприятиями, больше не существовали. Реформа потребовала рациональной корректировки распределения финансовых ресурсов между регионами. В целях защиты интересов каждой провинции и города, особенно с учетом корыстных интересов развитых регионов, развития бедных районов и трансформации старых промышленных баз, установлен ряд режимов, касающихся налоговых деклараций и трансфертных платежей. был разработан, что во многом связано с уровнем экономического развития.
В то же время меры реформы также предполагали ограничение финансовых расходов местных органов власти. Чтобы справиться с реформой системы распределения налогов, Народный банк Китая инициировал рынок государственного долга, позволив государственным коммерческим банкам выйти на рынок государственного долга, а банкам и небанковским финансовым учреждениям - использовать государственный долг в качестве дисконтного кредита. Вторичный рынок казначейских облигаций координировался и управлялся соответствующими департаментами в целях упорядочивания выпуска казначейских облигаций и маркетизации процентной ставки по казначейским облигациям.
Результаты
[ редактировать ]
Налоговая реформа Китая 1994 года ознаменовала собой существенный шаг в переходе финансовой системы Китая от плановой экономики к рыночной экономике. Эта налоговая реформа уменьшила проблемы, вызванные первоначальной финансовой и налоговой системой местного правительства, и быстро увеличила национальные бюджетные доходы. В 1994 году, когда меры реформы были официально реализованы впервые, доходы центрального правительства достигли беспрецедентного роста на 203,5%. С 1993 по 2012 год доходы государственных финансов страны увеличились с 434,90 млрд юаней до 561,723 млрд юаней, что в целом увеличилось в 26,96 раза и на 19,02% в годовом исчислении. Бюджетные доходы Китая занимают большую долю в валовом национальном продукте , а доля национальных доходов государственных финансов в ВВП увеличилась с 12,30% в 1993 году до 22,58% в 2012 году.
Благодаря быстрому росту национальных бюджетных доходов доля центрального правительства в общих бюджетных доходах также достигла резкого роста, что улучшило финансовое положение центрального правительства. Реформа гарантировала устойчивый рост бюджетных доходов центрального правительства и контрольную способность его макроэкономического регулирования на институциональном уровне. Быстрый рост бюджетных доходов гарантировал также средства на строительство инфраструктуры, что, в свою очередь, позволило военным, вооруженной полиции, политическим и правовым институтам, а также партийным и правительственным органам вести бизнес в 1998 году.
Реформа распределения налогов в 1994 году мобилизовала энтузиазм местных органов власти к участию в бюджетных и налоговых реформах и привела к экономической конкуренции между местными органами власти за финансовые доходы. В то же время реформа распределения налогов ослабила эффект расширения политического цикла на местные бюджетные расходы. С реализацией реформы распределения налогов была создана система трансфертных платежей, призванная смягчить неравенство в финансовых ресурсах между регионами. Эта реформа унифицировала налоговую систему для предприятий, финансируемых из внутренних источников, что создало относительно справедливую рыночную конкурентную среду для отечественных предприятий.
Новые проблемы
[ редактировать ]Эта налоговая реформа значительно увеличила объем доходов центрального правительства, но проблема бюджетного дефицита все еще существовала, что привело к дисбалансу между центральными и местными бюджетными расходами и искажению отношений между центральным правительством Китая и местными органами власти. Благодаря внедрению системы распределения налогов и прямого контроля со стороны национального налогового департамента центральное правительство овладело почти 60% финансовой власти, в то время как большое количество полномочий было делегировано местным органам власти, что увеличило их бремя и повлияло на их эффективной деятельности, особенно для правительств базового уровня.
Академические круги обнаружили, что после реформы рынка жилья в 1998 году цены на городское жилье в Китае продолжали расти из-за земельного финансирования и реформы распределения налогов. Они также обнаружили, что финансовые доходы правительства Китая были переданы правительству более высокого уровня, а обязанности по социальному обеспечению были переданы правительствам более низкого уровня. В результате финансовые учреждения базового уровня, отвечающие за функции социального обеспечения, столкнулись с проблемой финансового напряжения, что привело к слабости функций социального обеспечения. Кроме того, существующая система трансфертных выплат сильно коррелировала с уровнем экономического развития, однако расходы местных органов власти в отсталых и сельских районах имели необоснованную структуру, что усугубляло недостаток социального обеспечения.
Корректировка политики
[ редактировать ]После 22 лет реализации реформы распределения налогов в 1994 году центральное правительство начало корректировать и вносить поправки в эту политику. Во время Национальной конференции 2016 года Государственный совет издал «Руководство по содействию реформе разделения финансовых полномочий между центральным и местными органами власти» и решил умеренно усилить финансовое управление центрального правительства. В то же время в руководстве уточнялось, что Министерство финансов, Центральная организация и другие соответствующие ведомства несут основную ответственность за организацию, координацию, руководство, надзор и содействие этой корректировке.
Кроме того, в Руководстве предусмотрен график реформы. В 2016 году оно взяло на себя инициативу по запуску реформы в налогово-бюджетной сфере и расходной ответственности в сфере национальной обороны и иностранных дел. С 2017 по 2018 год правительство стремилось добиться прогресса в основных государственных услугах, таких как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и транспорт. В период с 2019 по 2020 год цель реформы была достигнута, и содержание, которое необходимо внести в законы, будет уточнено, после чего Государственный совет обнародует административные правила и представит соответствующие законы Всекитайскому собранию народных представителей. Кроме того, Госсовет также разработает Закон о межправительственных финансовых отношениях и будет способствовать формированию научной и рациональной правовой системы, гарантирующей разделение финансовых дел и расходов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Цао Минь; Моу Цзиньчжоу (ноябрь 2006 г.) «Основные недостатки и улучшения нынешней системы распределения налогов в Китае » .
- ^ Ли Сюнь; Хуан Лянсюн (2013). «Тайна земельного фискального роста в Китае: реформа системы распределения налогов и стратегический характер земельного фискального роста» (Ежеквартально) 12 ( 4).
- ^ Оксенберг, Мишель; Тонг, Джеймс (1991). «Эволюция центрально-провинциальных бюджетных отношений в Китае, 1971–1984 годы: формальная система» . China Quarterly (125): 1–32. ISSN 0305-7410 .
- ^ «Статистический ежегодник Китая за 2014 год» . Архивировано из оригинала 26 декабря 2015 г. Проверено 28 января 2016 г.
- ^ Пэн Цзянь (май 2014 г.). «Двадцать лет реформы налогово-бюджетной системы: обзор и размышления » .
- ^ Сюй Шанда г. 2016 ( . ) октября 04