Фиксированная цена книги
Фиксированная балансовая цена (FBP) — это форма поддержания цены перепродажи, применяемая к книгам . Это позволяет издателям определять цену книги, по которой она будет продаваться публике. FBP может принять форму закона, обязательного для всех розничных продавцов , или соглашения между издателями и книготорговцами . Примером закона о фиксированной балансовой цене является французский закон Ланга и немецкий Buchpreisbindung . Примером торгового соглашения является бывшее Соглашение о Net Book в Соединенном Королевстве .
Ключевая идея FBP заключается в поощрении неценовой конкуренции между книготорговцами с целью содействия продаже малоизвестных, трудных или культурно интересных книг, а не в обслуживании только читателей блокбастеров . Для этого предполагается, что FBP гарантирует, что книготорговцы, предоставляющие соответствующие предпродажные услуги , смогут окупить свои более высокие затраты с гарантированной прибылью на блокбастеры.
Системы фиксированных балансовых цен с различными оговорками существуют в некоторых развитых странах с начала двадцатого века. Они остаются в силе в одной трети государств-членов Европейского Союза, а также в некоторых других странах. Несмотря на название, большинство законов и соглашений о фиксированных ценах на книги на самом деле устанавливают минимальные цены , что позволяет продавцам незначительно отклоняться от цены, установленной издателями. Таким образом, они лишь ограничивают ценовую конкуренцию, а не подавляют ее полностью. [ 1 ]
Принцип
[ редактировать ]Основной причиной введения FBP (либо по соглашению, либо по закону) является убежденность в том, что густая сеть хорошо укомплектованных, высококачественных книжных магазинов является необходимым условием для публикации большого разнообразия книг, большое разнообразие само по себе считается желательным для культурных кругов. жизнь страны ( Canoy, van Ours & van der Ploeg 2006 , стр. 742). Такие книжные магазины несут дополнительные расходы, которых не несут дискаунтеры, которые просто заполняют свои полки актуальными блокбастерами. Поскольку на долю последних приходится значительная часть продаж книг, ценовая конкуренция между магазинами высококачественных книг и дискаунтерами снижает прибыльность книжных магазинов.
FBP позволяет издателю смягчить эту конкуренцию и тем самым гарантирует достаточную прибыль для работы высококачественных книжных магазинов.
Объем
[ редактировать ]
Исторически сложилось так, что в большинстве стран со значительной книжной промышленностью FBPA существует с 19 века. Развитие конкурентной политики в 1970-е годы привело к волне отмен этих соглашений (Австралия, 1972 г., Швеция, 1974 г., Великобритания, 1995 г.) в то время, когда любая форма поддержания перепродажных цен воспринималась с большим подозрением. И наоборот, другие страны (Испания, 1975 г., Греция, 1997 г., Италия, 2005 г.) приняли законы, делающие FBP обязательным.
В следующей таблице представлен обзор распространенности FBP в богатых странах (источники: Европейская федерация книготорговцев). [ 2 ] и ( Canoy, van Ours & van der Ploeg 2006 , стр. 749)).
Страна | ФБП | Комментарий |
---|---|---|
Германия | да | С 1888 года взаимное соглашение заменено законом в 2002 году. |
Аргентина | да | Юриспруденция с 2001 года. [ 3 ] |
Австрия | да | Закон с 2000 года. |
Южная Корея | да | Закон с 2003 г., поправки внесены в 2014 г. |
Дания | да | Деловой договор с 1837 г., с изменениями, внесенными в 2001 г. |
Испания | да | 2007 Закон [ 4 ] заменяющий Закон 1975 года [ 5 ] |
Франция | да | Деловое соглашение аннулировано в 1979 году, закон действует с 1981 года. |
Греция | да | Закон с 1997 г., поправки внесены в 2014 г. [ 6 ] |
Венгрия | да | Деловое соглашение |
Италия | да | Закон принят в 2001 году, с поправками, внесенными в 2011 году для ужесточения закона (так называемая реформа Леви). [ 7 ] |
Япония | да | |
Люксембург | да | Только отечественные книги |
Мексика | да | Юриспруденция с 2008 года. [ 8 ] (применяется только в течение первых 18 месяцев после публикации книги) |
Норвегия | да | Деловое соглашение между членами ассоциации книготорговцев и издателями с 1962 года (пересмотрено в 2005 году). Закон, обязательный для всех продавцов книг, предложенный в 2013 году, но неизвестно, отменит ли следующий парламент это предложение до того, как оно вступит в силу. |
Нидерланды | да | Хозяйственный договор с 1923 года, право с 2005 года. |
Португалия | да | Закон с 1996 года. [ 9 ] |
Словения | нет | Закон с 2014 по 2020 год. |
Хорватия | да | Юриспруденция с 2007 года. |
Австралия | нет | Отменено в 1972 году. |
Бельгия | да | Да, по закону. Фиксированная цена устанавливается в течение первых 6 месяцев после публикации книги. |
Бразилия | нет | На учебе [ 10 ] |
Канада | нет | |
Эстония | нет | |
Соединенные Штаты Америки | нет | |
Финляндия | нет | Отменено в 1971 году. |
Ирландия | нет | Соглашение Великобритании о сетевых книгах действовало до 1992 года; в 1994 году оно было запрещено Управлением по конкуренции . [ 11 ] |
Польша | нет | |
Чешская Республика | нет | |
Великобритания | нет | Отменено в 1995 г. |
Швеция | нет | Отменено в 1974 году. |
Швейцария | нет | Запрещен антимонопольным органом в 1999 году. Законодательство, повторно вводящее его, провалилось на референдуме 2012 года. |
Венесуэла | нет | [ 12 ] |
Оценка
[ редактировать ]Оценка ФБП неоднозначна. С одной стороны, большинство экономистов (( Canoy, van Ours & van der Ploeg 2006 ) для обзора, ( Ringstad 2004 ) для конкретного обсуждения) скептически относятся к культурным достоинствам FBP и подчеркивают его искажающее воздействие. С другой стороны, другие экономисты (( Rouet 2007 ) в случае Франции, ( Backhaus & Hansen 2003 ) в случае Германии) и представители книжной индустрии [ ВОЗ? ] утверждают, что FBP — единственный инструмент, позволяющий публиковать сложные, интеллектуальные и культурно значимые книги. [ нужны разъяснения ] быть опубликованным. Поэтому, по их мнению, искажение должно объяснять гораздо более значительные культурные внешние эффекты значимых культурных произведений. Более поздние исследования, основанные на межстрановом исследовании европейских стран, выявили положительные эффекты от политики FBP. [ 13 ] ( Canoy, van Ours & van der Ploeg 2006 Как выразились , стр. 743):
Культурные достоинства, приписываемые таким соглашениям, достигли почти мифических размеров. Ни одна общественная дискуссия в Европе о культурной ценности книг не обходится без обсуждения FBP.
Теоретическая основа
[ редактировать ]несколько структур промышленной организации Для оценки последствий FBP можно применить .
Наиболее часто цитируемый результат ( Telser 1960 ). В этой статье говорится, что когда два ритейлера могут участвовать в реальных предпродажных услугах , то есть могут предпринять ненаблюдаемые дорогостоящие усилия, которые увеличивают спрос на них обоих (реклама, встречи с авторами, тематические недели), у каждого из них появляется стимул к бесплатному проезду. на усилия другого розничного торговца, установившего цену немного ниже его конкурента (который не может соответственно снизить свою цену, поскольку он поддерживает затраты на более высокий уровень усилий). Это приводит к неоптимальному (слишком низкому, с точки зрения издателя) уровню совокупных усилий. Отменяя возможность ценовой конкуренции, FBP делает невозможным такого рода оппортунистическое поведение и побуждает обоих ритейлеров конкурировать в сфере услуг.
По мнению ( Canoy, van Ours & van der Ploeg 2006 ), основная идея FBP (поддержание высоких цен на бестселлеры с целью субсидирования продажи менее популярных книг) неубедительна по нескольким причинам:
- рынок субсидирует новые книги как таковые, чтобы получить бестселлер
- нет никакой гарантии, что субсидия все равно будет предоставлена. Фактически, авторы предполагают, что и издатели, и книготорговцы имеют стимул не выполнять эту задачу.
- если менее популярные книги менее эластичны по цене, чем популярные книги, монопольная прибыль от них выше
- даже если субсидия работает, нет никакого учета, что и как это сделано
- даже если субсидия сработает, неясно, стоит ли она искажения цен
Эмпирическая оценка
[ редактировать ]( Ringstad 2004 ) и ( Fishwick 2005 ) предоставляют эмпирические оценки FBP, сравнивая страны с FBP и без него (Скандинавские страны для Рингстада, Франция и Великобритания для Фишвика). По мнению этих авторов, двумя основными последствиями отмены FBP являются вытеснение небольших независимых книжных магазинов более крупными сетевыми магазинами и снижение цен на бестселлеры, компенсируемое ростом цен на все остальные книги.
( Ringstad 2004 ) отмечает, что уровень цен на книги и количество опубликованных наименований меняется одинаковым образом во всех скандинавских странах (Норвегия, Швеция, Финляндия), хотя только Норвегия имеет FBP, а Финляндия принадлежит к другой языковой группе. Однако в Дании (FBP с 2000 г.) цены на книги росли на одну треть быстрее, чем общая инфляция с 1985 г., а количество проданных книг упало на две трети, что резко контрастирует со Швецией и Норвегией, которые принадлежат к одной лингвистической группе. группа. Его вывод, подкрепленный элементами из ( Fjeldstad 2001 ), заключается в том, что эффект от FBP меньше, чем думают его сторонники и критики, и что другие институциональные соглашения (например, только книжные магазины могут продавать учебники в Норвегии) лучше объясняют эволюцию книжные рынки в этих странах.
По данным ( Fiswick 2005 ), прекращение действия FBPA в Великобритании (1995 г.) привело не к резкому сокращению количества книжных магазинов, а скорее к вытеснению небольших независимых книжных магазинов крупными сетевыми магазинами. Однако он отмечает, что первый остался в силе там, где существовал спрос, чувствительный к качеству, и что конкуренция между книжными магазинами стимулировала сокращение операционных расходов благодаря лучшей логистике и управлению коллекциями (аргумент также можно найти в ( Ringstad 2004 )). Противоречивым образом ( Rouet 2007 ) показывает, что во Франции FBP помогала поддерживать густую сеть независимых книжных магазинов, сдерживала развитие сетевых книжных магазинов и стимулировала супермаркеты к увеличению предложения книг. Фишвик также показывает, что, хотя количество издаваемых книг растет так же быстро, как и во Франции, нет никаких признаков общего роста цен на книги. Однако он показывает, что за этой стабильностью скрывается сильный распределительный эффект. Сравнение с Францией показывает, что FBP приводит к увеличению цен на бестселлеры по сравнению с рынками, не относящимися к FBP, и к уменьшению количества малопродаваемых или давно продаваемых книг. Он утверждает, что оценить этот эффект сложно, поскольку связь между (не)популярностью книги и ее культурной ценностью неясна, тогда как потребители малопродаваемых книг в среднем богаче, чем потребители бестселлеров (что делает FBP (субсидирование более богатых людей более бедными).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аппельман, Марья (2003). «Фиксированная цена книги». Справочник по экономике культуры : 237–238.
- ^ «Книжная торговля в Европе» . Европейская федерация книготорговцев. 1 февраля 2006 г. Архивировано из оригинала 21 июня 2006 г.
- ^ «ЗАКОН 25 542 о защите свободной деятельности от 2001 года» . Архивировано из оригинала 27 мая 2009 г. Проверено 12 июня 2009 г.
- ^ «ЗАКОН 10/2007 от 22 июня о чтении, книгах и библиотеках» .
- ^ «Лей, 9/1975, 12 марта, дель Либро» (PDF) (на испанском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 13 июля 2009 г. Проверено 12 июня 2009 г.
- ^ « Эпоха недовольства: греческое издательство пережило шесть лет жесткой экономии» . 12 января 2016 г.
- ^ «ЗАКОН от 27 июля 2011 года № 128» .
- ^ Мария (28 октября 2015 г.). «ОЖИДАНИЯ НА СВИДАНИЯ ПО ВСЕМУ МИРУ: КТО ПЛАТИТ?» .
- ^ «Декрет-Закон № 176/96 от 21 сентября» . Архивировано из оригинала 23 июля 2014 г. Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ «Единая цена на книги» .
- ^ «Письменные ответы — Соглашение NET Book» . Дебаты Дайля Эйриана . Дублин: Oireachtas. 6 февраля 1996 г., стр. Том 461 № 1, стр. 159 cc193–195 . Проверено 27 февраля 2018 г.
- ^ «Книжный закон от 18 ноября 2000 г.» . Архивировано из оригинала 7 октября 2008 г. Проверено 12 июня 2009 г.
- ^ Уильямс, Рис Дж. (30 марта 2024 г.). «Эмпирические эффекты поддержания перепродажных цен: данные политики фиксированных балансовых цен в Европе» . Журнал конкурентного права и экономики . стр. 108–136. дои : 10.1093/joclec/nhae004 .
Библиография
[ редактировать ]- Каной, Марсель; ван Оурс, Ян К.; ван дер Плог, Фредерик (2006), «Глава 21: Экономика книг», Справочник по экономике искусства и культуры , Справочник по экономике искусства и культуры, том. 1, Elsevier, стр. 720–761, doi : 10.1016/S1574-0676(06)01021-0 , ISBN. 978-0-444-50870-6
- Руэ, Франсуа (2007), Книга, мутации культурной индустрии , Les Études de la documentation française (на французском языке) (2-е изд.), Париж: La Documentation française
- Бакхаус, Дж.Г.; Хансен, Р. (2003), «Поддержание перепродажных цен на книги в Германии и Европейском Союзе: юридический и экономический анализ» , От экономической к правовой конкуренции: новые перспективы права и институтов в Европе : 87 , получено 6 июня 2009 г. 12
- Рингстад, В. (2004), «О культурных благах фиксированных книжных цен» (PDF) , Международный журнал культурной политики , 10 (3): 351–365, doi : 10.1080/1028663042000312570 , S2CID 153493495 , получено в 2009–06 гг. -12
- Фишвик, Франк (2005), «Книжная торговля в Соединенном Королевстве в 2004 году» (PDF) , Les Cahiers du SLF (на французском языке), 2 : 33–44 , получено 12 июня 2009 г.
- Тельсер, Лестер (1960), «Почему производители должны хотеть справедливой торговли», Journal of Law and Economics , 3 : 86–105, doi : 10.1086/466564 , JSTOR 724814 , S2CID 154443904
- Фьельдстад, Антон (2001). Ценим книги: о системе цен на книги в некоторых европейских странах (на норвежском языке). Осло: Норвежский совет по культуре. ISBN 978-82-7081-097-0 .